РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ». РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Ознакомить обучающихся с основными правилами этикета, которых так не хватает современной молодежи, правилами общения со взрослыми, постараться воспитать эстетически развитую личность.
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Ознакомить обучающихся с основными правилами этикета, которых так
не хватает современной молодежи, правилами общения со взрослыми, постараться воспитать
эстетически развитую личность.
Форма проведения: Рассказ, мультимедийная презентация
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, телевизор.ПРОВЕДЕНИЕ: 18 ЯНВАРЯ 2017 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Вступительное слово воспитателя
Сложившиеся нормы нравственности является результатом длительного по времени
процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны
политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг
друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Как подругому, одним словом называются нравственные нормы?
Этикет.
Мы продолжаем сегодня начатый ранее разговор об этикете.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 2:
1. Основные понятия об этикете
Понятие об этикете
Этикет слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему
относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до
наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они
соблюдаются представителями не только какогото данного общества, но и представителями
самых разных социальнополитических систем, существующих в современном мире. Народы
каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным
строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Слайды 3 8:
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
придворный этикет строго регламентируемый порядок и формы обхождения,
установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет правила поведения дипломатов и других официальных лиц
при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
военный этикет свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения
военнослужащих во всех сферах деятельности:
общегражданский этикет совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых
гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или
иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета
дипломатами придается большое значение, поскольку отступление от них или нарушение этих
правил может причинить ущерб престижу стран или ее официальным представителям и привести
к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни
правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится
общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдениеих зависит от места, времени и обстоятельства. Поведение, недопустимое в одном месте и при
одних обстоятельствах, бывает уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер
неписаного соглашения с тем, что в поведении людей является общепринятым, а что нет.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и
понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом
отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает
установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие
устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с
нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в
основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры,
подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой
человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом ни поступком не обидит другого,
не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один на людях, другой
дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с
близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и
плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных
местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях приемах,
церемониях, переговорах.
Итак, этикет очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,
морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их
представлениями о добре, справедливости, человечности в области моральной культуры и о
красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности в области культуры
материальной.
Деловой этикет
Слайд 9.
Деловой этикет это установленный порядок поведения в сфере контактов. Его основная
функция формирование правил поведения в обществе, которые способствуют
взаимопониманию людей в процессе общения.
Слайд 10.
Деловая этика – ничто иное, как совокупность требований и норм поведения
предпринимателя. Она позволяет рассматривать, давая оценочное суждение, как деловые
отношения предпринимателей, так и их личное поведение.
Слайд 11.
Правила делового этикета
Слайд 12.
Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами в каждом
виде услуг, оказываемых клиентам.
Самый главный принцип: Клиент — самый дорогой и желанный человек в вашем офисе
(магазине, предприятии)
Слайд 13.
По правилам делового этикета для приветствия пользуются невербальными
жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. И лучше сказать, например: «Здравствуйте,
Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое
приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет вы цените его.При приветствии и прощании кроме слов «здравствуйте», «добрый день» и «до свидания»
желательно присоединение имени и отчества собеседника, в особенности, если он занимает по
отношению к вам подчиненное положение.
Вместо обращения по половому признаку принято обращаться «дамы» и «господа».
Правила делового этикета предписывают:
Слайд 14.
не опаздывать на встречи;
сдавать вовремя собственные проекты;
устанавливать актуальные и адекватные сроки при получении задания.
Слайд 15.
В одежде также существует деловой стиль. Требования к форме одежды
сотрудников в компании (чаще в офисных помещениях) называется дресскодом.
В организациях особенное внимание уделяют форме одежды во время событий, связанных
с принятием важных решений (например, деловые переговоры), и на успех которых в том числе
может повлиять внешний вид сотрудников. Наиболее строгий корпоративный дресскод можно
обнаружить в банках и ресторанах.
На дипломатические приемы, благотворительные балы, на различного рода другие
торжественные церемонии мужчинам предписывается обязательно повязывать белый галстук и
совершенно недопустим темный жилет. Женщины должны быть в вечерних платьях и туфлях на
шпильке.
