Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "
Оценка 4.7

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Оценка 4.7
Документация +7
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
01.03.2019
Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "
Занятие может быть проведено в рамках курсов истории и обществознания, в форме внеклассного мероприятия, в рамках разработки социального проекта группой старшеклассников. В рамках занятия акцент делается на умение анализировать текстовые документы и проводить обсуждения, занимая позицию и высказывая собственную точку зрения. Итогом занятия является создание совместного плаката, обращенного к современникам, с условным названием (название старшеклассники могут придумать своё).
Вов Внеурочка.docx
Великая Отечественная война как урок для современного человечества  Аннотация:  Занятие   может   быть   проведено   в   рамках   курсов   истории   и обществознания, в форме внеклассного мероприятия, в рамках разработки социального проекта   группой   старшеклассников.   Если   в   школе   есть   музей,   посвященный   событиям Великой   Отечественной   войны,   то   рационально   использовать   его   материалы   или пространство   для   организации   занятия.   Учащиеся   могут   использовать   знания   по литературе   и   мировой   художественной   культуре,   анализируя   произведения   искусства, посвященные героическому подвигу наших предков в годы Великой Отечественной войны. В   рамках   занятия   акцент   делается   на   умение   анализировать   текстовые   документы   и проводить обсуждения, занимая позицию и высказывая собственную точку зрения. Итогом занятия   является   создание   совместного   плаката,   обращенного   к   современникам,   с условным названием (название старшеклассники могут придумать своё) «Уроки истории: Великая Отечественная война». Цель   занятия:  Понимание   старшеклассниками   особого   значения   Великой Отечественной войны на основе изучения документов и обсуждения роли данного этапа исторического развития для всего человечества.  Задачи занятия:           провести анализ текстовых документов, относящихся к событиям Великой Отечественной войны;  обсудить   возможные   подходы   к   оценке   исторических   событий,   используя информацию о справедливых и несправедливых войнах;  провести сравнительный анализ различных войн в отечественной истории;  выделить проблемы, связанные с исторической памятью о событиях Великой Отечественной войны в современном мире;  анализировать   документы   (в   том   числе   и   исторические   карты)   и формулировать собственную точку зрения на полученную информацию;  провести дискуссию в виде круглого стола;  находить причинно­следственные связи в событиях Великой Отечественной войны;  высказать   аргументированные   взгляды   по   месту   и   роли   Великой Отечественной войны в мировой истории;  создать плакат для современных людей, посвященный памяти о событиях Великой Отечественной войны.  Планируемые результаты занятия:  В результате проведения занятия, учащиеся смогут:      называть известные войны и битвы в истории нашей страны;  давать оценку войнам с точки зрения их справедливости и несправедливости; определять основные понятия, связанные с Великой Отечественной войной;  находить информацию, используя исторические карты;        проводить сравнительный анализ информации, выделять общее и называть различия;  отличать причины и последствия в истории военных событий;  высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;  анализировать документы по рассматриваемым вопросам;  взаимодействовать   с   одноклассниками   в   групповой   работе   по   решению поставленных задач;  выражать своё эмоциональное отношение к героическим событиям Великой Отечественной войны;  разработать   плакат, Отечественной войне.   посвященный   памяти   о   событиях   Великой Основные   понятия   (словарь   занятия):  справедливые   и   несправедливые   войны, патриотизм, Отечество, героизм, тактика и стратегия, историческая память.  План занятия:  1. Известные битвы и войны в истории России: сравнительный анализ.  2. Иллюстративный образный ряд, связанный с историческими событиями.  3. Эмоциональный образ войны в произведениях В.С. Высоцкого.  4. Работа в группах по анализу документов.  5.   Общее   обсуждение   по   оценке   войн   в   истории   человечества:   справедливые   и несправедливые войны.  5. Разработка плаката, посвященного памяти Великой Отечественной войны.  6. Подведение итогов и рефлексия.  Материалы   (ресурсное   обеспечение   занятия):  компьютер,   проектор,   экран, возможность выхода в Интернет, раздаточные материалы, иллюстрации по военной истории России, карты событий Великой Отечественной войны, портреты полководцев разных эпох, ватманы и маркеры.  ХОД ЗАНЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организация занятия  Педагог   напоминает   о   приближении   одного   из   государственных   праздников современной России – Дня Победы в Великой Отечественной войне 9 мая. Занятие будет посвящено  событиям   данного   периода,   память   о  которых   является   одним   из   способов выражения   уважения   к   подвигу   наших   предков.   На   занятии   будет   использован сравнительных подход к изучению известных в истории России битв и войн. Работая в группе,   обучающиеся   проанализируют   текстовые   документы.   В   итоге   занятия   будет разработан общий плакат с условным названием «Уроки истории: Великая Отечественная война», обращённый к живущим сегодня людям с напоминанием об уроках исторических событий, которые не следует забывать. Участники занятия могут придумать собственное название   для   плаката.   Итогом   занятия   будет   обсуждение   уроков,   которые   получило человечество после Великой Отечественной войны. Определяется их значение и важность для живущих ныне людей. 2. Мотивация  1) Обучающимся предлагается назвать знаменитые битвы в истории нашей страны. Составляется   общий   список.   В   нем   могут   быть   следующие   сражения:   Невская   битва, Ледовое   побоище,   Куликовская   битва,   Полтавское   сражение,   взятие   Измаила, Бородинское сражение, оборона Севастополя в Крымской 41 войне, оборона Шипки, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва и другие. Учащиеся могут назвать самые разные события в военной истории России. Можно задать дополнительные вопросы: Что они знают о данных событиях? Что все их объединяет? Среди общих черт могут быть названы следующие: героизм воинов, тактические находки полководцев (засадные полки, обходные   маневры,   сочетание   стратегической   обороны   и   наступления   и   т.д.),   высокий уровень патриотизма и готовность терпеть лишения за свободу своей страны, понимание справедливости войны и защиты своей земли. После этого обсуждения стоит выйти на тему справедливых и несправедливых войн, которым изобиловала история человечества.  