ФИО автора: Русскова Наталья Алексеевна
Название учебного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат»
Редактор, среда, в котором выполнена разработка: MS WORD
Тема занятия: Мир, в котором мы живем
Полное название разработки: сценарий занятия внеурочной деятельности патриотического направления
Область применения разработки: занятия внеурочной деятельности, урок обществознания
Номинация конкурса: Современный урок
Возрастная группа обучающихся:10-14 лет
Пояснительная записка
Тема антикоррупционного воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – обучающиеся) является сегодня для меня одновременно одной из самых интересных, актуальных и трудных тем. Дети, имеющие особенности психического и интеллектуального развития, являются более уязвимыми и незащищенными. Воспитать у ребенка антикоррупционное мировоззрение, используя громкие лозунги, наподобие, «Коррупция – это плохо», «Коррупции – нет» «Коррупция – враг демократии», «Мы против коррупции» невозможно.
Мое личное мнение: в деле антикоррупционного воспитания не надо пафосных и громких обличительных слов, надо просто у ребенка сформировать потребность духовно – нравственного развития, основанного на принципах морали. Коррупция произрастает из нашего общества, она является следствием падения моральных принципов (честности, доброты, сострадания, ответственности, бескорыстия, справедливости и т.п.). Моральные принципы и нормы выступают главным оружием против коррупции.
Антикоррупнное воспитание - процесс долгий, если не сказать бессрочный. За годы работы с особыми детьми у меня сложилась целая система формирования антикоррупционного мировоззрения. Работа эта ведется как на уроках, так во внеурочной деятельности, причем, в большей степени. В плане воспитательной работы у меня отсутствуют мероприятия типа «Что такое коррупция и как с ней бороться?». Но зато большое внимание я уделяю формированию читательской культуры ребенка: регулярно (1-2 раза в месяц) мы вместе с детьми посещаем библиотеку и читальный зал. Стараюсь направить их на чтение классической детской литературы. Обсуждение прочитанного, дискуссии, конкурсы рисунков являются продолжением этой работы. Мы часто ходим в краеведческий музей, где я провожу музейные уроки («Наши корни», «Герои земляки», «Богатство нашей Земли», «Встреча с предками» и другие). В районной библиотеке мы также частые гости, участвуем в различных мероприятиях (сбор макулатуры, творческие мастерские, встречи с почетными жителями, конкурсы чтецов и читателей). Все это помогает ребенку расширить свой кругозор, соприкоснуться с культурой нашего народа, накопить опыт социального общения, то есть сформировать противовесом коррупционного мышления и поведения.
А вот уже в старших классах (7-9 классы) обучающиеся изучают конкретно это явление на уроках «История Отечества» и «Обществознание». Но помимо этого продолжается работа во внеурочное время (классные часы, предметные недели, конкурсы и т.д.).
Работа по формированию и развитию антикоррупционого поведения направлена в первую очередь на воспитание моральных принципов поведения и гражданской позиции.
Методическая разработка внеурочного занятия
Тема: Мир, в котором мы живем
Вид занятия: круглый стол
Участники: обучающиеся 9 класса МКОУ «Белоярская ШИ»
Мотивация занятия
На занятии применяются элементы новизны и необычности. Это яркое, красочное оформление кабинета, ряд оформительских подходов направлены на создание интриги – заинтересованности обучающихся (мягкая игрушка и кошелек на столе учителя и манекен, изображающий должностное лицо). Тема занятия, построенная на противоречивости времени, ряд занимательных моментов (этап релаксации). Чтобы каждому обучающемуся было комфортно, создаются условия для формирования его личной значимости и поощряется его логическое мышление, умение говорить, отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
Методическая цель: Формирование духовно - нравственной общественной позиции и морально - ценностных ориентаций обучающихся.
Учебная цель: изучение негативного явления коррупции и её влияния на общество.
Задачи:
1. Дать объем знаний по ключевым понятиям, связанным с коррупцией.
2. Способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции.
3. Формировать умение делать выводы на основе полученной информации.
4. Развивать мышление, устную речь (коррекционная задача).
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные
Умение соотносить поступки и события.
Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные
Принятие учебной задачи.
Планирование своих действий в соответствии поставленной задачей.
