ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ»

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - изучите понятия «лекарственные препараты» и историю их создания; - дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах; - выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов; - познакомить обучающихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии; - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма; - выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду; - познакомить обучающихся с проблемами человечества, возникшими в результате бесконтрольного употребления лекарственных препаратов.
Иконка файла материала 02.02_Лекарственные препараты.docx
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ» РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЯ И.В. МОКШАНОВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ХОЗЯЮШКА» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ изучите понятия «лекарственные препараты» и историю их создания; ­ дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах; ­ выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов; ­ познакомить обучающихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии; ­ развивать умение устанавливать причинно­следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма; ­ выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду; ­   познакомить   обучающихся   с   проблемами   человечества,   возникшими   в   результате безконтрольного употребления лекарственных препаратов. Форма проведения: Беседа, мультимедийная презентация, научно­популярный фильм. Необходимое   оборудование:  компьютер,   экран,   презентация,   аптечка   с   лекарственными препаратами; листы бумаги с заданием и ручки по кол­ву обучающихся.ПРОВЕДЕНИЕ: 2 февраля 2017 г. Воспитатель – Чеснокова Т.В. ХОД ЗАНЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент  Воспитатель. Если бы на наше занятие я пригласила змею, то для чего, как вы думаете? Что она символизирует? ­ Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д. ­ Перед вами ­ имена знаменитых, талантливых  людей и причина их смерти: Франц Шуберт, австрийский композитор,1797 ­ 1828 (31 год)  ­ тиф; Рихард Вагнер, немецкий композитор,1747 ­ 1779 (32 года) – туберкулез; Вильгельм Гауф, немецкий писатель, 1802 ­ 1827 (25 лет) – тиф; Петр Ильич Чайковский, русский композитор, 1840 ­ 1893  (53 года)  ­ холера; Рафаэль Санти, итальянский художник, 1483 ­ 1520 (37 лет) – сердечная недостаточность. ­ Перед вами ­ различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия –  змея, болезнь, таблетки? Назовите тему нашего занятия.  Обучающиеся называют тему занятия. ­ Сформулируйте цели нашего занятия. Отметьте – знал, узнал, хочу узнать. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Изложение нового материала В   далеком   прошлом   лекарства   и   яды   обозначались   одним   и   тем   же   словом.   Так, древнегреческое   слово   «фармакон»   и   древнерусское   «зелье»   приобрели   однозначно   ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм. ­ Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства? ­ Аптека, фармацевт, провизор, рецепт, доктор, врач. ­   Представим   на   минутку,   что   мы   все   сейчас   находимся   в   аптеке,   и   вы   все   являетесь провизорами   (фармацевтами   с   высшим   образованием).   Расскажите,   что   называют   лекарством, лекарственным препаратом? 2. Домашнее задание Заранее подготовленные обучающиеся объясняют или зачитывают: ­ Лекарства ­ это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике. ­­ Лекарства (лекарственные средства) — это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных. ­­­   Лекарственные   препараты   —   дозированные   лекарственные   средства,   готовые   к применению.­­­­ Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно   глотать,   вдыхать,   вводить   посредством   инъекций,   они   впитываются   через   кожу, закапываются в глаза. Воспитатель. Для чего применяют лекарства? ­ Лекарства как химические вещества  применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания   болезнетворных   микроорганизмов;   влияния   на   функции   организма   или психическое состояние человека и т.д.  Воспитатель. Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? ­­   Наука,   которая   занимается   изучением   лекарственных   средств,   называется оо φάρ ακον μ λόγος фармакологией. ­­­   Фармакол гия   (от   греч.     —   «слово», «учение») — медико­биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические   системы.   Если   вещества   используются   в   фармакотерапии,   их   называют лекарственные средства.     —   «лекарство»,   «яд»   и   Воспитатель.  Для   того   чтобы   быть   провизором,   нужно   знать   историю   фармакологии   и лекарственных препаратов. ­­­­ Сообщение обучающегося «История фармакологии». Воспитатель.  