Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок Андерсена.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По сказкам "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка" Цели урока: • Обучающая: обсудить и осмыслить содержание сказок Г.Х.Андерсена. • Развивающие: продолжить формирование навыков анализа художественного текста; развивать умение характеризовать героев литературного произведения; учить обосновывать собственное мнение, аргументировать его. • Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся нравственных ориентиров, воспитывать этические и моральные нормы. Оформление: рисунки к сказкам, выполненные детьми; выставка книг; презентация. Ход урока 1. Орг. момент. Слайд 2. Объявление темы урока, целей. Знакомство с эпиграфом. "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца". Х.К. Андерсен. 2. Слово о писателе. Слайд 3. Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель. Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки.
Иконка файла материала Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок Андерсе.doc
Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Андерсена. По сказкам "Гадкий утенок", "Русалочка" Цели урока:  Обучающая: обсудить и осмыслить содержание сказок Г.Х.Андерсена.  Развивающие: продолжить формирование навыков анализа художественного текста; развивать умение характеризовать героев литературного произведения; учить обосновывать собственное мнение,  аргументировать его.  Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся нравственных ориентиров, воспитывать  этические и моральные нормы. Оформление: рисунки к сказкам, выполненные детьми; выставка книг; презентация. Ход урока 1. Орг. момент. Слайд 2. Объявление темы урока, целей. Знакомство с эпиграфом. "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца". Х.К. Андерсен. 2. Слово о писателе. Слайд 3. Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель. Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки.  Рано потеряв отца, он в полной мере испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген Андерсен попадает в  14 лет, пытаясь получить работу и мечтая стать поэтом. В 1822 году 17­летний юноша, не имевший даже элементарного образования, садится за парту вместе с  малышами. В 1828 он уже студент университета, а в 1829 на сцене Королевского театра в Копенгагене ставится  пьеса Андерсена "Любовь на башне святого Николая, или Что скажет партер". С этого времени жизнь писателя ­ бесконечный творческий труд, частые путешествия по Дании и за границу,  незабываемые встречи с Гейне, Гюго, Дюма­отцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и другими. В основе литературных сказок Андерсена лежат не только народные сказки, но и народные предания, поверья,  пословицы, а также отдельные литературные произведения. В его сказках всегда торжествуют добро и любовь. В России сказки Андерсена впервые были изданы на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к нему при  жизни. В Дании, где дольше всего не признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают почетным  гражданином родного Оденсе. Писатель умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен национальный траур.  На могиле поэта­сказочника ­ его любимые белые розы. ­ Какие сказки Андерсена вы читали? 3. Викторина "Узнай героя". Слайд 4. ­ Сегодня мы будем говорить только о четырех сказках Андерсена. Но прежде чем мы приступим к их  обсуждению, проверим, узнаете ли вы героев по их описанию. 1) Нежная и хорошенькая, легкая и маленькая, прелесть как хороша. (Дюймовочка) 2) Держался стойко и даже глазом не моргнул, ничуть не загордился. (Оловянный солдатик) 3) Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная походка и горящие глаза. (Русалочка)4) Ужасно велик, совсем не похож на остальных. (Гадкий утёнок) 4. Анализ сказок. 1. "Гадкий Утенок". Слайд 5. Учитель зачитывает вступление к сказке. Итак, именно в такой день появились на свет утята серой утки. И первые их слова: "Ах, как велик мир!" Хочется  добавить: "И как прекрасен!". Но для всех ли? ­ Как принял этот свет гадкого утенка? Почему его так прозвали? ­ Как реагирует мама­утка на все нападки против гадкого утенка? (Доброе сердце плавает, лучше всех, селезень, поэтому ему не нужна красота. "Я думаю, он окрепнет и пробьет  себе дорогу"). ­ И мама­утка была права. Но какие ещё трудности пришлось преодолеть утенку, прежде чем он нашел свое  место в жизни? (Выжили со двора; болото, дикие утки; охота, собаки; избушки, кот и курица; дом крестьянина, зима). ­ Чем заканчивается сказка? (Встреча с лебедями) Слайд 6. ­ "И старые лебеди склонили перед нами свои головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не  зная зачем. Он был счастлив, но нисколько не возгордился ­ доброе сердце не знает гордости". Почему? 