РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЗАВИСТЬ». РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
ЦЕЛЬ: Формирование способности коммуникативного общения и положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой
Задачи:
- показать воспитанникам значение нравственной культуры в жизни человека;
- способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;
- воспитывать уважительное отношение к себе и другим людям, ответственность за совершаемые поступки.
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЗАВИСТЬ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
ЦЕЛЬ: Формирование способности коммуникативного общения и положительных
эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой
Задачи:
показать воспитанникам значение нравственной культуры в жизни человека;
способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и
положительных поступков;
воспитывать уважительное отношение к себе и другим людям, ответственность за
совершаемые поступки.
Форма проведения:
анкетирования
нравственная беседа с использованием предварительного
Необходимое оборудование: компьютер, экран, мультимедийная презентация по теме,
подбор литературы по теме, плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов,
словарь С.И. Ожегова, результаты предварительного анкетирования, видеоролики: песня
А. Розенбаума «Зависть», «Христианские заповеди и их толкование», со стихами С.
Бранта, «Окно».
ПРОВЕДЕНИЕ: 30 декабря 2016 г.Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Просмотр мультипликационного фильма о двух мальчиках и шарике
Вопросы обучающимся:
Как вы думаете, о чём этот сюжет?
Обучающиеся обсуждают увиденное.
Воспитатель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Обучающиеся отвечают и формулируют тему занятия.
Воспитатель: Верно! О зависти.
(На доске вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые
воспитатель комментирует, заостряя внимание на теме и цели занятия).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство
досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый
словарь русского языка С.И. Ожегова)
Вопрос воспитанникам: Чему завидуют?
Ребята приводят примеры из жизни.
Завидуют: (все эти пункты на слайде № 1 мультимедийной презентации)
1) Успехам одноклассников
2) Чужим деньгам
3) Соседям, переселившимся в новую квартиру
4) Человеку, купившему машину
5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах
6) Отличным оценкам одноклассника
7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык и т.п.
Вопрос: А чему ещё можно завидовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Дайте своё определение зависти.Обучающиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти».
Воспитатель.
А теперь послушаем мнение известного музыкантабарда А.
Розенбаума (врача по профессии)
Просмотр видеоролика. Песня «Зависть»
Воспитатель. Как Александр Розенбаум называет зависть?
Обучающиеся: Раковая опухоль.
Воспитатель: Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?
Просмотр видеоролика «Христианские заповеди и их толкование».
Воспитатель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй». Об этом
человеческом пороке писали в своих произведениях и многие известные литераторы.
Слайд № 2 мультимедийной презентации. Перечислены все 6 пороков:
1) «Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего рода» (А.С. Пушкин)
2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
3) «Не завидуй. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»
(Христианская заповедь)
4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие кажется благом» (А.
Попов)
5) «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего» (Плутарх)
6) «Если комуто везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет
твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже» (Др.греч. философ Эзоп)
Воспитатель: Ребята, прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных,
философов и музыкантов. Что они хотели нам сказать?
Просмотр видеоролика «Стихи С. Бранта»
Воспитатель: Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его
эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие
поступки.
Вопрос обучающимся: Какие плохие поступки может совершить человек?
На экране (слайд № 3 мультимедийной презентации, все 4 пункта):1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка
извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
Воспитатель: А имеем ли мы на это право?
Обучающиеся пытаются ответить на вопрос.
Воспитатель. Вновь обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог
создал человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет!
Нет!
Вопрос: Как же уберечь себя от зависти?
Воспитатель. Послушайте притчу об этом человеческом пороке.
«ПРИТЧА О ЗАВИСТИ»
Воспитатель (читает): Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда
не биться. Но однажды его, всётаки, вызвал на бой один нахальный юный воин, который
считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин
принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не
помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены
действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: …
Воспитатель. Закончите фразу. Что ответил мастер ученикам? Как вы думаете?
Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот
подарок?
Конечно тому, кто его дарит!
Также дела обстоят и с завистью, злостью и ненавистью: если мы их не принимаем,
они остаются у дающего.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Просмотр видеоролика «Окно»
Заключительные словапожелания воспитателя:
Стихи Омара Хайяма.
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.