Может быть использован перечень Дней воинской славы России: 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);  21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо­татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);  5   декабря   –   День   начала   контрнаступления   советских   войск   против   немецко­ фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);  24   декабря   –   День   взятия   турецкой   крепости   Измаил   русскими   войсками   под командованием А.В. Суворова (1790 год);  2   февраля   –   День   разгрома   советскими   войсками   немецко­фашистских   войск   в Сталинградской битве (1943 год);  23 февраля – День успешных боёв Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год), отмечаемый как День защитников Отечества;  18   апреля   –   День   победы   русских   воинов   князя   Александра   Невского   над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);  10   июля   –   День   победы   русской   армии   под   командованием   Петра   Первого   над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);  23 августа – День разгрома советскими войсками немецко­фашистских   войск в Курской битве (1943 год);  27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);  9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов.  2)   Обучающимся   могут   быть   предложены   иллюстрации,   которые   показывают особенности названных исторических событий.  3) Для создания художественно­эмоционального образа педагог может использовать текст   стихотворений   или   запись   песен   (песни)   Владимира   Семеновича   Высоцкого   о Великой Отечественной войне (педагог может использовать другие произведения). Одними из вариантов могут быть  следующие произведения:  А) Владимир Семёнович Высоцкий «Мы вращаем Землю»  От границы мы Землю вертели назад —  Было дело сначала.  Но обратно её закрутил наш комбат,  Оттолкнувшись ногой от Урала.  Наконец­то нам дали приказ наступать,  Отбирать наши пяди и крохи,  Но мы помним, как солнце отправилось вспять  И едва не зашло на востоке.  Мы не меряем Землю шагами,  Понапрасну цветы теребя,  Мы толкаем её сапогами —  От себя, от себя!  И от ветра с востока пригнулись стога,  Жмётся к скалам отара.  Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара. Не пугайтесь, когда не на месте закат,  Судный день — это сказки для старших,  Просто Землю вращают, куда захотят,  Наши сменные роты на марше.  Мы ползём, бугорки обнимаем,  Кочки тискаем зло, не любя,  И коленями Землю толкаем —  От себя, от себя!  Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел,  Руки кверху поднявших.  Всем живым ощутимая польза от тел:  Как прикрытье используем павших.  Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт?  Где настигнет — в упор или с тыла?  Кто­то там, впереди, навалился на дот —  И Земля на мгновенье застыла. Я ступни свои сзади оставил,  Мимоходом по мёртвым скорбя,  Шар земной я вращаю локтями —  От себя, от себя!  Кто­то встал в полный рост и, отвесив поклон,  Принял пулю на вздохе.  Но на запад, на запад ползёт батальон,  Чтобы солнце взошло на востоке.  Животом — по грязи, дышим смрадом болот,  Но глаза закрываем на запах.  Нынче по небу солнце нормально идёт, Потому что мы рвёмся на запад.  Руки, ноги — на месте ли, нет ли?  Как на свадьбе росу пригубя,  Землю тянем зубами за стебли —  На себя! Под себя! От себя! Б) Владимир Семёнович Высоцкий «Братские могилы»  На Братских могилах не ставят крестов,  И вдовы на них не рыдают,  К ним кто­то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают.  Здесь раньше вставала земля на дыбы,  А нынче — гранитные плиты.  Здесь нет ни одной персональной судьбы —  Все судьбы в единую слиты.  А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,  Горящие русские хаты,  Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,  Горящее сердце солдата.  У Братских могил нет заплаканных вдов —  Сюда ходят люди покрепче,  На Братских могилах не ставят крестов…  Но разве от этого легче?!  В)   Также   может   быть   использовано   известное   произведение  Е.   Евтушенко, написанное в 1961 г. «Хотят ли русские войны?», посвященное М. Бернесу: Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины  над ширью пашен и полей и у берез и тополей. Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат,  и пусть вам скажут их сыны, хотят ли русские войны.  Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну,  а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли.  Под шелест листьев и афиш ты спишь, Нью­Йорк, ты спишь, Париж.  Пусть вам ответят ваши сны, хотят ли русские войны.  Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять  солдаты падали в бою на землю грустную свою.  Спросите вы у матерей, спросите у жены моей,  и вы тогда понять должны, хотят ли русские войны.  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  1. Информационно­аналитический блок. Работа в группах: анализ документов и ответы на вопросы Обучающиеся   разделяются   на   5   групп,   каждая   из   которых   получает   один   из документов, связанных с отношением к войнам в истории человечества (одна из групп получает   документ,   имеющий   непосредственное   отношение   к   Великой   Отечественной войне). Анализируя текст, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Общая тема для   обсуждения   определяется   заранее:   «Справедливые   и   несправедливые   войны». Обучающиеся   рассматривают   эту   тему   с   позиции   автора   полученного   документа   и высказывают   собственную   точку   зрения.   Предлагаемые   документы   небольшого   объема (сокращенный вариант), чтобы предварительная работа по их анализу не занимала много времени.  Группа 1. Анализирует обращение И.В. Сталина к советскому народу, с которым он обратился 3 июля 1941 года: Сталин И.В. Из обращения к народу 3 июля 1941 г.  Товарищи!   Граждане!   Братья   и   сестры!   Бойцы   нашей   армии   и   флота!   К   вам обращаюсь я, друзья мои!  Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским  войскам  удалось  захватить Литву,  значительную   часть  Латвии,  западную часть   Белоруссии,   часть   Западной   Украины.   Фашистская   авиация   расширяет   районы действия   своих   бомбардировщиков,   подвергая   бомбардировкам   Мурманск,   Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность…  Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского   народа   против   немецко­фашистских   войск.   Целью   этой   всенародной Отечественной   войны   против   фашистских   угнетателей   является   не   только   ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за   свободу   нашего   Отечества   сольется   с   борьбой   народов   Европы   и   Америки   за   их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу   против   порабощения   и   угрозы   порабощения   со   стороны   фашистских   армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи   Советскому   Союзу   и   декларация   правительства   США   о   готовности   оказать помощь   нашей   стране,   которые   могут   вызвать   лишь   чувство   благодарности   в   сердцах народов Советского Союза, – являются вполне понятными и показательными...  Вопросы:   Почему одни войны считают несправедливыми, а другие – справедливыми? Что лежит в основе такого разделения? Попробуйте проиллюстрировать свои ответы примерами войн в истории человечества.   