Методические рекомендации
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»
Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут (в аудитории)
10 минут (экскурсия в музей)
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик,
- комплект интерактивных заданий.
- презентация ppt
- предметы семейных реликвий учащихся
Содержательные блоки занятия
1. Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам и их жизни.
При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны. Занятие предполагает не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством видеоролика или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.
Материал содержит примеры из истории и литературы, традиций и обычаев Уральского федерального округа.
Для более наглядного изучения данной темы учащимся предложено принести предметы семейных реликвий, а также проведение экскурсии в школьный музей «Деревенская изба»
Работа с интерактивными заданиями.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
- тема занятия;
- ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
- любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
Творческое задание: составить со своими членами семьи генеалогическое древо
СЦЕНАРИЙ
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Обычаи и традиции моего народа: связь поколений»
Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
Семья — это самое важное, что есть в мире.
Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп
Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам:
Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?
Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?
Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?
Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?
Что вы делаете? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:
1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Худо жить без ласкового слова.
4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.
6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
7. Жизнь дана на добрые дела.
8. Тёплое слово и в мороз согревает.
9. Добрый человек придет, словно свету принесет.
Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?
Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Учитель: Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?
(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)
Учитель: А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Беседа
Что такое традиции?
Почему люди соблюдают традиции?
Какие семейные традиции вы знаете?
Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?
Важно ли сохранять семейные традиции?
(Ответы учащихся)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.
IV. Семейные традиции (сопровождается мультимедийной презентацией)
1.Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Учитель: А кто из вас, ребята, когда-нибудь составлял свое генеалогическое древо или ваши родители, бабушки, дедушки?
Ответы учащихся
2.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
3.Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Учитель: Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Например, в моей династии были ветеринары. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
4.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Учитель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого-нибудь Святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.
Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
5.Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Учитель: Какие праздники отмечают в вашей семье?
Рассказ учащихся.
Учитель: Великий русский уральский писатель, родившийся в нашем крае, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал в своей книге «Хлеб» следующие строки: «…У себя дома ведь нет ни героев, ни гениев, ни особенных людей, и в этом, по-моему, секрет того крошечного, угловатого эгоизма, который мы называем семейным счастьем.»
А в чем для вас заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.
Ответы и предположения учащихся.
Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?
Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.
В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.
(Учитель заранее перед проведением урока задает учащимся принести на урок семейные реликвии)
Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».
(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).
Учитель: Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Учитель: Такие исторические вещи наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек хранятся в музеях. Поэтому я приглашаю вас на экскурсию в наш школьный музей «Деревенская изба»
ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Обобщение
– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.
- Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
- Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
- Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Творческое задание: составить со своими членами семьи генеалогическое древо
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.