Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены ФГОС, с учётом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в общеобразовательном классе. Программа предусматривает уроки по развитию речи. В рабочей программе также предусмотрены резервные часы на проведение проверочных работ.
Программа 1 класс.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат»
(ГБОУ НСО «СКОШИ»)
ПРИНЯТО:
школьным
методическим объединением
Протокол №_____
«___»___________2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ НСО «СКОШИ»
__________С.Ю. Юрьева
«_____»____________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
для 1 класса
на 20182019 учебный год
Воспитатель:
Копылова А.Г.
г. Куйбышев
1 2
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативноправовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности
обучающихся с нарушением слуха (далее – Программа) государственного бюджетного
образовательного учреждения Новосибирской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школаинтернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья» (далее – ГБОУ НСО «КШИ») являются:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки № 661 от 5 августа 2013 г. «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);
Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников;
Примерная Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования слабослышащих обучающихся ГБОУ НСО «КШИ».
Данная Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности обучающихся и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и
ориентирована на достижение результатов первого уровня.
Цель и общие задачи воспитания и социализации обучающихся
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека
играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей
формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми
руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы
воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной
жизни.
Воспитательная система ГБОУ НСО «КШИ» предусматривает максимальное содействие
со стороны педагогического коллектива развитию потенциальных возможностей личности
ребёнка, способности к творческой мысли, стремления к духовному самосовершенствованию,
независимости, обладания чувством собственного достоинства, умения принимать рациональные
решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение обучающимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым национальным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание
условий для достижения обучающимися со слуховой депривацией
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой 3
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организовывать общественнополезную и досуговую деятельность обучающихся
совместно с библиотеками, семьями обучающихся.
2. Включать обучающихся в разностороннюю деятельность.
3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитывать
способности к преодолению трудностей,
трудолюбие,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
6. Развивать позитивное отношение к базовым национальным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
7. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных
обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и
секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной
работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что
играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для
развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к жизненному
самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в
целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС
НОО, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического
процесса, охватывает все составляющие образовательной системы ГБОУ НСО «КШИ», что
направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного
заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Формирование позитивной модели поведения воспитанников способно обеспечить им
условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в
государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных
цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и
национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в
их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения
и осуществляемые действия. Воспитательная компонента деятельности ГБОУ НСО «КШИ»
является неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской
Федерации.
Внеурочная деятельность в ГБОУ НСО «КШИ» является составной частью учебно
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во 4
внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности,
построенна на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество,
образование и других. Она направлена:
1) на освоение воспитанниками норм и правил общественного поведения и обеспечивает
усвоение воспитанниками нравственных ценностей, приобретение начального опыта
нравственной, общественно значимой деятельности;
2) на формирование у воспитанников личностных качеств, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм,
установленных российским законодательством;
3) на приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
4) на формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов
самореализации;
5) на формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной
среды, факторам микросоциальной среды; следование принципу предосторожности при выборе
варианта поведения.
Программа организации внеурочной деятельности состоит из подпрограмм, в рамках
которых реализуются 5 направлений деятельности.
1. Спортивнооздоровительное воспитание:
формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение
здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом,
понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и
взрослой жизни.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение:
дней здоровья, спортивных игр и занятий, походов; воспитание потребности в
овладение культурнооздоровительными технологиями,
физических упражнениях,
формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарногигиенических навыков.
создание проектов о культуре здорового образа жизни, представлений о физическом
здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
встреч с медицинскими работниками, психологами, ежегодной диспансеризации
воспитанников;
предоставление детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных
привычках с целью их предупреждения и профилактики
2. Общекультурное воспитание:
формирование у воспитанников представлений о таких понятиях как «толерантность»,
«миролюбие»,
развитие опыта
противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь»,
«экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной,
культурной или идейной почве);
«социальное партнерство»,
«гражданское согласие»,
формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации,
пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения,
духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре,
деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: 5
тематических занятий, круглых столов, КТД, упражнений по практической отработке
этических норм и правил;
бесед по воспитанию доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к
окружающим;
анализа своих поступков, ситуаций, происшествий;
проектной деятельности по межнациональному согласию, развитие школьных средств
массовой информации (газета).
