Внеурочное занятие "Сказочная математика"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное внеурочное занятие "Сказочная математика" проходит в форме путешествия по математическим станциям. Дети садятся в паровозик из "Ромашкино", звучит гудок и путешествие начинается. В ходе этого путешествия дети отгадывают ребусы, составляют пословицы, встречаются со сказочными героями. Они-то и задают вопросы и задания детям. Эта форма занятия очень увлекательна и интересна.Дети путешествуя по станциям. отгадывают математические загадки и ребусы.
Иконка файла материала внеурочное meropriyatie.zanimatelnaya_matematieka.doc
муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области               Внеурочное занятие   Тема: «Сказочная математика»                                                                                                 Учитель начальных классовПрилепина Л.В.                                                   Внеурочное занятие   Тема: «Сказочная математика» Форма занятия: игровая Цель: создать условия для закрепления вычислительных навыков Задачи: Обучающие: ­ систематизация и закрепление знаний, умений и навыков; ­ активизация мыслительной деятельности обучающихся посредством участия каждого из них в процессе работы. Развивающие: ­ развитие познавательного интереса к математике; ­ развитие логического мышления, внимания Воспитывающие: ­ воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, уважения к мнению  сверстников; ­ воспитание аккуратности, внимательности при работе Планируемый результат: Личностные УУД: ­ проявлять познавательный интерес к математике; ­ формировать способность к самооценке на основе критериев успешности  учебной деятельности Метапредметные УУД: Познавательные: ­ совершенствовать вычислительные навыки; ­ строить небольшие математические сообщения в устной форме; ­ давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их  анализа Регулятивные: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ выполнять учебные действия;­ находить несколько вариантов решения учебной задачи (в сотрудничестве с  учителем, классом) Коммуникативные: ­ развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; ­ высказывать свою точку зрения; ­ рассуждать, делать выводы, обобщения Используемые технологии: ИКТ, игровая, групповая Ресурсы: ИКТ (компьютер, мультимедиа проектор, презентация, дидактический  материал) И.Г. Сухин.  Новые занимательные материалы 1 – 4 кл. Москва. ВАКО. 2007 http  Оборудование:  .1 september.ru  ://   www   .  festival    карточки с заданиями, дети выполняют задания и одновременно  отгадывают сказочных героев, изображённых на карточке.  презентация.    геометрические фигуры. эмблемы команд "Круг", "Квадрат", «Треугольник»  аудиозаписи                                  ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Организационный момент. Учитель читает стихотворение: ­ Собрались ребята в круг,    Слева друг и справа друг.    Вместе за руки возьмёмся    И друг другу улыбнёмся. ­   Я   дарю   свою   улыбку   Артёму,   Артём   дарит   свою   улыбку   Даше   и   т. Я рада приветствовать Вас на занятии и наших гостей, которые будут членами жюри   на   нашем   внеурочном   занятии,   а   оно   у   нас   сегодня   особенное.    2. Постановка проблемы­  Отгадав загадку, вы узнаете, где сегодня пройдёт наше занятие    Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,              Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей… (СКАЗКА)         ­ Где мы сейчас с вами окажемся? Где пройдет наше  занятие? ­Правильно мы побываем «В гостях у сказки».                       Там чудеса: там леший бродит,                         Русалка на ветвях сидит;                       Там королевич мимоходом                        Пленяет грозного царя;                        Там в облаках перед народом                        Через леса, через моря                        Колдун несёт богатыря;                        В темнице там царевна тужит,                        А бурый волк ей верно служит;                        Там ступа с Бабою Ягой                        Идёт, бредёт сама собой,                        Там царь Кощей над златом чахнет;                        Там русский дух... там Русью пахнет! А отправимся мы в это путешествие на поезде. Сказочные герои приготовили  для нас задания, с которыми нам предстоит справиться. Поэтому мы должны  быть сегодня внимательными, находчивыми, сообразительными. (За каждый  правильный ответ дети получают жетоны)  (Слайд №1) Учитель: Дети покупают билеты в кассе вокзала.  На билетах у каждого  ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в  квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.           «  Уважаемые пассажиры. Скорый поезд группы продлённого дня Колпино –  Занимайкино подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места» Билет №5 – Сосчитать,  сколько треугольников на рисунке. Билет № 8  Два кольца, но без конца,                                                                                           В середине нет гвоздя.Если я перевернусь.                                                                                                    То совсем не изменюсь. Билет №7  Есть пословица у нас И она известна всем – Отрезаешь только раз, А отмерить надо …(семь) Учитель: « Уважаемые пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места  согласно купленным билетам. Сейчас мы определим маршрут нашего  следования. (Слайд №2) От какой станции мы отправляемся? От станции «Колпино».                              Станция прибытия – «Занимайкино»                                                                      Тут затеи и задачи                                                                                                       Игры, шутки всё для вас.                                                                                