Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"
Оценка 5

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Оценка 5
Документация +5
docx
Междисциплинарный 6
5 кл—11 кл
01.03.2019
Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"
Содержательные акценты и глубина данного занятия зависят от возрастных особенностей обучающихся, с которыми оно будет проведено. Предполагается проектная деятельность обучающихся. В рамках занятия организуется работа в группах по созданию летописи основных событий Великой Отечественной войны. Предлагаемые дополнительные материалы могут быть сокращены или изменены с учетом содержательных акцентов занятия и уровня подготовки обучающихся.
ВОв.docx
Внеурочное   занятие   «Главные   события   Великой   Отечественной   войны: летопись общенародного подвига» для обучающихся основной школы Аннотация:  Содержательные   акценты   и   глубина   данного   занятия   зависят   от возрастных особенностей обучающихся, с которыми оно будет проведено.  Если в школе есть музей, посвященный событиям Великой Отечественной войны, то его экспозиция может быть использована для предварительной работы обучающихся.  Предполагается проектная деятельность обучающихся.  В рамках занятия организуется работа в группах по созданию летописи основных событий Великой Отечественной войны.  Предлагаемые дополнительные материалы могут быть сокращены или изменены с учетом содержательных акцентов занятия и уровня подготовки обучающихся.  Цель   занятия:  Понимание   роли   событий   Великой   Отечественной   войны   и   их важности для сохранения исторической памяти народа.  Задачи занятия:        организовать работу по анализу исторической информации;  способствовать   обобщению   знаний   о   событиях   Великой   Отечественной войны;  провести   сравнительный   анализ   разных   этапов   Великой   Отечественной войны;  обсудить   значимость   каждого   этапа   войны,   их   характеристики   и особенности;  определить основные понятия по рассматриваемой теме занятия;  сформулировать темы возможных проектов о Великой Отечественной войне.  Планируемые результаты занятия:  В результате проведения занятия учащиеся смогут:           называть основные понятия темы и давать определения;  выделять и перечислять события основных этапов Великой Отечественной войны;  проводить сравнительный анализ информации, выделять общее и называть различия;  высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;  взаимодействовать   с   одноклассниками   в   групповой   работе   по   решению поставленных задач;  вырабатывать правила командного взаимодействия;  анализировать документы по рассматриваемым вопросам;  выражать своё эмоциональное отношение к героическим событиям Великой Отечественной войны;  разработать проекты, посвященные Великой Отечественной войне. Основные   понятия   (словарь   занятия):  Великая   Отечественная   война,   Родина, фашизм, перелом, блокада, партизанское движение. План занятия:  1. Эмоциональный образ Великой Отечественной войны (сравнение песен).  2. Иллюстративный образный ряд.  3. Работа в группах по изучению событий Великой Отечественной войны.  4. Выступление групп и создание общей Летописи событий войны.  5. Разработка проекта, посвященного Великой Отечественной войне.  6. Подведение итогов и рефлексия.  Материалы   (ресурсное   обеспечение   занятия):  компьютер,   проектор,   экран, возможность  выхода   в  Интернет,  раздаточные   материалы,   справочники  по  истории   ХХ века, портреты полководцев, репродукции картин, посвященных Великой Отечественной войне.  ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  I. 1. Организация занятия  Педагог   напоминает   о   приближении   одного   из   государственных   праздников современной России – Дня Победы в Великой Отечественной войне 9 мая. Занятие будет посвящено  событиям   данного   периода,   память   о  которых   является   одним   из   способов выражения   уважения   к   подвигу   наших   предков.   