и творческих объединений, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного
пространства.
3. Общеинтеллектуальное воспитание:
формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного
информационного пространства (например,
проведение специальных занятий по
информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной
информацией и т.д.);
формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного
успеха в жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть программы и проекты, направленные на повышение
познавательной активности обучающихся.
4. Духовнонравственное воспитание:
формирование у воспитанников представлений о морали, об основных понятиях этики
(добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема
нравственного выбора, достоинство, любовьи др.);
формирование у воспитанников представлений о духовных ценностях народов России,
об истории развития и взаимодействия национальных культур;
формирование у воспитанников набора компетенций, связанных с усвоением ценности
многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с
понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и
партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
формирование у воспитанников комплексного мировоззрения, опирающегося на
представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности
личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути
развития и в социальной практике;
формирование у воспитанников уважительного отношения к традициям, культуре и
языку своего народа и других народов России.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение:
тренингов,
раскрывающих индивидуальность каждого
воспитанника, формирующих устремления ребёнка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу»;
тематических бесед, занятий, дающих представление о духовных ценностях народов
упражнений,
дискуссий,
России;
создание проектов,
обучающихся;
направленных на повышение познавательной активности
участие в школьных кружках и творческих объединениях;
экскурсий, посещений музеев и театров;
эстетическое оформление школьного пространства; повышение авторитета семейных отношений.
6
5. Социальное воспитание:
формирование у воспитанников дополнительных навыков коммуникации, включая
межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
формирования у воспитанников правовой культуры, представлений об основных правах
и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности,
формирование электоральной культуры;
формирование у воспитанников ответственного отношения к слову как к поступку;
формирование у воспитанников знаний в области современных средств коммуникации и
безопасности общения;
формирование у воспитанников ценностных представлений о родном языке, его
особенностях и месте в мире.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение:
занятий, тематических бесед об уважении к правам человека и свободе личности,
лекций с приглашением специалистов для распространения правовой информации;
цикла мероприятий в рамках недели принятия Конвенции по правам ребёнка;
инструктажей, учений и игр, бесед по основам безопасности, оказанию первой
медицинской помощи, комплекса мероприятий по информационной и психологической
безопасности;
проектной деятельности по нетерпимости к антиобщественным проявлениям,
недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространению и укреплению
культуры мира.
При составлении программы учитывались:
состояние здоровья обучающихся;
характер их учебной мотивации;
уровень способностей и поведенческих нарушений;
воспитательные потребности.
Также учитывалось состояние учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения образовательного учреждения, возможности воспитательского корпуса.
Программа расчитана на обучающихся младшего школьного возраста (711 лет).
Основные характеристики мотивационнопотребностной
сферы детей 711 лет
Мотивы:
потребность в участии взрослого; его поддержке и одобрении, что способствует
созданию климата эмоционального благополучия;
потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность,
выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно
значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих
взрослых.
Ведущие виды деятельности:
игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно ролевая, драматизация.
Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых
общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности. 7
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного
возраста, т.к. через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими
взрослыми.
Перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников младшего
школьного возраста
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы
следующие умения и навыки адаптивного поведения:
сформирована личностная идентификация («Кто я?» имя, пол, внешность. Знает свои
желания, потребности; сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего
характера);
* имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения:
владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях;
умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей,
желаний, просьб;
умеет вести диалог, беседу ;
знает, что такое конфликт и как его можно избежать;
знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на
улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.;
отсутствует комплекс «интернатовский», невостребованности, своей неполноценности;
умеет и знает как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;
* сформирована убежденность в полной ответственности самого себя за свое состояние
здоровья;
* владеют навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены,
самообслуживающего труда:
чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну
и т.п.;
ухаживать за одеждой, подбирать туалет по погоде (красивый и комфортный);
содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть
навыками уборки класса, спальни, участка и др.;
* владеют отдельными навыками тренировки своего организма и закаливания;
* развиты начальные механизмы творческого воображения:
могут представить по запаху какуюто картину из жизни;
описать ощущения при прослушивании музыки;
придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать,
описать ощущения при виде листка бумаги, падающего со стола;
придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник, в гости так, чтобы
никто не мог отказать и т.п.;
*сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений:
умеют играть с игрушками, с настольной игрой;
умеют работать с любой книгой; любят читать (или, хотя бы, чтобы им читали;
предпочитают чтение телевизору);
знают технологию поведения на уроке, самоподготовке и пр.;
могут выполнять элементарные работы по дому: убирать (все очень качественно),
мыть посуду, гладить белье, зашивать, пришивать...; убирать территорию, копать, сажать,
ухаживать за растениями, домашними животными.