На сегодняшний день существует просто огромное количество лекарственных препаратов, всевозможных антибиотиков, БАДов, история открытия которых неизвестна людям. Но вот   что   нельзя   оставить   без   внимания,   так   это   ­   открытие   такого   известного   антибиотика,   как пенициллин. ­­­­­ Сообщение обучающегося «Открытие пенициллина»: В   1928 году   Александр   Флеминг   проводил   рядовой   эксперимент   в   ходе   многолетнего исследования,   посвященного   изучению   борьбы   человеческого   организма   с   бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культурыStaphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Penicillium — веществом, из­за которого хлеб   при   долгом   лежании   становится   зеленым.   Вокруг   каждого   пятна   плесени   Флеминг заметил   область,   в   которой   бактерий   не   было.   Из   этого   он   сделал   вывод,   что   плесень вырабатывает   вещество,   убивающее   бактерии.   В   последствии   он   выделил   молекулу,   ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик. Принцип   работы   антибиотика   состоит   в   торможении   или   подавлении   химической реакции,   необходимой   для   существования   бактерии.   Пенициллин   блокирует   молекулы, участвующие   в   строительстве   новых   клеточных   оболочек   бактерий —   похоже   на   то,   как наклеенная на ключ жевательная резинка не дает открыть замок. (Пенициллин не оказывает влияния на человека или животных, потому что наружные оболочки наших клеток коренным образом отличаются от клеток бактерий.) В   течение   1930­х годов   предпринимались   безуспешные   попытки   улучшить   качество пенициллина и других антибиотиков, научившись получать их в достаточно чистом виде. Первые антибиотики   напоминали   большинство   современных   противораковых   препаратов —   было неясно, убьет ли лекарство возбудителя болезни до того, как оно убьет пациента. И только в 1938 году двум ученым Оксфордского университета, Говарду Флори (Howard Florey, 1898–1968) и Эрнсту Чейну (Ernst Chain, 1906–79), удалось выделить чистую форму пенициллина. В связи с большими   потребностями   в   медикаментах   во   время   Второй   мировой   войны   массовое производство этого лекарства началось уже в 1943 году. В 1945 году Флемингу, Флори и Чейну за их работу была присуждена Нобелевская премия.Благодаря  пенициллину и другим  антибиотикам  было спасено бесчисленное количество жизней. Кроме того, пенициллин стал первым лекарством, на примере которого было замечено возникновение устойчивости микробов к антибиотикам. Воспитатель.  Мы   узнали   историю   фармакологии.   Посмотрите,   какие   лекарственные препараты выпускаются во всем мире. 3. Слайд №…  Лекарственные формы   Жидкие 1.    Растворы (водные,  спиртовые, масляные,  глицериновые) 2.    Настои 3.    Отвары 4.    Настойки 5.    Микстуры 6.    Слизи 7.    Эмульсии 8.    Суспензии   Твердые Мягкие 1.      Порошки 2.      Гранулы 3.      Таблетки 4.      Драже 5.      Пилюли 6.      Капсулы 7.      Смеси нарезанного или  крупно измельченного  растительного сырья 1.    Мази 2.    Пасты 3.    Свечи 4.     Стерильные порошки и  таблетки для инъекций,  растворяемые  непосредственно перед  введением Лекарственных препаратов очень много.  1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован   принцип:   «вещество,   которое   при   введении   в   заболевший   организм   окажет наименьший   вред   последнему   и   вызовет   наибольшие   деструктивные   изменения   в   поражающем агенте».  В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти   90   %   лекарств   разработаны   в   последние   десятилетия,   что   позволяет   говорить   о «фармацевтическом   взрыве».   Растет   не   только   число   лекарственных   средств,   но   и   сила   их воздействия   на   организм.  Различные   государства,   фармакологические   заводы   выпускают   разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они? Так, разные цены… А каково их действие? Вот об этом мы сейчас с вами посмотрим фильм. 4. Просмотр научно­популярного фильма «Разнообразие лекарственных препаратов» III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Обобщение знаний Воспитатель.  Давайте   письменно   попытаемся   обобщить   полученные   знания   и   сделать основные выводы: Письменное задание Инструкция: в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания: Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становится ________. Слова   для   справок:     предотвратить,   инструкции,   природное,   лекарства,   болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.2. Подведение итогов занятия. Рефлексия Воспитатель.  Английский   врач   Дэвид   Уильямс   высказал   мысль:   «Сегодня   рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить   с   химией   в   достаточной   мере,   чтобы   он   представлял   результаты   применения лекарственных препаратов или их комбинаций». Отметьте: знал, узнал, хочу узнать. P.S. Рецепт «Идеального лекарства»: Возьмите синеву   неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого  озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настояться в течение всех времен года. Принимайте вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны будут никакие лекарства.