Внеурочное занятие на тему «Волшебные магниты» (1 класс)
Образовательные задачи: Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты, круглый магнит, чашка с водой, скрепки, металлическая стружка, картон, кусочек резины, стекло, песок, гвозди, шурупы, пластиковая посуда,
Ход занятия
I.Логическая разминка «Зарядка для ума» (Презентация)
II.Постановка проблемного вопроса.
Учитель неожиданно роняет в чашку с водой скрепку. Задает детям вопрос: «Как достать из воды скрепку, не намочив при этом руки?»
Учитель выслушивает предположения детей ( с помощью стакана и свечи, магнита…) Учитель предлагает детям достать скрепку с помощью магнита.
III.Формулирование темы занятия. Дети самостоятельно формулируют тему занятия: « Магнит, его свойства».
IV.Опытно-экспериментальная деятельность.
1)Определим свойства магнита. Вы, ребята, вытащили скрепку из воды, как можно назвать это свойство? (Магниты притягивают железо)- запись на доске.
2)Магнит притягивает железные предметы, почему так происходит? (Потому что на них действуют магнитные силы)
-Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит, картон.(Ответы детей).
-Ребята, нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.
-Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.
Эксперимент
Учитель проводит опыт, комментируя свои действия: Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло? (Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнитились).
Учитель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы? (Магнитное поле)
Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. (Запись на доске)
3)Магнитные силы действуют через воду. Eще через какие материалы действуют магнитные силы? Дети работают в парах.
Материалы |
Проходят магнитные силы |
Не проходят магнитные силы |
Картон |
|
|
Вода |
|
|
Резина |
|
|
Пластик |
|
|
Стекло |
|
|
Песок |
|
|
Пластмасса |
|
|
Металл |
|
|
Ученики делают выводы: магнитные силы проходят через разные материалы. Это еще одно свойство магнита (запись на доске).
4)Мы уже знаем 3 свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.
Эксперимент 2
-Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий – северный N и красный- южный - S). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними? А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Вывод: Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные -отталкиваются. У любого магнита два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
(Запись на доске) Слайд
Игра «Магниты»
Учитель раскладывает на столе карточки (с одной стороны белые, с другой или синие, или красные). Дети попарно выходят к доске, выбирают карточку и, если одноименные заряды, то отталкиваются, а если разноименные, то притягиваются.
Опыт «Сила магнитов»
Учитель предлагает детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины, и предлагает детям выдвинуть гипотезы, каким способом проверить силу магнитов. В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:
1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.
Вывод: Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса. Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.
Эксперимент 3
-А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные - умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами.
-Почему скрепки распались? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время)
V.Итог занятия.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон)
VI.Рефлексия.
VII.Дома. Узнать, какую пользу и вред приносят магниты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.