Кроме   того,   в   рамках   занятия   будут определены   идеи   для   индивидуальных   или   групповых   проектов,   посвященных   Великой Отечественной войне. Основное внимание в проектах будет обращено на то, как мы – современные   граждане   России   –   сохраняем   память   и   уважение   к   своим   предкам, совершившим  подвиг,  отстоявшим  независимость  и  участвовавшим  в  спасении  мира  от угрозы смерти и порабощения. В рамках исследовательской части проекта стоит обратить внимание на изучение ситуации со знанием исторических событий 1941 – 1945 годов среди современных граждан России разных возрастов.  2. Мотивация Учащимся предлагается прослушать две песни (или отрывки из песен), посвященных Великой Отечественной войне, и ответить на вопросы:  Чем они отличаются?  Почему они так различны? Сколько лет прошло между событиями, которым эти песни были посвящены?  1) «Вставай, страна огромная»  Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева­Кумача  Вставай, страна огромная,  Вставай на смертный бой  С фашистской силой темною,  С проклятою ордой.  Пусть ярость благородная  Вскипает, как волна,  Идет война народная,  Священная война.  Дадим отпор душителям  Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям,  Мучителям людей.  Пусть ярость благородная  Вскипает, как волна,  Идет война народная,  Священная война.  Не смеют крылья черные  Над Родиной летать,  Поля ее просторные  Не смеет враг топтать.  Пусть ярость благородная  Вскипает, как волна,  Идет война народная,  Священная война. Гнилой фашистской нечисти  Загоним пулю в лоб,  Отродью человечества  Сколотим крепкий гроб. 2) «День Победы»  Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова День Победы, как он был от нас далек,  Как в костре потухшем таял уголек.  Были версты, обгорелые, в пыли,—  Этот день мы приближали, как могли.  Припев: Этот День Победы  Порохом пропах.  Это праздник  С сединою на висках.  Это радость  Со слезами на глазах.  День Победы! День Победы! День Победы!  Дни и ночи у мартеновских печей  Не смыкала наша Родина очей.  Дни и ночи битву трудную вели,— Этот день мы приближали, как могли.  Припев.  Здравствуй, мама, возвратились мы не все,  Босиком бы пробежаться по росе!  Пол­Европы прошагали, полземли,  Этот день мы приближали, как могли. Обучающиеся   выходят   на   тему   занятия,   посвященного   Великой   Отечественной войне. Она продолжалась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. В рамках занятия ученики станут летописцами тех событий, чтобы сохранить о них историческую память. После высказываний и обсуждения создается эмоциональный образ того времени.  Обучающимся предлагается построить иллюстративный образный ряд, связанный с понятием ПОБЕДА. Работа происходит индивидуально. В каждом ряду учащиеся с правой и с левой стороны получают одну букву из слова, они должны назвать существительное, глагол и прилагательное, связанное со словом ПОБЕДА. А затем, слушая ответы своих одноклассников, дополнить недостающие ряды, заполнив следующую форму:  П _______________________; _______________________;  О _______________________; _______________________;  Б _______________________; _______________________;  Е _______________________; _______________________;  Д _______________________; _______________________;  А _______________________; _______________________.  В итоге общей работы создается понятийный образный ряд. Задавая уточняющие вопросы,   педагог  может   определить,  что  знают  обучающиеся   о  самих   событиях,  какие факты, связанные с Великой Отечественной войной, им известны.  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  1.   Информационно­аналитический   блок.   Работа   в   группах:   анализ   и   отбор информации Обучающиеся разделяются на 4 группы, каждая из которых получает задание по одному   из   периодов   Великой   Отечественной   войны   и   дополнительные   материалы.   Их задачей является создание на листе ватмана образа данного периода и отбор наиболее значимых   событий,   которые   они   предлагают   включить   в   общую   летопись.   