Пожелаем вам удачи –                                                                                                За работу, в добрый час!                                                                                    Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях. Но поезд у нас необычный,  порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце  поездки мы  узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А  для этого мы будем соревноваться. Пассажиры каждого вагона – это команда. Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно  быть геометрическим.                                                                                             Команды, представьтесь. 1.Нет углов у      меня,                                                                                                А похож на блюдце я.                                                                                                 На тарелку и на крышку,                                                                                            На кольцо, на колесо.                                                                                                 Кто же я такой, друзья,                                                                                              Назовите вы меня!                                                                                                       Первая команда – «Круг» 2.Он давно знакомый мой,                                                                                        Каждый угол в нём – прямой,Все четыре стороны одинаковой длины.                                                                   Вам его представить рад:                                                                                           А зовут его ­ …..                                                                                                         Вторая команда – «Квадрат» 3.Три вершины, три угла,                                                                                           Три сторонки вот и я!                                                                                                 Третья команда – « Треугольник» Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда.  (Слайд №3)                                                                                                                 На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.                    Что это за правила? Правила  дружной работы.                                             Прочитайте слова,  зашифрованные в ребусах, и вы узнаете, чем мы будем  заниматься во время путешествия? (Слайд №4)                                                     Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова. Ви 3 на                                                      Сви 100 к                                    Решать                     отгадывать  смекать А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете,  послушав сказку, которую я вам  сейчас расскажу. Слушайте внимательно.                                            Сказка                                                                               Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить  юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а  на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».                                                                                         Однако в душе король  задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно  и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела  предупредить юношу. — Как  вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?                                                                      Но я ведь вам сказала, что это был  очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» ­ и с этими словами  взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь  узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юношаулыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на  той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь».  Королю было  стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!   — Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?  (смекалка) Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать. Смекать, отгадывать, решать. Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка («Паровозик из  Ромашкино») Основной этап. Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5) На слайде презентации  разгадайте высказывание величайшего  греческого   математика Пифагора о числах. Он считал, что числа очень важны для жизни людей. Задание №1. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. (На cлайде 6): Дети читают хором: «Миром управляют числа». Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример,  решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое  другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране  занимательной математики.    Задание №2  Перед вами человечек из цифр.(Слайд 7). Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось? Жюри оценивают ответы участников команд Задание №3 У каждой команды на столе карточки с заданием Найти в тексте числа. У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат.  Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.    (8 чисел) С заданием справились правильно, быстро всем занять свои места в вагонах.  Следующая станция « Фольклорная»  ( Слайд №8) Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Задание №4  «Математические» пословицы и фразеологизмы — Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел. .У него … пятниц на неделе.  … раз отмерь, … раз отрежь.   За … зайцами погонишься ­ ни одного не поймаешь. … сапога – пара. … одного не ждут. 3адание №5. Следующее задание: каждой команде собрать пазлы сказочных картин.  Узнали иллюстрации  к  произведениям? ­ Это русские  народные сказки. Назовите названия сказок, в которых есть числа.