По сказкам "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка"
Цели урока:
• Обучающая: обсудить и осмыслить содержание сказок Г.Х.Андерсена.
• Развивающие: продолжить формирование навыков анализа художественного текста; развивать умение характеризовать героев литературного произведения; учить обосновывать собственное мнение, аргументировать его.
• Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся нравственных ориентиров, воспитывать этические и моральные нормы.
Оформление: рисунки к сказкам, выполненные детьми; выставка книг; презентация.
Ход урока
1. Орг. момент. Слайд 2.
Объявление темы урока, целей. Знакомство с эпиграфом.
"Не беда появиться на свет в утином гнезде,
если ты вылупился из лебединого яйца".
Х.К. Андерсен.
2. Слово о писателе. Слайд 3.
Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель.
Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки.
Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок
"Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик",
Андерсена. По сказкам "Гадкий утенок",
"Русалочка"
Цели урока:
Обучающая: обсудить и осмыслить содержание сказок Г.Х.Андерсена.
Развивающие: продолжить формирование навыков анализа художественного текста; развивать умение
характеризовать героев литературного произведения; учить обосновывать собственное мнение,
аргументировать его.
Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся нравственных ориентиров, воспитывать
этические и моральные нормы.
Оформление: рисунки к сказкам, выполненные детьми; выставка книг; презентация.
Ход урока
1. Орг. момент. Слайд 2.
Объявление темы урока, целей. Знакомство с эпиграфом.
"Не беда появиться на свет в утином гнезде,
если ты вылупился из лебединого яйца".
Х.К. Андерсен.
2. Слово о писателе. Слайд 3.
Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель.
Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки.
Рано потеряв отца, он в полной мере испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген Андерсен попадает в
14 лет, пытаясь получить работу и мечтая стать поэтом.
В 1822 году 17летний юноша, не имевший даже элементарного образования, садится за парту вместе с
малышами. В 1828 он уже студент университета, а в 1829 на сцене Королевского театра в Копенгагене ставится
пьеса Андерсена "Любовь на башне святого Николая, или Что скажет партер".
С этого времени жизнь писателя бесконечный творческий труд, частые путешествия по Дании и за границу,
незабываемые встречи с Гейне, Гюго, Дюмаотцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и другими.
В основе литературных сказок Андерсена лежат не только народные сказки, но и народные предания, поверья,
пословицы, а также отдельные литературные произведения. В его сказках всегда торжествуют добро и любовь.
В России сказки Андерсена впервые были изданы на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к нему при
жизни. В Дании, где дольше всего не признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают почетным
гражданином родного Оденсе. Писатель умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен национальный траур.
На могиле поэтасказочника его любимые белые розы.
Какие сказки Андерсена вы читали?
3. Викторина "Узнай героя". Слайд 4.
Сегодня мы будем говорить только о четырех сказках Андерсена. Но прежде чем мы приступим к их
обсуждению, проверим, узнаете ли вы героев по их описанию.
1) Нежная и хорошенькая, легкая и маленькая, прелесть как хороша. (Дюймовочка)
2) Держался стойко и даже глазом не моргнул, ничуть не загордился. (Оловянный солдатик)
3) Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная походка и горящие глаза. (Русалочка)4) Ужасно велик, совсем не похож на остальных. (Гадкий утёнок)
4. Анализ сказок.
1. "Гадкий Утенок". Слайд 5.
Учитель зачитывает вступление к сказке.
Итак, именно в такой день появились на свет утята серой утки. И первые их слова: "Ах, как велик мир!" Хочется
добавить: "И как прекрасен!". Но для всех ли?
Как принял этот свет гадкого утенка? Почему его так прозвали?
Как реагирует мамаутка на все нападки против гадкого утенка?
(Доброе сердце плавает, лучше всех, селезень, поэтому ему не нужна красота. "Я думаю, он окрепнет и пробьет
себе дорогу").
И мамаутка была права. Но какие ещё трудности пришлось преодолеть утенку, прежде чем он нашел свое
место в жизни?
(Выжили со двора; болото, дикие утки; охота, собаки; избушки, кот и курица; дом крестьянина, зима).
Чем заканчивается сказка?
(Встреча с лебедями)
Слайд 6.
"И старые лебеди склонили перед нами свои головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не
зная зачем. Он был счастлив, но нисколько не возгордился доброе сердце не знает гордости". Почему?
2. "Дюймовочка". Слайд 7.