Педагог обращает   внимание,   что   каждый   факт   и   каждое   событие   в   истории   имеют   огромную ценность. Однако надо уметь выделять ключевые исторические события и аргументировать свою   позицию.   Сначала   стоит   это   сделать   в   группе.   Каждая   группа   получает   события одного   года   войны.   Эти   четыре   периода   имеют   особую   направленность.   Предлагается раздаточный   материал,   который   педагог   может   дополнить   или   изменить   по   своему усмотрению.   При   наличии   доступа   в   Интернет   обучающимся   может   быть   предложено самостоятельно найти и выбрать исторические события. Очень важно, чтобы при работе включались   краеведческие   материалы   о   связи   города,   поселка,   данной   местности   с событиями   Великой   Отечественной   войны.   Это   будет   способствовать   приданию личностного характера изучаемой на занятии информации.  Группа 1. В этой группе рассматривается период, объединенный общим названием «Стратегическая оборона». Этот период охватывает 1941 – 1942 гг. Необходимо отобрать события   для   внесения   их   в   Летопись   Великой   Отечественной   войны.   Они   могут   быть сгруппированы, разделены, дополнены. На плакате надо в символической форме сделать визуальный образ тех важных событий, которые были связаны с данным периодом.  Дополнительная информация по данному периоду:                 22 июня 1941 г. германский посол Шуленбург вручил Молотову ноту, где говорилось,  что нападение  Германии является  вынужденным  шагом перед лицом советской агрессии, а в 4 часа утра линия фронта была нарушена на всем протяжении западных границ СССР; 22 июня с заявлением выступил В.М. Молотов (знаменитые слова: «Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами»);  22   июня   на   базе   приграничных   округов   были   созданы   советские   фронты (Северо­Западный – Ф.И. Кузнецов, Западный – Д.Г. Павлов, Юго­ Западный – М.П. Кирпонос, 24 июня создан Северный фронт – М.М. Попов); оборона   Брестской   крепости   (более   месяца   под   командованием   майора Гаврилова; в 1965 г. удостоена звания крепости­героя);  23   июня   создана   Ставка   Главного   Командования   с   председателем Тимошенко,   члены   Ставки   –   Сталин,   Молотов,   Тимошенко,   Ворошилов, Буденный, Жуков (начальник Генерального штаба), адмирал Кузнецов;  24   июня   создан   Совет   по   эвакуации   (возглавил   Л.   Каганович,   с   16   июля председатель Н.М. Шверник) – эвакуировано более 10 млн. чел. и 1,5 тыс. промышленных предприятий;  объявлена мобилизация военнообязанных 1905­1918 годов рождения (23­36 летнего возраста) – призваны около 5,3 млн. чел.;  введение военного положения в европейской части СССР;  26 июня 1941 г. рабочий день удлинен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска и выходные дни;  карточная система распределения продуктов (рабочая карточка – 400­ 500 граммов хлеба, иждивенческая – 300­400 граммов, но при этом существовал черный рынок, где можно было обменять ценные вещи на хлеб); на   оборонных   предприятиях   вводилось   военное   положение   (самовольный уход приравнивался к дезертирству);  1   июля   создан   Государственный   Комитет   Обороны   (сосредоточил   всю полноту власти в государстве), во главе ­ Сталин, входили: Молотов (отвечал за   танки),   Берия   (производство   вооружения   и   боеприпасов),   Ворошилов (формирование новых воинских частей) и Маленков (в феврале 1942 г. также вошли   Микоян   –   снабжение   армии,   Вознесенский   –   промышленное производство, Каганович – транспорт);  3 июля ­ первое обращение Сталина к народу (слова «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»);  10   июля   создание   Ставки   Верховного   Командования   под   руководством Сталина (в августе 1942 г. его заместителем стал Г.