Коммуникативные
Работа в парах.
Умение договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные
Осуществление анализа информации.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Формы, методы, средства обучения:
1. Метод проблемного обучения (проблемные вопросы).
2. Метод частично – поисковой и исследовательской работы.
3. Практическая работа: сравнительный анализ.
4. Практико – ориентированный подход.
5. Информационно – коммуникационные технологии.
6. Презентация внеаудиторной самостоятельной работы.
Оформление кабинета.
Эпиграф занятия: «Сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать» Иван Ильин, русский философ
1. Оформлены тематические стенды:
№ 1 «Моя Конституция. Мои права»;
№ 2 «Моя взрослая жизнь» (рисунки обучающихся, приложение 1);
№ 3 «Коррупция: история появления» (экскурс в историю);
№ 4 «Мир без прикрас» (громкие нашумевшие дела коррупционеров);
№ 5 «XXI век - век научно – технического прогресса»;
№ 6 «Золотое правило морали» (высказывания известных людей);
2. В углу кабинета оформлен стилизованный офис респектабельного чиновника (манекен) с надписью «Должностное лицо».
3. На столе учителя несколько томов старых толковых словарей, большой кошелек и мягкая игрушка (любая).
4. На магнитной доске – словарные слова (взятка, подкуп, должностное лицо, злоупотребление должностными полномочиями, мораль)
Оборудование:
1. Магнитная доска.
2. Интерактивная доска (все изображения, используемые на занятии, взяты из открытых источников Интернет)
3. Ноутбук.
Подготовительная работа Обучающиеся в виде обязательной внеаудиторной работы получили задания нарисовать свою будущую взрослую жизнь, используя подсказки:
1. Конституционные права (право на образование, на медицинское обслуживание, на предпринимательскую деятельность и т.д.).
2. Моя мечта.
3. Мир разных возможностей.
4. Мое место в обществе.
Ход занятия
Организационный момент
- Добрый день, ребята. Тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Мир, в котором мы живем». Эта тема тесно связана с уроком истории и, особенно. с уроком обществознания. А также каждый из вас выполнил домашнее задание, нарисовал свое будущее.
-Я предлагаю вам сегодня задуматься и поразмышлять об очень серьезных проблемах в нашем мире. Постараться понять, что любая проблема в обществе касается каждого из нас, убежать и спрятаться от нее невозможно.
- Посмотрите сейчас внимательно вокруг на оформление кабинета. Как вы думаете, о каких проблемах мы сегодня будем говорить?
-(учитель резюмирует ответы обучающихся). Конечно, все правильно, мы будем сегодня говорить о коррупции.
- Знакомо ли вам это понятие? Или оно является для вас совершенно новым? Вот это мы сегодня и узнаем.
-Наше мероприятие построено на диалоге вокруг проблемных вопросов, их всего 5. Обратите внимание на доску - здесь прикреплено 5 конвертов, внутри каждого конверта находится один проблемный вопрос. При ответе приветствуется поднятие руки и соблюдение этических норм (друг друга не перебиваем, выслушиваем всех желающих, уважительно относимся к любой точке зрения).
- За каждый правильный ответ начисляется – 20%. В идеале, если вы наберете 100%, т.е. ответите на все вопросы правильно, можно будет считать, что все вам знакомо, понятно и ничего нового вы сегодня не узнали. В противном случае, если сумма набранных процентов будет меньше 100, у вас будет повод поразмышлять о новой информации, которую вы получили на этом занятии. Согласны? Начинаем. Итак, напоминаю тему: Мир, в котором мы живем.
Открываем вопрос №1.
Проблемный вопрос № 1: Внимательно посмотрите вокруг себя на оформление кабинета. Как Вы думаете, какое отношение к нашей теме имеют стенды №3, №4, №5? (ответы обучающихся)
- (учитель резюмирует ответы обучающихся). Для вас в кабинете оформлены различные тематические стенды, для того чтобы полнее воссоздать обстановку современного мира. Мир сегодня - это не только полеты в Космос, научные открытия, новая техника, но и негативные стороны жизни. Коррупция. В последнее время, пожалуй, одно из самых, распространенных преступлений во всем мире.
