Внеурочное занятие в 4 классе "Долг, совесть"

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное занятие в 4 классе по теме: «Долг, совесть» Планируемые результаты: • личностные • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. • предметные • знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии • метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Внеурочное занятие в 4 классе по теме: «Долг, совесть» Планируемые результаты:  личностные  Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.   Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.  предметные  знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде,  раскаянии  метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)  Познавательные УУД  Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть.      Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).  Строить речевое высказывание в устной форме.  Делать выводы на основе анализа объектов.  Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД  Принимать и сохранять учебную задачу.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД  Слушать и понимать других.     Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Оформлять свои мысли в устной форме.  Договариваться о правилах общения и поведения. Добрый день, дети. Я рада видеть вас всех на очередном  нашем занятии. Перед вами лежат картинки ТУЧКИ, ОБЛАКА и СОЛНЫШКА.  Орг. момент. Мотивация.Предлагаю выбрать одну из картинок, которая отражает ваше настроение и показать их мне. ­Кто выбрал тучку или облачко? Почему? Что нам нужно сделать, чтобы настроение изменилось?(улыбнуться) Давайте улыбнемся друг другу и гостям, что бы провести занятие в хорошем настроении.  Садимся. Актуализация знаний. Наше занятие мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.  На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. /вывешиваю дуб/ Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни. Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?  Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова "долг",  "совесть".          Однажды предрассветною порой                               ДВА  мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: ­ Что главное, скажите в человеке? ­ Конечно, долг­ ответил первый мне. С ним каждый путь и правилен и светел /прикрепляю карточку/ ­ Благодарю, что просветил меня.                                        Я поклонилась, голову склоня. Да нет, не то, второй заволновался                                                        Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                            Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека ­ совесть!   /прикрепляю карточку/ Формулирование темы, цели, задач. ­Сформулируйте тему занятия? ­Какие вопросы поставим перед собой?       /Выбирают из предложенных на доске: Что такое «совесть», «долг»? Нужны ли эти  качества человеку? прикрепляю карточку/ ­ Дайте определение понятию «Совесть» ­ Найдите определение этим понятиям в словаре. Поиск решения проблемы. В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство  нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть –  нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра  и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;  способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру;  отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, вразличной степени развития». В школьном толковом словаре русского языка. Совесть ­ чувство нравственной  ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; внутренняя  оценка своих поступков.  ­ Дайте определение понятию «Долг» – Что означает слово «долг»? (То, что берёшь, но обязательно надо отдать.) – А какое определение этому понятию даёт словарь учебника? («Долг – обязанности, которые  необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний».) – Какие ещё определения можно дать? Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их. – А если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают? (Им  стыдно, их мучает совесть.) – А какое значение у слова совесть? («Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за  плохие чувствовать вину перед собой».)  ­ Сравним. ­ Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? ­ Когда, при каких обстоятельствах? Работа с текстом. «Брат и сестра» /Совесть/ Сережа и Аннушка оставались дома одни, и брат сказал сестре: — Пойдем, поищем, не осталось ли дома чего­нибудь вкусного и полакомимся. — Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с  тобой. — Пойдем в кладовую; там мы найдем что­нибудь съестное  , и никто нас не увидит. — Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед; он колет на дворе дрова. — Ну так пойдем в кухню, — уговаривал брат сестру: — там стоит целый горшок меда и мы  намажем себе по большому куску хлеба. — В кухне увидит нас соседка; она, верно, теперь сидит у окна и прядет. — Ишь какая ты трусиха, Анюта! — сказал настойчивый лакомка; пойдем, если так, в погреб  кушать яблоки; там уже, наверное, нас никто не увидит. — Ах, милый Сережа! Неужели ты думаешь, что в погребе никто нас не увидит? Разве ты не  знаешь о том, что госпожа Совесть видит через стены и от неё и в темнице нельзя скрыться? Сережа испугался. — Правда твоя, сестрица, — сказал он. — Совесть – она видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому мы не должны идти против госпожи Совести, и не делать ничего  такого, за что бы было нам стыдно.  «Долг» /Долг/Принёс Ваня в класс коллекцию марок. – Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок  одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. – Бери, конечно! – согласился Ваня. Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок. – Я тебе потом отдам, – сказал он Ване. – Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пё­рышки сыграем!  Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился. – Кругом я у тебя в долгу! – Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались,  глаза какие­то круглые… «И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища  бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая­то обида на Ваню. Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев –  пятнадцать…» А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось? Подходит как­то к нему и спрашивает: – За что косишься на меня, Петя? Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей: – Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что­то сказать и не смог. Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване. – Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! – Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!   Физкультминутка Звучит тихая спокойная музыка. Выполнение детьми релаксации  «Волшебный цветок»Релаксация «Волшебный цветок добра» ­ Сядьте поудобнее. Положите цветок добра и  хорошего настроения на обе ладони.  Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,  вашу душу. От него исходит удивительный запах  и приятная музыка. Вас обвивает тёплый,  ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее  душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили,  то что сейчас чувствуете, и взяли с собой. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Желаю вам удачи в дальнейшей работе. Рефлексия. Работа в группах. 1.Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.) 2.Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. ) 3.Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже  тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает) 4.Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за  правду.)       5.Совестливый человек, если и совершает какие­то несправедливые поступки, то  (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние). 6.Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости). 7.Отвращает его от… (дурных поступков и действий). ­ Давайте проверим, что получилось у вас и что у меня. Итог На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу  совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение  Яны Кузовлевой «Совесть». Совесть. Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес?  Для кого­то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах ­ Сразу же теряет свой покой.  А другой ­ уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял.  Знаем, что она ­ бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять.  Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно ­ жить по совести, а можно ­ Навсегда дать совести уснуть. Яна Кузовлева