Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой
диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы
выступает как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители;
- поставщики;
- капиталисты;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной
обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться
и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды
предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и
конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На
нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными
информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных
внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис.
4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную
систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)
Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от
друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление
фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.