-Все правильно, молодцы. Первые 20% вы честно заработали (помещаем заработанные проценты в стилизованный кошелек на столе учителя).
Открываем вопрос №2
Проблемный вопрос № 2: Что такое коррупция? (при ответе можно использоваться материалами тематических стендов, словарями).
-(учитель резюмирует ответы обучающихся) взяточничество, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными обязанностями.
- Предлагаю для наиболее полного ответа выполнить на интерактивной доске задание на соответствие (к доске выходят обучающиеся по желанию и выполняют задание (приложение 2).
-(учитель комментирует, при необходимости исправляет ответы обучающихся). Молодцы, с этой работой вы справились.
- Оказывается, вы хорошо разбираетесь в понятиях, связанных с коррупцией.
-Еще 20% вы честно заработали.
-Теперь внимание на доску.
(включаем интерактивную доску, на слайде (1) рисунки, комиксы, плакаты с антикоррупционной тематикой (приложение 3)
- Рассмотрите внимательно подборку рисунков, комиксов и плакатов с призывами против коррупции.
- Какие чувства у вас вызывают эти рисунки и призывы? (ответы обучающихся).
- (учитель резюмирует ответы обучающихся). Коррупция это плохо, с ней надо бороться, она мешает нашей жизни.
-Предлагаю открыть еще следующий вопрос.
Открываем вопрос №3
Проблемный вопрос № 3: Каким образом коррупция мешает именно нашей с вами жизни?
- (учитель резюмирует ответы обучающихся, как правило, этот вопрос вызывает затруднение).
(включаем интерактивную доску, на слайдах (2-3) читаем новости о громких коррупционных делах XXI века, а также информацию на стенде №4 (приложение 4).
-Какое отношение к нам могут иметь все эти коррупционные преступления? – (учитель резюмирует ответы обучающихся). У нас появилось две точки зрения. Одни считают, что эти дела имеют отношение к нам (но аргументировать свою точку зрения затрудняются).
Другие обучающиеся, причем, они в большинстве, сходятся во мнении, что эти преступления к нам никакого отношения не имеют, потому что все это происходило далеко от Хакасии, потому что деньги были взяты не у нас, потому что мы не знаем этих людей, также как и они не знают нас.
-К сожалению, 20% вы не смогли заработать, и они остаются в общем банке.
(включаем интерактивную доску, на слайде (4) подборка исторических фактов о коррупционных преступлениях XVI в.-XVIII в (приложение №5).
-Получается, что коррупция зародилась задолго до нашего современного общества.
Открываем вопрос №4
Проблемный вопрос №4: Какие вы знаете меры борьбы с коррупционными преступлениями?
(учитель резюмирует ответы обучающихся) Совершенно верно: публичное наказание розгами, тюремное заключение и даже смертная казнь. Один из первых, кто объявил «войну» взяточникам был Петр I. Но и ему победить окончательно коррупцию не удалось.
-Еще 20% вы честно заработали в свой кошелек.
-Впереди нас ждет самый сложный пятый вопрос.
Открываем вопрос №5
Проблемный вопрос № 5: Какое отношение эта игрушка имеет к коррупции?
-(учитель берет в руки мягкую игрушку, но вариантов правильного ответа нет).
К сожалению, 20% вы не смогли заработать, и они остаются в общем банке.
-Тогда я вам подскажу, слушайте мою подсказку. Все коррупционные преступления сегодня делятся на два вида: на «мягкую» и «твердую» коррупцию.
-Давайте обратимся к информационным источникам.
(включаем интерактивную доску, на слайдах (5)
-(учитель резюмирует информацию) К «твердой» коррупции относятся: взяточничество, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными обязанностями. То, о чем мы сегодня уже говорили ранее.
-Но встречаются и другие виды коррупции, которые принято называть «мягкой» коррупцией:
§ Фаворитизм;
§ Кумовство;
§ «Блат» (связи).
-Сами термины для нас не новы. Давайте вспомним, где мы с ними встречались (учитель резюмирует ответы обучающихся).
-Фавориты были, например, у Ивана Грозного, у Петра I, у Екатерины II. Это были любимцы и приближенные к царским особам люди.
-Кумовство мы также встречали на уроках истории, это родственные отношения, когда родственник, имеющий должность, покровительствовал своим родственникам.
