ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ». РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС - ГОСТИ» ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету Задачи: - повышать уровень знаний по этикету; - содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата; - воспитывать культуру этикета и общения с людьми; - формировать у обучающихся знание правил хорошего тона; - развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.
Иконка файла материала 11.01. Этикет_На все случаи жизни.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС ­ ГОСТИ» ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету Задачи: ­ повышать уровень знаний по этикету; ­   содействовать   сплочению   коллектива   учащихся, психологического микроклимата;   созданию   благоприятного ­ воспитывать культуру этикета и общения с людьми; ­ формировать у обучающихся знание правил хорошего тона; ­   развивать   у   обучающихся   такие   качества   характера,   как   вежливость,   доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное. Форма проведения: Ситуативная игра Необходимое   оборудование:  таблички   для   игры,  компьютер,   мультимедийная презентация, раздаточный игровой материал – «баллы», 3 комплекта столовых приборов (вилка, нож, ложка, бокал, салфетка); медаль «Самые воспитанные», сладкий приз (торт, пирог или конфеты); зеленые и красные листья (из бумаги), скотч. ПРОВЕДЕНИЕ: 11 ЯНВАРЯ 2017 г.Слайд 1. Воспитатель – Мокшанова И.В. «Красив тот, кто красиво поступает». ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель:  Здравствуйте,   ребята!   Сегодняшняя   наша   встреча   начинается   со сценки. Давайте посмотрим! Слайд 2. Сценка: После соревнований Паша сказал Кириллу: ­ Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе айфончик покажу и планшет новый. Музычку послушаем. ­ Ладно, ­ ответил Кирилл, ­ приду. Часов в 7 Паша уже перестал ждать товарища. Вдруг раздался стук в дверь. ­ Привет, ­ сказал Кирилл. ­ Это я. Он прошел в комнату и стал рассматривать вещи в ней. ­ А у вас ничего, ­ подходяще. Чего это? ­ он схватил ретромодель автомашины с письменного стола приятеля. ­ Это мне подарили на память. ­ Здорово сделано. ­ Кирилл нажал посильнее и сломал. Потом Кирилл отправился бродить по комнате. ­   Сколько   стоит?   А   это   где   купили?   ­   поминутно   спрашивал   он,   трогая   вазу, сувениры. ­ Что за барахло в доме держите? ­ На его лице выразилось презрение ко вкусам хозяина. Паша   в   это   время   вскипятил   чай   и   пригласил   гостя   к   столу.  Тот   критически посмотрел на чай и печенье и сказал: ­ Ой, что­то солененького захотелось, принеси мне лучше чипсы. Наевшись и напившись вдоволь, Кирилл взял шапку. ­ Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А кинжальчик старинный, который у вас на стене висел, я взял, мне одну вещичку обстругать надо. Отдам как­нибудь. Воспитатель: Ребята правильно ли вел себя хозяин? Каким должен быть хозяин? Правильно ли вел себя гость? Каким быть должен гость? Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего занятия? Какие задачи нам нужно решить? Слайд 3. Воспитатель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь веков. Они зафиксированы в древнейших письменных документах и существовали еще до появления письменности.Слайд 4. Цицерон (106 ­ 43 до н.э.) в своих сочинениях ­ «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» ­ рассматривал этику как искусство правильно жить, чтобы достигнуть человеком полного счастья. Что такое этика? С этим вопросом нам поможет разобраться Ирина Жилкина. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Слайд 5. Сообщение обучающегося: Термин   «Этика»   впервые   был   введен   в   обиход   древнегреческим   мыслителем Аристотелем  2300   лет   тому   назад.   Этикой   были   названы   три   близких   по   содержанию сочинения  Аристотеля.   В   переводе   с   греческого   «ethos»   означает   «обычай»,   «нрав», «характер». Понятие   этики   сходно   с   понятием   слова   «мораль»,   происшедшего   от   латинского «mos, mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике поведения, имеют в виду не только правила поведения и приличия в обществе, но и нравственный облик человека. Воспитатель:  Ребята, скажите, а какие добрые слова, по правилам хорошего тона, необходимы нам каждый день? ­ Здравствуйте. Добрый день. Доброго пути. До свидания. Пожалуйста. Спасибо. ­ Правильно! Ранее вам было дано задание узнать происхождение этих слов. Слайды 6 ­ 8. Сообщения воспитанников: 1) Здравствуй(те) ­ повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе желаю» и т.