ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ПОСАДКА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ПОСАДКА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - систематизировать знания обучающихся о комнатных растениях; - учить применять на практике полученные знания и умения по посадке комнатных растений; тренировать обучающихся в умении сажать цветы; - учить пользоваться инвентарём и приспособлениями для посадки цветов; учить соблюдать санитарно - гигиенические требования; - развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях; развивать мыслительную деятельность на основе умения обучающихся планировать последовательность выполнения практической работы; - развивать коммуникативные навыки на основе работы в группе; - воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, бережное отношение к оборудованию и используемым рабочим приспособлениям.
Иконка файла материала Посадка комнатных растений.docx
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ПОСАДКА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ХОЗЯЮШКА» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ систематизировать знания обучающихся о комнатных растениях; ­ учить применять на практике полученные знания и умения по посадке комнатных растений; тренировать обучающихся в умении сажать цветы; ­   учить   пользоваться   инвентарём   и   приспособлениями   для   посадки   цветов;  учить соблюдать санитарно ­ гигиенические требования; ­ развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях;  развивать   мыслительную   деятельность   на   основе   умения   обучающихся планировать последовательность выполнения практической работы; ­ развивать коммуникативные навыки на основе работы в группе; ­  воспитывать   нравственные   качества:   трудолюбие,   взаимопомощь,   бережное отношение к оборудованию и используемым рабочим приспособлениям. Форма проведения: беседа,  мультимедийная презентация, практическая работа. Необходимое  оборудование и  материалы:  компьютер,   экран;   горшки   и   поддоны   для цветов, совки, лейки, маленькие лопатки, тазы, клеенки, фартуки; нож, ножницы; мыло, детский   крем,   салфетки   бумажные   и   матерчатые;   земля,   дренаж,   проросшие   отростки хлорофитума,   лист   сансевьеры;   наглядные   пособия:   пиктограммы,   карточки;   памятки «Правила ухода за комнатными растениями».ПРОВЕДЕНИЕ: 15 февраля 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ Слайд 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент Организация группы. Сообщение цели. 2. Повторение ­ Для чего мы сажаем комнатные растения? ­ Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате. ­ Чтобы растение выросло красивым, что мы должны делать? ­ Ухаживать за комнатным растением. ­ Как нужно ухаживать за комнатными растениями? ­ Комнатные растения нужно: поливать, удобрять, опрыскивать; очищать от сухих   листьев   и   стеблей,   рыхлить   почву   в   горшках,   вытирать   пыль   с   листьев; пересаживать цветы. Слайд 2. ­   Какие   инструменты   и   приспособления   необходимы   для   ухода   за   комнатными растениями? ­ Салфетка, лейка, пульверизатор, маленькие грабли, маленькая лопатка, совок, ножницы.  (На слайде – соответствующие ответам обучающихся картинки. На   столах   у   обучающихся   ­   карточки   с   изображением     инструментов   и приспособлений для ухода за комнатными растениями.) Воспитатель задает вопросы, обучающиеся отвечают с помощью карточек: ­ Когда мы ухаживаем за комнатными растениями, то … ­ вытираем пыль с крупных листьев с помощью чего? (Салфетка.) ­ поливаем комнатные растения из чего? (Лейка.) ­ рыхлим землю с помощью чего? (Маленькие грабли.) ­ опрыскиваем комнатное растение из чего? (Пульверизатор.) ­ насыпаем землю в горшок, обрезаем сухие листья, разрыхляем землю с помощью чего? (Совок, ножницы, грабельки.)– с помощью чего делаем углубления в земле (почве), когда сажаем или разрыхляем землю (почву)? (Маленькая лопатка.) ­ Какая посуда необходима для посадки комнатных растений? ­ Цветочный горшок, кашпо, ваза, поддон под цветочный горшок и вазу. ­ Что должно быть в днище горшка? ­ Отверстия. ­ Для чего нужны отверстия? ­   Чтобы   после   полива   вода   не   застаивалась   в   горшке,   вытекала.   Если   будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет. ­ Для чего нужен поддон? ­ Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол. ­ А как можно размножать комнатные растения? Какие способы существуют? ­   Размножать   растения   можно   семенами,   луковицами,   делением   корня, черенкованием. Слайд 3. Презентация 2: Комнатные растения. Правила посадки и пересадки растений ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Работа по теме. Информация о растениях На сегодняшнем занятии мы с вами продолжим учиться сажать комнатные растения (уже на практике) и познакомимся с новым способом их размножения – частью листа. Мы разделимся на 2 подгруппы. Одна подгруппа будет сажать растение, которое называется хлорофитум, а другая подгруппа займется размножением сансевьеры. (На экране – слайды с соответствующими картинками.) Но   сначала   выслушайте  сообщения  об   этих   растениях,   подготовленные   вашими друзьями: Слайд 4. А)  Хлорофитум  очень неприхотливое многолетнее растение родом из Южной Африки. Выращивать его любят как начинающие цветоводы, так и профессионалы. В народе   хлорофитум   прозвали   «комнатным   сорняком»   ­   за   неприхотливость   и простоту в уходе. Красивый   и   полезный   цветок   частый   гость   в   детских   учреждениях,   на предприятиях   и   дома.   Выращивание   его   доставляет   удовольствие   и   приносит огромную пользу. Старый куст можно разделить на отдельные делянки или укоренить молодую розетку листьев. Цветок хорошо приживается и быстро трогается в рост. Сажать хлорофитум лучше весной или летом.