К. Жуков);  16 июля 1941 г. восстановлен институт военных комиссаров (без подписи комиссара ни один приказ не имел законной силы, отменено это положение в октябре 1942 г.);                      к середине июля немцы продвинулись на 300­600 км. вглубь страны;  10 июля 1941 г. оборонительное сражение за Смоленск (29 июля город был взят,   но   бои   в   окрестностях   продолжались   до   10   октября,   измотали значительные   силы   противника)   –   появились   первые   гвардейские   части, применение   реактивной   артиллерии   («Катюши»   –   бесствольные   системы полевой реактивной артиллерии, по другой версии, впервые использовались в боях под Оршей);  5 августа – 16 октября – оборона Одессы (город взят румынскими войсками); с 8 августа Сталин становится Верховным Главнокомандующим;  новые   формы   воинских   формирований:   ополченцы   и   истребительные батальоны (охрана важных народнохозяйственных объектов, формировались из добровольцев);  приказом   от   16   августа   1941   г.   сдающиеся   в   плен   объявлялись   врагами, наказания   грозили   их   близким   (не   получали   помощи   от   Международного Красного Креста);  19 сентября советские войска оставили Киев;  ноябрь 1941 г. – германские войска блокировали Ленинград;  6   сентября   1941   г.   –   решение   о   наступлении   на   Москву;   немцы   назвали операцию по взятию Москвы «Тайфун» (группа армий «Центр»);  12   октября   –   Постановление   Государственного   Комитета   Обороны   о создании Московской зоны обороны; 15   октября   –   решение   об   эвакуации   на   восток   ряда   учреждений   и предприятий Москвы;  19   октября   –   Постановление   Государственного   Комитета   Обороны   «О введении осадного положения в Москве и прилегающих к ней районах»;  19 октября 1941 г. – перенесение столицы из Москвы в Куйбышев;  октябрь 1941 г. – окружение советских сил (5 армий Западного и Резервного фронтов) в районе Вязьмы, путь на Москву был открыт;  войска   Западного   фронта   (И.С.   Конев,   с   10   октября   –   Г.К.   Жуков), Брянского (до 10 октября Еременко А.И., с 18 дек. – Черевиченко Я.Т.), Калининского (с 17 октября Конев И.С.) остановили продвижение немцев в 27 км. от Москвы (рубеж Дмитров, Яхрома, Красная Поляна, Кубинка, Наро­ Фоминск, Серпухов, Тула);  переброска воинских частей из Сибири;  героизм   советских   воинов   (Волоколамское   направление   –   разъезд Дубосеково,   армия   Панфилова,   Ленинградское   направление   –   Крюково, немцы здесь подошли ближе всего к Москве – 17 км., партизанское движение – З. Космодемьянская (д. Петрищево), бои у Яхромы и Дмитрова, летчик Талалихин – ночной таран);  7 ноября 1941 г. – проведен парад на Красной площади (Гитлер планировал в этот день провести парад германских войск в Москве);  5­6   декабря   1941   г.   –   контрнаступление   войск   Западного   (Жуков)   и Калининского   (Конев)   фронтов,   а   также   Юго­Западного   (Тимошенко)   на отрезке в 1000 км. от Калинина до Ельца;  11 декабря 1941 г. – освобождена Истра; 15­16 декабря 1941 г. – освобождены Клин и Калинин;          30 декабря 1941 г. – освобождение Калуги;  30 ­ 8 января 1942 г. – начало общего контрнаступления советской армии по всему фронту;  к   началу   января   1942   г.   немцы   отброшены   от   Москвы   на   100­250   км. (освобождены   Калинин,   Клин,   Наро­Фоминск,   Таруса,   Калуга,   Елец, Ефремов);  советское руководство разработало 3 наступательных направления – Крым, Харьков, северо­запад (Ленинград – Любаньская операция с целью прорыва блокады);  на северо­западном направлении 2­я армия А. Власова попала в окружение (Власов впоследствии возглавил Русскую Освободительную армию РОА); на   юге   разгромлен   Крымский   фронт,   после   250   дней   осады   в   июле   пал Севастополь, Крым в руках немцев (генерал Манштейн с помощью авиации разгромил   Крымский   фронт,   захватил   Керчь   и   Севастополь,   который   до этого 250 дней оборонялся);  12   мая   1942   г.   –   наступление   Юго­Западного   фронта   на   Харьков   было отражено, оккупирован Донбасс, занят Ростов­на­Дону;  30 мая 1942 г. – при Ставке образовался Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко;  28 июля 1942 г. – приказ №227 («Ни шагу назад») требовал восстановления железной дисциплины (командиры и комиссары, допустившие отступление без распоряжений, объявлялись предателями Родины), введение штрафных подразделений   (роты   и   батальоны   из   провинившихся   офицеров   и   солдат сражались на самых трудных участках) и заградительных отрядов;   Кавказ был занят немецкими войсками, 21 августа 1942 г. флаг Германии водружен над Эльбрусом.  