РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ». РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС - ГОСТИ»
ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету
Задачи:
- повышать уровень знаний по этикету;
- содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата;
- воспитывать культуру этикета и общения с людьми;
- формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;
- развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС ГОСТИ»
ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету
Задачи:
повышать уровень знаний по этикету;
содействовать сплочению коллектива учащихся,
психологического микроклимата;
созданию благоприятного
воспитывать культуру этикета и общения с людьми;
формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;
развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта,
воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.
Форма проведения: Ситуативная игра
Необходимое оборудование: таблички для игры, компьютер, мультимедийная
презентация, раздаточный игровой материал – «баллы», 3 комплекта столовых приборов
(вилка, нож, ложка, бокал, салфетка); медаль «Самые воспитанные», сладкий приз (торт,
пирог или конфеты); зеленые и красные листья (из бумаги), скотч.
ПРОВЕДЕНИЕ: 11 ЯНВАРЯ 2017 г.Слайд 1.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
«Красив тот, кто красиво поступает».
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша встреча начинается со
сценки. Давайте посмотрим!
Слайд 2. Сценка:
После соревнований Паша сказал Кириллу:
Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе айфончик покажу и планшет
новый. Музычку послушаем.
Ладно, ответил Кирилл, приду.
Часов в 7 Паша уже перестал ждать товарища. Вдруг раздался стук в дверь.
Привет, сказал Кирилл. Это я.
Он прошел в комнату и стал рассматривать вещи в ней.
А у вас ничего, подходяще. Чего это? он схватил ретромодель автомашины с
письменного стола приятеля.
Это мне подарили на память.
Здорово сделано. Кирилл нажал посильнее и сломал.
Потом Кирилл отправился бродить по комнате.
Сколько стоит? А это где купили? поминутно спрашивал он, трогая вазу,
сувениры. Что за барахло в доме держите? На его лице выразилось презрение ко вкусам
хозяина.
Паша в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически
посмотрел на чай и печенье и сказал:
Ой, чтото солененького захотелось, принеси мне лучше чипсы.
Наевшись и напившись вдоволь, Кирилл взял шапку.
Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А кинжальчик старинный, который у вас на
стене висел, я взял, мне одну вещичку обстругать надо. Отдам какнибудь.
Воспитатель: Ребята правильно ли вел себя хозяин? Каким должен быть хозяин?
Правильно ли вел себя гость? Каким быть должен гость?
Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего занятия? Какие задачи нам нужно
решить?
Слайд 3.
Воспитатель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь
веков. Они зафиксированы в древнейших письменных документах и существовали еще до
появления письменности.Слайд 4. Цицерон (106 43 до н.э.) в своих сочинениях «О высшем благе и зле»,
«Об обязанностях» рассматривал этику как искусство правильно жить, чтобы достигнуть
человеком полного счастья.
Что такое этика? С этим вопросом нам поможет разобраться Ирина Жилкина.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 5. Сообщение обучающегося:
Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем
Аристотелем 2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию
сочинения Аристотеля. В переводе с греческого «ethos» означает «обычай», «нрав»,
«характер».
Понятие этики сходно с понятием слова «мораль», происшедшего от латинского
«mos, mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике
поведения, имеют в виду не только правила поведения и приличия в обществе, но и
нравственный облик человека.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие добрые слова, по правилам хорошего тона,
необходимы нам каждый день?
Здравствуйте. Добрый день. Доброго пути. До свидания. Пожалуйста. Спасибо.
Правильно! Ранее вам было дано задание узнать происхождение этих слов.
Слайды 6 8. Сообщения воспитанников:
1) Здравствуй(те) повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу
XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе
желаю» и т.д.
«Здравствуйте же многа лета» написано в рукописи 1057 года, это самое древнее
дошедшее до нас пожелание нашего предка.
С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у
нас «добрый вечер», «добрый день», но им предшествовали чисто русские
выражения типа «добръ здоровъ» снова пожеланием здоровья. Все начиналось и
кончалось пожеланием здоровья.
Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у
которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра.
Русский человек все это вместе видел в здоровье.
Сегодня «здравствуйте» привычная для всех форма приветствия при встрече.
Однако в прошлом она могла применяться и в прямо противоположных
обстоятельствах – при прощании. Это ясно из корня слова: здоровья можно
пожелать и при встрече, и прощаясь.
2) «Здравствуйте, ребята!» легко и просто произносит воспитатель на каждом
занятии фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели
вы сегодня?», или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия.
Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители
Древнего Китая, Монголии, Египта.
На первый взгляд кажется, немного смешно. В самом деле, что составляло основу
жизни монголакочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное,
хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы и у
людей голод, смерть.Какими только приветствиями не пользовались люди! Салют! Чао! Салам
аллейкум! Хау ду ю ду!
А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент
приветствия, еще разнообразнее.
Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая руку себе самому. Молодой
американец приветствовал приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются
друг с другом в щеку. Ктото обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс,
другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко
лбу и к сердцу, четвѐртые показывали языки.
3) В поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное
содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и
хочу тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что
означает простое, обыкновенное здравствуйте!
Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:
Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто: «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
4) Добрый день:
Добрый день! тебе сказали.
Добрый день! ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути:
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чемунибудь
Добрые слова:
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5) Пожалуйста:
Отметить, что ли, слово, пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.Простите:
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду;
И взрослых перебивать,
И что обещал забывать.
А если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Первый шаг мы с вами уже сделали и поняли, что
нужно быть вежливым всегда и везде.
Слайд 9. А теперь я предлагаю вам поиграть. Правила игры:
Я читаю вопрос (вопросы дублируются также на экране), вы обсуждаете командой
свой ответ в течение 1 минуты, если ваш ответ готов раньше, чем окончилось время, вы
также поднимаете табличку. Будет отвечать та команда, которая раньше всех поднимет
табличку.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, если ответ частично верен, то 0,5
балла.
Итак, делимся на 3 команды (по 3 чел.). Начнем!
Слайд 10. 1 блок вопросов: Этикет приветствия
Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Ответ: Кивок, жест,
рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест –
при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии;
объятие – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой
мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)
Кто первым здоровается при входе в помещение? (Ответ: Первым здоровается
всегда входящий, независимо от пола и возраста.)
Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен здороваться первым:
Мужчина – женщина? Младшие – старшие? Начальник – подчиненный? (Ответ:
Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина –
мужчине; начальник – подчинённому.)
Кто должен первым здороваться на улице: стоящий или проходящий? (Ответ:
Первым здоровается проходящий.)
Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину? (Дама встает лишь в случае
знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во
всех отношениях мужчиной.)
Слайд 11. 2 блок вопросов: Как вести себя в помещении
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Ответ: Первой
входит всегда дама.)
Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Ответ: Вверх
по лестнице – мужчина; вниз – дама.)
Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ответ: Идёт и
ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим.) Если вы опоздали в кино (театр), куда нужно садиться? Нужно ли искать свое
место? Если нет, почему? (Ответ: Необходимо сесть на ближайшее свободное
место.)
Как нужно продвигаться вдоль ряда к своему месту? (Ответ: Только лицом к
сидящим. При этом первым всегда проходит мужчина. Он должен принести
свои извинения и поблагодарить вставших.)
При посещении спектаклей, кино, концертов и других мероприятий у мужчин
появляется возможность проявить такое качество, как галантность… Что это за
качество? (Ответ: Прежде всего, это правильно воспитанный человек, знающий
и выполняющий правила этикета. Галантный мужчина это показатель
внимательного отношения к женщине, умение красиво ухаживать за ней,
оказывать знаки внимания женскому полу.)
Слайд 12. 3 блок вопросов: Телефонный этикет
Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но… до сих пор не все знакомы с
телефонным этикетом. Итак, вопросы:
В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в
выходные? (Ответ: Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно
до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не
принято.)
При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Ответ: Позвонивший,
представившись.)
Надо ли представляться при телефонном разговоре? (Ответ: Да. И это
просто проявление воспитанности и вежливости, которое трактуют
правила телефонного разговора.)
Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить?
(Ответ: Позвонивший.)
Кто должен закончить телефонный разговор? (Ответ: кто первый
начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.)
Слайд 13. 4 блок вопросов: В гостях
Гости бывают разные: неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие
на 5 минут и приехавшие на месяц. Правила гостеприимства и этикета требуют
приветливого отношения к любому гостю.
Можно ли приходить в гости без
(Ответ:
В гости без предупреждения позволено приходить только
самым
близким людям. И то лучше предупредить, а то мало ли, купаюсь я,
убираюсь или просто даже дома меня нет.)
предупреждения?
Если гости пришли без приглашения, а их визит весьма некстати, как быть
хозяевам? (Ответ: Посидеть 15 минут для приличия и выпить по чашке чая, а
затем, вежливо сославшись на дела и кучу проблем, извиниться перед ними и
культурно попросить их на выход.)
Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? (Ответ:
Любое дарение подарка должно сопровождаться приятными для одариваемого
словами. Букет преподносится цветами кверху, без упаковки. Если же упаковка
– декоративная и составляет неотъемлемую часть декора вашего подарка
букета, то упаковку не снимают. Вручать цветы женщине должен толькомужчина. Если в гости идет семейная пара, то по дороге цветы несет
женщина, а затем отдает букет мужчине, который и должен вручить букет.
Если цветы дарятся мужчине, то их может вручать любой. Дарение букета
следует сопровождать правильной речью. Это может быть короткое
приветствие и поздравление.)
Как должен именинник или хозяин поступить с подарком? (Ответ:
Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что
в нем, не забыв поблагодарить.)