Слайд 16.
Строгий деловой костюм надевается на ответственные встречи и переговоры.
Причем, если переговоры назначены на вечер – костюм и галстук должны быть темными, сорочка
– белой, хорошо выглаженной. Женщины могут выбрать брючный либо юбочный костюм серого,
синего или бежевого цвета, обязательны светлая блуза и туфли на невысоком каблуке.
Слайд 17.
Если же переговоры с партнерами назначены на дневное время, то костюм
может быть светлым. Причем брюки и пиджак могут быть различных цветов.
Слайд 18.
Основные правила делового костюма заключаются в том, что он должен
включать в себя не более 3ех цветов и 2ух типов рисунка. Специалисты советуют
придерживаться темносерого, синего, бордового, зеленого, бежевого цветов, а при выборе
летнего делового гардероба отдавать предпочтение натуральным (хлопок, шелк) или смесовым
(лен плюс вискоза) тканям.
Идеальный деловой гардероб для женщин включает: строгий костюм, черные брюки, юбка
средней длины, несколько топов и водолазок, белая рубашка, туфликлассика, из аксессуаров –
часы и обручальное кольцо.
Идеальный мужской гардероб включает: темный (черный, темносиний или темносерый)
костюм, белая рубашка, неброский галстук в косую полоску, черные носки соответствующей
длины, туфликлассика, из аксессуаров – часы и обручальное кольцо.
Слайд 19.
Если вы приглашены на вечерний коктейль…
Слайд 20. Помните, что в деловых отношениях мелочей нет! Одежда, поведение
предпринимателя это его визитная карточка. Знайте вас всюду окружают люди, которые с той
или иной степенью пристрастности изучают вас.Слайд 21. Нарушениями служебного этикета являются: критика сотрудника в присутствии
его подчиненных, грубость; высокомерие, пренебрежение к людям; обман, предоставление
недостоверной информации; присвоение себе чужих успехов.
Слайд 22. Любой руководитель достигнет высокого уровня исполнительской
деятельности, если умеет убедить партнера не силовым давлением, а знанием психологии. Если
вы терпеливо и внимательно выслушиваете партнера вы удовлетворяете потребность человека в
самовыражении.
Слайд 23. Видео «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ СНОВА В МОДЕ»
Слайд 24. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она
проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за
столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя не
мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы
все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе
нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к
обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного
отношения к другому.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Хорошие манеры
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных
отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и
внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не
цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам
нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого
человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,
употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка,
жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считается скромность и сдержанность человека, умение
контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными
манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в
жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление в откровенной
недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, вбеззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний. В неумении сдерживать свое
раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности,
сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет
подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к
их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной,
почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и
приветствия, правила ведения разговора, поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном
обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы
гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть
излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению
увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите чтото,
слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Вежливость
Всем известны выражения:
«ледяная
«холодная
вежливость»,
«презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному
человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою
противоположность Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв»,
приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные
отношения.
вежливость»,
К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит
так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь
доброжелательной, так как она одно из проявлений искренней, бескорыстной
благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится
встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со
многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая
благожелательность к людям вообще обязательная база вежливости. Подлинная культура
поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление
вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об
этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят
тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти
имена в своей памяти. Они ищут для себя оправдания в том, что слишком заняты. Однако они
вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и
при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось
соприкасаться... Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых
действительных способов завоевать расположение окружающих собственной значимости».
Тактичность и чуткость
Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к
внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что
может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду,
обиду. Тактичность, чуткость это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в
личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших
слов и поступков у человека возникнет незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола,
общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.Уважение к другим обязательное условие тактичности даже между хорошими
товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто
небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т. п. Такое
поведение становиться причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его
здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа
отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение
без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Культура поведения в рамной степени обязательна и со стороны нижестоящего по
отношению к вышестоящему. Она выражается, прежде всего, в честном отношении к своим
обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности
по отношению к руководителю. То же по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного
отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно
определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях
самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не
уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во многих мыслящих людей, показав им вашу
исключительно ценную человеческую черту – скромность
Скромность
«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает утверждает Д. Карнеги.