Группа 2. В этой группе рассматривается период, объединенный общим названием «Перелом». Этот период охватывает 1942 – 1943 гг. Необходимо отобрать события для внесения их в Летопись Великой Отечественной войны. Они могут быть сгруппированы, разделены, дополнены. На плакате надо в символической форме сделать визуальный образ тех важных событий, которые были связаны с данным периодом.  Дополнительная информация по данному периоду:      с середины 1942 г. эвакуированные предприятия стали работать на полную мощность;  осень   1942   г.   –   введение   должности   Главнокомандующего   партизанским движением (маршал Ворошилов);  28 июня 1942 г. – широкое наступление германских войск на юго­восточном направлении;  создание   Сталинградского   фронта   под   руководством   Городова (взаимодействовал   с   Северо­Кавказским   –   Буденный),   в   дальнейшем   был подчинен Юго­Западному фронту (командующий Еременко);  31 ­ 23 августа – германские войска вышли к Волге (25 августа Сталинград объявлен на военном положении, сюда направлен Жуков);                   сентябрь   1942   г.   –   разработка   Жуковым   и   Василевским   операции   под Сталинградом; 12 сентября – бои в городе (6­я армия Паулюса и 4­я танковая бригада Гота на   острие   клина   –   его   стороны   прикрывали   итальянские,   венгерские   и румынские войска);  19   октября   –   наступление   Донского   фронта   (предотвратили   взятие Сталинграда);  19 ноября 1942 г. – артиллерийская подготовка и начало танковых ударов;  24 ноября – Юго­Западный и Сталинградский фронты соединились по линии хутор Советский – город Калач: около 22 дивизий (от 250 тыс. до 330 тыс. человек) окружены (внешний фронт окружения составил 500 км.);  10   января   –   войска   Донского   фронта   (Рокоссовского)   приступили   к ликвидации блокированной группировки (2 февраля все сдались в плен, в том числе и командующий 6­й армии Паулюс);  до марта 1943 г. продолжалось наступление (германские войска отброшены на 600­700 км., в советском плену оказалось 91 тыс. человек – в том числе 2,5 тыс. офицеров и 24 генерала);  январь   1943   г.   –   операция   «Искра»,   войска   Ленинградского   (Говоров)   и Волховского (Мерецков) фронтов прорвали блокаду Ленинграда (полностью снята   в   январе   1944   г.   –   погибло   850   тыс.   чел.,   из   2,5   млн.   жителей   в Ленинграде осталось 669 тыс. чел.;  по   льду   Ладожского   озера   проходила   дорога   жизни   –   вывоз   детей   и немощных, строгий карточный режим, постоянные налеты;  народное ополчение защищало город и спасало памятники;  7­я симфония Шостаковича; январь   1943   г.   –   наступление   советских   войск   на   Северном   Кавказе   и Верхнем   Дону   (освобождение   Краснодара,   Ростова­на­Дону,   Белгорода   и Харькова), в феврале немцы вернули себе Харьков и Белгород;  18 января 1943 г. – встреча фронтов в районе Синявино (коридор 8­12 км южнее Ладожского озера, провели железную дорогу для снабжения);  5   июля   –   Курская   битва   началась   с   упреждающего   удара   Воронежского фронта   (предполагаемое   германское   наступление   задержано   на   несколько часов); затем германская армия нанесла удар с 2­х направлений – северного (Орловско­Курское) в районе Ольховатки и южного (Белгородско­Курское) в районе Прохоровки;  12 июля – начало сражения в районе Прохоровки, самое крупное танковое сражение в мировой истории (всего участвовало 1200 танков и САУ);  2   основные   операции   –   на   Орловском   направлении   (кодовое   название «Кутузов»   с   12   июля   по   18   августа)   и   на   Белгородско­Харьковском направлении (кодовое название «Полководец Румянцев» с 3 по 23 августа); 5 августа – освобождены Орел и Белгород, 23 августа – Харьков, в сентябре –  Смоленск;  в  честь  освобождения  Орла   и  Белгорода  в  Москве  был   дан первый артиллерийский салют;  летом   и   осенью   1943   г.   