Внеурочное занятие по функциональной грамотности по математике для 4 класса
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по функциональной грамотности по математике для 4 класса

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
13.12.2023
Внеурочное занятие по функциональной грамотности по математике для 4 класса
Данный материал может быть использован на занятиях по во внеурочной деятельности, либо на уроках математике. Задания используемые в данной разработке способствуют развитию логического мышления, имеют практическое применение в повседневной жизни.
занятие по функциональной грамотности по математике.docx

Конспект внеурочного занятия

по развитию функциональной грамотности школьников

Тема : «Решение жизненных задач».

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи занятия:

Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач,

- умения работать в команде (группе),

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

- Умения находить и отбирать информацию.

- Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.

-Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

 

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

  • смысловое чтение и извлечение информации из читаемых информационных стендов и иных источников информации, умение работать с разными видами информации;
  • умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;
  • умение использовать знаково-символических средств выражения.

личностные УУД:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

коммуникативные УУД:

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;
  • умение работать в группе, сотрудничать;
  • умение принимать чужое мнение;
  • умение принимать условия и правила социума

Ожидаемые результаты:

  • вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях.
  • определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.

Оборудование:

- компьютер, раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами.

Ход занятия:

1.Орг. момент

- Здравствуйте, дорогие ребята. Мы сегодня проведём с вами необычное занятие,  занятие,  на котором будем учиться  решать задачи, содержащие жизненные ситуации.

2. Постановка темы и цели занятия.

- На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав загадки: (слайд 1)

Оно дороже богатства.

Его сгубишь - новое не купишь.

Курить - ему вредить.

Чистота - залог его. (Здоровье)

- Так на какую же тему будут предложены сегодня задания? (Задания будут связаны с темой ,,Здоровье,,)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Здоровье») (слайд 2)

Желаю вам успехов на уроке,

Пусть груз наук покориться легко,

Накопятся знания, радость и опыт,

А жизни дорога ведёт далеко.

Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (слайд 3)

 

Девиз урока: «Учимся не для школы,

- Какое значение имеет для человека здоровье? (слайд 4)

Здоровье - основа нашей жизнедеятельности, без него никуда! Оно бесценно, потому что, имея здоровье, мы в силах покорить любые высоты. Поэтому крайне важно следить за своим здоровьем и бережно подходить к своему организму с ранних лет.

3. Устный счёт

а) Важны для здоровья, друзья, витамины

И яблоки ест непременно Ирина.

12 их в вазе лежало, смотри,

А после обеда осталось лишь 3.

Во сколько раз больше съела яблок Ирина, чем их осталось?  3

б) В сутки через лёгкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько л воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелёными» лёгкими земли? 70 000, 300 000

в) В улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?   43

В течение 70 лет человек съедает 5 тонн мяса, а картофеля на 4 тонны больше. Сколько килограммов мяса и картофеля в среднем съедает человек за 1 год? Какое значение имеют эти продукты для человека?  5

Г) Треть жизни человек проводит во сне. Сколько часов спит человек в сутки? Сколько времени проспал человек в течение всей жизни, если прожил 84 года?   8,  28

Е) В 1912 году на праздновании Бородинского сражения присутствовал его участник Антон Винюков, которому в то время было 128 лет. В каком возрасте долгожитель Винюков участвовал в Бородинском сражении? Вычислите год его рождения. 1784г.

Ж) Частота сердечных сокращений у спортсменов составляет 60 ударов/мин., а у людей, не занимающися спортом, – 72 удара/мин. Сколько  сокращений производит сердечная мышца спортсмена; не спортсмена за   1 час? Какое значение для сердечной мышцы имеют физические   упражнения и здоровый образ жизни человека?

3.Извлечение информации о болезнях из текста. Фронтальная беседа.

- Люди зимой часто болеют простудными заболеваниями.

- Какими простудные заболевания знаете?

- Прочитайте текст (читают самостоятельно)

           На осенне-зимний период традиционно приходится сезонная вспышка ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции). Это группа вирусных болезней, которые передаются от зараженного человека к здоровому при личном общении или через поверхности в общественных местах. Многие недооценивают серьезность ОРВИ и считают, что это просто простуда, которая в любом случае пройдет сама. Однако запускать инфекцию и оставлять ее без лечения ни в коем случае нельзя, ведь это чревато осложнениями. Причиной ОРВИ может быть любой вирус из обширной группы, в которую входит более 200 типов микроорганизмов. Среди них – аденовирусы, грипп, риновирусы, коронавирусы и другие возбудители.

Грипп — острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое вирусами гриппа и поражающее в первую очередь верхние дыхательные пути, также поражает бронхи, в более редких случаях — лёгкие.

Коронавирусная инфекция (hCov)острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое характеризуется умеренно выраженной интоксикацией и преимущественным поражением верхних отделов респираторного тракта.

Статистика по заболеванию коронавирусной инфекцией за февраль 2023 года.  (слайд 6)

 

Регион

Временной промежуток

02.02.2023

16.02.2023

Россия

9670 человек

14740  человек

Челябинская область

103  человек

255  человек

 


- Что такое ОРВИ?

- Как передаются вирусные болезни?

- Какая самая главная проблема в настоящее время в мире?  (коронавирусная инфекция).

-Какие симптомы  у человека  чаще всего и как протекает заболевание?

 

4. Работа с таблицей

- Посмотрите на таблицу. Это число заразившихся за 2 недели 2023 года

1) по России (9670 -  14740 человек)  - на 5070 человек

2) по Челябинской  области (103 - 255 человек)    – на  152 человека

- Что наблюдаете? (Заболеваемость выросла)

- Посчитайте,  на сколько увеличилась заболеваемость по России и по Челябинской  области за 2 недели.

