Внеурочное занятие для 5-7 классов "Обычаи и традиции моего народа: связь поколений" (разговоры о важном)
Оценка 4.6

Внеурочное занятие для 5-7 классов "Обычаи и традиции моего народа: связь поколений" (разговоры о важном)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитание
5 кл—7 кл
12.04.2023
Внеурочное занятие для 5-7 классов "Обычаи и традиции моего народа: связь поколений" (разговоры о важном)
Внурочное занятие 5-7кл. Обычаи и традиции моего народа.docx

Методические рекомендации

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

 

Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут (в аудитории)

                                             10 минут (экскурсия в музей)

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

-         сценарий,

-         методические рекомендации,

-         видеоролик,

-         комплект интерактивных заданий.

-         презентация ppt

-         предметы семейных реликвий учащихся

 

Содержательные блоки занятия

1.      Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам и их жизни.

При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны. Занятие предполагает не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством видеоролика или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Материал содержит примеры из истории и литературы, традиций и обычаев Уральского  федерального округа.

Для более наглядного изучения данной темы учащимся предложено принести предметы семейных реликвий, а также проведение экскурсии в школьный музей «Деревенская изба»

Работа с интерактивными заданиями.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия;

- ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

- любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.

Творческое задание: составить со своими членами семьи генеалогическое древо

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:

 «Обычаи и традиции моего народа: связь поколений»

 

Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

 Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово учителя.

Семья — это самое важное, что есть в мире.

Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.

Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни.

Джонни Депп

Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.

Беседа по предварительным вопросам

Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам: 

       Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?

       Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?

       Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?

       Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?

       Что вы делаете?  Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». Просмотр видеоролика

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:

1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.

2. Про доброе дело говори смело.

3. Худо жить без ласкового слова.

4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.

6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

7. Жизнь дана на добрые дела.

8. Тёплое слово и в мороз согревает.

9. Добрый человек придет, словно свету принесет.

 Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?

Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Учитель: Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?

(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)

Учитель: А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Беседа

                         Что такое традиции?

       Почему люди соблюдают традиции?

       Какие семейные традиции вы знаете?

       Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?

       Важно ли сохранять семейные традиции?

(Ответы учащихся)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

IV. Семейные традиции (сопровождается мультимедийной презентацией)

1.Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Учитель: А кто из вас, ребята, когда-нибудь составлял свое генеалогическое древо или ваши родители, бабушки, дедушки?

Ответы учащихся

2.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

3.Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Учитель: Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Например, в моей династии были ветеринары. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

4.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Учитель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого-нибудь Святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.

Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

5.Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Учитель: Какие праздники отмечают в вашей семье?

Рассказ учащихся.

Учитель: Великий русский уральский писатель, родившийся в нашем крае,  Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал в своей книге «Хлеб» следующие строки: «…У себя дома ведь нет ни героев, ни гениев, ни особенных людей, и в этом, по-моему, секрет того крошечного, угловатого эгоизма, который мы называем семейным счастьем.»

А в чем для вас заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.

Ответы и предположения учащихся.

Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?

Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.

В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.

(Учитель заранее перед проведением урока задает учащимся принести на урок семейные реликвии)

Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».

(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).

Учитель: Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Учитель: Такие исторические вещи наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек хранятся в музеях. Поэтому я приглашаю вас на экскурсию в наш школьный музей «Деревенская изба»

ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Обобщение

– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.

- Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

- Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

- Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

 

Творческое задание: составить со своими членами семьи генеалогическое древо

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации ВНЕУРОЧНОЕ

Методические рекомендации ВНЕУРОЧНОЕ

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: связь поколений»

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: связь поколений»

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»

Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учитель: Такие исторические вещи наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек хранятся в музеях

Учитель: Такие исторические вещи наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек хранятся в музеях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2023