партизанами   проводятся   операции   «Концерт»   и «Рельсовая война» (в ряде мест полностью парализовано движение);  улучшились отношения советской власти с церковью (прекратились гонения, проведены выборы патриарха – 8 сентября 1943 г. выбран Сергий, открылись богословские учебные заведения).  Группа 3. В этой группе рассматривается период, объединенный общим названием «Освобождение». Этот период охватывает 1943 – 1944 гг. Необходимо отобрать события для   внесения   их   в   Летопись   Великой   Отечественной   войны.   Они   могут   быть сгруппированы, разделены, дополнены. На плакате надо в символической форме сделать визуальный образ тех важных событий, которые были связаны с данным периодом.  Дополнительная информация по данному периоду:   к   концу   сентября   1943   г.   советские   войска   освободили   Донбасс   и Левобережную Украину;   Днепр был форсирован на 700­км участке фронта с большими человеческими        потерями;  3­13 ноября 1943 г. – Киевская наступательная операция (1­й Украинский фронт под командованием Ватутина);  6 ноября – освобожден Киев;  7   августа   –   2   октября   –   Смоленская   наступательная   операция   (фронты Калининский   под   руководством   Еременко   и   Западный   во   главе   с Соколовским); освобождены восточные районы Белоруссии (участвовала 1­ я польская дивизия им. Т. Костюшко);  конец 1943 г. – завершение битвы за Днепр;  сентябрь­октябрь – освобожден Таманский п­ов и Новороссийск (создание благоприятных условий для освобождения Крыма);  24 декабря 1943 г. – началось наступление советских войск в Правобережной Украине (Полесье – Черное море, Днепр – Карпаты), продолжалось 4 месяца; в   1944   г.   –   принят   новый   гимн   СССР   (музыка   Александрова,   слова Михалкова и Эль­Регистана).   Освобождение территории СССР:  1) Ленинградско­Новгородская операция: 14 января – 1 марта 1944 г., германцы отброшены от Ленинграда на 220­280 км, правительство Финляндии вступило в переговоры с СССР;  27 января 1944 г. – окончательное снятие блокады с Ленинграда (длилась 900 дней); 2)   Житомирско­Бердичевская   операция  (играла   вспомогательную   роль):   1­й Украинский фронт, с начала января 1944 г.; 3) Корсунь­Шевченковская операция:  24   января   –   17   февраля   1944   г.,   1   и   2 Украинские   фронты   (Ватутин   и   Конев):   удар   по   выступу,   окружение   германской группировки, после отказа сдаться – ликвидация (55 тыс. убитых, более 18 тыс. пленных); 26 марта – части 2­го Украинского фронта вышли к Государственной границе СССР (западнее   города   Бельцы   по   реке   Прут),   к   середине   апреля   граница   восстановлена   на протяжении 400 км.;  к апрелю 1944 г. были форсированы реки Ю. Буг, Днестр и Прут, советские войска продвинулись на 250­400 км, освобождена Правобережная Украина, порты Николаев и Одесса;  4) Крымская операция:  8 апреля – 12 мая 1944 г., два удара советских войск в районе Перекопа и Керчи, бои за господствующую высоту – Сапун­ гору;  5)   Выборгско­Петрозаводская   операция:  10   июня   –   9   августа   1944   г.   – Ленинградский (Л.А. Говоров) и Карельский (К.А. Мерецков) фронта выбили финские части   из   Карелии,   28   июня   освобожден   Петрозаводск,   в   сентябре   СССР   подписал   с Финляндией договор о перемирии;  6)   Белорусская   операция  (23   июня   –   29   августа   1944г.):   кодовое   название   – «Багратион»:   войска   1­го   прибалтийского   фронта   (И.Х.   Баграмян),   3­го   Белорусского (И.Д.   Черняховский),   2­го   Белорусского   (Г.Ф.   Захаров),   1­го   Белорусского   (К.К. Рокоссовский).  А) 1 этап: 23 июня – 4 июля. Витебско­Оршанская, Могилевская, Бобруйская и Полоцкая операции, окружение противника (3 июля освобожден Минск, германские войска попадали в постоянное окружение – котлы).  Б)   2   этап.   5   июля   –   29   августа.   