А человек, который думает только о себе безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы
высокообразован он ни был».
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не
подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий,
особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.
Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже
и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей
правоте невозможно.
Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией
или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то
заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его
интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это
вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение».
Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т. Рузвельт однажды
признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях из ста, то не мог бы желать
ничего лучшего. «Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся
людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?» спрашивает Д. Карнеги и заключает:
«Если вы можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то
зачем вам говорить другим, что они не правы».
И действительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как ктото третий,
наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению
дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением, понять точку зрения обоих
спорщиков.
Никогда не следует начинать с заявления «Я вам докажу тото и тото». Это равносильно
тому, считают психологи, чтобы сказать: «Я умнее вас, я собираюсь коечто вам сказать и
заставить вас изменить свое мнение». Это вызов. Это порождает у вашего собеседника
внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.Чтобы чтото доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто
этого и не почувствовал.
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если
бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие,
дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контр
аргументация, основанная на точных фактах вот решение этого противоречия между
требованиями «хорошего тона» при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих
условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это одно из знамений времени:
темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться, социально бытовые условия
сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в
начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные,
лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить
по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а
главное благожелательность по отношению к людям, вот качества, которые безотказно помогут
в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какимлибо мелкими
правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле в Основные черты этикета
отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в
международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек
попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание
правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических
взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиции и психологии, но и умения
вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с
людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю
жизнь.
Правила вежливости каждого народа это очень сложное сочетание национальных
традиции, обычаев и международного этикета. И где бы ни были, в какой бы стране не
находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к
своим обычаям.
2. Некоторые рекомендации по общественному поведению в различных странах
Англия
В Англии очень важны манеры, держаться за столом. Поэтому надо соблюдать основные
правила этого ритуала. Никогда не кладите руки на столе, держите их на коленях. Приборы не
снимаются с тарелок, так как подставки для ножей в Англии не употребляют. Не
перекладывайте приборы из одной руки в другую, нож должен все время находится в правой
руке, вилка в левой, с концами, обращенными к тарелке. Так как различные овощи попадаются
одновременно с мясными блюдами, вам следует поступать так: вы накладываете маленький
кусочек мяса при помощи ножа набираете на этот кусочек овощей; научитесь реализовать
трудовое равновесие: овощи должны поддерживаться кусочком мяса на выпуклой стороне
зубьев вилки. Вы должны добиться этого, так как если вы рискнете наколоть на вилку хоть одну
горошину, то вас сочтут невоспитанным.
Не следует целовать рук или делать при публике таких комплиментов, как «какое у вас
платье!» или «как восхитителен этот торт» это расцениваться как большая неделикатность.
За столом не разрешаются разговоры. Все должны слушать того, кто говорит и в свою
очередь, говорить, чтобы быть услышанным.
ГерманияНадо называть титул каждого, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно
обращаться так: «Herr Doctor!». Слово доктор не зарезервировано, как у нас только для медиков,
а употребляется в любом случае при указании специальности или профессии.
Перед тем, как выпить, поднимают бокал и чокаются с вашим хозяином (хотя, например во
Франции поднимают бокал, но не чокаются).
В ресторане приветствуют всех находящихся около вас, даже незнакомых, выражением
«Mahlzeit», означающим приблизительно «Приятного аппетита».
Если вас просят остаться на завтрак не принимайте этого приглашения: оно является
простой формальностью. Если его повторяют снова откажитесь. Только после третьего раза
можно принять приглашение, так как на этот раз оно будет искренним, а не просто жестом
вежливости.
Голландия
В отличие от Испании здесь, в этой стране нужно соблюдать исключительную точность во
времени при каждой встречи или приглашении. Следует избегать рукопожатия, не делать
комплиментов. Вообще голландцы любят сдержанность, может быть даже чрезмерную.
Азиатские страны
На востоке суп подают в конце обеда; во многих южных странах и в среднеазиатских
республиках гостей принимают во дворе, который является, по их обычаям, продолжением
дома; в турецкой семье могут пригласить провести время в бане; в Бразилии не принято носить
тропический шлем, а в Таиланде говорить о жаре. Латиноамериканцы в знак своего особого
расположения к гостю часто переходят в разговоре на «ты».
