Внеурочная деятельность "занимательная математика"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа +1
1 кл
25.04.2017
Внеурочная деятельность "занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающегомир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочьфакультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьниковс применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволятобучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенностьв своих силах.
матем.docx
Программа   внеурочной деятельности   «Занимательная математика» Пояснительная записка Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более   успешно,   если   урочная   деятельность   дополнится   внеурочной   работой.   В   этом   может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования   элементов   логической   и   алгоритмической   грамотности,   коммуникативных умений   младших   школьников   с   применением   коллективных   форм   организации   занятий   и использованием   современных   средств   обучения.   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного поиска,   предоставление   возможности   сделать   собственное   «открытие»,   знакомство   с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к   предмету,   развитие   наблюдательности,   геометрической   зоркости,   умения   анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть   использовано   для   показа   учащимся   возможностей   применения   тех   знаний   и   умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика факультатива. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность   по   направлению   «Общеинтеллектуальное   развитие   личности».   Программа предусматривает   включение   задач   и   заданий,   трудность   которых   определяется   не   столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует   появлению   у   учащихся   желания   отказаться   от   образца,   проявить самостоятельность,   а   также   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска   и   развитию сообразительности,   любознательности.   В   процессе   выполнения   заданий   дети   учатся   видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от   вопроса   к   ответу   —   это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться, задумываться,   стараться   самому   находить   выход­ответ.   Факультатив   «Занимательная математика»   учитывает   возрастные   особенности   младших   школьников   и   поэтому предусматривает   организацию   подвижной   деятельности   учащихся,   которая   не   мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.   Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми  (возможность подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации факультатива   целесообразно   использовать   принципы   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий   один   раз   в   неделю.   Содержание   факультатива   отвечает   требованию   к   организации внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»   и   не   требует   от   учащихся дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и   заданий   отражает   реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. (   «Центры»   деятельности:   конструкторы,   электронные   математические   игры   (работа   на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) Ценностными ориентирами содержания факультатива являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; —   формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить   простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; —формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   программы факультатива.  Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: —   развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении   разнообразных   заданий проблемного и эвристического характера; —   развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремлённости,   умения   преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия   и   последовательность   чисел   от   1   до   20.   Подсчёт   числа   точек   на   верхних   гранях выпавших  кубиков.  Числа  от 1  до 100.  Решение  и  составление  ребусов,  содержащих  числа. Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения   однозначных   чисел   и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное   число,   и   др.   Поиск   нескольких   решений.   Восстановление   примеров:   поиск   цифры, которая   скрыта.   Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: —   «Весёлый   счёт»   —   игра­соревнование;   игры   с   игральными   кубиками.   Игры:   «Чья   сумма больше?»,   «Лучший   лодочник»,   «Русское   лото»,   «Математическое   домино»,   «Не   собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; —   игры:   «Волшебная   палочка»,   «Лучший   счётчик»,   «Не   подведи   друга»,   «День   и   ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; —  игры  с  набором  «Карточки­считалочки»   (сорбонки)  —  двусторонние   карточки:   на  одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики­нолики», «Крестики­нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы   «Часы»,   «Весы»   из   электронного   учебного   пособия   «Математика   и конструирование». Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; (Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.) — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; —   включаться   в   групповую   работу,   участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; —   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные   мнения,   использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата  с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными,   с   избыточным   составом   условия.   Последовательность   шагов   (алгоритм)   решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств   для   моделирования   ситуаций,   описанных   в   задачах.   Задачи,   решаемые   способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково­ символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные   представления.   Понятия   «влево»,   «вправо»,   «вверх»,   «вниз».   Маршрут передвижения. Точка начала движения;  → 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному число, стрелки 1 маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута   (рисунка)   и   его   описание.   Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры   в   конструкции.   Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным контуром   конструкции.   Поиск   нескольких   возможных   вариантов   решения.   Составление   и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы   «Танграм»,   «Спички»,   «Полимино»,   «Кубики»,   «Паркеты   и   мозаики», «Монтажник»,   «Строитель»   и   др.   