Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Внеурочное занятие
по окружающему миру в 1-ом классе
«НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нуруллина Гульнара Гильфановна
г. Нижнекамск, 2020 год
Разработка
внеурочного занятия по окружающему миру
МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
Класс 1
Тема: «Наша планета Земля».
Направление развития личности: духовно-нравственное
Направление ВД: интеллектуальное
Вид ВД: игровая деятельность, коммуникативная
Форма организации ВД: интеллектуальная игра
Смысловая направленность: соревновательная
Занятие: внеклассное занятие по окружающему миру
Технология занятия: социально-воспитательная
Тема |
Планета Земля |
||
Цели |
Образовательная: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Развивающая: формирование у детей образов живой и неживой природы, как образа Земли. Формирование понятий «сохранность», «охрана», «сбережение»; умение объяснять эти понятия. Развивать исследовательские навыки. Воспитательная: воспитывать любовь к Земле, уважение к её обитателям. |
||
Термины и понятия |
«планета Земля», «бережное отношение», «богатство».
|
||
Планируемый результат |
|||
Предметные умения |
УУД |
||
формировать основные правила охраны природы
|
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «Родная Земля», «обитатели планеты». Радость и гордость от того, что мы родились и живем на такой прекрасной планете, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция. Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. |
||
Организация пространства |
|||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
Окружающий мир. Литературное чтение. Математика (умение работать по алгоритму).
|
Фронтальная, в группах |
· авторская разработка мероприятия · раздаточный и наглядный материал · мультимедийный проектор · Красная книга · картинки с изображением животных · карточки с заданиями · сообщения учащихся · презентация Power Point «Планета Земля» · песочные часы |
|
Ход занятия
1. Организационный этап
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
2. Актуализации знаний, введение в занятие
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
- Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет КВН, где соревнуются три команды. По ходу мероприятия мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое. Как и в любом КВН оценивать каждый конкурс должно независимое жюри.
- Как вы думаете, кому из присутствующих здесь, можно поручить это дело?
- Давайте вспомним, как надо работать в команде?
- Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите их, слушая стихотворение.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весенний шум ручья,
Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной Земли зовётся этот дом.
3. Постановка цели и задачи занятия (мотивация учебной деятельности занятия)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Попробуйте определить тему.
- Сидим необычно… (значит, будем … играть). Но, и играя, нужно чего-то добиться в области знаний.
- Какие цели поставим перед собой?
4. Обобщение и систематизация знаний
- подготовка учащихся к обобщающейся деятельности
1) Конкурс «Приветствие».
- Первый конкурс КВН - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.
Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас.
Ешь побольше витамин, будешь толстым как пингвин.
Девиз: Команда ёжиков не хуже, потому что все мы дружим.
Девиз: «Кря, кря, кря - не крякай зря»
2) Конкурс «Разминка»
- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
- Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда. Всего на конкурс отводится 1 минута.
1. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)
2. Что делает ёж зимой? (Спит)
3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)
5. Без станка, без рук, а холст ткёт. (Паук)
6. Рыжий маленький зверек с ветки - прыг, на ветку скок. (Белка)
7. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
8. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
9. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина, калина)
10. Хотя не любит света он, и очень мало видит днем. Зато дорогу к дому, найдет он под землей. (Крот)
11. Жёлтый крошка ищет хлеба крошку. Если встретит червяка - наклюет ему бока. (Цыпленок)
12. Зверек живет в норе глубокой, он толстосум и толстощекий. (Хомяк)
13. Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка)
14. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)
15. С ветки на тропинку, с травки на былинку прыгает пружинка - зеленая спинка. (Кузнечик)
16. Кто осенью спать ложиться, а весной встает? (Зимой спит, а летом улья ворошит) (Медведь)
17.
Вот
бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь).
18. Кто поёт под водой? (Киты)
19. Это крошечное насекомое - паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха)
20.
Есть
на речках лесорубы -
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
21.
Волны
к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает. (Медуза).
22.
Что
за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
23. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
24. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
25. Какие деревья с белой корой? (Берёза, осина).
26. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
27. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
28. Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза).
29. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
30. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
31. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
- Представители какой группы были представлены в загадках? (Живой природы)
3) Конкурс «Царство грибов»
- Отгадайте загадку и узнаете, про что будет следующий конкурс.
По
дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
- Что такое лукошко?
- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
-воспроизведение на новом уровне
- Вы любите собирать грибы?
- Сейчас мы попробуем составить правила сбора грибов. За 2 минуты обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила. Объясняя, почему так?
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А сейчас соберем грибы. (На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
- На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
1) Загадки
1.
Вот
в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
2.
Очень
дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
3.
Где
хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).
4.
Под
осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
5.
У
берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
6.
Царь
грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
2) «Собери пословицу».
- Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Физкультминутка
Пока строгое жюри подводит предварительные итоги, отдохнём немного.
- Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели
птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
- Что неправильно?
(Мухи)
- А мухи - это кто?
(Насекомые)
- Вы правы. Ну что
же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем
снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Кукушки
и чижи,
Галки и стрижи,
Комары, лягушки… (Дети топают и
объясняют)
Прилетели
птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
- Все мы молодцы!
3)
Конкурс « Домашнее задание»
-
Каждая
команда получила домашнее задание: рассказать о животном или растении,
занесённом в Красную книгу.
Команда
«Пингвины»
Белый
медведь
В Арктике нет ни берёз, ни осинок -
На льдине большой белый мишка дремал.
От холода шерсть бережёт его спину,
Полярною ночью он солнышка ждал.
Цвет шерсти у мишки такой, как у снега,
Чтоб не заметил никто на снегу.
Полгода над мишкою тёмное небо,
И солнечных дней очень мало в году.
Боятся медведя моржи и тюлени,
Медведь ловит рыбу в холодной воде,
На холоде зимнем ему не до лени -
Заботиться нужно о вкусной еде.
(С.А.Васильева)
- У медведя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет делает этого хищника незаметным на снегу. В самые холодные и голодные зимние месяцы медведь больше спит. Питается белый медведь рыбой, мясом моржей и тюленей.
Команда «Ёжики»
Морж
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье - подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы немного,
Моржи из воды к берегам подплывут.
Они на холодном песке отдыхают,
На лежбище слабых растят малышей,
Моллюсков морских из песка накопают
И рыбы наловят - вот корм для моржей.
(С.А.Васильева)
- Морж - это животное, которое занесено в Красную книгу.
4) Конкурс «Четвёртый лишний»
- Вычеркните лишнее четвёртое слово, объясните, почему вы считаете его лишним.
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как мы считаем …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как по нашему мнению …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как мы считаем …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
5) Конкурс «Составь название животных»
- Я раздам каждой команде карточки со слогами, составьте как можно больше слов за 1 минуту.
КО ДИ ТИК ША РО КА БЕЛ ВА ЛО КО
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и коррекция
- Сейчас наше жюри выскажет своё мнение по вашим ответам, может, даст рекомендации и назовёт победителя сегодняшнего соревнования.
7. Рефлексия
- Покажите карточку с символом, с каким настроением вы уходите с занятия.
Список использованной литературы
1. Виноградова Н. Ф., «Окружающий мир: 1-4 классы. В двух частях». - М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80с.
3. 1000 загадок обо всём на свете/ сост. М.Б.Кановская. М.: Астрель, СПб.: Владимир: ВКТ 2011210с.
4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебная христоматия к школьному курсу. 1 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 160с.: ил.
5. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.В. Виноградова. - М.: Вентана_Граф, 2010. – 368с.: ил.
6. Мир вокруг нас: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./А.А.Плешаков. - 6-е изд.,дораб./ А.А.Плешаков. - М.: просвещение, 2004. - 128с: ил.
Используемые Интернет-ресурсы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
2. http://dic.academic.ru/
3. http://nsc.1september.ru/2003/24/7.htm
4. http://www.stihi.ru/avtor/analhr
5. http://nsportal.ru/nachalnaya
6. http://nattik.ru/
7. http://tolkslovar.ru/f1185.html
8. http://festival.1september.ru/articles/615992/
9. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.