Нет слова, которое так
замашисто, бойко
Вырвалось бы изпод самого
сердца,
Так бы кипело и
животрепетало,
Как метко сказанное слово.
Н.В. Гоголь
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Корней Иванович Чуковского
«От двух до пяти»
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Съел собаку приобрел
большой опыт,
основательные знания в
чемлибо, стал мастером
в какомлибо деле.
Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ.
Е.А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Владимир Иванович Даль
Собаку
съел, а
хвостом
подавился.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Антон Павлович Чехов
Виктор Платонович Некрасов
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Фразеологизмы
это устойчивые сочетания слов,
обороты речи.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Вопросы:
1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?
2. Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и
противоположное значение?
3. Можно ли переставить местами слова в
фразеологизмах или заменить на другие слова,
и почему их называют устойчивыми
словосочетаниями?
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 1 группа
Первая ласточка
самый первый, приближение перемен к лучшему.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 1 группа
Как свои пять пальцев
знать очень хорошо, в совершенстве.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 1 группа
Как две капли воды
абсолютно похож.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 1 группа
На седьмом небе от счастья
испытывать состояние блаженства .
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 1 группа
Плакать в три ручья
горько, долго, безудержно плакать.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 2 группа
По грибы Егор пошёл,
Собирал их здорово:
Два гнилых сморчка
нашёл,
А наврал с три короба.
Наврать с три короба очень много наговорить неправды, преувеличить,
наобещать.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 2 группа
Делать дело наспех –
Это курам насмех!
А скакать по верхам–
Это на смех петухам!
Курам насмех ироничная оценка глупого, бестолкового поступка.
Скакать по верхам ни во что глубоко не вникая.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 2 группа
Сам кашу заварил–
Самому и пробовать:
Сам её пересолил –
Самому расхлёбывать.
Делу тут не в миске с
кашей –
Тут рецепт всей жизни
нашей!
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай затевать какоелибо сложное,
хлопотливое или неприятное дело.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 2 группа
С виду мы не очень
схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь
водой!
Не разольёшь водой очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 2 группа
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя
рукава,
Другой – засучив
рукава.
Спустя рукава работать небрежно, неохотно, лениво.
Засучив рукава не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично,
с большим энтузиазмом.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 3 группа
• Топорная работа;
• без сучка без задоринки;
• снять стружку;
• разделать под орех;
• точить лясы.
Столяр, плотник, строитель.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 3 группа
• На один покрой;
• трещать по швам;
• шито белыми нитками.
• на живую нитку;
• с иголочки;
• тянуть канитель.
Портной.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 3 группа
• Доводить до белого каления;
• между молотом и наковальней.
Кузнец.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 3 группа
• Калачом не заманишь;
• заварить кашу;
• толочь воду в ступе;
• попасть как кур в ощип.
Повар.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
1 задание 3 группа
• Два сапогапара;
• сделаны на одну колодку.
Сапожник.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
2 задание
2 группа
Обманывать
Втирать очки
водить за нос
вводить в заблуждение
лапшу на уши вешать
объегорить
подкузьминить
1 группа
Бездельничать
Сидеть сложа руки
ворон считать
лодыря гонять
бить баклуши
плевать в потолок
собак гонять
лежать на боку
3 группа
Быстро
Сломя голову
со скоростью света
во весь дух
пулей
высунув язык
со всех ног
только пятки засверкали
на всех парусах
одна нога тут, а другая там
как на крыльях
со скоростью звука
впереди паровоза
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 1 группа
фразеологизмы синонимы
Водить за нос
(ловко, хитро обманывать)
голова на плечах.
хоть пруд пруди.
обводить вокруг пальца.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 1 группа
фразеологизмы антонимы
В двух шагах
(близко, рядом расположено)
выносить сор из избы.
за тридевять земель.
смотреть в оба.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 2 группа
фразеологизмы синонимы
Бить баклуши
(ничего не делать, бездельничать)
считать ворон.
волосы дыбом стали.
бальзам на душу.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 2 группа
фразеологизмы антонимы
Держать язык за зубами
(молчать, не говорить лишнего)
жить чужим умом.
за тридевять земель.
заливаться соловьём.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 3 группа
фразеологизмы синонимы
Мчаться на всех парусах
(быстро бежать)
яблоку негде упасть.
замести следы.
только пятки засверкали.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
3 задание 3 группа
фразеологизмы антонимы
Денег куры не клюют
(очень много денег)
кот наплакал.
быть на плаву.
трещать без умолку.
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
4 задание
1 группа
2 группа
3 группа
деньги куры не клюют
гуси
пальчики оближешь
ноготочки
в час
через минуту
по чайной ложке
ботинок
сесть в калошу
капля в море
океане
попасться на удочку
крючок
семь пятниц на неделе
шесть
на лице у него написано
щеке
курам на смех
индюкам
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Вопросы:
1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?
Роль фразеологизмов в речи.
Фразеологизмы
выразительность.
придают
речи
образность,
У фразеологизма могут быть фразеологизмы
2. Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и
синонимы и фразеологизмыантонимы.
противоположное значение?
3. Можно ли переставить местами слова в
В фразеологизмах нельзя поменять местами или
заменить слова, так как будет потерян смысл
фразеологизмах или заменить на другие слова,
выражения.
и почему их называют устойчивыми
словосочетаниями?
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Слова
рь
Подобрать фразеологизмы на темы:
1 группа
3 группа
«голова»
«нос»
2 группа
«рука»
Внеурочное занятие "Язык и логика. Фразеологизмы"
Источники
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Агеева И.Д. «500 крылатых фраз для детей». Издательство: М.: Сфера, 2014.
Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
Русская поэзия http://rupoem.ru/chukovskij/exalimedvedina.aspx
Стихи для детей и взрослых http://morestihov.ru/stixipromamu/stixipromamu.html
Библиотека Максима Мошкова
Иванова К.В., Рыбаков В.А. Веселый словарь фразеологизмов. М.:Лист, 1998.
Стихи –идиомы Андрей Алексеевич Усачёв http://amibs.ru/article?id=149
Борис Владимирович Заходер http://www.zahoder.ru/content/view/4019/213/
https://infourok.ru/material.html?mid=166143
http://festival.1september.ru/articles/578862/
Фразеологический словарь русского литературного языка http://phraseology.academic.ru/
Знайка http://znayka.net/frazeologizmy/
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.: Просвещение, 1975.
Раннее развитие детей http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html
Усачёв А.А. Крылатые слова: фразеологический словарь, Дрофа Плюс, 2013.
Викисловарь
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8
C%D1%81%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D1%83
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.