Помимо своей красоты и неприхотливости, растение обладает рядом полезных свойств. Цветок является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества,   он   выделяет   много   кислорода.   За   сутки   один   экземпляр   способен уничтожить   до   80%   вредных   бактерий   в   непосредственной   близости.   Взрослое растение полностью очищает небольшое помещение. Этот цветок также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок   людям   с   легочными   заболеваниями,   аллергикам   и   тем,   кто   часто   болеет ОРВИ.   Желанным   гостем   станет   хлорофитум   на   кухне   у   любой   хозяйки.   Его способность   поглощать   и   задерживать   аммиак,   угарный   газ   и   вредные   соединения благоприятно сказывается на окружающей среде. Слайд 5. Б)  Сансевьера.  Это удивительное растение имеет в народе и другие названия: «щучий хвост», «ослиные ушки». У него ­ шпагообразные   листья, которые торчат прямо   из   земли   и   растут   из   ползущего   корневища.   Сансевьеру   с   давних   времен выращивали в Индии. А в нашей гостинице сансевьера украшает компьютерный класс и коридоры. Из волокна сансевьеры изготавливают крепкие веревки, грубую ткань и морские канаты. Сансевьера имеет и лечебные свойства: теплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли, отвар растения применяют против зуда и чесотки, дым от горящих листьев снимает головную боль. Есть   у   сансевьеры   одна   особенность:   листок,   разрезанный   на   части   и высаженный  во  влажную  землю, пускает  корешки,  и из  каждой части  вырастает новое растение. Воспитатель.  Мы   заранее   приготовили   отростки   хлорофитума   для   посадки, поставили их в воду, и у них проросли корни. Теперь вы их посадите в горшочки. А   из   1   большого   листа   сансевьеры   нам   нужно   вырастить   6   маленьких   сансевьер (разрезаю на части (по 8­10 см) лист сансевьеры). На   столе   лежат   все   необходимые   инструменты   и   приспособления,   выберите   те, которые будут нам нужны сегодня. Слайд 6. 2. Инструктаж по ТБ и санитарно­гигиеническим требованиям Во   время   практической   работы   вы   должны   соблюдать   санитарно­гигиенические требования: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила ТБ при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и   аккуратно работать с совком и маленькой лопаткой – стараться не пораниться. Слайд 7. 3. Демонстрация посадки комнатных растенийВоспитатель.  Предварительно   составим   план   практической   работы   для   1­й подгруппы: 1) насыпать  дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка); 2) насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горка); 3) сделать в центре горшка в земле углубление; 4) аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать; 5) полить цветок и вытереть горшок от земли; 6) убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой); 7) помыть руки с мылом и смазать кремом. Слайд 8. Теперь составляем план практической работы для 2­й подгруппы: 1) насыпать  дренаж в горшок; 2) насыпать землю и увлажнить ее; 3) сделать в земле палочкой щель в сторону, почти параллельно поверхности; 4) углубить в нее часть листа более чем наполовину; 5) прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку; 6) убираем рабочее место; 7) моем руки с мылом и смазываем кремом. Вы посмотрели, как сажать и как размножать комнатные растения. Теперь с помощью пиктограмм вам нужно повторить план (последовательность) вашей работы с комнатными растениями для каждой подгруппы. Слайды 9­10. 4. Работа обучающихся с пиктограммами Обучающиеся  работают  у  доски  с  пиктограммами, составляют  планы работ (рассказывают   последовательность   выполнения   работы):   посадка   комнатного растения «Хлорофитум» (1­я подгруппа) и размножение сансевьеры (2­я подгруппа): 1) насыпать дренаж в горшок; 2) насыпать землю (1); насыпать землю и увлажнить ее (2); 3) сделать в центре горшка в земле углубление (1); сделать в земле палочкой щель в сторону (2); 4) аккуратно,   не   придавливая,     посадить   отросток   и   присыпать   землёй   (1); углубить в почву часть листа более чем на половину (2); 5) полить цветок и вытереть горшок от земли (1); прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку (2); 6) убрать рабочее место; 7) помыть руки с мылом и смазать кремом. Слайд 11. 5. Практическая работа в подгруппахВоспитатель. Приступаем к выполнению практической работы: 1) Посадка хлорофитума, размножение сансевьеры; 2) Уборка рабочего места. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Слайд 12. 1. Анализ и оценка выполненных работ Воспитатель. А сейчас проведём отчет о выполненной работе. Ребята, поменяйтесь местами в подгруппах – 1­я подгруппа подойдет к месту работы 2­й   подгруппы,   а   2­я   –   встанет   на   место   1­й.   Проверьте   друг   у   друга   аккуратность сделанной работы, оцените по 5­балльной системе. Какие оценки вы поставили друзьям? Чему новому  и полезному  научились? С каким способом размножения комнатных растений познакомились? Вы   хорошо   справились   с   заданием.   Хочу   добавить,   что   землю   в   цветочницах   с сансевьерой   вам   нужно   будет   каждый   день   поливать   и   время   от   времени   поднимать баночку. Как вы думаете, для чего? ­ Для того, чтобы растение дышало. ­ Верно. А когда растение укоренится, баночки нужно будет снять. И не забывать продолжать ухаживать за всеми растениями. 2. Закрепление. Рефлексия Слайд 13. Работа с презентацией «Назови части растения»: Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран телевизора и выполните задание. (Обучающиеся называют части растений, появляющиеся на экране и с помощью компьютера проверяют правильность ответа.)  Молодцы! С заданием справились отлично! Слайд 14. Сегодня вы хорошо справились с работой. Я думаю, теперь вы дома с легкостью сможете помогать родным сажать и пересаживать цветы. Слайд 15. А чтобы вы не забыли правила ухода за комнатными растениями, вам вручаются памятки.