Внеурочное занятие по окружающему миру "Наша планета - Земля"

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОМ внеурочка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочное занятие

по окружающему миру в 1-ом классе

«НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Нуруллина Гульнара Гильфановна

 

 

 

 

 

 

г. Нижнекамск, 2020 год

Разработка

внеурочного занятия по окружающему миру

МБОУ «СОШ №26» НМР РТ

 

Класс 1

Тема: «Наша планета Земля».

Направление развития личности: духовно-нравственное

Направление ВД: интеллектуальное

Вид ВД:  игровая деятельность, коммуникативная

Форма организации ВД: интеллектуальная игра

Смысловая направленность: соревновательная

Занятие: внеклассное занятие по окружающему миру

Технология занятия:  социально-воспитательная

 

Тема

Планета Земля

Цели

Образовательная: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая: формирование у детей образов живой и неживой природы, как образа Земли.   Формирование  понятий «сохранность», «охрана», «сбережение»; умение объяснять эти понятия. Развивать  исследовательские навыки.

Воспитательная: воспитывать любовь к Земле, уважение к её обитателям.

Термины и понятия

«планета Земля», «бережное отношение», «богатство».

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

формировать основные правила охраны природы

 

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «Родная Земля», «обитатели планеты». Радость и гордость от того, что мы родились и живем на такой прекрасной планете, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир. Литературное чтение.

 Математика (умение работать по алгоритму).

 

Фронтальная, в группах

·                   авторская разработка мероприятия

·                   раздаточный и наглядный материал

·                   мультимедийный проектор

·                   Красная книга

·                   картинки с изображением животных

·                   карточки с заданиями

·                   сообщения учащихся

·                   презентация Power Point «Планета Земля»

·                   песочные часы

 

 

 

Ход занятия

 

1. Организационный этап                                                 

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 - Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

2. Актуализации знаний, введение в занятие

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

- Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет КВН, где соревнуются три  команды. По ходу мероприятия  мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое. Как и в любом КВН оценивать каждый конкурс должно независимое жюри.

- Как вы думаете, кому из присутствующих здесь, можно поручить это дело?

- Давайте вспомним, как надо работать в команде?

- Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите их, слушая стихотворение.

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.                              

Живут в нём птицы и цветы, весенний шум ручья,                                        

Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.                                            

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной Земли зовётся этот дом.                                                   

3. Постановка цели и задачи занятия (мотивация учебной деятельности занятия)

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Попробуйте определить тему.

- Сидим необычно… (значит, будем … играть). Но, и играя, нужно чего-то добиться в области знаний.

-  Какие цели поставим перед собой?

4. Обобщение и систематизация знаний

- подготовка учащихся к обобщающейся деятельности

1) Конкурс «Приветствие».  

- Первый конкурс КВН - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.

Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас.          

            Ешь побольше витамин, будешь толстым как пингвин.   

Девиз: Команда ёжиков не хуже, потому что все мы дружим.   

Девиз: «Кря, кря, кря - не крякай зря»                                            

2) Конкурс «Разминка» 

- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.

- Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда. Всего на конкурс отводится 1 минута. 

1.                 Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)

2.                  Что делает ёж зимой? (Спит)

3.                 Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)

4.                 Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с  копытами, да не лошадь. (Осел)

5.                 Без станка, без рук, а холст ткёт. (Паук)

6.                 Рыжий маленький зверек с ветки - прыг, на ветку скок. (Белка)

7.                  Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

8.                 Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

9.                 У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина, калина)

10.            Хотя не любит света он, и очень мало видит днем. Зато дорогу к дому, найдет он под землей. (Крот)

11.            Жёлтый крошка ищет хлеба крошку. Если встретит червяка - наклюет ему бока. (Цыпленок)

12.            Зверек живет в норе глубокой, он толстосум и толстощекий. (Хомяк)

13.            Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка)

14.            Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)

15.            С ветки на тропинку, с травки на былинку прыгает пружинка - зеленая спинка. (Кузнечик)

16.            Кто осенью спать ложиться, а весной встает? (Зимой спит, а летом улья ворошит) (Медведь)

17.            Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь).

18.            Кто поёт под водой? (Киты)

19.            Это крошечное насекомое - паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха)

20.            Есть на речках лесорубы -
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).

21.            Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает. (Медуза).

22.            Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

23.            Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

24.            Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

25.            Какие деревья с белой корой? (Берёза, осина).

26.            Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

27.            Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).