В   чем   И.В.   Сталин   видит   необычность   Великой   Отечественной   войны?  Согласны ли вы с ним? Почему?  Знаете   ли   вы   другие   примеры   освободительных,   общенародных   войн   в истории человечества?   Что вы знаете о взаимодействии союзников по антигитлеровской коалиции в годы   Второй   мировой   войны?   Какие   успехи   и   трудности   были   в   этом процессе? Какие выводы можно сделать на этом основании?  Группа   2.  Анализируется   фрагмент   известного   деятеля   культуры   и   гуманиста Эразма Роттердамского, жившего на рубеже XV и XVI веков: Эразм Роттердамский «Жалоба мира»  Но если уж война становится неизбежной, пусть ведут ее так, чтобы все несчастья и тяготы   обрушивались   на   головы   тех,   кто   явился   виновником   войны.   Теперь   государи начинают   войны   и   остаются   в   безопасности,   их   военачальники   становятся   великими людьми, огромная же часть всех бед и потерь падает на плечи земледельцев и простого народа,   который   не   думал   о   войне   и   не   давал   ей   никакого   повода...   Пусть   все   люди объединятся против войны. Пусть все люди проповедуют, прославляют и превозносят мир публично и частным образом.  И  если  они  не  смогут  предотвратить   вооруженное  столкновение,   то  в   любом случае   они   не   должны   ни   одобрять   его,   ни   участвовать   в   нем,   ни   оказывать   никаких почестей людям, участвующим в этом преступном деле...  Мир   по   большей   части   зависит   от   сердец,   желающих   мира.   Все   те,   кому   мир приятен,   приветствуют   всякую   возможность   его   сохранить.   Они   либо   стараются   не замечать того, что мешает миру, либо устраняют и мирятся со многим, лишь бы мир – величайшее благо – был сохранен и спасен.  Вопросы:   Могут   ли,   по   вашему   мнению,   быть   случаи,   когда   война   становится неизбежной?   Какие   примеры   вы   могли   бы   привести   из   истории   или современной жизни?   Каким   образом   автор   советует   предотвращать   войны?   Являются   ли   эти   эффективными?   Есть   ли   другие   способы   по­вашему, методы, предотвращения войны сегодня?   Каково отношение автора к войне? В чем он видит ее суть? Как, с вашей точки   зрения,   автор   отнесся   бы   к   делению   войн   на   справедливые   и несправедливые?  Группа 3. Рассматривается взгляд на войны из XVII века. Обучающиеся знакомятся с взглядом известного сатирика на причины войн:  Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»  Хозяин   спросил   меня,   что   же   служит   обыкновенно   причиной   или   поводом, побуждающим одно государство воевать с другим. Я отвечал, что их несчетное количество, но   я   ограничусь   перечислением   немногих,   наиболее   важных.   Иногда   таким   поводом является честолюбие монархов, которым все бывает мало земель или людей, находящихся под их властью; иногда – испорченность министров, вовлекающих своих государей в войну, чтобы заглушить и отвлечь жалобы подданных на их дурное управление. Различие мнений стоило многих миллионов жизней; например, является ли тело хлебом или хлеб телом; является ли сок некоторых ягод кровью или вином; нужно ли считать свист грехом или добродетелью; что лучше: целовать кусок дерева или бросать его в огонь; какого цвета должна   быть   47   верхняя   одежда:   черного,   белого,   красного   или   серого1   ;   какова   она должна быть: короткая или длинная, широкая или узкая, грязная или чистая, и т.д. и т.д. Я прибавил,   что   войны   наши   бывают   наиболее   ожесточенными,   кровавыми   и продолжительными   именно   в   тех   случаях,   когда   они   обусловлены   различием   мнений, особенно, если это различие касается вещей несущественных.  …Иногда один государь нападает на другого из страха, как бы тот не напал на него первым;   иногда   война   начинается   потому,   что   неприятель   слишком   силен,   а   иногда, наоборот, потому, что он слишком слаб… Вполне извинительным считается нападение на страну, если население ее изнурено голодом, истреблено чумою или втянуто во внутренние раздоры… Кровное родство или брачные союзы являются весьма частой причиной войн между государями, и чем ближе это родство, тем больше они склонны к вражде…  Вопросы:   Какие причины войн называет автор? Можно ли дополнить данный список причин?  Какие  причины  связаны  со  справедливыми  войнами,  а  какие  –  с несправедливыми?   Какие   примеры   из   истории   войн   могут   иллюстрировать   перечисленные автором причины?   Какие метафоры использует автор? Что они означают?   Актуальны ли мысли автора для сегодняшнего дня? Согласны вы или нет с его позицией?  Группа 4. Рассматривается позиция известного социалиста XIX­го века П. Прудона: Прудон П. «Война и мир»  Война   есть   неотъемлемое   свойство   человечества   и   будет   существовать,   пока человечество существует; она есть часть его нравственности сама по себе, независимо даже от образа своего правления, независимо от правил, по которым могут совершаться битвы, независимо от определения прав победителя и обязанностей побежденного...  Война есть самый глубокий и самый великий феномен нашей нравственной жизни. Никакие величественные процессии, никакие акты власти, никакие гигантские создания промышленности не могут сравниться с ним. В гармониях природы и человечества война дает самую сильную ноту; она действует на душу как удар грома, как голос урагана...  Цель   войны,   ее   роль   в   человечестве   состоит   в   том,   чтобы   возбуждать   все человеческие способности и чрез это создавать право, универсализировать его и с помощью этой универсализации права определять и двигать общество... С   точки   зрения   политической   и   законодательной   война   есть   орган   самого первоначального из всех прав, права силы. Существование этого права свидетельствуется всемирным   сознанием:   без   этого   права   рушится   все   здание   правосудия,   без   него необъяснимы ни строение общества, ни ход цивилизации, ни смысл религиозных мифов. Вопросы:   Может ли человечество существовать без войн? Почему?   Как автор понимает войну? Чем обосновано это понимание?   Какова цель войны, с вашей точки зрения? Если вы можете назвать разные цели, то какие из них наиболее распространенные? Какие примеры могут подтвердить вашу позицию?  Группа 5.  В  противовес  мнению  П. Прудона,  обучающиеся  этой  группы  смогут познакомиться   с   противоположной   позицией   мыслителя   XIX   века   –   современника Прудона: Альберди Х. «Преступление войны»  Право   войны,   иными   словами   –   право   на   убийство,   на   кражу,   на   поджог,   на опустошение   в   самых   невероятных   размерах,   ибо   все   это   входит   в   понятие   войны;   в противном случае и война не война.  Согласно законам всех наций мира, подобные действия становятся преступными. Война же их санкционирует, превращает в законные и вполне справедливые акты, хотя в действительности   война   –   это   право   на   преступления,   ужасная   и   кощунственная бессмыслица, злобное издевательство над цивилизацией...  