д. «Здравствуйте же многа лета» ­ написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас   «добрый   вечер»,   «добрый   день»,   но   им   предшествовали   чисто   русские выражения типа «добръ здоровъ» ­ снова пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья. Этим   национальным   пожеланием   русские   отличались   от   многих   европейцев,   у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье. Сегодня «здравствуйте» ­ привычная для всех форма приветствия при встрече. Однако   в   прошлом   она   могла   применяться   и   в   прямо   противоположных обстоятельствах   –   при   прощании.   Это   ясно   из   корня   слова:   здоровья   можно пожелать и при встрече, и прощаясь. 2) «Здравствуйте,   ребята!»   ­   легко   и   просто   произносит   воспитатель   на   каждом занятии фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?», или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия. Именно   такими   фразами   обменивались   встретившиеся   друг   с   другом   жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется, немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни   монгола­кочевника   в   старые   времена?   Его   стадо.   Здорово   животное, хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы ­ и у людей голод, смерть.Какими   только   приветствиями   не   пользовались   люди!   Салют!   Чао!   Салам аллейкум! Хау ду ю ду! А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая руку себе самому. Молодой американец приветствовал  приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются друг с другом в щеку. Кто­то обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс, другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвѐртые показывали языки. 3) В   поклоне,   в   коротких   словах   привета   заключено   очень   большое   и   важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу   тебе   всего   самого   доброго:   здоровья,   мира,   веселья,   счастья».   Вот   что означает простое, обыкновенное здравствуйте! Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение: Здравствуйте! ­ Поклонившись мы друг другу сказали, Хотя были совсем не знакомы. Здравствуйте! ­ Что особого тем мы друг другу сказали? Просто: «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 4) Добрый день: ­ Добрый день! ­ тебе сказали. ­ Добрый день! ­ ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. Доброго пути: Нам желают: «Доброго пути!» ­ Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему­нибудь Добрые слова: За что мы говорим «Спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. 5) Пожалуйста: Отметить, что ли, слово, пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.Простите: Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду; И взрослых перебивать, И что обещал ­ забывать. А если я все же забуду, ­ Простите, я больше не буду. Воспитатель:  Хорошо, ребята! Первый шаг мы с вами уже сделали и поняли, что нужно быть вежливым всегда и везде. Слайд 9. А теперь я предлагаю вам поиграть. Правила игры: Я читаю вопрос (вопросы дублируются также на экране), вы обсуждаете командой свой ответ в течение 1 минуты, если ваш ответ готов раньше, чем окончилось время, вы также поднимаете табличку. Будет отвечать та команда, которая раньше всех поднимет табличку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, если ответ частично верен, то 0,5 балла. Итак, делимся на 3 команды (по 3 чел.). Начнем! Слайд 10. 1 блок вопросов: Этикет приветствия  Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Ответ: Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при   встрече   в   транспорте,   на   улице   при   сравнительно   большом   расстоянии; объятие   –   при   встрече   родственников   или   близких   старых   друзей;   пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)  Кто первым здоровается при входе в помещение?  (Ответ: Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.)  Когда   мы   впервые   встречаемся   с   людьми,   кто   должен   здороваться   первым: Мужчина – женщина? Младшие – старшие? Начальник – подчиненный? (Ответ: Всегда   действует   правило:   старший   подаёт   руку   младшему;   женщина   – мужчине; начальник – подчинённому.)  Кто   должен   первым   здороваться   на   улице:   стоящий   или   проходящий?  (Ответ: Первым здоровается проходящий.)  Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину? (Дама встает лишь в случае  знакомства  с  гораздо  более  старшей  женщиной  или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.) Слайд 11. 2 блок вопросов: Как вести себя в помещении  Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Ответ: Первой входит всегда дама.)   Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым?  (Ответ: Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама.)   Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ответ: Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим.) Если   вы   опоздали   в   кино  (театр),   куда   нужно   садиться?   Нужно   ли   искать   свое место? Если нет, почему?  (Ответ: Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)  Как нужно продвигаться вдоль ряда к своему месту?  (Ответ: Только лицом к сидящим. При этом первым всегда проходит мужчина. Он должен принести свои извинения и поблагодарить вставших.)  При   посещении   спектаклей,   кино,   концертов   и   других   мероприятий   у   мужчин появляется возможность проявить такое качество, как галантность… Что это за качество? (Ответ: Прежде всего, это правильно воспитанный человек, знающий и   выполняющий   правила   этикета.   Галантный   мужчина   ­   это   показатель внимательного   отношения   к   женщине,   умение   красиво   ухаживать   за   ней, оказывать знаки внимания женскому полу.) Слайд 12. 3 блок вопросов: Телефонный этикет Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но… до сих пор не все знакомы с телефонным этикетом. Итак, вопросы:  В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? (Ответ: Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до   22:00.   В   выходные   дни   звонить   малознакомым   людям   вообще   не принято.)  При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Ответ: Позвонивший, представившись.)  Надо ли представляться при телефонном разговоре?  (Ответ: Да. И это ­ просто   проявление   воспитанности   и   вежливости,   которое трактуют правила телефонного разговора.)  Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Ответ: Позвонивший.)  Кто   должен   закончить   телефонный   разговор?  (Ответ:   кто   первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.) Слайд 13. 4 блок вопросов: В гостях Гости бывают разные: неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие на   5   минут   и   приехавшие   на   месяц.   Правила   гостеприимства   и   этикета   требуют приветливого отношения к любому гостю.  Можно   ли   приходить   в   гости   без  (Ответ: В гости без предупреждения позволено приходить только самым близким людям.   И   то   лучше   предупредить,   а   то   мало ли,   купаюсь   я, убираюсь или просто даже дома меня нет.)   предупреждения?    Если   гости   пришли   без   приглашения,   а   их   визит   весьма   некстати,   как   быть хозяевам? (Ответ: Посидеть 15 минут для приличия и выпить по чашке чая, а затем, вежливо сославшись на дела и кучу проблем, извиниться перед ними и культурно попросить их на выход.)  Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить?  (Ответ: Любое дарение подарка должно сопровождаться приятными для одариваемого словами. Букет преподносится цветами кверху, без упаковки. Если же упаковка –   декоративная   и   составляет   неотъемлемую   часть   декора   вашего   подарка­ букета,   то   упаковку   не   снимают.   Вручать   цветы   женщине   должен   толькомужчина.   Если   в   гости   идет   семейная   пара,   то   по   дороге   цветы   несет женщина, а затем отдает букет мужчине, который и должен вручить букет. Если цветы дарятся мужчине, то их может вручать любой. Дарение букета следует   сопровождать   правильной   речью.   Это   может   быть   короткое приветствие и поздравление.)  Как   должен   именинник   или   хозяин   поступить   с   подарком?  (Ответ: Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем, не забыв поблагодарить.) Слайд 14. 5 блок вопросов: Сервировка стола. Поведение за столом  Задание практическое ­ за 1 минуту правильно расположить приборы на столе: вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.  Как нужно есть хлеб?  (Ответ: По правилам этикета брать хлеб из общей тарелки   нужно   рукой   (один   или   несколько   кусочков)   и   кладут   его   на пирожковое блюдце возле себя. Едят, отламывая по маленькому кусочку.)  У вас на тарелке ­ виноград, яблоко, апельсин. Как их нужно есть? (Ответ: Яблоко   разрезают   специальным   ножом   на   4   части.   Каждый   кусочек накалывают   на   вилку,   счищая   ножом   кожицу,   и   удаляют   сердцевину. Затем разрезают на несколько частей (количество зависит от величины фруктов)   и   едят   вилкой.   Виноград   едят,   держа   его   в   руках,   косточки складывают   на   тарелку,   незаметно   выплевывая   их   в   ладонь.   Нельзя выплевывать косточки прямо на тарелку. Апельсин разрезают ножиком на 4­6 частей так, чтобы разрезать только кожицу, не задев мякоть. Потом раскладывают звездочкой и аккуратно отделяют кусочки.)  