28.            Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза).

29.            Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

30.            У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

31.            Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

- Представители какой группы были представлены в загадках? (Живой природы)

3) Конкурс «Царство грибов»

- Отгадайте загадку и узнаете, про что будет следующий конкурс.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).                                                                                      

- Что такое лукошко?

- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

-воспроизведение на новом уровне

- Вы любите собирать грибы?

- Сейчас мы попробуем составить  правила сбора грибов. За 2 минуты  обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила. Объясняя, почему так?

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

 - А сейчас соберем грибы. (На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

- На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

1)                Загадки

1.                 Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2.                 Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3.                 Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4.                 Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5.                 У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6.                 Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 

2) «Собери пословицу».

- Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Физкультминутка

Пока строгое жюри подводит предварительные итоги, отдохнём немного.

- Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами и сказать, где я ошиблась. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы
 Мухи и стрижи…
-
Что неправильно? (Мухи)
-
А мухи - это кто? (Насекомые)
-
Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. 

-Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. 
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Кукушки и  чижи,
Галки и стрижи,
Комары,
лягушки… (Дети топают и объясняют)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-
Все мы молодцы!

3) Конкурс « Домашнее задание» 
- Каждая команда получила домашнее задание: рассказать о животном или растении, занесённом в Красную книгу.
             Команда «Пингвины»
                   Белый медведь                                                                                               
В Арктике нет ни берёз, ни осинок -
На льдине большой белый мишка дремал.
От холода шерсть бережёт его спину,
Полярною ночью он солнышка ждал.
Цвет шерсти у мишки такой, как у снега,
Чтоб не заметил никто на снегу.
Полгода над мишкою тёмное небо,
И солнечных дней очень мало в году.
Боятся медведя моржи и тюлени,
Медведь ловит рыбу в холодной воде,
На холоде зимнем ему не до лени -
Заботиться нужно о вкусной еде. 
                        (С.А.Васильева) 

- У медведя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет делает этого хищника незаметным на снегу. В самые холодные и голодные зимние месяцы медведь больше спит. Питается белый медведь рыбой, мясом моржей и тюленей.

 

Команда «Ёжики»

Морж                                                                                                           
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье - подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы немного,
Моржи из воды к берегам подплывут.
Они на холодном песке отдыхают,
На лежбище слабых растят малышей,
Моллюсков морских из песка накопают
И рыбы наловят - вот корм для моржей.
  (С.А.Васильева) 

- Морж - это животное, которое занесено в Красную книгу.                           

4) Конкурс «Четвёртый лишний»

- Вычеркните лишнее четвёртое слово, объясните, почему вы считаете его лишним.

1.                 Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как мы считаем

2.                 Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как по нашему мнению

3.                 Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как мы считаем

4.                 Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5.                 Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

5) Конкурс «Составь название животных»

- Я раздам каждой команде карточки со слогами, составьте как можно больше слов за 1 минуту.

КО ДИ ТИК ША РО КА БЕЛ ВА ЛО КО

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и коррекция

- Сейчас наше жюри выскажет своё мнение по вашим ответам, может, даст рекомендации и назовёт победителя сегодняшнего соревнования.

7. Рефлексия                                                                                                        

- Покажите карточку с символом, с каким настроением вы уходите с занятия.

Список использованной литературы

 

1.                 Виноградова Н. Ф., «Окружающий мир: 1-4 классы. В двух частях». - М.: Вентана-Граф, 2011.

2.                 Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80с.

3.                 1000 загадок обо всём на свете/ сост. М.Б.Кановская. М.: Астрель, СПб.: Владимир: ВКТ 2011210с.

4.                 Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебная христоматия к школьному курсу. 1 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 160с.: ил.

5.                 Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.В. Виноградова. - М.: Вентана_Граф, 2010. – 368с.: ил.

6.                 Мир вокруг нас: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./А.А.Плешаков. - 6-е изд.,дораб./ А.А.Плешаков. - М.: просвещение, 2004. - 128с: ил.

 

Используемые Интернет-ресурсы

1.                 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

2.                 http://dic.academic.ru/

3.                 http://nsc.1september.ru/2003/24/7.htm

4.                 http://www.stihi.ru/avtor/analhr  

5.                  http://nsportal.ru/nachalnaya

6.                 http://nattik.ru/  

7.                 http://tolkslovar.ru/f1185.html

8.                 http://festival.1september.ru/articles/615992/


 

9.                 Скачано с www.znanio.ru