Культура современного общества в итоге усваивает наиболее ценную часть культуры всех
стран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могут
участвовать и деловые люди, обогащая в общении с иностранцами или заграницей свой
культурный багаж, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее, что есть у других
народов.
3. Светский этикет
Раньше, под словом «свет» подразумевалось интеллигентное привилегированное и
благовоспитанное общество. «Свет» состоял из людей, отличающихся своим умом, ученостью,
какимлибо талантом, или хотя бы своей вежливостью. В настоящее время понятие «свет»
отходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет это ничто иное как знание
приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким
из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было.
Правила разговора
Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера
разговаривать это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую человек
обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его
собеседнике.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым,
то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума.
В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о
политике и религии.
Уметь слушать необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, также как
уметь говорить. И если вы хотите, чтобы вас слушали, нужно самому других слушать или, по
крайней мере, делать вид, что вы слушаете.В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как
только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни
было.
Как вести себя за столом
Не нужно торопиться раскладывать свою салфетку, лучше подождать, пока другие это
сделают. Неприлично вытирать свои приборы в гостях, у знакомых, так как этим вы показываете
свое недоверие к хозяевам, но это позволительно в ресторанах.
Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть.
Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края.
Для устриц, омаров, да и вообще для мягких блюд (таких как мясо, рыба и т.п.) следует
употреблять только нож.
Считается очень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом
очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только
после этого есть.
Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, высказывая какимлибо
образом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то следует протянуть свою рюмку
к тому, кто наливает, держа ее между большим, указательным и средним пальцами правой руки.
Нужно избегать оставлять в своем стакане вино или водку, которые могут пролиться.
Вставая изза стола, вовсе не следует складывать свою салфетку и, естественно, очень
неприлично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.
Порядок подачи вин
Тут приведены отрывки из поваренной книги 1912 года издания. Поражает количество
разнообразных комбинаций подачи одних лишь вин, только поэтому можно судить насколько
обеднел сам рацион, а также и сами правила этикета, касающиеся хотя бы сервировки стола.
Вина к столу подаются или охлажденными, или подогретыми, или просто холодными.
Охлажденным подается шампанское, подогретыми бургундское или лафиты. Остальные вина
подаются просто холодными.
Подаются вина в следующем порядке:
После бульона или супа подают мадеру, херес или портвейн.
После говядины пунш, портвейн, шатолафит, сентэстеф, медок, марго, сён жульен.
После холодных блюд марсала, эрмитаж, шабли, гобарсак, вендеграф.
После рыбных блюд бургундское , макон, нюи, помор, петивиолет.
За соусами реинверн, сотерн, госотерн, мозельвейн, изенгеимер, гохмеиер, шатодикем.
После паштетов пунш в стаканах или шампанское.
После жаркого малага, мускатлюнель, мускатфронтеньяк, мускатбутье.
Бургундское слегка подогревают в горячем песке и вообще все красные вина подаются не
слишком холодными, шампанское же подается только в металлических вазах, наполненных
льдом и вынимается только в ту минуту, когда оно должно быть разлито и подано гостям.
Сервировка стола
При сервировке стола следует иметь в виду, что не принято класть более трех вилок или
трех ножей (каждому виду блюд должен соответствовать свой прибор), так как все приборы всё
равно не будут использоваться одновременно. Остальные ножи, вилки и другие дополнительные
предметы сервировки подаются в случае необходимости к соответствующим блюдам. Вилки
должны лежать слева от тарелки в порядке последовательности подачи блюд. Справа от тарелки
нож для закуски, столовая ложка, нож для рыбы и большой обеденный нож.
Бокалы ставятся справа налево в такой последовательности: бокал (стакан) для воды, бокал для
шампанского, бокал для белого вина. На самый высокий фужер обычно кладут карточки с
именем и фамилией гостя, для которого предназначено место.