Шауляйская,   Вильнюсская,   Каунасская, Белостокская и Люблин­Брестская операции. Уничтожение противника и выход на новые рубежи. Освобождены Белоруссия, часть Литвы, Латвии и Польши. Продвижение на 550­ 600 км. Германия потеряла 500 тыс. чел.  7) Львовско­Сандомирская операция (13 июля – 29 августа 1944г.): форсирован З. Буг, освобождена вся Украина;  8)   Ясско­Кишиневская   операция  (20­29   августа   1944г.):   2­й   Украинский   (Р.Я. Малиновский), 3­й Украинский (Ф.И. Толбухин) фронты освободили Молдавию, 24 августа осовобожден Кишинев; участие румынской добровольческой пехотной дивизии на стороне СССР;  26   марта   1944   г.   –   войска   Конева   вышли   к   государственной   границе   СССР   с Румынией;  осень 1944 г. – граница была восстановлена на всем ее протяжении (освобождена Прибалтика).  Группа 4. В этой группе рассматривается период, объединенный общим названием «Победа». Этот период охватывает 1944 – 1945 гг. Необходимо отобрать события для внесения их в Летопись Великой Отечественной войны. Они могут быть сгруппированы, разделены, дополнены. На плакате надо в символической форме сделать визуальный образ тех важных событий, которые были связаны с данным периодом.  Дополнительная информация по данному периоду:            вступление советской армии в сопредельные государства (Польша – июнь 1944 г., Румыния – август 1944 г., Болгария – сентябрь 1944 г., Югославия и Норвегия – октябрь 1944 г.);  31 августа – советские войска вошли в Бухарест;  25 октября – изгнание германских войск из Румынии и свержение режима Антонеску;  8 сентября – вступление советских войск в Болгарию, 9 сентября – мирная революция   в   стране   (без   единого   выстрела),   Болгария   объявила   войну Германии;  28   сентября   –   вступление   в   Югославию   для   помощи   Народно­ Освободительной   армии   Югославии   во   главе   с   Иосипом   Броз   Тито,   20 октября – освобождение Белграда;  29 ноября 1944 г. – изгнание германских войск из Албании;  в   странах   Европы   коммунисты   поднимали   антифашистские   восстания (победили   в   Болгарии   и   Румынии,   потерпели   поражение   в   Словакии   и Варшаве;   2   октября   1944   г.   –   восстание   Армии   Крайовы   в   Варшаве подавлено);  23 сентября 1944 г. – советские войска вступили в Венгрию (длительные и кровопролитные бои);  21 октября 1944 г. – вступление в Норвегию и освобождение севера страны; октябрь 1944 г. – вступление из Карпат в Чехословакию, январь – апрель 1945 г. – освобождены крупные центры, 6 –11 мая – Пражская операция и полное освобождение страны (5 мая – восстание в Праге, после подписания капитуляции Германии бои продолжались);  Висло­Одерская операция (12 января – 3 февраля 1945 г.), 17 января освобождена Варшава, затем захвачен Силезский район и освобождена вся Польша; ­ февраль 1945 г.  освобождена столица Венгрии Будапешт (18 января освобожден Буда, 13 февраля – Пешт);  6­15 марта 1945 г. – наступление немцев в районе озера Балатон, последняя крупная оборонительная операция Советской Армии;  конец   марта   1944   г.   –   вступление   советских   войск   в   Австрию,   13   апреля   – освобождение Вены;  24 апреля 1945 г. – встреча союзнических армий на Эльбе в районе Торгау (войска 1­го Украинского фронта во главе с Коневым);  9   апреля   –   штурмом   взят   Кенигсберг   (бои   в   Восточной   Пруссии   за   взятие укрепленных средневековых замков); Берлинская операция (16 апреля – 2 мая 1945г.):  А) 1­й этап – 16­19 апреля – прорыв Одерско­Нейсенского рубежа обороны (борьба за Зееловские высоты); Б) 2­й этап – 19 – 25 апреля – окружение и расчленение сил противника, 24 апреля – окружение Берлина;  В)   3­й   этап   –   26   апреля   –   8   мая   –   уничтожение   противника   и   взятие   Берлина (уличные бои в Берлине).  30 апреля – Егоров и Кантария водрузили знамя победы над рейхстагом;  30 апреля – самоубийство Гитлера (по официальной версии – труп сожжен);  2 мая – капитуляция гарнизона Берлина (потери советских войск – 300 тыс. чел.);  в ночь с 8 на 9 мая – подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии (от германской стороны – адмирал фон Денниц);  9 мая 1945 г. – советские войска подавили бунт фашистов в Праге.   