Эта разработка предназначена для внеурочной деятельности по бурятскому языку для 2 класса. Привлечение детей к бурятскому языку . Устное народное творчество есть у каждого народа, поэтому в своей разработке я привлекаю внимание детей на УНТ бурятских сказок. Детям понравилась сказка.
Конспект занятия про сагаалган.docx
Внеурочное занятие «Готовимся к празднику Белого месяца —
Сагаалгану»
Цели: приобщение детей к истокам бурятской самобытной культуре,
знакомить детей с национальным праздником Сагаалган, формировать
представление о празднике, вызвать интерес к истории бурятского народа.
Задачи:
1.Способствовать возрождению традиций и обычаев бурят.
2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважения.
3. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию
детей.
4.Формировать нравственно ценные личностные качества сопереживания,
соучастия, сопричастности.
Ход занятия:
1. Приветствие!
Амар мэндэ, хундэтэ нухэдууд
Хундэтэ нютагаархиднай!
Дети, какие зимние праздники вы знаете? (Новый год)
А какой бурятский зимний праздник, вы знаете? (Сагаалган)
Когда отмечается этот праздник? (в феврале)
Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) Несколько занятий мы с вами посвятим знакомству с традициями и
обычаями празднования белого месяца.
Дети, вы знаете, как буряты готовятся к празднику Сагаалган? (ответы
детей)
Ребята, а как мы готовимся к новому году? (Ответы детей)
А что вы, хотели бы узнать об этом празднике Сагаалгане?
Чтобы подготовиться к этому празднику, мы должны узнать побольше об
этом празднике.
Дети, а когда у нас наступает новый год? (1 января)
У разных народов мира существуют самые разные системы календарей, по
которым наступает новый год. В Бурятии первый месяц года называется
Сагаалган – Белый месяц и каждый год носит название какоголибо
животного.
А знаете ли вы, почему разные животные становятся символом года?
(ответы детей)
По восточному календарю новый год привязан к лунному циклу.
По этому календарю, каждый наступивший год имеет название животного.
Чтобы лучше запомнить названия годов есть легенда о 12 животных.
2. Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку лунного цикла.
Дети выходят на инсценировку.
Ведущая: На востоке существует такая легенда: както раз накануне
Нового года, обнаружил великий Будда, что идут года без названия, без
примет скучной чередой. Повелел он тогда всем животным: если явятся к нему на совет, будут награждены подарком. Но не все животные
откликнулись на приглашение Будды. Пришли только 12 животных, зато
подарки получили поистине божественные. Каждый по порядку прихода был
такая получилась у Будды очередь:
1.Честная и суетливая Мышь (выходит ученик в маске мыши).
Мышь: Арбан хоер жэл дахуулан ерэдэг
Амитанда хорогүй Хулгана жэл.
Двенадцать годов за собою ведет
Все тропы, разведав Мышиный год.
2. Трудолюбивый и замкнутый Бык (выходит ученик в маске быка).
Бык: Баржагар хужуун тамиртай,
Баранда туhатай Ухэр жэл.
За ним, поднимая крутые снега,
Шагает уверенно год Быка.
3. Чувствительный и эгоистичный Тигр (выходит ученик в маске тигра).
Тигр: Гараараа ногтолон барихын аргагүй
Габшагай шуумар Бара жэл.
А там уже третий неслышно крадется
Он исстари годом Тигровым зовется.
4. Счастливчик – Заяц (выходит ученик в маске зайца).
Заяц: Дэбхэрэн холо харайдаг зантай
Дэрбэгэр шэхэтэй Туулай жэл.
Четвертый недаром повсюду считается,
Любимец детишек год Зайца. 5. Грозный и справедливый Дракон (выходит ученик в маске дракона).
Дракон: Ерэн алда абарга бэетэй
Ербэдуу сахилгаата Луу жэл.
Среди звездопадов с высот небосклона
На землю спускается год Дракона.
6. Мудрая и красивая Змея (выходит ученик в маске змеи).
Змея: Жалгын ногоое хүдэлгэн гүйг
рѳѳ
Заралан мүлхидэг Могой жэл.
Шестым же, сверяя подсчеты свои,
Заносим мы в численник год Змеи.
7. Веселая, но часто неудачливая лошадь (выходит ученик в маске лошади).
Лошадь: Инсагаалhан уярма дуутай
Илалтын hүлдэ Морин жэл.
Дождинкой, словно уздечкой звеня,
Над степью проносится год Коня.
8. Артистичная и застенчивая Овца (выходит ученик в маске овцы).
Овца: Манайнгаа нюудые баясуулан бэлшэдэг
Маарахань з
ѳѳ
лэн Хонин жэл.
Восьмым по порядку неспешно идет
Степенный и тихий Овечий год.
9. Изобретательная и общительная Обезьяна (выходит ученик в маске
обезьяны).
Обезьяна: Нарата халуун орондо нютагтай
Намаагаар дамжадаг Бишэн жэл. Лишь вспомним и представим лианы,
Поскольку девятый год обезьяны.
10. Мечтательная и окрыленная Курица (выходит ученик в маске курицы).
Курица: Олондо магтуулан ундэгэ асардаг
Орооhо тэжээлтэй Тахяа жэл.
А в следующем хлопочет, хозяйкой крутится
Радушный год Курицы.
11. Преданная и упрямая Собака (выходит ученик в маске собаки).
Собака: Сагаан hанаатай, эзэндээ дуратай
Сахариг hүүлтэй Нохой жэл.
Вдогонку несется, как всадник в атаке,
Веселый, задиристый год Собаки.
12. Вспыльчивый интеллектуал Кабан (выходит ученик в маске кабана) .
Кабан: Табан сагаандал шантагар хоншоортой
Тарган монсогор Гахай жэл.
Рассвет приближается, меркнет луна,
Двенадцатым значится год Кабана.
Курица: Как быстро летит время. Мой год еще принесет всем немало радости
и добра, но по закону лунного календаря мой год завершится и наступит год
Собаки.
Дети садятся на свои места.
Вывод: Почему года имеют названия животных? (ответы детей)
Почему года были подарены именно в таком порядке ? 3.Ребята вы на Новый Год всегда поздравляете друг друга и родных.
Есть у бурят удивительный обычай – произносить благопожелания.
Слово «БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ» как вы понимаете это слово ? (ответы детей)
Благопожелания – это глубокая философия, высокое искусство, это душа
народа. Они передаются из поколения в поколение и имеется на все случаи
жизни: к рождению ребенка, к свадьбе, к праздникам.
На праздник Белого Месяца буряты поздравляют друг друга –
благопожеланиями.
Давайте, дети разделимся на 3 группы. Каждая группа придумает
благопожелания на праздник Белого Месяца.
Дети разделились на 3 группы.
Оформляем выставку…..
Итог занятия: Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Что было интересного для вас на занятии?
Дети продолжили знакомство с родным краем, узнали об одном из самых
главных праздников бурят, о их обычаях традициях. Игра приобрела
положительный характер в развитии личности ребенка, при
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.