«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ КарбышеваН.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2022год « «____________2022 год
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
На 2022-2022 учебный год
1 класс
МБОУ Сокольчинская СОШ №3
Составитель:
Баженова Наталья Михайловна, учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Программа курса внеурочной деятельности «Школа развития речи»
1 – 4 классы
Рабочая программа курса по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Школа развития речи» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. с изменениями 2015 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Соколовой Т.Н., с использованием учебно-методического комплекта курса
«Школа развития речи».
Программа данного курса предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
· обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
· создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
· формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения
орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Отличительные особенности программы:
- в основу ее реализации положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- определены виды организации деятельности обучающихся, направленные на достижение ими личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности;
- предполагается уровневая оценка достижения планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: учителем начальных классов, администрацией, педагогом-психологом;
- определены виды деятельности обучающихся по каждой теме курса внеурочной деятельности.
Занятия в рамках курса организуются с учетом следующих ценностных ориентиров:
ценность истины - это ценность научного познания для развития каждого человека и культуры в целом; ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, однако естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства; ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к Родине, народу, в осознанном желании служить Отечеству;
ценность науки - ценность знания.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Учащиеся научатся:
§ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
§ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
§ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
§ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
§ владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся научатся:
§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
§ вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
§ пользоваться словарями, справочниками;
§ строить рассуждения.
У учащихся будут сформированы:
§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
§ осознание роли речи в общении людей;
§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
§ интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
§ адекватно воспринимать оценку учителя;
§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся научатся:
§ понимать, что такое многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
§ понимать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
§ различать стили речи: разговорный и книжный;
§ различать типы текстов;
§ уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
§ выразительно читать небольшой текст по образцу;
§ определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
§ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
§ быть хорошим слушателем;
§ определять лексическое значение слова;
§ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
§ редактировать предложения;
§ определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
§ сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
§ распознавать типы текстов;
§ устанавливать связь предложений в тексте;
§ распознавать стили речи.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав
действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах тестирование; практические работы;
творческие работы учащихся; контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
1 класс.
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова –
«родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Основные виды деятельности |
дата |
|
план |
ф |
||||
Речь(2ч.) |
|
||||
1. |
Речь. |
Знакомство с ролью речи в жизни людей. |
Определить роль речи в жизни людей. |
08.09 |
|
2. |
Тише, громче. |
Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. |
Тренировка навыков выразительной речи. |
15.09 |
|
Слово(16ч.) |
|
|
|||
3. |
Слова, слова, слова. |
Формирование представлений о слове как комплексе звуков. |
Рассказ о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение |
22.09 |
|
4. |
Озорные буквы. |
Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. |
Выведение понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. |
29.09 |
|
5. |
Слова играют в прятки. |
Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. |
Развитие внимательного отношения к слову. |
06.10 |
|
6. |
Слово и его значение. |
Сведения о лексическом значении слова. |
Рассказывать о лексическом значении слова. |
13.10 |
|
7. |
Прямое и переносное значение слова. |
Сведения о прямом и переносном значении слова. |
Различать понятия о прямом и переносном значении слова. |
20.10 |
|
8. |
Многозначные слова. |
Формирование первичного представления о многозначности слов. |
Вывести понятие многозначности слова. |
27.10 |
|
9. |
Омонимы. |
Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. |
первичное представление об омонимах. |
10.11 |
|
10. |
Синонимы. |
Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. |
первичное представление о синонимах. |
17.11 |
|
11. |
Антонимы. |
Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. |
первичное представление об антонимах. |
24.11 |
|
12. |
Тематические группы слов. |
Познакомить с тематическими группами слов |
Выделять тематические группы слов. |
01.12 |
|
13. |
Наш цветной мир. |
Формировать первичное представление об образности. |
На примерах вывести первичное представление об образности. |
08.12 |
|
14. |
Что на что похоже? |
Формировать первичное представление о сравнении. |
Первичное представление о сравнении. |
15.12 |
|
15. |
Что на что похоже? |
|
|||
16. |
Голоса природы. |
Использование изученного материала для развития воображения, памяти. |
Развитие познавательного интереса к языку во время словесных игр. |
12.01 |
|
17. |
Проверим себя. |
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. |
уметь применять знания в нестандартной ситуации в соревнованиях между командами |
19.01 |
|
18. |
Загадки. |
Формировать умения отгадывать загадки. |
Тренировка в отгадывании загадок. |
26.01 |
|
Культура общения (5ч.) |
|
||||
19. |
Культура речи. |
Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. |
Тренировка навыков культурной речи в диалогах. |
02.02 |
|
20. |
Вежливые слова. |
|
|||
|
Пословицы. |
Формирование навыков употребления в речи образных выражений. |
Тренировка навыков употребления в речи образных выражений при объяснении фразы |
16.02 |
|
21. |
Учимся рассуждать. |
Сведения о причинно-следственных связях между предметами, явлениями, событиями. |
установление причинно-следственных связей между предметами, явлениями, событиями. |
02.03 |
|
22. |
Учимся рассуждать. |
Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. |
|
||
Текст.(10ч.) |
|
||||
23. |
Текст. |
Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). |
Первое представление о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). |
16.03 |
|
24. |
Текст. |
Обсуждение целостного единства предложений в тексте |
|
||
25. |
Заглавие текста. |
Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. |
Тренировка навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. |
06.04 |
|
26. |
Тема текста. |
Определение темы текста и составление текста на определенную тему. |
Тренировка навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. |
13.04 |
|
27. |
Повторение пройденного. |
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. |
применение знаний в нестандартной ситуации: конкурс «Знайка» |
20.04 |
|
28. |
Опорные слова. |
Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. |
Тренировка навыка составления текста по опорным словам. |
27.04 |
|
29. |
Мы строим текст. |
Отработка навыков построения связного текста. |
Тренировка навыков построения связанного текста. |
04.05 |
|
30. |
Мы строим текст. |
Сформирование сведений построения связного текста. |
|
||
31. |
План текста. |
Составление плана текста, обсуждение его особенностей. |
Тренировка навыков составления плана текста. |
18.05 |
|
32. |
План текста. |
Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. |
|
||
33. |
Проверим себя. |
Выявить уровень усвоения изученного материала. |
применение знаний в нестандартной ситуации: КВН |
25.05 |
34. |
Итоги года. КВН. |
|
|
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
24. Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.