РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Баскетбол»
для параллели 5-9 классов
на 2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности « Здоровый образ жизни. Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Баскетбол». Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю – 34 часа в год.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 класс
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
· значение баскетбола в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
· правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
· название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники;
· наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;
· упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
· контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической
и технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
· основное содержание правил соревнований по баскетболу;
· жесты баскетбольного судьи;
· игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
· соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по баскетболу;
· выполнять технические приемы и тактические действия;
· контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
· демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
· проводить судейство по баскетболу.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и районного уровня, судейство школьных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 класс
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу. Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов. Тактические действия в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростныерывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча: двумя руками на уровне груди; двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности 5-9 классов
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Количество часов |
|||||
170 ч |
5кл.(34ч) |
6кл.(34) |
7кл.(34) |
8кл.(34) |
9кл.(34ч) |
|||
1 |
Основы знаний |
В процессе занятий |
||||||
2 |
Передвижения и остановки без мяча |
15 |
6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Ловля мяча |
12 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|
4 |
Передача мяча |
12 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|
5 |
Ведение мяча |
32 |
9 |
7 |
6 |
6 |
4 |
|
6 |
Броски мяча |
28 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
7 |
Отбор мяча |
10 |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
8 |
Отвлекающие приемы (финты) |
9 |
- |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
9 |
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
8 |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
|
10 |
Тактика игры |
39 |
3 |
6 |
8 |
10 |
12 |
|
11 |
Подвижные игры и эстафеты |
В процессе учебно-тренировочных занятий |
||||||
12 |
Физическая подготовка |
В процессе учебно-тренировочных занятий |
||||||
13 |
Судейская практика |
5 |
- |
- |
- |
2 |
3 |
|
Всего: |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|||
Тематическое планирование 5-9 класс
№ |
Содержание курсы |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Основы знаний
В процессе учебно-тренировочных занятий |
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу. Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов. Тактические действия в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей
|
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом. |
2 |
Передвижения и остановки без мяча (15 часов) |
Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке; вперед, назад, вправо, влево. Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений. Остановки: двумя шагами, прыжком. Прыжки, повороты вперед, назад. Сочетание способов передвижений (бег, остановки,прыжки, повороты, рывки) |
Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стойке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. |
3 |
Ловля мяча (12 часов) |
Ловля мяча: • двумя руками на уровне груди; • двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) |
Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. |
4 |
Передача мяча (12 часов) |
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча двумя руками сверху
|
|
5 |
Ведение мяча (32) |
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) Ведение мяча с изменением скорости передвижения Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) Ведение мяча в движении с переводом на другую руку Ведение мяча с изменением направления движения Ведение мяча с обводкой препятствий |
Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. |
Броски мяча (28 ч) |
Бросок мяча двумя руками от груди с места Бросок мяча одной рукой от плеча с места Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок |
Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину, анализировать правильность выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину. |
|
7 |
Отбор мяча (10ч) |
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении Вырывание мяча из рук соперника Накрывание мяча при броске |
Демонстрировать и применять выбивание, вырывание мяча в игровой деятельности |
8 |
Отвлекающие приемы (финты) (9 ч) |
Финты без мяча Финты с мячом |
Применять отвлекающие маневры в игре. |
9 |
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом (8 ч) |
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо Сочетание приемов с броском мяча в кольцо |
Демонстрировать приемы мяча в кольцо без бросков и с бросками. |
10 |
Тактика игры (39 ч) |
Индивидуальные действия в нападении и защите Групповые действия в нападении и защите: • взаимодействие двух игроков; • взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); • взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) • взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; • взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); • взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка») Двусторонняя учебная игра |
Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком, двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Использовать игру баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. |
11 |
Подвижные игры и эстафеты В процессе учебно-тренировочных занятий |
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий Игры, развивающие физические способности |
Демонстрировать игровые упражнения, подвижные игры и эстафета с элементами баскетбола |
12 |
Физическая подготовка В процессе учебно-тренировочных занятий |
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости |
Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. |
13 |
Судейская практика ( 5 ч) |
Судейство игры в баскетбол |
Демонстрировать жесты баскетбольного судьи, проводить судейство по баскетболу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.