Как едят торты, пирожные, пироги? (Ответ: Кушать десертной ложечкой можно   только   торты,   приготовленные   полностью   из   мягких компонентов: йогуртовые, бисквитные. Испеченные же из более плотного теста (песочного, кексового, слоеного) или имеющие твердые включения (например,   прослойку   безе   или   мастичный   декор),   следует   кушать   при помощи десертных ножа и вилки. Начинать есть порцию нужно с острого кончика,   именно   для   этого   его   кладут   на   тарелку   ближе   к   гостю. Пирожные   едят   специальной   вилкой   или   чайной   ложкой.   Твердые пирожные — миндальные, ореховые, которые легко крошатся, — можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; пирожки маленькие — держа пальцами.)  Как   без   слов   сказать   о   том,   что   вы   закончили   кушать?  (Ответ:  Нож   и  Как   выйти   из­за   стола   по   окончании   обеда? вилка крест­накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)  (Ответ:  Из­ за стола выходят вместе   с   другими,   поблагодарив   хозяев,   за   собой задвигают стул.) Слайды 15­16. Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предложу на выбор ситуации. Вы в своих командах их проанализируйте и объясните, как правильно нужно поступать в сложившейся ситуации: Ситуация 1. Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа ­ зовет меня Галька». ­ А ты как его зовешь? ­ спросила мама. ­ Я его вообще никак не зову, ­ ответила Галя, ­ я ему просто кричу: «Эй, ты!»Ситуация 2. Вова   ехал   в   автобусе.   Он   сидел   у   окна   и   рассматривал   улицы.   В   автобус   вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, пожалуйста». Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил. Мужчина, который стоял рядом с Вовой, толкнул мальчика и наступил ему на ногу. Вова презрительно посмотрел на него и сказал громким мрачным голосом: «Вы же не один в автобусе едете?» Ситуация 3. На школьной переменке в конце коридора Миша увидел своего друга Руслана. Он очень громко окликнул его несколько раз, но Руслан не услышал. Тогда Миша добежал до друга и толкнул его в плече так, что Руслан чуть не упал. Ситуация 4. Саша на переменке побежал по лестнице вниз в школьный буфет. Растолкав всех, в очереди стал перед малышом, затем подумал и поставил малыша позади себя. Когда малыш стал плакать, Саша упрекнул его: «Ну, и плакса!.. Еще успеешь купить свою булочку». Но когда пришел Ваня из 10 «Б» класса и стал перед Сашей в очереди, то он с обидчивым выражением на лице посмотрел на Ваню, не сказав ни слова. Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что мы всегда теперь будем поступать только по правилам этикета. Слайд 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ Воспитатель:  Как   вы   думаете,   ребята,   для   чего   мы   с   вами   ведем   разговоры   о поведении и Правилах приличия? ­ К тому, чтобы показать, в чем смысл и каково значение тех правил поведения, от которых некоторые из вас небрежно отмахиваются ­ мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? Люди пришли к этим правилам в результате большого опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. И мы должны с вами эти правила выполнять. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. По итогам игры медаль «Самые воспитанные» присуждается команде… Поздравляем победителей сегодняшней игры и разрешите вручить вам сладкий приз. Надеюсь, что победители пригласят всех участников игры попить чай. Слайд 18.  Сегодня мы постарались  изложить основные правила  этикета в форме вопросов,   анализа   ситуаций,   рекомендаций.   Наверняка   среди   вас   были   такие,   кто   не придавал   значения   этикету.   Сейчас   же,   смею   надеяться,   что   вы   сможете   грамотно растолковать   высказывание   американского   юриста,   судьи   Кларенса   Томаса:   «Хорошие манеры   откроют   перед   нами   двери,   которые   не   сможет   открыть   и   самая   высокая образованность». И напоследок, ребята, я вас попрошу выполнить еще одно задание: На   ваших   столах   лежат   зеленые   и   красные   листочки.   Подумайте:   если   вам   не понравилось, и вы без пользы провели время на нашем занятии, то ваш листочек ­ красного цвета. А если вам понравилось занятие, если вы получили новые знания и информацию, которую будете использовать в дальнейшем, то прилепите на доску зеленый листик.Слайд 19. Воспитатель: До свидания, ребята! Надеюсь, что после сегодняшнего дня вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой. Слайд 20. ВИДЕО «КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГЛАШАТЬ ГОСТЕЙ»