Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта
Оценка 5

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта
Эпиграф: Увы, земной недолог путь, И всё ж во власти человека, Великое, творя, шагнуть За рамки собственного века. И. В. Гете. Фауст Наш музыкально-художественный салон открыт для Вас. Сегодня героями нашего сценария выступят великий немецкий музыкант И. С.Бахи гениальный голландский живописец Харменс Рембрандт ван Рейн, но темой нашего разговора станет «Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта». Прелюдия до мажор (слуховое восприятие). Большая событиями эпоха 17- начала 18 века открыла новую тему – тему человека, тему личности. Отныне художник получил право вдохнуть в произведение собственное представление о человеке и судьбе. Именно с 17-ого века появились художники, говорившие о Боге и Природе,о том, как они хотели истолковать этот мир: именно 17-ый век подарил европейской культуре независимую творящую личность, чей « портрет души» запечатлен во всех его творениях.
Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта.doc
Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта Эпиграф: Увы, земной недолог путь, И всё ж во власти человека, Великое, творя, шагнуть За рамки собственного века. И. В. Гете. Фауст Наш музыкально­художественный салон открыт для Вас. Сегодня героями нашего сценария выступят великий немецкий музыкант И. С.Бахи гениальный голландский  живописец Харменс Рембрандт ван Рейн, но темой нашего разговора станет «Внутренний монолог в творчестве Баха  и Рембрандта». Прелюдия до мажор (слуховое восприятие). Большая событиями эпоха 17­ начала 18 века открыла новую тему – тему человека, тему личности. Отныне  художник получил право вдохнуть в произведение собственное представление о человеке и судьбе. Именно с 17­ого века появились художники, говорившие о Боге и Природе,о том, как они хотели истолковать этот  мир: именно 17­ый век подарил европейской культуре независимую творящую личность, чей « портрет души»  запечатлен во всех его творениях.  Таким примером могут быть Бах и Рембрандт; близкое знакомство с которыми поможет выявить своеобразие двух  типов художественной личности. Бах и Рембрандт очень близки друг другу и не только потому, что оба являются  гениями : один гениален в живописи, другой ­ в музыке. Их сближает стиль мышления, способ общения с публикой.  Мышление Баха и Рембрандта глубокое и необычное. Оба ­ мыслители, и основные события, происходившие с ними  ­ это события их внутренней жизни. Они далеки от мирской суеты, но при этом глубоко человечны, сострадательны. Музыкант и живописец. Оба потрясают широтой, многогранностью охвата современной жизни. И все­таки каждый из них с наибольшей силой претворил в жизнь свои искания, ее возвышенные духовные идеалы. Инвенция фа мажор  (слуховое восприятие). Всмотримся в портрет И.С.Баха.1715 год. Он в нарядном камзоле, шею украшает красиво завязанный бант. На  открытом, с умным высоким лбом, лице, обрамленным длинными локонами ­ полуулыбка, а глаза смотрят весело и  проницательно. Он приветлив, исполнен достоинства и доброты. Семейная жизнь счастлива. Маленькая семья  увеличивается – рождались дети. Жизнь в немецком городке Веймаре при дворе герцога капельмейстером и  органистом протекала счастливо. Бах исполнял, сочинял музыку, находился в творческом поиске. В его  распоряжении был очень хороший орган. Именно здесь раскрывается могучий гений Баха – органиста, исполнителя,  композитора. Инвенция до минор (слуховое восприятие). p> Всему творчеству Баха присуща религиозная и философско­этическая направленность. Вдохновлённый идеями  Священного Писания, Б ах представляет слушателям Великий концерт «Во славу Всевышнего», Бах служил при  церкви, большую часть музыки писал для церкви, сам, безусловно, был набожным человеком, обладал обширными  познаниями в богословии и богослужении. Как представитель европейской культуры начала 18 века, Бах выразил в своём творчестве процесс мышления этой  эпохи. Силой своего гения Бах перекодировал в музыку феномен религиозно­ философского мировоззрения своего  времени. Личная вера человека, его познание «сущности Божественной воли», глубокое проникновение в  Библейский текст являлись важной чертой самосознания человека 17­18 вв. Все светские произведения насыщены  религиозной темой. Живопись и графика, литература, поэзия, песни, домашние календари, произведения камерной  музыки отображали образы и сюжеты христианской мифологии. Примером композиторской работы с хоралом может служить симфония ля минор. Материалом для симфонии  послужил пасхальный хорал «Христос летал в пеленах смерти, данных Ему за наши грехи. Он восстал и принёс нам  жизнь. Поэтому мы должны быть радостными, хвалить Господа и быть ему благодарными и петь: Аллилуйя» Первая  тема симфонии ­ символ распятия Христа. Второму и третьему проведениям темы сопутствуют восходящие и  нисходящие линии как символ обволакивания, пеленания. Звучит симфония ля минор. «Хорошо темперированный клавир» ­ одно из величайших творений Баха. Композитор стал новатором в умении  пользоваться всеми тональностями темперированного строя. Цикл ХТК является музыкально­этическим  толкованием образности и сюжетов христианской мифологии. Трагический эпизод «Снятие с креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего  Христа» привлекал многих художников, в том числе и Рембрандта. В прелюдии ми бемоль минор, как и в картине, передано общее настроение ­ сдержанная скорбь. В прелюдии два  звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый план­выражение человеческого горя, восклицания скорби,  душевной боли. Второй план­это тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность,  своим покоем подчеркивающую страдания людей. Размышления о судьбе, жизни и смерти происходят на глазах у  зрителя. Автор не устанавливает истину, а ищет её. Простые люди, большей частью горожане, ремесленники,  студенты, крестьяне шли в церковь слушать Баха. В его музыке, основанной на мелодии протестантских псалмов,  близких по интонации к немецким народным песням, люди узнавали самих себя, свои горести и сомнения, радости и  надежды. В распятом Христе, молитвах Марии люди видели своё Воскресение. Вглядимся в портрет Баха. Лицо композитора притягивает, как и раньше, оно поражает огромной силой духа.  