Внеурочное занятие по детскойриторике "Сочиняем считалку" 2 класс
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по детскойриторике "Сочиняем считалку" 2 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
11.01.2017
Внеурочное занятие по детскойриторике "Сочиняем считалку" 2 класс
Внеурочное занятие по детской риторике проводится во 2 классе, по теме "Сочиняем считалку." Занятие позволит формировать умение читать по ролям, участвовать в драматизации, умение иллюстрировать художественное произведение, умение сочинять сказку, загадку, считалку. Занятие разработано в соответствии с ФГОС НОО. Обучающиеся научатся преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника.; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Внеурочное занятие по детской риторике.docx

Внеурочная деятельность 2 класс «Детская риторика» 

Учитель Тарасевич А.И.

Тема: Сочиняем считалку.

Цели:

формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;

формируем умение иллюстрировать художественное произведение;

– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

1   Проверка домашнего задания.

1. Игра «Подскажи словечко».

2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Считалия» по строфам и рассматривание иллюстраций.

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  1  3  3   

1. Беседа о жанровых признаках считалок.

– Что вы знаете о считалках?

– Каким может быть содержание считалок?

– Как по-вашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда-то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.)

– Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие – современные. Объясните, почему вы так думаете.

 

Эни – бэни – рики – паки,

Турба – урба – сенти – бряки.

Может – выйдет – может – нет,

В общем – полный – Интер – нэт.

***

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге…

Сколько надо гвоздей?

Долго не думай,

Говори поскорей.

***

Шалуны – балуны,

Выбегайте – во дворы,

Становитесь-ка – играть,

Воеводу – выбирать.

Воевода – из народа,

Выходи – из хоровода.

А ты – добрый молодец,

Становись – в самый конец!

***

Плыл – по морю – чемо – дан,

В чемо – дане – был – диван,

На – диване – ехал – слон.

Кто – не верит – выйди – вон!

– Если содержание в считалках – не главное, то что же главное?

Вспомните задачу жанра. (Весело и справедливо распределить роли.)

– Что вызывает сомнение? (Справедливо распределить роли.)

2. Наблюдения над ролью ритма в считалке.

1. Беседа.

– Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте?

(Ответы ребят не комментируются.) Сейчас выясним, кто из вас прав.

– Посмотрите, как записаны считалки на доске:

Плыл – по морю – чемо – дан,

В чемо – дане – был – диван,

На – диване – ехал – слон.

Кто – не верит – выйди – вон!

Эни – бэни – рики – паки,

Турба – урба – сенти – бряки.

Может – выйдет – может – нет,

В общем – полный – Интер – нэт.

– Попробуйте объяснить, почему раздельно записаны слова чемодан, Интернет? Что обозначают многочисленные тире в текстах считалок?

(Это обозначение пауз, создающих ритмический рисунок.)

2. Игра.

– Повернитесь друг к другу и рассчитайтесь в соответствии с тем, как расставлены паузы.

– Теперь я изменю написание слов. Рассчитайтесь заново (водящий тот же.) Что получилось? (Из круга должен выйти другой.)

Плыл – по морю – чемодан,

В чемодане – был – диван,

На – диване – ехал – слон.

Кто – не верит – выйди – вон!

Эни – бэни – рики – паки

Турба – урба – сенти – бряки.

Может – выйдет – может – нет,

В общем – полный – Интернет.

– Заметьте, изменилось даже написание слова Интернет. Поскольку произносится твёрдо [нэт], а пишется -нет, то в разделённом варианте слово записали так: Интер – нэт, иначе бы было непонятно, что за нет: Интер – нет.

– Тире на письме обозначают паузы, ритмический рисунок – считалки. А как эти паузы в считалках показываются? (Жестом.)

– Так что же важнее в считалке – жест (пауза) или слово? (Жест, пауза. Именно они позволяют распределять роли не слишком справедливо.)

3. Сочинение считалки.

1. Наблюдения над изменением считалок.

– Сегодня вы попробуете сочинить новую считалку. Можно совсем новую, можно – вариант старой. Задание это для вас – совсем простое.

Дело в том, что вы и так довольно часто их сочиняете. Во-первых, считалки постоянно бывают вами востребованы во время игр, во-вторых, это жанр, который, в отличие, например, от былин, постоянно меняется. Жизнь меняется – содержание считалки меняется. Вот эту считалку знают все – но все в разных вариантах:

Вышел месяц из тумана…

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

– Узкий месяц сравнивается с ножиком. А вот другие варианты той же считалки. Слушайте и объясняйте, под влиянием чего она изменилась:

Вышел немец из тумана…

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

***

Вышел робот из тумана…

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

– Какие варианты той же считалки знаете вы?

– Ознакомьтесь с литературным вариантом считалки:

И. Демьянов         

Вышел месяц из тумана,

А я буду капитаном,

Рано-рано поутру

Я команду наберу.

Ты не вешай носа –

Я возьму матросом!

Вышел месяц из тумана,

Вышел месяц очень рано,

Погуляв по синеве,

Ловит рыбу на Неве!

2. Коллективное (или индивидуальное, групповое) сочинение считалок (вариантов известных считалок):

– обсуждение структуры (содержание может быть любым, заход час-то строится на счёте, главное в структуре считалки – слова выхода);

– выбор темы (исходной считалки);

– работа по созданию нового текста.

3. Проверка нового текста на ритмический рисунок.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе рабо-ты с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

 

 

ΙΙΙ. Итог.

 Что нового узнали о считалках?

– Интересно ли было сочинять считалку? Чем эта работа была увлекательна?

– С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

 

 

ΙV. Домашнее задание.

 

 

Выучить отрывок из «Считалии» Б. Заходера.

 

 

 

 

 

Деятельность учащихся:

 

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

          


Внеурочная деятельность 2 класс «Детская риторика»

Внеурочная деятельность 2 класс «Детская риторика»

Беседа о жанровых признаках считалок

Беседа о жанровых признаках считалок

Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте? (

Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте? (

Наблюдения над изменением считалок

Наблюдения над изменением считалок

II . Развитие умений. 2 1 3 3 1

II . Развитие умений. 2 1 3 3 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017