Вода - формула жизни

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: - Дать понятие детям о том, что вода- основа жизни и рассказать об основных источниках загрязнения и способах очистки воды. Продолжать работу по развитию применения знаний у учащихся в процессе решения проблемной задачи. Задачи: Обобщить знания учащихся о воде. Рассмотреть значение воды в жизни человека. Определить основные источники загрязнения воды и способы очистки воды; Развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить. Актуализировать знания о важности соблюдения правил экологической и продовольственной безопасности. Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по экологической и продовольственной безопасности.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по ОБЖ в 5 классе Тема: «Вода­ формула жизни» Цель: ­. Дать понятие детям о том, что вода­ основа жизни и рассказать об  основных источниках загрязнения и способах очистки воды. Продолжать  работу по развитию применения знаний у  учащихся  в процессе решения  проблемной задачи.  Задачи:  1. 2. 3. 4. 5. Обобщить знания учащихся о воде. Рассмотреть значение воды  в жизни человека. Определить основные источники загрязнения воды и способы очистки воды; Развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно,  творчески мыслить. Актуализировать знания  о важности соблюдения правил экологической и  продовольственной безопасности. Воспитывать уважительное отношение и стремление  к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по экологической  и  продовольственной безопасности. Тип урока: применение знаний на решение проблемного вопроса, с применением  технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОБЖ. Формы и методы урока: кластер, инсерт,  фишбоун,  решение задач, работа в группах,  индивидуальная работа, интеллект карта, мини­исследование. Оборудование:  АРМ, рабочие листы, аквариум, стеклянные камешки, листы А­3 и  маркеры, цветные картинки  для работы в группах, стаканчики с водой, соль, сахар, бумага, рис. План урока: 1. Организационный момент. 2. Работа по повторению. 3. Работа над темой урока. 4. Подведение итогов. 5. Сообщение домашнего задания. Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте!.(Слайд №1) Ребята, посмотрите в окно, ранее утро, светит солнце, прекрасная весенняя погода, всех ждёт замечательный день. А чтобы он был ещё лучше, давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Ты мне нравишься.»…Молодцы.   К   уроку   всё   готово?   Отлично.   Тогда   начнём. Внимание на экран. (Слайд №…)       (Демонстрация отрывка из мультфильма «Клад»)  1Учитель: Ребята, а хотите помочь тигрёнку и мартышке найти клад?        (Ответы детей…..)  Учитель:  Замечательно. Что нужно для поиска клада – упорство и знания. Ну, что готовы? …Отлично. Отправляемся на поиски клада. 2. Работа по повторению:  Игра «Да ­ нет» Учитель: Ребята  у вас на столе находятся рабочие листы, и первое задание я предлагаю провести в виде игры «ДА – НЕТ». Я буду задавать вам вопросы, а в   карточку   под   №1   вы   будете   записывать   слова   ДА   или   НЕТ.   Готовы? Слушаем.   1. Зелённые насаждения называют «Легкими планеты»? (да) 2. Смог состоит из кислорода и озона?  (нет)  3.   Помещения,   в   которых   мы   находимся   длительное   время, следует постоянно проветривать? (да) 4. Самые безопасные места в поезде, это места в первых вагонах?  5. (нет)   Оксид   углерода   образуется   в   результате   работы   внутреннего сгорания автомобилей? (да) 6. Аэрозоли это твёрдые и жидкие частицы в воздухе? (да) 7. Пыль   и   сажа   в   воздухе,   которые   попадают,   из­за   неполного сгорания   топлива   на   тепловых   электростанциях   называются взвешенными частицами? (Да) Учитель: (Слайд №…) А теперь взаимопроверка.  (Взаимопроверка с использованием ключа на экране (слайд №2),  Учитель:   карточку  банка данных за урок.  Обменяйтесь   листами   обратно   и  занесите   первую   оценку     в 3. Работа над темой урока. Учитель Продолжаем урок, под номером №2 в рабочих листах задание    «Моё мнение на утверждение», прочтите и отметьте  то утверждение, с  которым вы согласны. Задание №2. Ответьте на данные утверждения Утверждение На Земле так много воды, поэтому она всегда чистая Я знаю, что делать с грязной водой От состояния воды зависит здоровье человека Бывают кислотные дожди Я всегда закрываю кран, если вижу, когда вода течёт без  надобности да нет Не уверен 2Я и моя семья экономно расходует воду  ! (дети выполняют задание) Учитель: Заполнили, хорошо, мы вернёмся к вашим утверждениям в конце  урока, и посмотрим,  изменится ли оно. Ребята, подумайте и скажите, что  может объединять вот эти предметы ? ( Учитель демонстрирует сахар, бумагу и рис)  (ответы детей…….) !!!Если вопрос вызовет затруднение, то можно в качестве  подсказки предложить отгадать загадку: (Слайд №…) «Я и туча и туман. И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу.» (ВОДА) Учитель: Да все эти предметы объединяет вода. Например, для изготовления 1 т сахара необходимо 100 т воды, а для 1 т бумаги – 250 т воды, а чтобы собрать   1   т   риса   –   нужно   более   5000   т   воды.     А   хотите   ещё   получить интересную информацию о воде? В рабочих листах прочтите текс и поставьте на полях или  прямо в тексте значки: (Слайд №…) ( +) ­ уже знал,  (­) ­ новое,  «!» ­ думал иначе, «?» ­ не понял, есть вопросы. Инсерт   «Нет ни чего дороже и важнее чем вода. «Чистота питьевой воды – гарантия здоровья человека.  По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 80% заболеваний у людей вызваны низким качеством и антисанитарным состоянием воды. Еще в глубокой древности к воде относились очень серьёзно. Когда персидский Царь отправлялся на войну, он вез с собой не только пищу и скот, но и воду.   За ним всюду следовал длинный караван из повозок, на которых везли серебряные сосуды с кипяченой водой.                         Природные водные источники: озёра, реки, моря, как и вся природа в целом, обладают способностью к самоочищению.  Но сейчас даже вода, в родниках на территории города   чаще   всего   не   может   считаться   питьевой.   Ведь   родники   пополняются   за   счет атмосферных осадков, а нередко их дополняют бытовые или промышленные стоки. Да и вода   из   кранов   в   квартире   иногда   не   соответствует   санитарной   норме.   Большинство жителей в мире пользуются загрязнённой водой.               Неэкономное использование людьми воды, неудовлетворительное состояние воды в водопроводах, по прогнозам многих учёных – экологов приведёт…..?»  (Дети читают текст и выполняют задание) Учитель:  Давайте послушаем, что у вас получилось? (дети делятся своими результатами) Учитель: А какой вывод можно сделать? (Ответы детей….) Учитель: А почему?   (Ответы детей…Вода необходима.  От качества воды зависит здоровье человека.  Питьевая вода грязная.  ) 3Учитель: Анализируя ваши ответы, предложите тему нашего урока. …..  (Ответы детей)(Вода и жизнь. Вода бесценный дар природы. Как сохранить воду на  Земле и т.д. ) Учитель: Спасибо, все ваши темы отражают одно – «ВОДА – формула  жизни». Согласны.  Запишем её в рабочих листах. (Слайд №…) Учитель:  (Слайд   №…)  Ребята,   нам   поступило   письмо.   От   кого   оно? (Читает)  Я злая волшебница Дедюка Барбидокская, слышала, что вы ищите клад, чтобы найти его,  вам нужно ответить на мои  вопросы: 1. Почему вода – самая удивительная жидкость на Земле, нужна ли она? Ребята, 2. Как происходит  загрязнение воды? 3. И существуют ли способы очистки воды? Учитель: Ребята, предлагаю каждый вопрос обозначить чёрным камешком и опустить его в наш импровизированный  водный мини бассейн. (Опускаются четыре камешка) Учитель:    исходя   из   проблемных   вопросов   попробуйте сформулировать цель нашего урока.   …Проанализировав ваши предложения цель будет звучать вот так.(слайд №…) «Как происходит загрязнение воды и можно ли  её очистить?» Учитель:  Ребята,   а   давайте   вспомним     свойства   воды   и   запишем   их   в «Бортовой  журнал».    Найдите   таблицу   в   рабочих   листах.   Итак,   что   нам известно о воде? (Мини­исследование. (стаканчики с водой, соль, чайные ложки, салфетки)  Учащиеся выполняют задания за своими рабочими местами.) Учитель: Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она?   Если её понюхать, чем она будет пахнуть?(Запаха нет)  Какой она будет на вкус?(Нет вкуса)  Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, какая она?(Текуча не имеет формы)  Какой цвет ? (Прозрачная)  Если в воду положить соль, то что с ней будет? Следовательно, вода является? (Растворителем)  При какой температуре вода кипит?(100)  При какой температуре замерзает?(0)  Когда водоемы замерзают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что тяжелее – лед или вода? (Вода)  А нужна ли вода…что будет с растениями, если их долго не поливать ? (Засохнут) 4 Что будет с человеком, если он не будет пить воду? ( Будет болеть и может погибнуть)  А может вода помочь человеку при болезни?  Об этом свойстве воды нам расскажет Куревлева Ольга. (Минеральная   вода­     это   подземные   воды.   Минеральная   вода   делится   на   два   типа.   Первая   с содержанием солей менее 1 грамма на 1 литр воды, она называется столовая вода. Её можно пить всем и сколько угодно. Второй тип, вода с содержанием солей от 2 до 8 грамм на 1 литр воды, это лечебно­столовая вода. Химический состав такой воды представляет собой комбинацию из натрия, магния,   кальция   и   хлора.   Минеральная   вода   способствует   улучшению   пищеварения,   выводит токсины, лечит анемию, нормализует кровяное давление, лечит заболевания почек, её принимают при  сахарном диабете, болезни печени и т.д. А еще в природе есть термальные (горячие)  источники, где температура воды свыше 40 градусов в любое время года. В их состав входят азот, радон, йод, фтор   и   др.   минералы,   которые   оказывают   обезболивающее,   противовоспалительное   и   лечебное действие при таких заболеваниях, как заболевания органов дыхания, в борьбе с аллергией, нарушение сна и еще многих заболеваний. (Слайд №…) Свойства воды: Есть ли запах? Есть цвет? Какая форма? Есть вкус? Что происходит с  солью и сахаром? Кипит? Замерзает? Тяжелее  лёд или вода Имеет лечебные свойства нет прозрачная текучая нет Растворитель 100 гр. 0 гр. вода да Учитель: Ребята, давайте обобщим сказанное.  (Ответы   детей)   Вода   интересная   жидкость.   Может   находиться   в   разных состояниях.   Она   крайне   необходима,   без   воды   всё   живое   погибнет.   И   её принимают  при многих болезнях. Учитель:   (Слайд   №…)  Правильно,  внимание   на   экран,   ребята   мы ответили на первый вопрос? Почему вода – удивительная жидкость?  (Ответы детей. Потому что она не имеет цвета, запаха. Может замёрзнуть и оттаять, может иметь разную форму.   Растворяет вещества, и без неё всё живое погибнет. ) Учитель: Правильно. Давайте вытащим первый камешек. (Вынимают первый черный камешек) Учитель: Продолжаем поиски  клада ?... (Ответы детей) Да. Учитель: Ребята, а какая вода нам нужна чистая или грязная? (Чистая) А какую воду в последнее время можно встретить?... (Ответы детей)  (Грязную) Учитель: Правильно, внимание на экран. (Слайд №…) 5(Видеосюжет о загрязнении водоемов) Учитель:  Что вас поразило в этом видеосюжете? А кто в ответе за всё это? (Ответы детей) Человек, сам загрязняет природ. Поэтому происходит очень сильное загрязнение водных