(включаем интерактивную доску, на слайде (6)
-Читаем значение слова «блат»: нужные связи, благодаря которым можно получить какие-либо блага в обход общепринятых правил или законов.
-Почему эти преступления называют «мягкой» коррупцией?
-Наверное, потому, что люди имеющие фаворитов, или помогающие своим родственникам по службе, считают, что своими поступками они ничего плохого не делают, а наоборот, как эта милая игрушка приносят кому - то радость, тепло, уют.
- А так ли это на самом деле? Давайте посмотрим, есть ли в нашей жизни «мягкая коррупция» и мешает ли нам с вами?
-Сейчас мы будем работать с вашими рисунками. Напоминаю, что у вас было домашнее задание нарисовать свою будущую взрослую жизнь, приветствовалась тематика, связанная с конституционными правами.
-Рисунки по теме «Мое право на медицинское обслуживание».
(учитель дает возможность обучающимся высказаться на вопрос, как они понимают это право).
-Мы можем столкнуться с ситуацией, когда врач не может поставить правильный диагноз (причина, в том, что, когда он учился, был любимцем у своего преподавателя и оценки ему стали просто так, а не за знания). Как называется такой вид коррупционного преступления? (Фаворитизм).
-Опасен ли такой специалист для нашего здоровья? Безусловно. Поэтому, все рисунки с медицинским содержанием переворачиваем обратной стороной, на которой видим черную полосу.
-Давайте рассмотрим рисунки со спортивной тематикой.
(учитель дает возможность обучающимся высказаться на вопрос, как они понимают это право).
- Вы участвуете в спортивных соревнованиях, например в беге на длинную дистанцию. На финише вы опередили одного спортсмена буквально на несколько сантиметров, но победителем стал именно он, потому что главным судьей в этих соревнованиях был его родственник, и он ему помог стать чемпионом. Здесь мы видим кумовство в чистом виде.
-Вы можете оказаться в подобной ситуации?
(рисунок переворачиваем обратной стороной, на которой видим черную полосу)
-Рисунки на тему право на труд.
(учитель дает возможность обучающимся высказаться на вопрос, как они понимают это право).
-Мы все знаем, как трудно найти хорошую работу и вдруг вам повезло, вы нашли работу, осталось только пройти медосмотр, собрать недостающие документы. Но когда вы пришли с полным пакетом документов, вам отказывают в работе. Позже вы узнаете, что директор на ваше место взял сына своего соседа. Это называется блат.
-Никто из нас не застрахован от встречи с таким работодателем. Согласны?
(рисунок переворачиваем обратной стороной, на которой видим черную полосу)
-Наши права ущемляются не только преступлениями «мягкой» коррупции. Предлагаю заглянуть в вашу взрослую жизнь.
-Например, ваш будущий ребенок не может посещать детский сад, потому что за место в детском учреждении у нас вымогают большую сумму денег (взятку).
(рисунок переворачиваем обратной стороной, на которой видим черную полосу)
-Вот рисунки «Мое право на образование». Все мы знаем, что такое право есть у каждого гражданина РФ. Но при подаче документов вам отказывают, ссылаясь на наш неразборчивый почерк в заявлении. Здесь, конечно же, мы видим превышение полномочий должностного лица. Обратите внимание, у нас сегодня такое должностное лицо присутствует (учитель показывает на чиновника – манекен).
(рисунок переворачиваем обратной стороной, на которой видим черную полосу
- Таким образом, мы переворачиваем все рисунки, но при этом обучающиеся сами предлагают ситуации, при которых нарушаются и другие права (право на предпринимательскую деятельность, право на творчество и т.д.).
(на перевернутых обратной стороной вверх рисунках мы видим перечеркнутые черные линии)
-Вот так мы видим, как наше будущее может быть разрушено коррупционными преступлениями!!!
-Согласны?
-Вы убедились, что коррупция мешает именно нашей с вами жизни?
-Еще давайте посмотрим, сколько новой информации вы сегодня получили на нашем мероприятии. Мы помним, что полный объем информации равен 100%, в вашем кошельке сейчас 60%, делаем вывод, объем новых знаний, которые вы сегодня получили, составляет 40%. Это достаточно много.