И   не   статистикой   надо   доказывать,   что   война   –   это   преступление.   Поскольку преступление является преступлением вне зависимости от того, совершено ли оно одним человеком или тысячей, то количество может служить лишь для оценки обстоятельств, при которых   совершено   преступление,   а   не   для   установления   его   сущности,   которая заключается в несовместимости с законами морали.  Вопросы:   Всегда ли война является правом на преступления? Почему?   Какие   элементы   сопровождают   обычно   военные   действия? Проиллюстрируйте свой ответ примерами реальных войн.   Как соотносятся война и мораль?   Каково отношение автора к войне? Разделяете ли вы его позицию? Почему? В случае, если педагог посчитает важным сконцентрировать внимание только на событиях   Великой   Отечественной   войны,   предлагаются   различные   документы,   которые могут быть использованы для формулирования заданий в группах:  Из выступления У.Черчилля по радио 22 июня 1941 года Черчилль У. Вторая мировая война. –  М., 1991. Кн. 2. – С. 170–172.  Я воспользовался случаем выступить перед вами, потому что мы достигли одного из поворотных моментов войны.  Один   из   этих  напряженных   поворотных  моментов   настал   год   тому   назад,  когда Франция пала под ударами германского молота и когда нам одним пришлось встретить бурю. Второй поворотный момент настал, когда королевский воздушный флот прогнал налетчиков­гуннов из дневного неба и тем самым предотвратил нацистское вторжение на наш остров в то время, когда мы были еще плохо вооружены и плохо подготовлены. Третий поворотный   момент   настал,   когда   президент   и   конгресс   Соединенных   Штатов   принял Закон о ленд­лизе, позволивший отдать почти два миллиарда фунтов стерлингов богатств Нового Света делу защиты наших и их свобод.  Таковы были эти три поворотных момента. Теперь наступил четвертый. Сегодня, в 4 часа утра, Гитлер вторгся в Россию. При этом   обычные   для   него   формы   коварства   были   соблюдены   со   всей   скрупулезной точностью.   Между   обеими   странами   был   торжественно   подписан   остававшийся   в   силе договор о ненападении.  Германия   не   заявила   ни   одной   жалобы   по   поводу   того,   что   этот   договор   о ненападении между Германией и СССР не выполняется.  Прикрываясь договором, Германия производила концентрацию огромных армий на линии,   простирающейся   от   Балтийского   до   Черного   моря.   А   в   это   время   воздушные эскадры   и   бронетанковые   дивизии   Германии   постепенно   и   методично   занимали   свои позиции.  Внезапно, без объявления войны, даже без предъявления ультиматума, на русские города посыпались германские бомбы, германские войска нарушили границу; а спустя час германский посол, который еще накануне вечером изливался перед русскими в уверениях дружбы и говорил чуть ли не о союзе, посетил русского министра иностранных дел, чтобы заявить ему о наличии состояния войны между Германией и Россией.  Таким   образом,   было   повторено,   в   еще   гораздо   большем   масштабе,   такое   же преступление   против   всякой   формы   подписанного   договора   и   международных   норм взаимодоверия,   свидетелями   которому   мы   были   в   Норвегии,   Голландии   и   Бельгии,   – преступление,   которому   сообщник   Гитлера,   шакал   Муссолини,   так   добросовестно подражал по отношению к Греции. Все это не явилось неожиданностью для меня…  Гитлер – это исчадие ада, ненасытное в своей жажде крови и разбоя… Единственная суть   и   принцип   нацистского   режима   –   это   жадность   и   расовое   господство.   В   своей деловитой жестокости, свирепой агрессии он превзошел все виды человеческой низости.  На   протяжении   последних   25   лет   никто   не   был   более   последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем.   Но   все   бледнеет   перед   развертывающимся   сейчас   зрелищем.   Прошлое   с   его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону.  Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома. Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом   вырываются   у   земли,   но   где   существуют   исконные   человеческие   радости,   где смеются девушки и играют дети.  Я   вижу,   как   на   все   это   надвигается   гнусная   нацистская   военная   машина   с   ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную  послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно   тучам   ползущей   саранчи.   Я   вижу   в   небе   германские   бомбардировщики   и истребители с еще незажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу. За   всем   этим   шумом   и   громом   я   вижу   кучку   злодеев,   которые   планируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедствий.  Я   должен   заявить   о   решении   правительства   Его   Величества   .   У   нас   лишь   одна единственная неизменная цель. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского   режима.   Ничто  не   сможет   отвратить   нас   от  этого,  ничто.  Мы   никогда   не станем договариваться, мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем­либо из его шайки.  Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с божьей помощью не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига.  Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, – наши враги.  Такова наша политика, таково наше заявление.  Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы.  Мы   предложили   правительству   Советской   России   любую   техническую   и экономическую помощь, какая в наших силах и может оказаться полезной ей. Мы будем бомбить Германию днем, равно как и 51 ночью, все с большей силой, сбрасывая на нее из месяца   в   месяц   все   большее   количество   бомб   и   заставляя   немецкий   народ   с   каждым месяцем отведывать и проглатывать все более тяжелую дозу тех бедствий, на которые немцы облекли Человечество.  Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии.  Не мне говорить о действиях Соединенных Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество   от   его   тирании.   Это   укрепит,   а   не   ослабит   нашу   решимость   и   наши возможности.  Поэтому   опасность,   угрожающая   России,   –   это   опасность,   грозящая   нам   и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, – это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара.  Удвоим же наши усилия и, пока жизнь и силы нас не покинули, ударим по врагу объединенной мощью. Из директивы СНК СССР и ЦК КП(б) Белоруссии обкомам, горкомам, райкомам КП(б)Б, исполкомам областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся об организации отрядов народного ополчения. 6 июля 1941 г. Всенародное партизанское движение  в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны  (июнь 1941 – июль 1944).  Документы и материалы в трех томах. –  Мн., 1967. Т. 1. – С. 55–57 1. Построение народного ополчения  1.   При   каждом   предприятии,   на   транспорте,   [в]   совхозах,   колхозах   создаются отряды народного ополчения в составе мужчин и женщин, а также подростков, способных выполнять   то   или   иное   задание   по   обороне   Родины.   