Направления внеурочной деятельности Направ
ление
1.Спортив
но
оздорови
тельное
2.Обще
культурное
8
Базовые национальные
ценности
Формы работы
Решаемые задачи
и
смысл
Воспитание нравственных чувств и
этического сознания.
Ценности: нравственный выбор;
жизнь
жизни;
справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей;
уважение достоинства человека,
равноправие,
ответственность и
чувство долга; забота и помощь,
мораль, честность, щедрость, забота
о старших и младших; свобода
вероисповедания;
совести и
толерантность,
представление о
вере, духовной культуре и светской
этике.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение
Отечеству,правовое государство,
гражданское общество, закон и
правопорядок,
поликультурный
мир,
и
национальная, доверие к людям,
институтам
и
гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и
этического сознания.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл
жизни; справедливость; милосердие;
честь;
уважение
родителей;уважение достоинства
человека,
равноправие,
ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность,
щедрость, забота о старших и
свобода совести и
младших;
вероисповедания;
толерантность,
представление о вере, духовной
культуре и светской этике.
Воспитание
трудолюбия,
творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду;
творчество и созидание; стремление
к
истине;
свобода
достоинство;
познанию
государства
личная
и
Занятия
на
свежем воздухе,
беседы,
соревнования,
игры, спортивные
игры
развивающего
характера.
Речевое
моделирование,
изучение
норм
речевого этикета,
ролевые
игры,
беседы, досуговое
общение,
инсценирование
Коллективные
творческие дела,
выставки,
конкурсы,
викторины,
праздники, устные
журналы, встречи
с интересными
людьми.
Всестороннее
гармоничное развитие
личности
ребенка,
формирование физи
здорового
чески
человека,
формиро
вание мотивации к
сохранению
и
укреплению здоровья,
развитие
общей
физической
подготовки.
Развитие
умения
говорить в соответ
ствии с нормами
литературного языка,
ознакомление
с
речевым
этикетом,
обогащение словарного
запаса обучающихся,
формирование
мировоззрения,
фун
кциональной грамот
ности.
Формирование
коммуникативной и
общекультурной
фор
компетенций,
мирование активного
читателя, владеющего
прочными навыками
чтения; формирование
познавательного инте
реса и любви к чтению,
развитие интереса к
творчеству писателей;
расширение кругозора
детей через чтение книг
различных жанров раз
нообразных по со
держанию и тематике,
обогащение
нравственно–эстети
ческого опыта ребенка 9
к
мир
Воспитание
Воспитание
и
бережливость,
целеустремлённость
настойчивость,
трудолюбие.
ценностного
отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная
планета
природа;
Земля;
экологическое сознание.
ценностного
отношения
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
гармония;
красота;
Ценности:
человека;
духовный
эстетическое
развитие,
самовыражение в творчестве и
искусстве.
Воспитание
трудолюбия,
творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду;
творчество и созидание; стремление
познанию
к
истине;
целеустремлённость
и
настойчивость,
бережливость,
трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения
к прекрасному,
формирование
представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
красота; гармония; духовный мир
человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и
искусстве.
и
3.Общеинте
ллек
туальное
Беседы, решение
занимательных
задач,
кроссвордов,
головоломок.
ребусов,
Игры,
соревнования,
разучивание песен
и рифмовок.
4.Духовно
нравственн
ое
Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение
Отечеству,правовое государство,
гражданское общество, закон и
Занятия
рисованием,
экскурсии.