Слайд 14. 5 блок вопросов: Сервировка стола. Поведение за столом
Задание практическое за 1 минуту правильно расположить приборы на столе:
вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.
Как нужно есть хлеб? (Ответ: По правилам этикета брать хлеб из общей
тарелки нужно рукой (один или несколько кусочков) и кладут его на
пирожковое блюдце возле себя. Едят, отламывая по маленькому кусочку.)
У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их нужно есть? (Ответ:
Яблоко разрезают специальным ножом на 4 части. Каждый кусочек
накалывают на вилку, счищая ножом кожицу, и удаляют сердцевину.
Затем разрезают на несколько частей (количество зависит от величины
фруктов) и едят вилкой. Виноград едят, держа его в руках, косточки
складывают на тарелку, незаметно выплевывая их в ладонь. Нельзя
выплевывать косточки прямо на тарелку. Апельсин разрезают ножиком на
46 частей так, чтобы разрезать только кожицу, не задев мякоть. Потом
раскладывают звездочкой и аккуратно отделяют кусочки.)
Как едят торты, пирожные, пироги? (Ответ: Кушать десертной ложечкой
можно только торты,
приготовленные полностью из мягких
компонентов: йогуртовые, бисквитные. Испеченные же из более плотного
теста (песочного, кексового, слоеного) или имеющие твердые включения
(например, прослойку безе или мастичный декор), следует кушать при
помощи десертных ножа и вилки. Начинать есть порцию нужно с острого
кончика, именно для этого его кладут на тарелку ближе к гостю.
Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые
пирожные — миндальные, ореховые, которые легко крошатся, — можно
есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с
розеткой и едят из нее. Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой;
пирожки маленькие — держа пальцами.)
Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Ответ: Нож и
Как выйти изза стола по окончании обеда?
вилка крестнакрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)
(Ответ:
Из
за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой
задвигают стул.)
Слайды 1516. Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предложу на выбор ситуации.
Вы в своих командах их проанализируйте и объясните, как правильно нужно поступать в
сложившейся ситуации:
Ситуация 1.
Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа зовет меня Галька».
А ты как его зовешь? спросила мама.
Я его вообще никак не зову, ответила Галя, я ему просто кричу: «Эй, ты!»Ситуация 2.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла
женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, пожалуйста».
Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил.
Мужчина, который стоял рядом с Вовой, толкнул мальчика и наступил ему на ногу. Вова
презрительно посмотрел на него и сказал громким мрачным голосом: «Вы же не один в
автобусе едете?»
Ситуация 3.
На школьной переменке в конце коридора Миша увидел своего друга Руслана. Он
очень громко окликнул его несколько раз, но Руслан не услышал. Тогда Миша добежал до
друга и толкнул его в плече так, что Руслан чуть не упал.
Ситуация 4.
Саша на переменке побежал по лестнице вниз в школьный буфет. Растолкав всех, в
очереди стал перед малышом, затем подумал и поставил малыша позади себя. Когда
малыш стал плакать, Саша упрекнул его: «Ну, и плакса!.. Еще успеешь купить свою
булочку». Но когда пришел Ваня из 10 «Б» класса и стал перед Сашей в очереди, то он
с обидчивым выражением на лице посмотрел на Ваню, не сказав ни слова.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что мы всегда теперь будем поступать только по
правилам этикета.
Слайд 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего мы с вами ведем разговоры о
поведении и Правилах приличия?
К тому, чтобы показать, в чем смысл и каково значение тех правил поведения, от
которых некоторые из вас небрежно отмахиваются мол, и без этих церемоний прекрасно
можно обойтись! Но так ли это? Люди пришли к этим правилам в результате большого
опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. И мы должны с вами эти правила
выполнять.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. По итогам игры медаль
«Самые воспитанные» присуждается команде…
Поздравляем победителей сегодняшней игры и разрешите вручить вам сладкий приз.
Надеюсь, что победители пригласят всех участников игры попить чай.
Слайд 18. Сегодня мы постарались изложить основные правила этикета в форме
вопросов, анализа ситуаций, рекомендаций. Наверняка среди вас были такие, кто не
придавал значения этикету. Сейчас же, смею надеяться, что вы сможете грамотно
растолковать высказывание американского юриста, судьи Кларенса Томаса: «Хорошие
манеры откроют перед нами двери, которые не сможет открыть и самая высокая
образованность».
И напоследок, ребята, я вас попрошу выполнить еще одно задание:
На ваших столах лежат зеленые и красные листочки. Подумайте: если вам не
понравилось, и вы без пользы провели время на нашем занятии, то ваш листочек красного
цвета. А если вам понравилось занятие, если вы получили новые знания и информацию,
которую будете использовать в дальнейшем, то прилепите на доску зеленый листик.Слайд 19. Воспитатель: До свидания, ребята! Надеюсь, что после сегодняшнего дня
вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и
многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон
следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.
Слайд 20. ВИДЕО «КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГЛАШАТЬ ГОСТЕЙ»