5. Практическая работа. Решение задач.

-Куда мы обращаемся, если заболели? (в больницу, к врачу)     

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

- Куда мы отправляемся после посещения врача? Отгадайте.

В этом модном магазине
Ты увидишь на витрине
Не игрушки, не продукты,
И не бабушкины туфли

Здесь микстура и таблетки,
Мази, капли и пипетки
Для того чтоб не болеть
Куда надо приходить? — …
(В Аптеку)

- Ходили ли вы в аптеку?

- Предлагаю вам решить задачи-расчеты «Аптека. Выгодная покупка».

Задача МГ «Аптека. Выгодная покупка»

В селе  рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами для дедушки от  простудных и инфекционно-воспалительных заболеваний в аптеку. Это была пятница, так как в некоторых аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств:  ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин, ринза, арбидол, гриппферон (смотри таблицу). Поблизости находились аптеки, со следующими ценами на интересующие лекарства. Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгодную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой)

 

Название аптек

«Вита»

0% скидка

«Моя аптека»

+ 5 %

«Аптека.ру»

+ 10 %

1

Ацетилсалициловая кислота

40 рублей

45 рублей

 48 рублей

2

Парацетамол

45 рублей

50 рублей

53 рубля

3

Ибуклин

145 рублей

140 рублей

146 рублей

4

Ринза

140 рублей

137 рублей

147 рублей

5

Арбидол

295 рублей

 300 рублей

310 рублей

6

Гриппферон

230 рублей

225 рублей

220 рублей

 

Итого

 

 

 

 

Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?

 

Решение задачи:

Решение задачи:

1.  Изучает стоимость лекарств в таблице.

2. Делает расчет всех лекарств каждой аптеки.

Возможные варианты:

40+45+145+140+295=665 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Вита»

45+50+140+137+300=672 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Моя аптека»

48+53+146+147+310=704 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Аптека.ру»

 

Физминутка

Дружно встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите. Опустите.

Вправо. Влево, повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Вы, надеюсь, не устали.

Физзарядка будет впрок,

Продолжаем наш урок.

 

6. В аптеке Дима сфотографировал   плакат, который висел на стенде. Он решил его показать его своей младшей сестре. (слайд 6)

- Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы.

1.      От чего в большей степени зависит здоровье человека?

2.      Какое место по значимости занимает здравоохранение?

7. Вечером у дедушки поднялась температура.  (слайд 7)

https://images.satu.kz/105951161_w640_h640_termometry.jpg

- Какой должна быть температура у здорового человека?

- Какую температуру показывает термометр?

- Посчитайте, на сколько градусов повысилась температура?

- Нужно ли сбивать такую температуру?

7. Решение логической задачи.

Доктор  прописал бабушке для профилактики противовирусные таблетки «Анаферон». Нужно выпить 3 таблетки в один день с промежутком 30 минут. На какое время хватит этих таблеток?

8. Самостоятельная работа. Решение задачи.

Врач прописал дедушке пить таблетки «Арбидол». В инструкции написано, что для лечения ОРВИ принимать нужно по 2 таблетки 4 раза в день - 7 дней. Хватит ли 3 упаковки таблеток на курс лечения, если в одной упаковке 20 таблеток?

Можно ли на 1200 рублей совершить покупку лекарства на курс лечения, если одна упаковка стоит 420 рублей?

Решение:

2 · 4 = 8 (т) – на один день

8 · 7 = 56 (т) – на неделю

20 · 3 = 60 (т) – в трёх упаковках

420 · 3 = 1260 (р) – не хватит

 

9. После прохождения лечения дедушке, по рекомендации врача,   необходима консультация врача  по месту жительства. Лечащий врач дедушки терапевт Яшкина.

- В какие дни недели принимает терапевт?

- Попадет ли дедушка  на прием, если придет к врачу в пятницу в 13ч 30мин.

- Когда сможет дедушка обратится к врачу, если в этот день на приём он не попадает?

10. На приёме сказал дедушке, что он здоров, но дал ему несколько рекомендаций по укреплению здоровья. Как вы думаете, какие рекомендации мог дать врач дедушке?

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRKiwrYU-GbSRHhkQi_clWCw

9. Рефлексия. Итог.

- Занятие подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями.

- Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- Пригодится решение сегодняшних задач в повседневной жизни?

- Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни.

 

Желаю быть всегда здоровыми,

Всегда с улыбкой день встречать.

Не знать обид, болезней, горя

И никогда не унывать!

 

 

 

 

 


              

Будем решать …

Узнаем …

Применять в работе …

педиатр

терапевт


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности школьников

Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности школьников

УУД: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников; умение работать в группе, сотрудничать; умение принимать чужое…

УУД: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников; умение работать в группе, сотрудничать; умение принимать чужое…

Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (слайд 3) -

Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (слайд 3) -

Ж) Частота сердечных сокращений у спортсменов составляет 60 ударов/мин

Ж) Частота сердечных сокращений у спортсменов составляет 60 ударов/мин

Работа с таблицей - Посмотрите на таблицу

Работа с таблицей - Посмотрите на таблицу

Как ты думаешь, в какой аптеке

Как ты думаешь, в какой аптеке

Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы

Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы

Врач прописал дедушке пить таблетки «Арбидол»

Врач прописал дедушке пить таблетки «Арбидол»

Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни

Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни

Будем решать … Узнаем … Применять в работе …

Будем решать … Узнаем … Применять в работе …

педиатр терапевт

педиатр терапевт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023