из   электронного   учебного   пособия   «Математика   и конструирование». Универсальные учебные действия: —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1  → 1  ↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать   расположение   деталей   (танов,   треугольников,   уголков,   спичек)   в   исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять   закономерности   в   расположении   деталей;   составлять   детали   в   соответствии   с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. ( Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3­е изд. — М.: Просвещение, 1991.) Вместо спичек можно использовать счётные палочки. Тематическое планирование Коли честв в 5 1 1 1 1 Дата проведения Содержание Оборудование урока Игра «Муха» («муха» перемещается по   командам   «вверх»,   «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). игровое поле 3 × 3 клетки карточки «танграм» Составление   картинки   с   заданным разбиением   на   части;   с   частично заданным разбиением на части; без заданного   разбиения.   Проверка выполненной работы.  Построение   рисунка   (на   листе   в клетку) в соответствии с заданной последовательностью   шагов   (по алгоритму).   Проверка   работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Подсчёт   числа   точек   на   верхних гранях   выпавших   кубиков   (у каждого   два   кубика).   Взаимный контроль. Кубики с точками карточки «танграм»  Составление   картинки   с   заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление картинки, в   представленной   уменьшенном   масштабе.   Проверка выполненной работы. о часо № Тема Геометрическая   мозаика Математика   —   это интересно.   Решение нестандартных задач.   древняя Танграм: китайская головоломка   Путешествие точки 1 2.  3.  Игры с кубиками   4.  5.    древняя Танграм: китайская головоломка 1 Числа. Арифметические действия. Величины.     2 6.  7.  8.  9.  10 11. 12. 13. 14. Волшебная линейка Шкала линейки.   Праздник числа 10   Геометрическая мозаика Конструирование многоугольников   из деталей танграма   Числа. Арифметические действия. Величины. Игра­соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Геометрическая мозаика Конструкторы лего. Сбор   модели   по схеме.  Весёлая геометрия Числа. Арифметические действия. Величины.  Математические игры Геометрическая 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 карточки «танграм» Таблица 4х5 с числами от 1 до 20 кубики Конструктор лего Сведения   из   истории   математики: история возникновения линейки. Игры:   «Задумай   число»,   «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров:   поиск   цифры,   которая скрыта. Составление   многоугольников   с заданным   разбиением   на   части;   с частично   заданным   разбиением   на части;   без   заданного   разбиения. Составление   многоугольников, представленных   в   уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Подсчёт   числа   точек   на   верхних гранях   выпавших   кубиков   (у каждого   два   кубика).   Взаимный контроль.   с     деталями Знакомство конструктора, схемами­ инструкциями   и   алгоритмами построения конструкций. Выполнение по собственному замыслу  постройки       Решение   задач,   формирующих геометрическую наблюдательность.   Построение «математических» пирамид:   «Сложение   в   пределах 10», «Вычитание в пределах 10». 15. 16. 17. 18.   19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. мозаика «Спичечный» конструктор   «Спичечный» конструктор. Задачки. Мир занимательных задач Задачи­смекалки Геометрическая мозаика Прятки с фигурами Числа. Арифметические действия. Величины.   игры. Математические Числовые   головоломки   Математическая карусель Математическая карусель Уголки Игра в магазин.  Геометрическая мозаика Конструирование фигур   из   деталей танграма. 2 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 Построение   конструкции   по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.   Проверка   выполненной работы. Задачи   с   некорректными   данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Поиск   заданных   фигур   в   фигурах сложной конфигурации. Работа с  таблицей «Поиск   треугольников   в   заданной фигуре.    Построение «математических» пирамид:   «Сложение   в   пределах 10», «Сложение   в   пределах   20», «Вычитание   в   пределах   10», «Вычитание в пределах 20». Решение   и   составление   ребусов, содержащих   числа.   Заполнение числового кроссворда (судокку). Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы,   математические головоломки, занимательные задачи.   по   образцу, Составление   фигур   из   4,   5,   6,   7 уголков:   по собственному замыслу. Монеты   Сложение   и   вычитание   в пределах 20. Составление   фигур   с   заданным разбиением   на   части;   с   частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, в уменьшенном   масштабе.   Проверка выполнен­ ной работы. представленных     Спички,  счетные  палочки.  Таблица «Поиск треугольник ов в заданной фигуре»    Таблицы для начальной школы. Математика: в   6   сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1   Кубики   с точками   и числами. Сложение   и   вычитание   в   пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях   выпавших   кубиков   (у каждого   два   кубика).   На   гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. Вычисления в группах. Пер­ вый   ученик   из   числа   вычитает   3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает   3,   а   четвёртый   — прибавляет   5.   Ответы   к   четырём раундам записываются в таблицу. 1­й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2­й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. «Волшебная   палочка»,   «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение   задач  разными   способами. Решение нестандартных задач.     в Работа «центрах» деятельности:конструкторы,матема тические головоломки, занимательные задачи.   Решение   и   составление   ребусов, содержащих   числа.   Заполнение числового кроссворда (судоку).    Построение «математических» пирамид:   «Сложение   в   пределах 20», «Вычитание в пределах 20». 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Числа. Арифметические действия. Величины. Игры с кубиками 3 1 Математическое путешествие Сложение вычитание пределах 20.        и в Математические игры. Мир занимательных задач Секреты задач. Математическая карусель Числа. Арифметические действия. Величины.   головоломки Числовые Математические   игры Математические игры Итого:   1 1 2 1 1 3 1 1 1 33ч.

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"

Внеурочная деятельность "занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017