2. Выступления групп и обсуждение Каждая группа представляет свой образ определенного периода войны на плакате и представляет до 10 событий (количество событий может быть сокращено или увеличено по решению учителя), которые предлагают включить в Летопись Второй мировой войны. По каждому   событию   дается   обоснование.   Другие   группы   задают   уточняющие   вопросы, принимают решение о том, насколько убедительны были аргументы по включению событий в общую Летопись.  3. Темы проектов, посвященных Великой Отечественной войне На данном этапе занятия  обучающимся  предлагается в группах обсудить, какие проекты, связанные с исторической памятью о событиях Великой Отечественной войны, могут   быть   разработаны.   Особое   внимание   стоит   уделить   исследовательской   работе. Например,  стоит  предложить  обучающимся  разработать  вопросы  анкеты,  чтобы  узнать, насколько хорошо обучающиеся школы, родители, учителя и жители данной местности знают о событиях Великой Отечественной войны.  III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов Проводится обсуждение основных итогов урока. Обучающиеся высказывают свое мнение, какая информация была для них новой. 2. Обсуждение идей проектов Дальнейшая   работа   может   продолжаться   в   форме   разработки   проектов. Обсуждается,   что   необходимо   сделать,   чтобы   реализовать   намеченные   проекты.   Какие темы представляются наиболее интересными? Если в школе есть уголки памяти или музеи, то можно посвятить время обсуждению новых экспозиций, идей создания экскурсий для младших групп школьников.  3. Рефлексия Обращается   внимание   на   результаты   занятия.   Обсуждается,   какие   трудности возникали при его проведении. Обучающиеся делятся своими эмоциями. Список литературы:  1. Великая Отечественная война 1941­1945. Книга 1­4. ­ М.: Наука,1998; 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. ­ М.: Русское слово, 2014;  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории. ­ М.: Русское слово, 2017; 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Феномен фальсификации истории России и общее историческое образование. Методическое пособие. ­ М.: Русское слово, 2014; 6. Другая война. ­ М.: РГГУ, 1996; 7. История России. Лента Времени / Иллюстрированный атлас. ­ М.: Издательство АСТ, 2016; 8. Любимов Г.А. Слава России. Исторический календарь школьника. ­ М.: Русское слово, 2014; 9.   Мединский   В.Р.   Военная   история   России:   учебное   пособие   для общеобразовательных организаций. ­ М.: Просвещение, 2017; 10. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов: В 8 т. ­ М.: 1987; 11. Оглашению подлежит: СССР – Германия. 1939­1941. Документы и материалы. ­ М.: 1991; 12. Черчилль У. Вторая мировая война. Кн.1, 2. ­ М.: 1991;  13.   65   лет   Великой   Победы   /   Сборник   в   6   томах   под   общей   редакцией   С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. ­ М.: МГИМО­Университет, 2010. Интернет­ресурсы: 1.   Историко­культурный   стандарт   по   истории   России   –   федеральный   портал  http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiianovoghouchiebno­ ­ «История   России»   mietodichieskogho­komplieksa­po­otiechiestviennoi­istorii 2.   Сайт   Российского   военно­исторического   общества   (РВИО):   памятные   даты военной истории России ­ http://rvio.histrf.ru/activities/projects/item­1141  3.   Сайт   «Развивающая   образовательная   среда   «Моя   история   России»   ­ http://www.ros­istor.ru/  4. Портал «Бессмертный полк» https://polkrf.ru / и http://moypolk.com/  5. Сайт Министерства обороны http://mil.ru/  6. Проект «Победители» www.pobediteli.ru  7. Видеоролики:  https://www.youtube.com/watch?v=IVwYbP1q2MA  – Великая Отечественная война https://www.youtube.com/watch?v=dYjx9_H6AKI  ­ День Победы https://www.youtube.com/watch?v=3wdYG4QcaDE    ­   Уходят   ветераны.   Будем помнить

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"

Внеурочное занятие на тему "Главные события Великой Отечественной войны: летопись общенародного подвига"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019