Развитие логического
различных
мышления,
видов
памяти,
внимания,
воображения.
Расширение матема
тического кругозора,
ознакомление
с
решением
нестан
дартных задач.
Развитие элементарных
навыков,
языковых
необходимых
для
успешного овладения
русским
языком;
формирование
запаса
словарного
русского
языка,
навыков правильного
произношения слов;
формирование
элементарных навыков
общения
эстетичес
Развитие
кого вкуса,
практи
ческое ознакомление с
видами декоративно
прикладного искусства
в процессе рисования.
Развитие
эмоцио 10
свобода
поликультурный
правопорядок,
мир,
и
национальная, доверие к людям,
институтам
и
гражданского общества.
государства
личная
Воспитание
нравственных
чувств и этического сознания.
и
смысл
уважение
Ценности: нравственный выбор;
жизнь
жизни;
справедливость; милосердие; честь;
достоинство;
к
родителям; уважение достоинства
человека,
равноправие,
ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность,
щедрость,
забота о старших
и младших; свобода совести и
вероисповедания;
толерантность,
представление о вере, духовной
культуре и светской этике.
Воспитание
трудолюбия,
творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду;
творчество и созидание; стремление
к
истине;
познанию
целеустремлённость
и
настойчивость;
бережливость;
трудолюбие.
и
Воспитание
ценностного
отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание).
Ценности:
земля;
заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.
родная
Воспитание
ценностного
отношения к прекрасному, фор
мирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония;
духовный
человека;
эстетическое
развитие,
самовыражение в творчестве и
искусстве.
мир
5.
Социальное
любовь к России, к своему народу,
к своей малой родине, закон и
правопорядок,
и
свобода
нальной сферы ребенка,
чувства прекрасного,
творческих способнос
тей,
формирование
коммуникативной и
общекультурной
компетенций.
Теоретические
занятия:
Беседы
Изучить растительный и
животный
мир
сельского поселения; навыки
доброту,
ответ
формировать и вос
питывать
бережное
отношение к природе
Краснодарского края;
развивать
поисковой работы;
развивать творческую
активность;
воспитать
милосердие,
ственность в детях;
помощь
оказывать
незащи
социально
слоям
щённым
которые
населения,
нуждаются во вни
мании;
приобщать
общественнополез
ному труду на благо
общества;
формировать активную
гражданскую позицию.
к
11
и
старших
ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением,
семьей, почитание родителей, забота
о
младших,
справедливость, милосердие, честь,
достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа,
планета Земля;
красота, гармония, духовный мир
человека, эстетическое развитие,
художественное творчество.
и
Классные часы
Сообщения
Литературно
музыкальные
композиции
Просмотр
обсуждение
видеоматериала
Практические
занятия:
Творческие
конкурсы
Коллективные
творческие дела
Соревнования
Показательные
выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально
познавательные
игры
Трудовые дела
Наблюдение уча
щихся за событи
ями
города,
страны
Обсуждение,
обыгрывание
проблемных
ситуаций
Экскурсии
Заочные
путешествия
Акции благотво
рительности,
милосердия
Творческие
проекты,
презентации
Проведение вы
ставок семейного
художественного
творчества, музы
кальных вечеров 12
Спортивнооздоровительное направление
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к
обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать
условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного
отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье
рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический,
психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано
вооружить ребенка с ОВЗ индивидуальными способами ведения здорового образа жизни,
нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла
отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость
формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию
культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в
результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является
комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие
учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного
процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию
культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в
дальнейшем.
Нормативноправовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья обучающихся на уровне начального общего образования
являются:
Федеральный
закон от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки № 373 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
СанПиН, 2.4.2.282110. «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1993).
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивнооздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является
неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в ГБОУ НСО «КШИ».
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа 13
жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
младших школьников,
которой положены культурологический и
личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы
формирования у обучающихся ценности здоровья на уровне начального общего образования и
спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска,
оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
в основу,
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
носит образовательновоспитательный характер и направлена на осуществление следующих
целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом)
питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и
других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах
культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и
общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том
числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации Программы является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника ГБОУ НСО «КШИ», мы исходим из
того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника это не
конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и
становлению которого максимально способствовует ГБОУ НСО «КШИ».