Одежда и внешний видГоворят, что провожают по уму, но принимают по одежке. И, на самом деле, одежда одно
из главных условий того, насколько хорошее мнение о вас сложится у человека. Рокфеллер
начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом
гольфклуба.
Я думаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и
выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться:
На приеме до 20:00 мужчинам можно одевать любые костюмы неярких цветов. На приемы,
начинающиеся после 20:00, следует надевать костюмы черного цвета.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнутым. В застегнутом пиджаке
входят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с
докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают.
Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.
В случае, когда нужно одевать смокинг, это специально указывается в приглашениях
(cravate noire, black tie).
Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает
переход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеваться только к
смокингу.
Журнал «Models of the season» рекомендует придерживаться следующих правил:
пиджак предпочтительнее классический «английский» (с двумя шлицами сзади). В
отличие от «европейского» (без шлиц) и «американского» (с одной шлицей) он позволяет своему
обладателю не только элегантно стоять, но и элегантно сидеть;
брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а сзади
доходить до начала каблуков;
рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надевать
нейлоновых и трикотажных рубашек;
воротник должен быть на сантиметр полтора выше воротника пиджака;
жилет должен быть не слишком коротким; ни рубашка, ни ремень не должны быть видны;
ремень естественно исключает подтяжки и наоборот;
носки к деловому и праздничному костюму подбираются в тон, ни в коем случае не белые
и достаточно длинные.
Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем
мужчина. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, это соответствие
времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных
платьях в дневное время, для таких случаев подойдет элегантное платье или платьекостюм.
Цвет в одежде
Если человек хочет подчеркнуть белизну своего лица, то ему следует надевать красную
одежду, в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественный цвет лица.
Желтый цвет белизне лица придает фиолетовый оттенок.
Обычно цвет одежды подбирают с таким расчетом:
блондинкам больше всего подходит синий цвет;
брюнеткам желтый цвет;
белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи на лице;
черный цвет поглощает блеск у других цветов.
Визитные карточки
Визитная карточка во многих случаях заменяет «удостоверение личности». Обычно она
печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, поанглийски или на языке
страны пребывания.
На визитной карточке печатаются имя и фамилия, должность и адрес фирмы, где человек
работает, а также номер телефона (факса, телекса).Визитные карточки вручаются человеку так, чтобы он смог сразу прочитать ее, а дающий
должен тем временим вслух произнести свое имя и фамилию.
На визитных карточках жен проставляется лишь имя и фамилия, должность же не
указывается.
Визитные карточки, на которых указано одновременно имя и фамилия мужа и жены
рассылаются или заводятся главным образом дамами.
На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывается.
Визитные карточки не должны быть вычурными, экстравагантными, не должны иметь
золотых обрезов. Шрифт может использоваться только черный.
Этикет, соблюдаемый в письмах
Этикет в письмах по существу, это всё те же формальности, превратившиеся в обычаи.
Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются заранее, для того, чтобы они были
получены накануне Нового года или в день Нового года. Этот срок должен соблюдаться в
отношениях с родственниками, относительно же друзей или близких знакомых срок
поздравлений может быть растянут и на первую неделю после нового года, всех остальных
можно поздравлять в продолжение всего января.
Письма пишутся только с одной стороны листа, обратная сторона должна всегда
оставаться чистой.
Этикет не требует красоты почерка, но писать неразборчиво также некрасиво, как и
бормотать себе под нос, разговаривая с другим.
Очень некрасивым и невежливым считается ставить одну букву с точкой вместо подписи.
Какого рода письмо ни было деловое или дружеское нужно никогда не забывать ставить
адрес и число.
Никогда не следует писать многословно к лицам, стоящим выше или ниже вас по
положению. В первом случае своим многословием можно показать свое неуважение, да и, скорее
всего, длинное письмо просто не будет читать, а во втором случае длинное письмо можно
посчитать за фамильярность.
Письмо изображает нравственный облик пишущего, оно, так сказать, мерило его
образования и знаний. Поэтому при переписке следует быть утонченноостроумным, ежеминутно
помня о том, что по ней люди делают вывод о ваших достоинствах и недостатках. Малейшая
бестактность в словах и небрежность в выражениях выставляют пишущего в неприятном для
него свете.