«3 поросёнка, «3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « Волк и семеро  козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7  Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка». Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет. Наш паровозик прибывает на станцию «Смекалкино» Станция « Смекалкино» (Слайд №9) Девизом этой станции слова  являются слова М.В.Ломоносова: «Математику  уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Задание№6 Каждой команде задаётся по 3 задачи. 1 команда: 1. Четверо играли в домино 2 часа. Сколько  часов играл каждый?(2 часа) 2. На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного  воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все  улетели) 3. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха) 2 команда: 1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг) 2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько  всего яблок?( На дубе яблоки не растут) 3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3  легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси,  остальные из села). 3 команда: 1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала  каждая лошадь? (по 30 км) 2. Что  легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково) 3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?         (Все разбились) С заданием справились и снова в путь.                                                                     Перед нами Станция  «Здоровейск» (Слайд №10) Вы, ребята, все устали, Много думали, считали, Уже пора и отдохнуть. Здесь мы отдохнём и расслабимся.Танец «Маленьких лебедей» Отдохнули. Отправляемся дальше. Станция «Арифметическая» (Слайд №11) « Арифметика ­ царица математики»­ говорил немецкий математик Карл  Фридрих Гаусс. Назовите арифметические действия, которые вы знаете. Задание №7  Используя эти арифметические действия, выполните следующее задание: 1 команда: 2222=8                              2+2+2+2=8 2 команда: 2222=44                            22+22=44 3 команда: 2222=111                          222:2=111                                                                           Проверка по эталону. Слад №12 Наш поезд продолжает следовать по маршруту.  Нас встречает станция  «Внимательная» (Слайд №13) Прослушайте объявления На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не  простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в  конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла. Задание №8 Задачи:  1. В автобусе ехали 25 человек.  На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок) 2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,  И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон ­  Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)  3. Летняя задача.  На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели,  Что 8 стрекоз поскорей улетели. Остались на речке только стрекозы, Кому не страшны ребятня и барбосы. Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз) Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия геометрических  фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше геометрических  фигур  (включается музыка). с ч в т к п я н а р и в н о л а б м и к у ь в с р т г к р и м о э х п р т и с о к у т у л д с ь б ш а у р я м о п ь т и у г о м б е в н ф г к л о г я д р а б ю с б и к ь н н а о д б д и т а н ш а у н д р и л и и ц с н к л о ь у г е а д д щ х б ю в о м б ю п м р б ю п е ш д р к о г л п е а з н и и я и л ь ц Как одним словом  можно назвать эти слова?  (геометрические фигуры) Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №14) Девиз: «Нужно не только фигуры знать,                 Но и в узоры их собирать.» А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в  поэзии». Задание №9.Используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте  аппликацию и наклейте на лист. Станция « Музыкальная» (Слайд 15) Пока жюри подводит итоги. А сейчас мы отдохнём. Каждая из команд исполняет один куплет песни из сказки.                                   3. Подведение итогов.  ­ Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15)  Мы прибыли на станцию «Занимайкино». И нас встречают сказочные герои. Узнаем,  какой вагончик прибыл первым.  Давайте посчитаем вместе баллы.  Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил  каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал.    Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными.  Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий,  вы стали ещё сообразительней,         находчивее, остроумнее.    4.Рефлексия.  (Слайд 16).  ­ Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком. Оцените свою работу на слайде экрана. В   благодарность   за   работу   вы   получите   открытки   с   заданием,   которые пригодятся для   следующего занятия. Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны. Всем спасибо за путешествие!Список литературы 1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4  классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007. 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996. 3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4. Белякова   О.   И.   Занятия   математического   кружка.   3   –   4   классы.   – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994. 6. Лавриненко   Т.   А.   Задания   развивающего   характера   по   математике. Саратов: «Лицей», 2002. 7. Математика.   Внеклассные   занятия   в   начальной   школе.   Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007. 8. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.­ Пб.: «Лань», 1995. 9. Симановский   А.   Э.   Развитие   творческого   мышления   детей.   М.: Академкнига/Учебник, 2002.10.Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004. 11.Шкляров   Т.В.   Как   научить   вашего   ребёнка   решать   задачи.   М.: «Грамотей», 2004. 12.Узорова   О.В.,   Нефёдова   Е.   А.   «Вся   математика   с   контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.