Следующей героине сказки Андерсена тоже пришлось немало пережить, прежде чем она обрела своё счастье.
Расскажите историю появления на свет самой маленькой девочки? Почему её так назвали?
В отличие от гадкого утенка, Дюймовочка с первого дня проявления на свет была окружена любовью и
заботой. Когда начались её несчастья? Кто виноват в этом?
Кто помог бедной девочке и почему?
Расскажите о дальнейших приключениях Дюймовочки.
(Встреча с жуком)
Почему жук не захотел больше держать при себе Дюймовочку?
(Общественное мнение, сочли безобразной ,т.к. не похожа на них).
Как развивались события дальше?
(Встречи с Мышью, Ласточкой, Кротом).
Почему Дюймовочке не понравился крот, ведь он богат, образован, норы большие, а шуба бархатная?
(Не любил цветы , всегда жил в норе, не любил свет и солнце).
Почему ласточка взяла девочку с собой в страну, где никогда не кончается лето и цветут чудесные цветы"?
Как вы считаете, заслужила ли свое счастье Дюймовочка? Почему?
3. "Стойкий оловянный солдатик".
Следующая история о храбрости и несгибаемом мужестве. Итак, "было когдато 25 оловянных солдатиков,
родных братьев. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..." Почему? Слайд 8.
И была у солдатика мечта. Какая?
(Балерина)
Но вот в один момент все переменилось. Кто виноват в несчастиях солдатика? Что вызвало ненависть тролля? Перечислите испытания, выпавшие на долю солдатика.
(Упал на улицу; плыл по реке; рыба; снова дома; бросили в огонь)
Отступился ли от своей мечты солдатик? Забыл ли он балерину?
Как закончилась эта печальная история?
(":наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась
одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.".)
4. "Русалочка". Слайд 9.
Иногда герои погибают, так и не отступив от своей мечты. Такой была и Русалочка, героиня следующей сказки.
Чем отличалась Русалочка от своих сестер.
(Любила рассказы о людях, живущих на земле.)
О чем больше всего мечтала Русалочка?
("Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо".)
Возможно ли это? При каком условии?
Добивается ли Русалочка осуществления своей мечты? Каким образом?
(Морская ведьма. Цена голос, боль в ногах)
Сбылась ли мечта Русалочки? Почему принц не смог полюбить Русалочку?
Слайд 10.
Хотя Русалочка и погибает ,но все же она может заслужить себе бессмертную душу своими добрыми делами и
обрести ее через триста лет. Ведь она стала дочерью воздуха! В честь героини этой сказки в Копенгагене у
входа в порт высится изящная скульптура Русалочки. Люди до сих пор не перестают восхищаться
самоотверженной и бессмертной любовью этой девушки.
5. Подведение итогов.
Что объединяет эти сказки? Какие герои интересны сказочнику?
(Непохожесть, даже ущербность героев. Все они преодолевают препятствия на пути к счастью, мечте).
Какие качества помогают героям в этом?
6. Словарная работа. Слайд 11.
Мужественный храбрый, не теряющий присутствие духа в опасности.
Упорный настойчивый в достижении целей.
Самоотверженный жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.
Благородный 1) очень честный и открытый; 2) изящный, красивый.
7. Обобщение.
Герои сказок Андерсена существа гонимые, слабые, внешне некрасивые, но честные, добрые и внутренне
сильные. Писатель использует прием противопоставления внешнего и внутреннего содержания, то есть
АНТИТЕЗУ.
Вспомните, в каких произведениях вы уже встречали подобный прием?
А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу. Как можно объяснить эти слова Андерсена?
Слайд 12.
8. Заключительное слово учителя.
В главное в сюжете сказки это чудо. Прежде чем гадкий утёнок преобразился, он пережил множество
лишений, трудностей, приготовился к смерти. Чудо случается в тот самый момент, когда герой и читатель егоменее всего ожидают. Гадкий утёнок ждал самого худшего, а дождался такого счастья, о котором не мог и
мечтать. Он считал себя самым уродливым, а оказался "прекраснейшей между прекрасными птицами".
Человек от момента рождения верит в чудеса, просто нужно любить мир и видеть в нем прекрасное. Чудо
встретить очень легко и просто, но для этого нужно быть красивым внутренне, как в песне поется: "...просто
надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым, только и
всего!".
9. Домашнее задание.
Написать сочинениерассуждение к эпиграфу урока.