Отряды   народного   ополчения создаются   на   добровольных   началах   из   патриотов   нашей   социалистической   Родины. Отряды организовывать как пешие, так и конные.  2. Отряды ополчения объединяются в масштабе сельсовета, района, города, области, во главе которых стоят командиры отрядов и штабы [сельсоветов, районов и областей].  3.   Отрядами   ополчения   руководят   назначаемые   районными   организациями командиры из состава командиров запаса РККА либо товарищей, имеющих военный опыт, а   также   политработники   из   числа   [коммунистов]   районных   партийных   организаций, которые зарекомендовали себя как люди опытные, храбрые, беззаветно преданные делу социалистической Родины.  4. Отряды ополчения в зависимости от количества разбиваются на роты, взводы и отделения.  5. Отряды ополчения создаются в следующем составе:  а) взводы бойцов с винтовками для истребления живой силы противника;  б)  группы   истребителей   танков  и  самолетов,  которые   вооружаются  гранатами   и бутылками с бензином для уничтожения танков и самолетов;  в) группы по диверсиям в тылу противника для организации разрушения ж.­д. путей, крушений поездов, взрывов мостов, складов оружия, горючего, продовольствия и др.;  г) разведывательные группы для глубокой разведки в тылу врага;  д) группы пешей, конной и велосвязи, обеспечивающие связь в условных местах между   отдельными   отрядами   ополчения,   руководством   ополчения   и   частями   Красной Армии. 2. Задачи народного ополчения 1. Отряды народного ополчения организуются из населения городов и деревень на борьбу   против   немецких   фашистов,   на   поддержку   Красной   Армии   в   проводимых   ею операциях, в продвижении грузов, в организации связи, разведки, охраны городов, фабрик, заводов, колхозов, мостов, средств связи и т.д.  2. Отряды организуют борьбу с десантами и диверсионными группами противника. 3. Отряды сооружают военные укрепления в местах, которым угрожает противник. 4.   Отряды   ополчения   хорошо   знают   свою   местность,   поэтому   в   случае   угрозы занятия   ее   противником   они   уничтожают   все   запасы   продовольствия,   горючего, оборудования, не оставляя противнику ничего.  5. В случае появления противника отряды ополчения самостоятельно организуют отпор   врагу,   защищая   всеми   средствами   города   и   селения,   ведут   уличные   бои   и уничтожают   живую   силу   врага   и   его   технику.   Танки   противника   уничтожаются   всеми средствами, бросаются на танки бутылки с бензином из домов, чердаков, окон, на дорогах – из укрытий, из канав и т.д.  6. В случае оккупации местности врагом отряды народного ополчения переходят к методам   партизанской   борьбы,   организации   массовых   диверсий   на   транспорте,   в учреждениях связи, на базах снабжения и уничтожают технику врага: танки, самолеты, автомашины и т.д.  3. Содержание народного ополчения  1.   Базой   для   формирования   отрядов   народного   ополчения   являются соответствующие   предприятия   и   колхозы,   которые   обеспечивают   их   питанием   и обмундированием.   Ополченцы   вооружаются   по   группам   за   счет   местных   ресурсов   в зависимости  от  назначения:   винтовками,   гранатами,    револьверами,  холодным  оружием (кинжалы, пики, топоры, косы, вилы, бутылки с бензином).  2. Отряды должны обеспечить себя транспортом для боевых действий и связи. 4. Подготовка отрядов народного ополчения  1. При создании отрядов командный и политический состав информирует народных ополченцев   о   задачах   и   организует   ускоренную   военную   подготовку   их,   в   частности изучение   основного   оружия   (винтовка,   пулемет,   граната),   и   ознакомляет   их   с элементарными тактическими приемами в борьбе с врагом.  5. Руководство народным ополчением  1. Для руководства народным ополчением при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся (областных, районных, сельских) создаются штабы. Из приказа командующего 6­й армией генерал­фельдмаршала фон Рейхенау о поведении войск на Востоке. 10 октября 1941 г. Преступные цели – преступные средства.  Документы об оккупационной политике  фашистской Германии  на территории СССР (1941–1944 гг.). –  М., 1968. – С. 66–67.  По   вопросу   о   поведении   войск   в   отношении   большевистской   системы     до настоящего времени представления еще не ясны.  Важнейшей   целью   похода   против   еврейско­большевистской   системы   является полный разгром ее средств власти и уничтожение азиатского влияния на культурный круг европейских народов.  Отсюда для войск вытекают такие задачи, которые выходят за рамки традиционного солдатского   поведения.   Солдат   в   Восточном   пространстве   не   только   воин   по   всем правилам военного искусства, но и носитель неумолимой германской идеи и мститель за все те злодеяния, которые причинялись германскому народу и родственным с ним по крови народам.  Поэтому солдат должен проявлять полное понимание необходимости сурового, но справедливого возмездия еврейским ублюдкам. Оно имеет также своей целью в зародыше задушить   мятежи   в   тылу   наших   войск,   которые,   как   свидетельствует   опыт,   постоянно затевают евреи.  Борьба против врага позади линии фронта еще не воспринимается с достаточной серьезностью. Пока все еще продолжают брать в плен жестоких партизан и потерявших человеческий облик женщин. С одетыми в полувоенную форму или в штатскую одежду партизанами   и   бродягами   все   еще   обращаются,   как   с   порядочными   солдатами,   и отправляют их в лагеря для военнопленных. Более того, взятые в плен русские офицеры с издевкой рассказывают, что агенты Советов беспрепятственно передвигаются по дорогам и даже порой питаются из немецких полевых кухонь. Такое поведение войск объясняется только   полной   беззаботностью.   Самое   время   для   начальников   оживить   у   подчиненных смысл нынешней борьбы. Обеспечение питанием сельских жителей и военнопленных, не находящихся в услужении вермахту, есть такая же ложно понятая человечность, как и раздача сигарет и хлеба. Немецкий солдат не имеет права раздаривать то, что тыл дает фронту   с   большими   лишениями   и   что   командование   с   огромнейшими   трудностями доставляет   на   фронт,   даже   если   это   трофейные   продукты,   являющиеся   необходимой частью нашего продовольственного снабжения.  При своем отступлении Советы зачастую поджигают здания. Войска заинтересованы в   тушении   таких   пожаров   только   в   случае   необходимости   для   собственного расквартирования.   В   остальном   же   исчезновение   символов   бывшей   большевистской диктатуры также и в виде зданий вполне в рамках борьбы на уничтожение. При этом в Восточном пространстве не играют никакой роли ни исторические, ни художественные соображения.   По   вопросу   охраны   важных   в   военно­хозяйственном   отношении   сырья   и производственных зданий командование даст необходимые указания.  Полное разоружение населения в тылу сражающихся войск следует производить с учетом   растянутых   и   чувствительных   к   диверсиям   коммуникаций.   