источников. Учитель:  Правильно ребята, я предлагаю следующую работу провести в парах. Задание №… « Определите основные источники загрязнения воды». Выполнить это задание вам поможет материал в  учебнике на стр 140­141 и данный видеосюжет. У вас пять минут. (Дети выполняют задание)     (прием «Грозди») Остатки  удобрений  Кластеры   Бытовой  мусор Отходы  рыбоводческ их хозяйств Основные источники  загрязнения воды Промышленные отходы Химические  вещества Кислотные  дожди Отходы от  животноводческ их ферм Сажа, зола,  пыль Учитель:  (Слайд   №…)  Молодцы,   ребята,   хорошо   выполнили   задание,     в карточку банк данных занесите оценку… . (Дети вносят оценку в соответствующую графу в таблице «Банк данных за урок») Учитель: (Слайд №…) Внимание на экран…мы ответили на второй вопрос? Да тогда  убираем ещё один камешек.  (Из аквариума убирают камешек, как символ очищения воды.) Физическая минутка ­Море очень широко. (дети разводят руки в сторону) Море очень глубоко. (дети приседают, коснувшись руками колена) Рыбы там живут, друзья. (выполняют движение «рыбка») А вот воду пить нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи, покрутив головой) Учитель: Ребята, от наших друзей тигрёнка и мартышки пришло срочное  письмо. Давайте его прочтем. (Слайд №…) (Дети читают задачу) Ребята, злая  Дедюка хочет помешать нам найти клад. И  прислала  нам задачу,  мы прочитали её, но  ни чего не поняли, помогите нам.  Текст задачи :  В резервуар  объемом 1700  литров воды поместили 25 крупных  моллюсков. Вопрос, смогут ли моллюски очистить данный резервуар с водой.  Учитель: Вот так задача.  Кто может её решить? ….Ключ к решению задачи,  спрятан в следующем задании № …. (Слайд №…) Заполнив  «Интеллект  6карту» мы сможем её решить. И вновь нашим  помощником будет учебник, на  стр.140­141. Время не ждёт.  (Дети выполняют задание вместе с учителем) Самоочищение Способы очистки воды Обеззараживание моллюски Инфузория ­  туфелька Зелённые  водоросли Химическими веществами 1+70 л. 1=30000 б хлор иод Ионами  серебра Физическими методами кипячение вымораживание Ультрафиолетовое  облучение Учитель: Ребята, а кто знает, кто такие моллюски?..... Вот здесь я подобрала для вас интересную литературу, которая вам поможет.  (Каждая пара выбирает понравившуюся книгу и работает)  Учитель: Кто готов дать  ответ: КТО ЖЕ ТАКИЕ  МОЛЛЮСКИ?  (Слайд №…) Моллюски – большой класс беспозвоночных животных, тело которых во многих случаях   покрыто   раковиной.   Обитают   в   морях,   пресных   водоёмах   и   на   суше. Различают   около   130   тысяч   видов   моллюсков.   Имеют   самые   различные размеры:   от   почти   невидимых   невооружённым   глазом   микроорганизмов   до гигантских головоногих, достигающих 12­15 метров длины. (Улитки, кальмары, осьминоги, гребешки и др.) Один крупный моллюск  может отфильтровать,   в среднем 70 литров воды в день. Учитель:  Вот, кто такие моллюски. Давайте запишем это слово в словарь новых слов. К нему мы сегодня ещё не раз обратимся. Молодцы, ребята. А теперь, когда мы узнали  столько интересного о моллюсках, сможем решить задачу. (Дети решают задачу) 25*70=1750 литров. Ответ ­ смогут. Учитель:  В   самоочищении   воды   применяют   участие   и   другие   жители водоемов. Внимание на экран. (Слайд №    ) Перед вами фотографии зелённых водорослей.   Это   обитатели   рек,   озёр,   морей   они   вырабатывают антибиотические   вещества,   которые   губят   попавших   в   водоемы   опасных 7микробов. На другой части слайда простейшие, инфузория. Она тоже обитает в водоёмах, длина её 0,1 – 0,3 мм, тело напоминает маленькую туфельку, отсюда и название «Инфузория – туфелька». Так вот одна такая инфузория за 1   час   переваривает   до   30000   микробов   и   бактерий.   