Горько сжатый рот и сурово сдвинутые брови придают ему скорбное выражение. Необычайная глубина читается в  его глазах! Многие, жившие в эту эпоху с Бахом, не сознавали величия и универсальности этого музыканта. Гений Баха при его  жизни не был достаточно оценен, более того – он был забыт после смерти. Его заново открыли романтики в середине  следующего столетия. Может быть, грядущим поколениям он откроет истину? Удивительно, что судьбы Баха и Рембрандта сходны между собой, их жизнь – это испытание мужеством. Бах не добился признания при жизни, да и не стремился он к этому. Вся его жизнь ­ это служение Богу и музыке. Рембрандт тоже страдал и терпел, умер в безвестности, и до сих пор не каждому дано подняться до тех духовных  высот великого голландца. Рембрандту принадлежат высшие достижения во всех живописных жанрах : он писал картины на библейские и  мифологические темы, создал сотни рисунков и гравюр. Вначале всё предвещало счастливую жизнь: собственная мастерская, преданные ученики, успех у публики, женитьба  на любимой девушке Саскии. Художник часто писал автопортреты, которые являлись своеобразным документом, автобиографией. В этих  картинах представлено становление личности, рост индивидуальности. Перед нами ­ автопортрет с Саскией на коленях. Начало творческого пути. Здесь он впервые обращается к  библейской притче о блудном сыне. Молодость, упоение жизнью. Слава, друзья, прекрасная возлюбленная. Все  расточает главный герой: богатство, данное ему Богом, быстротечность жизни, известность. Жизнь – праздник.  Безмятежность и веселье царствует в этом автопортрете. Это автобиография художника в определённом  общественном положении. На всех образах Рембрандта лежит печать особой гуманности и проникновенности. Высшим взлётом  художественных поисков справедливо считается « Даная». Никто ещё не писал обнаженного тела с такой  непосредственностью и теплотой. Это мгновенное, неповторимое воздействие света, который окутывает тело  тёплыми прозрачными тенями и создаёт своё собственное пространство, и Даная сама становится источником света.  И тут раскрывается сокровенный внутренний мир женщины, вся его красота. «Даная», таким образом, является  наглядным примером становления знаменитого рембрандтовского психологизма. Обращаясь к библейским мотивам, полным глубокого психологического и жизненного смысла, Рембрандт  поднимался до философского раздумья о человеческих судьбах. Он видел вокруг то, что другие до него не видели.  Трепещущие по ветру лохмотья, согнувшихся стариков и старух, пронёсших через всю горькую жизнь доброту и  любовь. В портрете старушки мы видим склонённую голову, опущенные плечи, сложенные руки, в потухшем взоре  читаем смирение, одиночество. Глаза старушки не встречаются со зрителем – её взор ушел в себя, и кажется, что она сосредоточена на своих переживаниях, мыслях. То состояние, в котором она запечатлена портрете, как бы  складывается из различных переживаний, ощущений. Все черты, формы лишены застылости, завершённости и  кажутся подвижными. Скольжение теней и игра световых бликов, движение самой красочной массы, рождает  ощущение сложной психологической жизни модели, внутреннего движения образа. Звучит органная прелюдия. Подобно Баху, Рембрандт религиозен, его мысль обращена прямо в душу зрителя, от которого ждёт искреннего  отклика. С каждым годом он всё шёл к большей простоте и человечности. Притча о блудном сыне стала самой  близкой темой самого художника. Эта картина, венчающая его позднее творчество, утверждает глубокую  человечность повествования. Неистовый Рембрандт изобразил волнующую встречу отца с сыном: юноша в рубище  покаянно упал на колени перед слепым стариком, руки которого взволнованно и торжественно ощупывают его.  Высший предел душевного потрясения, обретения счастья – выражены в этом жесте рук старца. Из всего красочного  спектра Рембрандт ограничился красными тонами и оттенками золотистого. Весь этот колорит приобретает  символический смысл. Насыщенный красный цвет одежды отца является главным и выражают победившее чувство  любви. Работы Рембрандта взывают к человеческой совести, доброте и состраданию. Смерть великого художника прошла незамеченной. Но забыть его не могли. В течение многих десятилетий  голландская живопись стала школой светотени, школой Рембрандта. Лев Толстой утверждал, что великими писателями делаются прежде всего те, кому есть что сказать людям. То же  самое относится к великим музыкантам, художникам. Далёкие по хронологическому времени гении открыли нам, что люди должны жить по закону правды, жить без  всяких условностей, суеты, и всю свою жизнь приближаться к этой вечной, как мир, истине: человечность превыше  всего! Две судьбы, две личности, так и не знавшие признания своих современников. Всё это будет далеко впереди. Список используемой литературы 1. И. Гивенталь  , Л. Щукина. Музыкальная литература. Выпуск 1 «Гендель. Бах». 2. А. Швейцер « Иоган Себастьян Бах» 3. Р. Э. Берченко«В поисках утраченного смысла» 4. М. С. Друскин «Иоган Себастьян Бах» 5. М. Алпатов «Немеркнущее наследие» 6. Э. Потапов «Возвращение блудного сына» 7. О. Воронов «Тайна Рембрандта»

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта

Внутренний монолог в творчестве Баха и Рембрандта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018