Там,   где   это представляется   возможным,   трофейное   оружие   и   боеприпасы   складывать   и   сохранять. Если же боевая обстановка этого не позволяет, оружие и боеприпасы делать непригодными для дальнейшего использования.  Если   в   тылу   армии   будут   обнаружены   вооруженные   партизаны,   к   ним   надо применять   драконовские   меры.   Эти   меры   распространить   на   все   мужское   население, которое,   предположительно,   могло   бы   помешать   актам   против   германских   войск   или сообщить о них. Пассивность многочисленных якобы антисоветских элементов, вызванная их   выжидательной   позицией,   должна   уступить   место   их   четкому   решению   активно сотрудничать с нами против большевиков. Тот, кто не пожелает, пусть не жалуется на то, что его рассматривают и обращаются с ним, как с приверженцем советской системы. Страх перед   немецкими   контрмерами   должен   быть   сильнее,   чем   угроза   со   стороны   все   еще бродящих   вокруг   остатков   большевистских   войск.   Далекий   от   всех   политических соображений насчет будущего солдат должен выполнять две следующие задачи:  1. Полное уничтожение лживого большевистского учения, Советского Союза и его вооруженных сил. 2. Безжалостное уничтожение расово чуждых нам коварства и жестокости, а тем самым обеспечение жизни германского вермахта в России.  Только так мы окажемся на высоте поставленной перед нами задачи: раз и навсегда освободить немецкий народ от азиатско­еврейской опасности.  Клятва комсомольцев и комсомолок Сталинградской области, вступивших в ряды защитников Сталинграда. Ноябрь 1942 г. Работа партийных организаций  в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Документы и материалы в 2 ТТ. – М., 1982. Т. 2. – С. 482–483.  Немецкие  варвары  разрушили  Сталинград,  город  нашей   юности,   нашего  счастья. Они превратили в груды развалин и пепел школы и институты, где мы учились, заводы и лаборатории, где мы трудились, дворцы, театры и парки, где мы отдыхали и развлекались.  Они уничтожили то, что было создано трудом наших отцов, дедов и прадедов, все, чем мы гордились, что оберегали и хранили. Руины родного Сталинграда, кровь погибших сталинградцев зовут нас к мщению…  Родной Сталинград, мы идем в боевые ряды Красной Армии, чтобы отстоять тебя, чтобы под твоими стенами разгромить и отбросить немецких захватчиков, идем в бой, поднятые священным чувством жгучей ненависти к врагу…  Вступая   добровольцами   в   ряды   защитников   родного   Сталинграда,   мы   приносим нашей   матери   Родине,   нашей   великой   большевистской   партии   торжественную комсомольскую клятву:  Клянемся драться за каждый вершок сталинградской земли, не щадя жизни и крови своей.  Клянемся   стоять   перед   врагом   насмерть,   бить   врага   всюду,   мстить   ему   за Сталинград, за разрушенные заводы, рабочие кварталы, школы, за каждый сожженный дом.  Клянемся   беспощадно   отомстить   немецко­фашистским   захватчикам   за   нашу поруганную землю, за оскверненные воды тихого Дона, за каждый уничтоженный колос на колхозном поле, за каждый разграбленный колхозный двор.  Клянемся   мстить   немцам   за   кровь   и   страдания   наших   людей,   за   слезы   наших матерей, за стоны детей. Мстить врагу лютой и неумолимой смертью, мстить до полного истребления немецко­фашистских мерзавцев.  Клянемся быть верными до конца жизни своей боевым традициям наших отцов, героических защитников Красного Царицына.  Клянемся мужественно и стойко, пока в груди есть дыхание, пока в жилах течет кровь, драться с врагом за святую землю, за родной Сталинград.  И если кто из нас по злому умыслу или малодушию дрогнет в бою, оставит товарища без помощи, отступит перед поганым немцем – пусть наша общая ненависть и презрение станут его уделом, пусть наша рука смертью покарает клятвопреступника. 2. Проведение круглого стола «Справедливые и несправедливые войны» Обучающиеся   обмениваются   мнением   о  том,   как  относились   к   войнам   в  разные эпохи. Обращается внимание, что в ХХ веке произошли две мировые войны, которые были самыми   кровопролитными   и   затронули   многие   страны.   Определяются   причины   и последствия наиболее трагической Второй мировой войны, в рамках которой проходила Великая Отечественная война. Ставится вопрос о смысле данного названия – «Великая» и «Отечественная». Проводится сравнение с другими военными событиями в истории нашей страны. 3. Работа в группах по обсуждению причин Великой Отечественной войны и ее последствий Работа продолжается в 4­ех группах. Каждая группа получает задание, связанное с одним из направлений Великой Отечественной войны с акцентом на выявление причинно­ следственных связей.  Группа  1.  Обсуждают   причины   начала   Великой   Отечественной   войны.   Причины рассматриваются с точки зрения характера войны (справедливости и несправедливости) со стороны нацистской Германии и СССР.  В   качестве   причин   могут   быть   названы   следующие   (дается   примерный   вариант ответа, который может дополняться и корректироваться):           стремление Гитлера получить богатую сырьевую базу для дальнейших войн, природные и людские ресурсы привлекали германских промышленников; Гитлер   рассчитывал,   что   запуганный   репрессиями   советский   народ   его поддержит; идеологическая   ненависть   фашизма   и   национал­социализма   к коммунистической идеологии;  использование благоприятной ситуации отсутствия согласия между СССР, США   и   Англией   (расчет   на   их   раскол   и   отказе   буржуазных   государств поддержать СССР);  слабое   укрепление   новых   советских   границ   (после   присоединений   конца 1930­х годов);  расчет на техническое и боевое превосходство германской армии;  Гитлер   предполагал   этнический   раскол   СССР   и   углубление межнациональных противоречий;  неожиданность нападения обеспечивала Германии преимущество;  расчет   на   значительную   помощь   союзников   Германии   в   войне   (японцев, финнов, румын, венгров, испанцев, итальянцев) оправдался частично).  Группа   2.  Рассматривают   трагические   события   первого   года   Великой Отечественной войны. Перед обучающимися стоят два основных вопроса: причины неудач советской армии на начальном этапе войны и последствия событий первого года войны. В качестве   причин   могут   быть   названы   следующие   (дается   примерный   вариант   ответа, который может дополняться и корректироваться):      стратегическая   инициатива   находилась   у   Германии   (нападение   оказалось внезапным   и   застало   врасплох,   враги   имели   подробные   карты   советской территории с отмеченными базами и военными объектами);  превосходство Германии в материально­техническом оснащении армии;  плохое   укрепление   новых   советских   границ   на   западе   (были   недавно присоединены и не успели оборудовать оборонительными укреплениями);  отсутствие четкого руководства войсками (не было связи между частями, требование   контрнаступления   приводило   к   огромным   потерям, противоречивые   приказы   из   центра,   низкий   образовательный   уровень офицеров);  наличие у германской армии опыта боевых действий (мировая война шла на протяжении двух лет).   