Давайте   занесём   эти данные   и   «Интеллект   карту»   и   в   словарь   новых   слов   запишем   слово: ИНФУЗОРИЯ­ТУФЕЛЬКА. (Дети работают в рабочих листах) Учитель: Конечно, природные водные резервуары обладают способностью к самоочищению.   Но   часто   уровень   загрязнения   воды   так   высок,   что микроорганизмы   не   только   не   успевают   перерабатывать   поступающие химические вещества, но и гибнут сами в отравленной человеком воде. Что же делать? Как  не допустить отравления водой, как обезопасить себя. (Ответы детей…Воду нужно обеззараживать. В словарь новых слов записывают слово : ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ) Работа с учебником, заполнение  второй части «Интеллект карты) Следующие способы очистки воды это обеззараживание: (Слайд №…) ­ химическими веществами ( хлором,  ионами серебра, йодом и азоном); Дети проводят мини опыт обеззараживания воды йодом (на 1 литр воды 5­10 капель йода и выливают её в импровизированный резервуар с водой. (Слайд №…) ­физическими   методами   (кипячением,   ультрафиолетовым   излучением, вымораживанием)   Демонстрация   с   кипячением   воды   и   тоже   выливают   её   с резервуар с водой. Учитель: Ребята, конечно, это не все способы обеззараживания воды. Но еще об одном нам сейчас расскажет Лебедев Александр. (Слайд №…) (Рассказ   о   том,   как   в   домашних   условиях   провести   обеззараживание   воды   с помощью вымораживания воды.) Учитель:  Спасибо Саша за подробный и интересный рассказ. Поставь себе оценку   пять   в   карточку   банк   данных   за   урок.     Ребята,   Посмотрите…мы ответили на вопрос злой Дедюки ? (Слайд№   )…Как происходит очищение воды? Какой способ очистки воды по вашему самый доступный?  (Дети отвечают. Кипячение воды.) Учитель:   Молодцы, ребята, мы ответили на все вопросы? …Правильно. А сейчас,  внимание на экран. (Показ заключительной части мультфильма «Клад») Учитель: Ну, догадались, ребята, о каком кладе шла речь?  (Ответы детей)  Это Вода. Потому что вода – формула жизни.  Учитель:  Правильно.   Вода,   как   источник   жизни   и   есть   клад.   А   давайте вспомним,  какую цель мы ставили в начале урока?...Достигли мы её?...  (Ответы   детей.   Мы   вспомнили   свойства   воды.   Узнали,   как   происходит загрязнение воды. Изучили  способы очистки воды.) Учитель: Правильно. А сейчас вернёмся к вашим утверждениям. Посмотрите их ещё раз, не изменится ли оно? 8(Дети выполняют задание и делятся своими мыслями) Метод тонкие ответы. Учитель:  Настало   время   подводить   итог   урока.  Я   предлагаю   ответить   на следующие вопросы. (Слайд №…) 1. Могут ли живые организмы (растения, грибы, животные, человек) жить без воды? (Нет) 2. Способна ли вода к самоочищению? (Да) 3. Можно ли пить воду из незнакомых источников? (Нет) 4. Является ли  вода причиной многих инфекционных заболеваний? (Да) 5. Можно ли кипячением очистить воду? (Да) 6. Может исчезнуть пресная вода на Земле? 7. А ваша семья экономит воду? Учитель:  Вот   на   эти   вопросы,   и   о   том,   как   защитить   своё   здоровье,   мы поговорим на следующем уроке. А сейчас время выставления оценок за урок. (Дети подсчитывают результаты в банке данных работы за урок.) Учитель:  Молодцы,   ребята,   все   хорошо   потрудились.   А   теперь   домашнее   задание. (Слайд №…) (Чтение параграфа №26, сочинить по одному хокку по теме урока, задание №2 на стр. 145 – 146) Это задание нам очень пригодится на следующем уроке. Спасибо за урок, мы провели большую работу. Давайте повернёмся друг к другу, пожмём руку и скажем: «Мне было приятно с тобой работать». Всем спасибо и  в подарок примите то, что мы назвали формулой жизни это вода.  (Всем детям вручается  бутылочка с чистой питьевой водой «Бонаква») Учитель: А завершить наш урок я хочу словами Леонардо да Винчи. (Слайд №…) Будьте здоровы. 9

Посмотрите также