-Предлагаю еще раз повторить то, что мы узнали на занятии.
-(учитель резюмирует ответы обучающихся) мы сегодня познакомились с новыми понятиями «твердая» и «мягкая коррупция» и убедились, что коррупционные преступления, совершаемые в обществе, касаются всех и каждого.
-Вот так плодотворно мы сегодня потрудились.
Рефлексия
- И в заключение давайте обратимся к «нашему должностному» лицу. Он не совершил коррупционных действий, но на всякий случай давайте попробуем дать ему совет и предостеречь от неверного шага.
(включаем интерактивную доску, на слайде (7) (приложение 6)
-Выберите, на ваш взгляд, самое главное правило, напишите его и отнесите на стол «должностному лицу».
-Большое спасибо на ваше активное участие! Надеюсь, что занятие было для вас полезным.
Учебно –методическое обеспечение
Литература:
1. Зуев М. Н. История России. М.: Дрофа, 2002
2. Матвеева Н. Свидетели истории народа. М.: Просвещение, 1993
3. Конституция Российской федерации (редакция 2020 года.)
4. Учебник Б.П. Пузанова, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России», 8 класс, М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008г.
5. Я познаю мир. Составитель Чудакова Н. М.,: АСТ, 2002
Интернет – ресурсы:
https://yandex.ru/search/?lr=101035&oprnd=2109455249&text=конституция%20российской%20федерации%20книга&src=suggest_B
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=плакаты%20против%20корупции%20картинки
https://yandex.ru/search/?text=громкие%20коррупционные%20дела%20в%20россии%202019&lr=101035
https://yandex.ru/search/?lr=101035&oprnd=7606757695&text=словарь%20коррупционных%20терминов&src=suggest_T
Приложение 1
Приложение 2
Задание «Найди соответствие и соедини их стрелкой»
взятка |
|
передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга |
должностное лицо, берущее взятки |
гражданин, который стремится дать представителю власти взятку за то, чтобы он предоставил взяткодателю соответствующую услугу |
|
взяткодатель |
материальные ценности, принимаемые должностным лицом за действие либо бездействие |
|
подкуп |
взяточник |
Приложение 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Дело Евгения Урлашова. В ночь на 3 июля 2013 года сотрудниками подразделения МВД по экономической безопасности был задержан мэр Ярославля Евгений Урлашов. Чиновника обвинили в покушении на вымогательство взятки размером 14 млн рублей. По версии следствия, он вымогал у предпринимателей взятки за содействие. За несколько дней до задержания Урлашов провел митинг против партии «Единая Россия», на котором заявил о намерении участвовать в выборах областного уровня.
Дело Вячеслава Гайзера. В сентябре 2015 года стало известно об уголовном деле против главы Коми Вячеслава Гайзера. По версии следствия, он являлся одним из руководителей преступного сообщества, которое совершило тяжкие преступления, направленные «на завладение преступным путем государственным имуществом».
Дело Александра Хорошавина. Губернатор Сахалина Александр Хорошавин был задержан 4 марта 2015 года на своем рабочем месте сотрудниками московского отдела ФСБ РФ. В его квартирах прошли обыски, в ходе которых, по данным СК, был обнаружен 1 млрд. рублей наличными, 800 ювелирных изделий, а также ручка стоимостью 36 млн. рублей. Хорошавина обвинили в получении взяток на общую сумму в 522 млн. рублей.
Дело Дмитрия Захарченко.Полковника МВД РФ Дмитрия Захарченко заподозрили в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствовании правосудию. В ходе обыска в квартире Захарченко найдены $120 млн и 2 млн евро, а у его родственников — 13 квартир, 14 машино-мест в элитных районах Москвы, а также четыре автомобиля, слиток золота весом 500 граммов, часы Rolex и драгоценности.
Приложение 5
Приложение 6
Советы должностному лицу, а также каждому гражданину.
«Что будет с твоими детьми, если тебя посадят в тюрьму?»
«Друзей не купишь»
«Сегодня берешь ты, а завтра будут просить у тебя»
«Закон суров, а жизнь у тебя одна»
«Спокойная совесть – долгая жизнь»
«Деньги не заменят счастье»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.