Вместе с тем стоит обратить внимание, что с самых первых дней войны советский народ продемонстрировал мужество и героизм как на фронте, так и в тылу. Примеры этого могут   быть   приведены   самими   учащимися,   в   том   числе   и   с   опорой   на   краеведческий материал.  Группа   3.  Определяют   значение   создания   антигитлеровской   коалиции   в   ходе Великой отечественной войны.  Обучающиеся   могут   получить   информацию   об   основных   событиях,   связанных   с этапами становления антигитлеровской коалиции:  12 июля 1941 г. – соглашение СССР и Великобритании: помощь в войне, отказ от ведения переговоров с противником без обоюдного согласия;  18 июля – Сталин ставит перед Черчиллем вопрос об открытии второго фронта;  СССР   начал   получать   экономическую   помощь   от   США   по   системе   ленд­лиза (взаймы  или  в  аренду передавалась  военная  техника,  оружие,  боеприпасы,  снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие и другие товары);  25   августа   1941   г.   –   вступление   советских   и   британских   войск   в   Иран (противодействие немцам, раздел сфер влияния, СССР добровольно вывел войска в 1946 г.);  сентябрь   1941   г.   –   в   Лондоне   подписана   Атлантическая   хартия   (СССР, Великобритания,   Бельгия,   Чехословакия,   Греция,   Польша,   Нидерланды,   Норвегия, Югославия, Люксембург, движение «Свободная Франция»);  29 сентября – 1 октября 1941 г. – конференция в Москве (СССР, Великобритания и США), договор о военных поставках, главы делегаций В.М. Молотов, У.А. Гарриман (США, советник президента), У. Бивенбрук (Англия, лорд), участвовал Сталин;  1 января 1942 г. – 26 государств (назвали себя Объединенными Нациями) подписали декларацию с обязательствами использовать все свои 58 военные и экономические ресурсы в войне против фашистского блока, обязались не заключать сепаратного мира;  май­июнь 1942 г. – визит Молотова в Англию и США, договоренность об открытии второго   фронта   в   западной   Европе   в   1942   г.   (вместо   этого   союзники   высадились   в Северной Африке в 1942 г. и Южной Италии – в 1943 г.);  1943 г. – расформирование Коминтерна;  28 ноября – 1 декабря 1943 г. – Тегеранская конференция: Ф. Рузвельт, И. Сталин, У. Черчилль (борьба лидеров за влияние в тройке, фашистские провокации и подготовка убийства лидеров, проблема открытия  2­го фронта – решение об открытии до 1 мая 1944 г.,   послевоенные   границы   Польши,   объявление   войны   Японии,   Кенигсберг   и   часть Восточной   Пруссии   объявлялись   сферой   влияния   СССР,   признание   советско­польской границы 1939 г. с Украиной и Белоруссией в составе СССР, обязательство СССР напасть на   Японию   после   окончания   войны   с   Германией   –   вопреки   заключенному   10­летнему договору о ненападении);  6 июня 1944 г. – высадка англо­американских войск в Северной Франции;  4­11  февраля  1945  г.  –  Ялтинская (Крымская) конференция:  Ф.  Рузвельт,  И. Сталин, У. Черчилль (согласование военных планов, принципы послевоенного устройства, об оккупационных зонах в Германии, о репарациях, о создании ООН, условие СССР по войне с Японией – возвращение Ю. Сахалина и Курильских о­вов);  17 июля – 2 августа 1945 г. – Берлинская (Потсдамская) конференция: Г.Трумэн (вместо умершего 12 апреля 1945 г. Ф.Д. Рузвельта), И. Сталин, У. Черчилль (с 28 июля К. Эттли)   (принципы   послевоенного   устройства,   демилитаризация   и   денацификация Германии, уничтожение монополий, репарации, западная граница Польши, передача СССР Кенигсберга и части Восточной Пруссии; в ходе конференции Сталин узнал об успешном испытании в США атомной бомбы). Решения Потсдамской конференции  учрежден Совет министров иностранных дел;  отложен вопрос о создании германского правительства;  учреждение Международного военного трибунала;  решение о децентрализации германской экономики;       СССР получил часть Восточной Пруссии и Балтийского побережья;   подтверждено обязательство СССР начать войну с Японией.  Группа   4.  Акцентируют   внимание   на   источниках   победы   СССР   в   Великой Отечественной   войне   и   общих   итогах   Второй   мировой   войны.   Им   могут   быть   даны дополнительные   материалы   или   же   предложено   найти   информацию   в   различных источниках самостоятельно.  Людские потери СССР Вопрос о жертвах войны остается до сих пор обсуждаемым среди историков.  1946 г. – И. Сталин корреспонденту «Правды» сказал о 7 млн. погибших (в боях и оккупации). Американский социолог Тимашев в 1948 г. опубликовал следующие цифры: 25,3 млн. чел. погибло, 1,3 млн. – эмигрировало, 10,9 млн. – дефицит рождения (таким образом, общий ущерб – 37,5 млн. чел.). В 1950 г. по прогнозам Лиги Наций в СССР должно было проживать 223 млн. чел. (на деле оказалось 178 млн.). Н.С. Хрущев в 1961 г. в письме премьер­министру Швеции Эрландеру назвал 20 млн. чел. 1990г. – специальная комиссия   Госкомстата   СССР   и   Академии   Генерального   Штаба   назвали   число   прямых потерь 27 млн. чел. (без эмигрантов и жертв ГУЛАГа). Около 10 млн. – погибли в боевых операциях.  2,3 млн. – эмигрировало.  Около 12 млн. – преждевременно ушедшие из жизни мирные советские граждане.  5,7 млн. чел. попали в плен – 3,7 млн. погибли.  Угнано в Германию – около 5 млн. чел. (0,75 млн. погибли).  Умерло около 1 млн. младенцев, родившихся в годы войны. Людские потери других стран  Германия – 13,6 млн. погибших в боевых действиях, 4,1 млн. пленных (0,5 млн. погибли).  Польша – 6 млн.  Китай – 5 млн.  Япония – 2,5 млн.  Югославия – 1,7 млн.  Франция – 600 тыс.  Англия – 370 тыс.  США – 300 тыс.  Экономический урон СССР  СССР – 41% потерь всех участников войны.  Разрушено 1710 городов. Сожжено 70 тыс. сел и деревень.  Уничтожено 31850 заводов и фабрик. Затоплено и взорвано 1135 шахт.  Разрушено 65 тыс. км. железных дорог. Приведено в негодность 16 тыс. паровозов и 428 тыс. вагонов.  Посевные площади сократились на 36,8 млн. га.  Потеря   30%   национального   богатства   (Англия   –   0,8%,   Франция   –   1,5%,   США избежали потерь).  Общие итоги  Во Второй мировой войне участвовало 61 государство, 1 млрд. 700 млн. чел. (4/5 человечества). Для сравнения: в Первой мировой войне – 36 государств, свыше 1 млрд. чел. (3/4 человечества).  Число воинов в армии и флоте – 110 млн. чел. (в Первой мировой – 70 млн.)  Арена боевых действий проходила в 40 государствах Европы, Азии и Африки.  Погибло свыше 50 млн. человек.  В качестве источников победы нашей страны в Великой Отечественной войне могут быть названы следующие (дается примерный вариант ответа, который может дополняться и корректироваться):        героизм   советских   воинов   и   всего   народа   (военный   и   трудовой   героизм граждан);  плановая   экономика   (возможность   гибкости,   быстрого   перестроения, концентрации усилий);  антифашистское движение на оккупированных территориях;  боевая мощь Советских Вооруженных Сил (в том числе и появление нового оружия);  национальное единство всех народов СССР;  помощь союзников по антигитлеровской коалиции (система ленд­лиза). III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  1. Плакат «Уроки истории» В   ходе   обсуждения   может   быть   поставлен   вопрос,   что   сегодня   по­   разному относятся к исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Появляется вандализм   по   отношению   к   захоронениям   погибших   солдат,   оскверняются   памятники, проводятся   марши   и   парады   ветеранов­нацистов.   