Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"
Оценка 4.8

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
2 кл
04.03.2018
Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"
По программе на изучение раздела «Быт народов РТ» запланировано 8 часов, а данный урок был вторым по счету. Его цель и: приобщение детей к русской народной культуре, национальным традициям русской кухни.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. По типу данный урок: информационно – познавательное, открытие нового материала. Основным этапом было открытие нового материала. Этапы урока были тесно взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга.
урок Русские блюда.docx
ГБОУ «Заинская школа №9» Конспект внеурочного занятия  по ФГОС на тему: «Русские национальные блюда» Учитель:  Ахметзянова Римма Вазировна 2017 год ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» Тема: Русские национальные блюда. Тип   занятия:  информационно   –   познавательное,   посвященное   русской   кухни, открытие  нового материала. Цель: приобщение детей к русской народной культуре, национальным традициям русской кухни. Задачи: Образовательные:  ­  расширить знания учащихся о кухни русского народа;  ­ дать представление о правилах русской трапезы; ­ закрепить знания по правилам техники безопасности при работе с бумагой, крупой и клеем; ­ развить интеллектуальные операции, процесс анализа, синтеза, умения планировать свою работу.   Развивающие: ­сформировать     позитивное     отношение    к      нравственным ценностям, уважение к традициям народа; ­формировать умения обобщать сведения по теме; ­развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи; ­ развивать художественный вкус, творческие способности, воображение; ­ развивать умение планировать свою работу; ­ развивать коммуникативные навыки; ­ развивать  мелкую моторику рук;  ­ развивать тактильные ощущения. Воспитательные:  ­ воспитывать бережное отношение к  культурному наследию народа; ­ воспитывать аккуратность, самостоятельность; ­   воспитывать   бережное   отношение   к     экспонатам   музея,   к   экономному использованию материала; ­воспитывать   творческое   отношение   к   заданию   и   интерес   к   совместной деятельности. Здоровьесберегающие: ­ создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников; ­ организовать двигательную активность, физкультминутку.  Учебное материальное обеспечение: 1. Инструменты: кисть для клея. 2. Материалы: бумага, клей ПВА, крупы, картинки, краски. Методы обучения: Рассказ Демонстрация готовых работ Беседа с объяснением нового материала Показ трудовых приемов Самостоятельная работа Время:  40 мин. Ход внеурочного занятия   " Не умирают обычаи, которым  определено быть вечными…"  Н.В.Гоголь 1 Организационный момент. Приветствие.       ­Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада всех вас видеть на         внеурочном  занятии по теме: «Русские национальные блюда». Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Посмотрели на гостей, Улыбнулись поскорей. ­Я надеюсь, что:                    Мы работать будем дружно,                    С делом справимся в пути!                    Чтобы, гости дорогие,                          Захотели вновь прийти! 2. Вводная беседа. ­ Ребята, прежде, чем вы узнаете, о чем конкретно мы будем вести разговор  сегодня, давайте вспомним, чему были посвящено наше предыдущее занятие?  (жилище и утварь русских и татар). Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. Для этого  найдите отгадки на мои загадки о предметах быта. Летом спит  Зимой горит Рот открывает, Что дают – глотает (печь). Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват). Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра…(коромысло). Выпускает жаркий пар Древний чайник…(самовар). Ножек четыре,  Шляпок одна,  Нужен, коль станет  Обедать семья (стол) . Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому  по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной  трапезы.  ­ Какое слово вам не совсем знакомо и понятно? (трапеза) ­ Кто может объяснить значение слова «трапеза»?  ­ Давайте узнаем, верны ли наши предположения. Что такое ТРАПЕЗА ­ Толковый словарь В.Даля или С. Ожегова Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная.  Трапезничать, кушать за столом, обедать, ужинать. Учитель: ­ Кто изображен на рисунке? ­ Что будут делать члены семьи? (трапезничать) ­ Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (Предположения детей) ­ Правильно, мы сегодня будем говорить о? ... Русской трапезе, русской  кухне. ­ Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему занятия. Основной этап. 3.       В прошлом каждая трапеза имела определённый час. Особенно строго  соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралась за столом, где у  каждого было своё строго определённое место. Место во главе стола всегда  сохранялось за хозяином. Он и садился первым за стол. Перед тем как сесть за  стол каждый должен был помолиться. И если кто­нибудь за столом нарушал  правила трапезы, то обязательно получал ложкой по лбу. ­ Сейчас я вам прочитаю  правила русской трапезы. С некоторыми, я уверена,  вы уже знакомы:   Мытье рук перед обедом считалось обязательным. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое  определенное место.       Место во главе стола сохранялось за хозяином. Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб. Пока семья собирается, никто не начинает есть. Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда. Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью. Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом. Учитель ­ Щедрый душой человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к  нему на часок – из­за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное –  полезно и продукты вполне доступны. Давайте же узнаем, чем был богат  традиционный русский стол. ­ Послушайте загадку, которую придумал народ и постарайтесь отгадать её. Есть такие слова: "Он всему голова", Хрустящей корочкой одет Мягкий черный, белый…(хлеб).  (Показать хлеб)   Хлеб   ­ был   самый   главный,   самый   почитаемый   продукт.   Без   него   не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. Его брали   с   собой   в   дальнюю   дорогу.   Хлеб   всему   голова!   К   хлебу   в   старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом. Хлеб  можно было брать   только   чистыми   руками.   Хлеб   нельзя   было   выбрасывать.   А   если   кто обронит   кусок   хлеба,   то   тут   же   поднимет   его   и   обязательно   поцелует!   А хлебные   крошки   собирали   в   ладошки   –   и   в   рот.   Так   относились   к   хлебу   в старину. “Покуда есть хлеб да вода­все не беда!” – так говорили наши предки.   Хлеб   в   старину   ставили   на   самое   почетное   место.   О   важной   роли   хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Давайте составим пословицы о хлебе из слов, которые находятся перед вами.  Хлеб/ – наше / богатство. Хлеб /всему/ голова. Будет /хлеб, /будет/ и обед. Молодцы, прочитайте,  какие пословицы получились? ­А теперь поговорим о русских традиционных супах. ­Посмотрите на корзину с овощами (Морковь, картофель, капуста, зелень, лук +   свёкла).  Какие   овощи   вы   видите   и  какой   суп   из   них   можно   приготовить? (бульон мясной или грибной).  Русские   щи   (старинное   название   шти)   представляют   собой   горячее   первое блюдо   на   основе   квашеной   или   свежей   капусты,   которое   готовилось   с незапамятных времен на Руси и имеет многовековую историю.  Как  готовили  щи на Руси? В   каждом   определенной   местности   щи   варили   по­разному,   добавляя   свои оригинальные   ингредиенты,   только   способ   приготовления   оставался одинаковым для всех – щи должны обязательно готовиться в чугунке и глиняном горшке   русской   печи,   и   не   просто   вариться,   а   томиться   и   настаиваться некоторое время для того для того чтобы они приобрели свой насыщенный и уникальный   вкус   и   аромат.   Сам   горшок   для   щей   был   особо   почитаемым предметом обихода, его тщательно мыли и даже заговаривали. А   знаете,   ребята,   это   блюдо   благотворно   влияет   на   работу   нашей пищеварительной системы, легко переваривается.  4. Физкультминутка Вверх руки подняли  И покачали –  Это деревья  в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу В сторону руки Плавно помашем –  Это к нам птички летят Где они сядут, Тоже покажем –  Руки согнули назад. ­А теперь садимся на свои рабочие места и продолжаем работу. Из крупы ее сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак... Ответ: Каша ­Правильно! Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он   научился   очищать   зерно,  а  зерна   варить.  Это  было   самое   любимое  среди русских   людей   кушанье.   “Каша   –   матушка”,   –   говорили   в   старину.   Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в   старину   без   каши.   Даже   на   царских   пирах   она   занимала   почетное   место. Известно более 100 видов каши. – А какие каши знаете вы? (ответы детей) – Раньше крупу засыпали в кашник – горшок, заливали водой, и ставили в печь. Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, так как в ней очень много витаминов, полезных для роста детского организма, поэтому   вам в столовой чаще варят эту кашу.  На втором месте оказалась овсяная каша. Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде. На третьем месте каша рисовая. Рис, ребята, привозная крупа, его привозили из Китая. Широко   славилась   пшенная   каша   на   Руси.   Изготовлялась   она   из   проса   и готовилась повсеместно. Жаль, что сейчас пшено не пользуется спросом как раньше. А ведь когда­то чугунок с кашей, ставили на стол как угощение для взрослых и детей. А уж как смекалист был русский народ. Разве не про пшенную кашу говорится в сказке «Каша из топора»?( Кто сварил кашу?)   Загадки. А теперь мои загадки, Все они играют в прятки. Крупу в них отгадайте, Кто вспомнил – называйте, Ее любят маленькие дети, Самая вкусная на свете. (Манная) Называют ее кашей красоты, Полюби ее и ты. (Овсяная) Белые зернышки во рту тают, О Китае вспоминают. (Рис) Мелкие зернышки Напоминают солнышко. Желто в горшке, Сытное в брюшке. (Пшено) Эта каша витаминов полна, Хоть на вид она черна. (Гречневая) 5. Практическая работа ­Отгадайте названия круп с закрытыми глазами.  ( Гречка, овсянка,  горох, пшено, рис) Существует   много   различных   приемов   декоративного   искусства.   Сейчас   мы займемся  одним из них. Сделаем аппликацию из пшена и риса. Инструкция : 1. Нам понадобятся  бумага, крупы , клей ПВА,  мягкая кисть для рисования и для клея, краски. 2. 3.  На готовый рисунок при помощи кисточки наносится клей.   Аккуратно   выкладывается   крупа   одним   слоем,   не   выходя   за   контур рисунка.  4. Красками закрасить оставшиеся части цыпленка (клюв, глаз, ножки). ­Наше занятие подошло к концу. Рефлексия 6. ­ О чем узнали на занятии? ­ Что было нового для вас? ­ В чем возникли затруднения…? Подведение итогов занятия 7. ­ Ребята, вы сегодня хорошо поработали и я рада, что вам понравилось  занятие.      Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными   защитниками   своей   Родины,   а   девочкам   –   учиться   хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье.  7.       Задание на дом. Подготовить сообщения на тему: «Моё любимое блюдо». -Всего доброго! Спасибо за работу! До свидания!

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"

Внеурочное занятие" по теме: "Русские национальные блюда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018