Внеурочная деятельность 2 класс «Детская риторика»
Учитель Тарасевич А.И.
Тема: Сочиняем считалку.
Цели:
– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;
– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;
– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
1 Проверка домашнего задания. 1. Игра «Подскажи словечко». 2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Считалия» по строфам и рассматривание иллюстраций.
|
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
|
II. Развитие умений.
|
2 1 3 3 1. Беседа о жанровых признаках считалок. – Что вы знаете о считалках? – Каким может быть содержание считалок? – Как по-вашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда-то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.) – Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие – современные. Объясните, почему вы так думаете.
Эни – бэни – рики – паки, Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интер – нэт. *** Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге… Сколько надо гвоздей? Долго не думай, Говори поскорей. *** Шалуны – балуны, Выбегайте – во дворы, Становитесь-ка – играть, Воеводу – выбирать. Воевода – из народа, Выходи – из хоровода. А ты – добрый молодец, Становись – в самый конец! *** Плыл – по морю – чемо – дан, В чемо – дане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! – Если содержание в считалках – не главное, то что же главное? Вспомните задачу жанра. (Весело и справедливо распределить роли.) – Что вызывает сомнение? (Справедливо распределить роли.) 2. Наблюдения над ролью ритма в считалке. 1. Беседа. – Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте? (Ответы ребят не комментируются.) Сейчас выясним, кто из вас прав. – Посмотрите, как записаны считалки на доске: Плыл – по морю – чемо – дан, В чемо – дане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! Эни – бэни – рики – паки, Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интер – нэт. – Попробуйте объяснить, почему раздельно записаны слова чемодан, Интернет? Что обозначают многочисленные тире в текстах считалок? (Это обозначение пауз, создающих ритмический рисунок.) 2. Игра. – Повернитесь друг к другу и рассчитайтесь в соответствии с тем, как расставлены паузы. – Теперь я изменю написание слов. Рассчитайтесь заново (водящий тот же.) Что получилось? (Из круга должен выйти другой.) Плыл – по морю – чемодан, В чемодане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! Эни – бэни – рики – паки Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интернет. – Заметьте, изменилось даже написание слова Интернет. Поскольку произносится твёрдо [нэт], а пишется -нет, то в разделённом варианте слово записали так: Интер – нэт, иначе бы было непонятно, что за нет: Интер – нет. – Тире на письме обозначают паузы, ритмический рисунок – считалки. А как эти паузы в считалках показываются? (Жестом.) – Так что же важнее в считалке – жест (пауза) или слово? (Жест, пауза. Именно они позволяют распределять роли не слишком справедливо.) 3. Сочинение считалки. 1. Наблюдения над изменением считалок. – Сегодня вы попробуете сочинить новую считалку. Можно совсем новую, можно – вариант старой. Задание это для вас – совсем простое. Дело в том, что вы и так довольно часто их сочиняете. Во-первых, считалки постоянно бывают вами востребованы во время игр, во-вторых, это жанр, который, в отличие, например, от былин, постоянно меняется. Жизнь меняется – содержание считалки меняется. Вот эту считалку знают все – но все в разных вариантах: Вышел месяц из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. – Узкий месяц сравнивается с ножиком. А вот другие варианты той же считалки. Слушайте и объясняйте, под влиянием чего она изменилась: Вышел немец из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. *** Вышел робот из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. – Какие варианты той же считалки знаете вы? – Ознакомьтесь с литературным вариантом считалки: И. Демьянов Вышел месяц из тумана, А я буду капитаном, Рано-рано поутру Я команду наберу. Ты не вешай носа – Я возьму матросом! Вышел месяц из тумана, Вышел месяц очень рано, Погуляв по синеве, Ловит рыбу на Неве! 2. Коллективное (или индивидуальное, групповое) сочинение считалок (вариантов известных считалок): – обсуждение структуры (содержание может быть любым, заход час-то строится на счёте, главное в структуре считалки – слова выхода); – выбор темы (исходной считалки); – работа по созданию нового текста. 3. Проверка нового текста на ритмический рисунок. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе рабо-ты с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Итог. |
– Что нового узнали о считалках? – Интересно ли было сочинять считалку? Чем эта работа была увлекательна? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? |
|
ΙV. Домашнее задание.
|
Выучить отрывок из «Считалии» Б. Заходера.
|
|
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.