Тема урока: «ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ» 5 класс
с использованием технологии критического мышления
Учебно-воспитательные задачи:
-сформировать представление о внутреннем строении Земли и методах его изучения;
-объяснить особенности строения земной коры;
-продолжить формирование умений работы с информационным текстом;
-развивать познавательный интерес к географии.
Оборудование:
Физическая карта полушарий, таблица «Внутреннее строение Земли», атлас, дополнительный информационный текст.
УМК: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение 5-6 класс; Дрофа 2017.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала
Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга геосфер (оболочек, греч. «гео»- земля, «сфера»- шар ):
литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую мы будем изучать - это литосфера.
Задание классу:
Давайте вспомним все то, что мы знаем о внутреннем строении Земли из курса природоведения.
По ходу обсуждения известных понятий, на доске и в тетрадях учеников оформляется кластер.
Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст учебника и дополнительный информационный текст.
Цель: а) обогатить свои знания новой информацией;
б) проверить, в чем мы правы, а в чем – нет, снять все противоречия, если они возникли.
Стадия осмысления:
Читая текст учащиеся делают пометки карандашом (метод «Инсерт»). Используя ключевые слова и фразы, ученики заполняют таблицу с графами: уже знал, новое, думал иначе, не понял, есть вопросы.
Уже знал |
новое |
думал иначе |
не понял, есть вопросы |
|
|
|
|
III. Стадия рефлексии (закрепление материала )
беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, что прочитали, вам уже было знакомо?
2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Какие вопросы у вас появились и давайте постараемся на них ответить?
После беседы возвращаемся к кластеру, дополняем его новой информацией.
IY. Домашнее задание 20
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕКСТ « ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ»
Внутреннее строение Земли сложное. Земная кора - очень тонкая в масштабе Земли оболочка, ее мощность в среднем составляет 35 – 40 км. Мощность земной коры под океанами уменьшается до 10 км и увеличивается молодыми горами до 75 км. По объему земная кора составляет 1,2 % объема Земли, по массе – 0,4 %.
Можно выделить два основных типа земной коры – материковый и океанический. Материковая кора состоит из трех слоев - осадочного, гранитного и базальтового. (Название слоев – гранитный, базальтовый – даны условно, т.е. эти слои не состоят целиком из гранита или базальта).
Ее средняя мощность равна 35- 40 км. Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоев, гранитный слой отсутствует. Мощность океанической коры до 5 – 10 км.
Мантия – это самый мощный слой. Объем мантии составляет 83% объема Земли, масса – 68%. Выделяется верхняя мантия и нижняя мантия. В верхней мантии на глубине 100 – 200 км располагается слой повышенной пластичности.
Ядро – третья внутренняя оболочка Земли. Оно занимает 16% объема Земли и 31% ее массы. Ядро подразделяется на внешнее и внутреннее. Ученые предполагают, что вещество внутреннего ядра находится в твердом состоянии, а вещество внешнего ядра – в расплавленном состоянии.
Литосфера – каменная оболочка Земли. Она образована земной корой и частью верхней мантии. Мощность литосферы равна 50 – 200 км. Литосфера разбита глубинными разломами на крупные блоки – литосферные плиты. Они медленно движутся по верхней мантии в горизонтальном направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.