Следовательно, выпускник младших классов ГБОУ НСО «КШИ» как современного
образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность,
осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным,
инициативным,
креативным,
инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь
согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему
миру.
добросовестным,
правдивым,
заботливым,
аккуратным, 14
В соответствии с ФГОС НОО на уровне начального общего образования решаются
следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся
после всех учебных занятий основного расписания, продолжительность занятий внеурочной
деятельности соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. стоставляет 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает
использование форм и методов обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям
младшего школьника.
Формы и методы обучения и воспитания младших школьников
Формы проведения
занятия
и виды деятельности
Игры
Беседы
Тесты и
анкетирование
Круглые столы
Школьные
Тематика занятий
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
«Я б в спасатели пошел»
«Остров здоровья»
«Состояние экологии и её влияние на организм человека»
Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид –залог здоровья
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Мода и школьные будни
Как защититься от простуды и гриппа
Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Мои отношения к одноклассникам»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
В мире интересного 15
конференции
Просмотр
тематических
видеофильмов
Экскурсии
Дни здоровья,
спортивные
мероприятия
Конкурсы рисунков,
плакатов, мини
сочинений, выпуск
газет, листовок
Решение
ситуационных задач
Театрализованные
представления,
кукольный театр
Участие в городских
конкурсах «Разговор
о правильном
питании»
«Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.
«Сезонные изменения и как их принимает человек»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
«Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»
В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»
«Разговор о правильном питании»
«Вкусные и полезные вкусности»
«Хлеб всему голова»
«Что даёт нам море»
Реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
способствует
организацию
направлению соответствует возрастным особенностям обучающихся,
формированию личной культуры
здоровья обучающихся через
здоровьесберегающих практик.
Тематический план
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в
личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год Наименование разделов
Введение «Вот мы и в школе»
Питание и здоровье
№
п/п
1
2
3 Моё здоровье в моих руках
4
5
6
7
Я в школе и дома
Чтоб забыть про докторов
Я и моё ближайшее окружение
«Вот и стали мы на год взрослей»
Итого:
16
Количество часов
практика
теория
Всего
1
3
3
3
1
1
2
14
3
2
4
3
3
2
2
19
4
5
7
6
4
3
4
33
Тематический план
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в
личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
всего
Введение «Вот мы и в школе»
Дорога к доброму здоровью
Здоровье в порядке спасибо зарядке
В гостях у Мойдодыра
Кукольный спектакль
К. Чуковский «Мойдодыр»
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
4
II Питание и здоровье
1
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс
рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Культура питания.
Приглашаем к чаю
3 Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли
мы правильно питаться)
Как и чем мы питаемся
Красный, жёлтый, зелёный
4
5
III Моё здоровье в моих руках
1
2
3
4
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
Полезные и вредные продукты
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Экскурсия «Сезонные изменения и как их
принимает человек»
Как обезопасить свою жизнь
День здоровья
«Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
№
п/п
I
1
2
3
2
5
6
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1 17
В здоровом теле здоровый дух
7
IV Я в школе и дома
1 Мой внешний вид – залог здоровья
2
3
4
5
6 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все
Зрение – это сила
Осанка – это красиво
Весёлые переменки
Здоровье и домашние задания
болезни победим
V Чтоб забыть про докторов
1
2
3
«Хочу остаться здоровым»
Вкусные и полезные вкусности
День здоровья
«Как хорошо здоровым быть»
«Как сохранять и укреплять свое здоровье».
4
VI Я и моё ближайшее окружение
1 Моё настроение. Передай улыбку по кругу.
2
3
VII
1
2
3
4
Выставка рисунков «Моё настроение»
Вредные и полезные привычки
«Я б в спасатели пошел»
«Вот и стали мы на год взрослей»
Опасности летом (просмотр видео фильма)
Первая доврачебная помощь
Вредные и полезные растения. Кукольный театр:
Русская народная сказка «Репка»
Чему мы научились за год.