Поэтому   вопрос   о   сохранении исторической   памяти   остается   актуальным.   Предлагается   обсудить   и   совместно разработать плакат, посвященный урокам Великой Отечественной войны. Плакат может быть   обращен   ко   всему   человечеству,   к   молодым   гражданам   России   или   к   будущим поколениям (выбор должны сделать сами учащиеся). Распределяются роли, и проводится совместная работа. Этот плакат может быть в дальнейшем использован при встречах с ветеранами,   для   наглядной   информации   в   рамках   проведения   различных   мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.  2. Подведение итогов Проводится обсуждение основных итогов урока. Обучающиеся высказывают свое мнение, какая информация была для них новой, что стало удивительным и неожиданным, что   еще   захотелось   узнать   о   событиях   Великой   Отечественной   войны.   Обсуждается, насколько   актуально   рассматривать   эти   вопросы   сегодня.   Может   быть   использован фрагмент из работы Ф. Зимбардо «Эффект  Люцифера» о создании «образа врага» как предпосылки   к   последующим   войнам.   Это   должно   стать   уроком   для   всех,   кто   живет сегодня.   Для   нацистской   Германии   такими   врагами   были   евреи,   цыгане,   славяне, коммунисты. Все знают, к чему это привело. Трагедии Холокоста, нацистских лагерей, расстрелов и сожжения мирных граждан стали одной из самых страшных страниц истории человечества.  Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера»  …Если   властвующая   элита   хочет   уничтожить   враждебное   государство,   она обращается к экспертам по пропаганде, которые разрабатывают программу ненависти. Это может заставить граждан одной страны настолько возненавидеть граждан другой, чтобы начать их изолировать, пытать и даже убивать? Для этого нужен «образ врага»… – самый сильный мотив для солдата, он заряжает его оружие патронами ненависти и страха…  …Все   начинается   с   создания   стереотипных   представлений   о   «другом»,   с дегуманизированного   образа   «другого»   как   никчемного   или   как   всесильного, демонического, абстрактного монстра, несущего тотальную угрозу нашим самым дорогим ценностям и убеждениям. В атмосфере всеобщего страха, когда вражеская угроза кажется неизбежной,   разумные   люди   начинают   вести   себя   абсурдно,   независимые   люди подчиняются бессмысленным приказам, мирные люди превращаются в воинов…  Самый   крайний   случай   применения   «образа   врага»   –   это,   конечно   же,   геноцид, спланированное уничтожение одним народом всех тех, кого велено считать врагами. Мы знаем о том, что пропагандистская машина Гитлера превратила соседей, сотрудников и даже друзей­евреев в презираемых врагов государства, заслуживающих «окончательного решения»…  …Национальная пропаганда с помощью СМИ (и с ведома правительства) создает «образ врага». Он должен подготовить умы солдат и граждан к тому, что нужно ненавидеть тех,  кто   входит   в  новую  категорию:   «наши  враги».   Такое   промывание   мозгов  –   самое мощное орудие солдата. Без этого он никогда не смог бы поймать другого человека в глазок   прицела   и   выстрелить,   прекрасно   понимая,   что   убивает.   «Образ   врага»   пугает граждан,   заставляет   чувствовать   себя   уязвимым,   они   начинают   представлять   себе,   что будет, если они окажутся во власти этого врага. Страх превращается в ненависть, и, чтобы уничтожить угрозу, люди готовы на все. В борьбе против вражеской угрозы они готовы отправить на смерть своих детей.  …Такая   пропаганда   процветает   в   международных   масштабах.   Несмотря   на национальные различия, ее методы можно разделить на несколько категорий, помогающие создать   образ   homo   hostiles,   «человека   враждебного».   Чтобы   создать   в   умах   хороших членов справедливого племени нового, ужасного врага, нужно убедить их, что «враг» – это агрессор,   безличный   насильник,   безбожник,   варвар,   преступник,   мучитель,   убийца, абстрактный   символ   или   «животное».   Нужно   показать   им   пугающие   картины:   родную землю пожирают ужасные твари…  3. Рефлексия Обучающиеся высказываются, чему научились в ходе занятия. Определяется связь рассматриваемых   вопросов   с   современным   этапом   развития   человечества.   Каждый участник занятия может высказать свое эмоциональное отношение к прошедшему занятию. Список литературы:  1. Великая Отечественная война 1941­1945. Книга 1­4. ­ М.: Наука,1998; 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. ­ М.: Русское слово, 2014;  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории. ­ М.: Русское слово, 2017; 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Феномен фальсификации истории России и общее историческое образование. Методическое пособие. ­ М.: Русское слово, 2014; 6. Другая война. ­ М.: РГГУ, 1996; 7. История России. Лента Времени / Иллюстрированный атлас. ­ М.: Издательство АСТ, 2016; 8. Любимов Г.А. Слава России. Исторический календарь школьника. ­ М.: Русское слово, 2014; 9.   Мединский   В.Р.   Военная   история   России:   учебное   пособие   для общеобразовательных организаций. ­ М.: Просвещение, 2017; 10. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов: В 8 т. ­ М.: 1987; 11. Оглашению подлежит: СССР – Германия. 1939­1941. Документы и материалы. ­ М.: 1991; 12. Черчилль У. Вторая мировая война. Кн.1, 2. ­ М.: 1991;  13.   65   лет   Великой   Победы   /   Сборник   в   6   томах   под   общей   редакцией   С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. ­ М.: МГИМО­Университет, 2010.  Интернет­ресурсы: 1.   Историко­культурный   стандарт   по   истории   России   –   федеральный   портал  http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiianovoghouchiebno­ ­ «История   России»   mietodichieskogho­komplieksa­po­otiechiestviennoi­istorii 2.   Сайт   Российского   военно­исторического   общества   (РВИО):   памятные   даты военной истории России ­ http://rvio.histrf.ru/activities/projects/item­1141 3.   Сайт   «Развивающая   образовательная   среда   «Моя   история   России»   ­ http://www.ros­istor.ru/  4. Портал «Бессмертный полк» https://polkrf.ru / и http://moypolk.com/  5. Сайт Министерства обороны http://mil.ru/  6. Проект «Победители» www.pobediteli.ru  7. Видеоролики:  https://www.youtube.com/watch?v=IVwYbP1q2MA  – Великая Отечественная война https://www.youtube.com/watch?v=dYjx9_H6AKI  ­ День Победы https://www.youtube.com/watch?v=3wdYG4QcaDE    ­   Уходят   ветераны.   Будем помнить

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "

Внеурочное занятие на тему "Великая Отечественная война как урок для современного человечества "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019