Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
русский язык
5 кл—6 кл
29.11.2017
Проведен в рамках предметной Недели по русскому языку в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 5-6 классах. Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Знатоки русского языка.doc
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
интернат №11»
ТУРНИР ЗНАТОКОВ
РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 56 КЛАССОВ
Учитель: Анисиня Л.П. Турнир знатоков русского языка для 56 классов
Цель проведения:
проверить знания учся по русскому языку; прививать интерес к изучению
родного языка;
способствовать активизации мыслительной деятельности учся; развивать
интеллект, внимание, память, воображение;
создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства
товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для
награждения, электронная презентация.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского
языка мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка”. Этот час мы
проведем с вами в форме рыцарского турнира между командами учащихся 5 –ых
классов.
Представляем наши команды. (представление команд)
Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира.
(представление жюри)
Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы
будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов,
является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
1. Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
Второй тур «Разминка».
2.Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
5 класс: В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота) Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать
желанного в доме человека?
6 класс:.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут
девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
56 классы:
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
3.Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на
время)
чуть свет рано на ночь глядя поздно
жить душа в душу дружно как кошка с собакой врозь
куры не клюют много кот наплакал мало
у чёрта на куличках далеко в двух шагах близко
спустя рукава плохо хоть глаза выколи – темно бежать сломя голову быстро ползти черепашьим шагом медленно
сидеть сложа руки бездельничать во всё горло громко
хоть отбавляй – много задирать нос зазнаваться
набрать в рот воды молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть тесно
Слово жюри.
Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь
два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в
предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Пятый тур «Словообразовательный» Игра «Собери словечко»
рпи
(пир)
пра
(пар)
опл
(пол)
кушпа
(пушка)
тухпе
(петух)
кугенру
(кенгуру)
длеп
(плед)
плеча
(пчела)
тышкамар
(мартышка)
сылесоп
(пылесос)
биьилундк
(будильник) дашкаран
(карандаш)
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения букв называется(Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
Слово жюри.
Седьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Восьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА: В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Девятый тур «Конкурс капитанов»
Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из
трёх букв.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
«Сказка»
Действующие лица:
Потешник
Царь Глагол
Царевна
Иван
Толковый словарь
Вступление.
Потешник:
В этой сказке вы найдёте всё, что собрано в народе о родимом языке.
Здесь антоним и синоним, с ними рядышком омоним и метафоры все в ряд за
гиперболой стоят.
Здесь найдёшь диалектизмы, амофоны, силлогизмы много всякого тут есть – вам
всего не перечесть.
В царстве этом с давних пор правил грозный царь Глагол.
Повелительным считался, был свиреп и очень зол.
Хоть по виду был сморчок, головою с кулачок, Но уж как во что упрётся – не уступит пятачок.
Дочка у царя была – Несмеяною слыла.
По дворцу в тоске ходила, слёзы горькие лила.
Царь:
Порешил я в эту ночь
Замуж выдать нашу дочь,
Потому как настроенье
Я поправить ей не прочь.
Да и о своём здоровье
Голова поди болит:
Я от старости боюся получить радикулит.
Царевна:
Хоть, конечно, здесь ты власть,
Всеми здеся правишь всласть,
Но в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь.
Я давно уж на примете заимела жениха,
За Ивана выйду замуж:
Об Иване вся тоска!
Сколько б ты не супил бровь,
Повторяю вновь и вновь:
Индивид имеет право на свободную любовь!
Царь:
Наше царское сословье Мы в обиду не дадим.
А Иванто, ну и плут,
Что удумал, шалопут.
Дам ему я три заданья:
Сразу отпадёт желанье
Сразу отпадёт желанье
Царских соблазнять детей.
«Эй, Ивана мне скорей».
Потешник:
Привели к нему Ивана,
Глазом царь его сверлит,
Не нашедши в нём изъяна,
Грозно Ване говорит:
Царь:
Хочет наша Несмеяна
Взять в мужья тебя, болвана!
Ты её волнуешь кровь,
Видно вправду, зла любовь!
Дам тебе я три заданья,
Коли справишься – вполне
Сможешь зятем стать ты мне.
Ну, а нет, кого винить?
Я должон тебя казнить.
Так что сам решай, Ванюша, Быть тебе или не быть.
Слушай первое заданье:
Вот тебе такая фраза,
Ты поймёшь её не сразу
«Шла девица по лесу,
Ухватилась за косу».
Это, Ванечка, омоним,
А теперь сумей, дружок,
Сочиника мне стишок.
В каждой строчке чтоб омоним
Было слышно на конце;
Всей прислуге во дворце.
Иван:
Ну, удумал, ну хитёр,
Но и я на ум востёр,
Хоть, конечно, я не Пушкин
И на рифму не велик,
Только не учёл старик,
Кто в омонимах сильнее,
Как ни русский наш мужик.
В общем, бросим рассужденье,
Получай стихотворенье:
«Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёда крынку. Вдруг на мишку вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало
И за это им попало».
Потешник:
У царя от гнева закололо слова.
Царь:
Ваня, мне твоё чело
Прямо скажем, не мило.
Не пойму, что в нём сокрыто
Иль коварство или зло.
Нагловатый твой мигай,
Длинноватый твой сопай,
И нахален лепетало,
И зевало до ушей.
Ты сумеешь победить,
Если сможешь убедить
И меня и весь народ,
Что ты вовсе не урод.
Иван: Вот заданье, так заданье.
Это что ж за наказанье,
Я ведь тоже не пойму,
Что сказал он ни к чему.
Царевна:
Что ж ты, Ванечка, грустишь,
На меня не поглядишь.
Аль не хочешь стать мне мужем,
Аль назад поворотишь.
Ты, Ванюшка, полистай
Старый дедушкин словарь.
В нём найдёшь тех слов значенье
И исполнишь порученье.
Иван:
(Листает словарь, который дала ему царевна)
Сложный дал мне царь наказ,
Я решу его не враз.
Вот «мигай» так это глаз,
А «сопай» всего лишь нос,
А «зевало» просто рот,
Это ж прямо анекдот.
Ну и ловок же старик!
«Лепетайло» здесь язык!
Что же царь, хоть эту фразу Я понять сумел не сразу,
Но даю тебе, «мой свет»,
Я достойнейший ответ.
Потешник:
Тут царевна Несмеяна
Кинулась на грудь к Ивану.
Царь со зла позеленел,
Но готовить пир велел.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Тот урок усвоит всякий,
Ты улавливаешь нить?
Чтобы грамотными быть,
Чаще в корень надо зрить.
Слово предоставляется жюри для оглашения результатов.
Зал читает хором.
Ты велик, родной язык.
Ты богат, родной язык.
Ты наш друг, и в это
Все мы будем верить.
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Внеурочное занятие "Турнир знатоков русского языка для 5-6 классов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.