2. "Дюймовочка". Слайд 7. ­ Следующей героине сказки Андерсена тоже пришлось немало пережить, прежде чем она обрела своё счастье.  Расскажите историю появления на свет самой маленькой девочки? Почему её так назвали? ­ В отличие от гадкого утенка, Дюймовочка с первого дня проявления на свет была окружена любовью и  заботой. Когда начались её несчастья? Кто виноват в этом? ­ Кто помог бедной девочке и почему? ­ Расскажите о дальнейших приключениях Дюймовочки. (Встреча с жуком) ­ Почему жук не захотел больше держать при себе Дюймовочку? (Общественное мнение, сочли безобразной ,т.к. не похожа на них). ­ Как развивались события дальше? (Встречи с Мышью, Ласточкой, Кротом). ­ Почему Дюймовочке не понравился крот, ведь он богат, образован, норы большие, а шуба бархатная? (Не любил цветы , всегда жил в норе, не любил свет и солнце). ­ Почему ласточка взяла девочку с собой в страну, где никогда не кончается лето и цветут чудесные цветы"? ­ Как вы считаете, заслужила ли свое счастье Дюймовочка? Почему? 3. "Стойкий оловянный солдатик". ­ Следующая история о храбрости и несгибаемом мужестве. Итак, "было когда­то 25 оловянных солдатиков,  родных братьев. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..." Почему? Слайд 8. ­ И была у солдатика мечта. Какая? (Балерина) ­ Но вот в один момент все переменилось. Кто виноват в несчастиях солдатика? Что вызвало ненависть тролля?­ Перечислите испытания, выпавшие на долю солдатика. (Упал на улицу; плыл по реке; рыба; снова дома; бросили в огонь) ­ Отступился ли от своей мечты солдатик? Забыл ли он балерину? ­ Как закончилась эта печальная история? (":наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась  одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.".) 4. "Русалочка". Слайд 9. ­ Иногда герои погибают, так и не отступив от своей мечты. Такой была и Русалочка, героиня следующей сказки. ­ Чем отличалась Русалочка от своих сестер. (Любила рассказы о людях, живущих на земле.) ­ О чем больше всего мечтала Русалочка? ("Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо".) ­ Возможно ли это? При каком условии? ­ Добивается ли Русалочка осуществления своей мечты? Каким образом? (Морская ведьма. Цена ­ голос, боль в ногах) ­ Сбылась ли мечта Русалочки? Почему принц не смог полюбить Русалочку? Слайд 10. ­ Хотя Русалочка и погибает ,но все же она может заслужить себе бессмертную душу своими добрыми делами и  обрести ее через триста лет. Ведь она стала дочерью воздуха! В честь героини этой сказки в Копенгагене у  входа в порт высится изящная скульптура Русалочки. Люди до сих пор не перестают восхищаться  самоотверженной и бессмертной любовью этой девушки. 5. Подведение итогов. ­ Что объединяет эти сказки? Какие герои интересны сказочнику? (Непохожесть, даже ущербность героев. Все они преодолевают препятствия на пути к счастью, мечте). ­ Какие качества помогают героям в этом? 6. Словарная работа. Слайд 11. Мужественный ­ храбрый, не теряющий присутствие духа в опасности. Упорный ­ настойчивый в достижении целей. Самоотверженный ­ жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. Благородный ­ 1) очень честный и открытый; 2) изящный, красивый. 7. Обобщение. ­ Герои сказок Андерсена ­ существа гонимые, слабые, внешне некрасивые, но честные, добрые и внутренне  сильные. Писатель использует прием противопоставления внешнего и внутреннего содержания, то есть  АНТИТЕЗУ. ­ Вспомните, в каких произведениях вы уже встречали подобный прием? ­ А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу. Как можно объяснить эти слова Андерсена? Слайд 12. 8. Заключительное слово учителя. ­ В главное в сюжете сказки ­ это чудо. Прежде чем гадкий утёнок преобразился, он пережил множество  лишений, трудностей, приготовился к смерти. Чудо случается в тот самый момент, когда герой и читатель егоменее всего ожидают. Гадкий утёнок ждал самого худшего, а дождался такого счастья, о котором не мог и  мечтать. Он считал себя самым уродливым, а оказался "прекраснейшей между прекрасными птицами". Человек от момента рождения верит в чудеса, просто нужно любить мир и видеть в нем прекрасное. Чудо  встретить очень легко и просто, но для этого нужно быть красивым внутренне, как в песне поется: "...просто  надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым, ­ только и  всего!". 9. Домашнее задание. Написать сочинение­рассуждение к эпиграфу урока.

Посмотрите также