Итого:
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
3
1
1
4
1
1
1
14
1
19
1
33
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае
«спортивнооздоровительного» распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими педагогами, как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое 18
значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и
социализации младших школьников.
Содержание программы
Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе» (4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие
здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1. Дорога к доброму здоровью
Тема 2. Здоровье в порядке спасибо зарядке
Тема 3. В гостях у Мойдодыра
Кукольный спектакль
К. Чуковский «Мойдодыр»
Тема 4 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль праздник)
Раздел 2. Питание и здоровье (5 ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи,
кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах
питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья
продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о
целебных источниках и минеральной воде.
Тема 1. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши
друзья и помощники»
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр: умеем ли мы правильно питаться)
Тема 4. Как и чем мы питаемся
Тема 5. Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний викторина)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (7 ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха,
профилактика нарушений зрения и опорнодвигательного аппарата, направлено на
формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных
представлений и убеждений.
Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
Тема 2. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
Тема 3. Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
Тема 5. Как обезопасить свою жизнь
Тема 6. День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
Тема 7. В здоровом теле здоровый дух (Текущий контроль знаний викторина)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном
учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых
Раздел 4. Я в школе и дома (6 ч.) 19
установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным
привычкам.
Тема 1. Мой внешний вид –залог здоровья
Тема 2. Зрение – это сила
Тема 3. Осанка – это красиво
Тема 4. Весёлые переменки
Тема 5. Здоровье и домашние задания
Тема 6. Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим Текущий контроль
знаний.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4 ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор «быть
здоровым».
Тема 1. Хочу остаться здоровым
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности
Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
Тема 4. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» (Текущий контроль знаний круглый стол)
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в
школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к
самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Тема 1.Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Тема 2. Вредные и полезные привычки
Тема 3. «Я б в спасатели пошел» (Текущий контроль знаний ролевая игра)
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1. Опасности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2. Первая доврачебная помощь
Тема 3. Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Тема 4. Чему мы научились за год (Итоговый контроль знаний – диагностика)
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
материальнотехническое обеспечение.
педагогические условия;
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
20
Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ НСО «КШИ»
предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на мероприятии с помощью
воспитателя.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному воспитателем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с воспитателем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на мероприятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на мероприятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД: 21
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей с ОВЗ, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,
передающихся воздушнокапельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте,
общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков,
заботиться о своем здоровье;
сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; 22
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,
отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря
тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность,
соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Обучающиеся должны
Знать:
дисциплинированность,
бережливость,
трудолюбие,
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,
передающихся воздушнокапельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных
учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
Уметь:
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
23
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению,
предполагает обучение на двух основных уровнях: первый информативный, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй —
поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате
вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт,
наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в
игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит
от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые
игры, школьная научнопрактическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать
процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет
значимым участником деятельности.
Основные результаты спортивнооздоровительного направления обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие
анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты,
созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном
сотрудничестве с семьей ученика.
Материальнотехническое обеспечение программы
Для реализации программы по спортивнооздоровительному направлению необходима
материальнотехническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты,
солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,
таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы»,
«Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда
здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие
манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер,
мультимедийный проектор, DVD, и др. 24
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной
деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволяет
сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образажизни, но и
способствует формированию знаний о социальной, психологической и соматической
составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана
граф». 2002. 205 с.
2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.2002.№5.с.54.
3. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии реальный путь первичной
профилактики.2003.
4. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.2002.
5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.2001.
6. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы. – М.: ВАКО,
2007 г. / Мастерская учителя.
7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 14 классы / Под ред. И.С. Артюховой.
– М.: ВАКО, 2007 г., 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
8. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. 85 с.
9. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //
Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
10. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 14 классы /
В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
11. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (111 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.:
ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
12. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе М., 2003.
13. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для
ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
14. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.14 класса. М.: Вако, 2007. 176с. / Мозаика детского
отдыха.
15. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и
упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
17. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1
2003, с.57
18. Якиманская, И.С. Личностноориентированное обучение. – М.: 1991. – 120
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Внеурочная программа для учащихся с ОВЗ 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.