Военная форма Петровских времён

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 11.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческий проект "Форма Петровских времён"
Иконка файла материала Военная форма Петровских времён.docx

ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ФОРМА ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН» - ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Е.Н.Добрышкина

Образовательная автономная некоммерческая организация «Гимназия имени Петра Первого»

 

Аннотация. Представлен выполненный учащимися 3 класса проект,  целью которого является формирование у гимназистов патриотических ценностей  через изучение военной реформы, а конкретно,  введения нового обмундирования, так как история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе  нашей истории.

Ключевые слова: Пётр I, военная реформа, обмундирование Петровской эпохи, проект.

«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего  как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о российском императоре академик Е. Тарле.

Это, неоспоримо. За годы своего правления Петр Первый полностью реформировал Российское государство, провел административную, политическую, судебную, образовательную реформу, а также военную, создав новую армию и флот.

Гимназия, где я работаю, носит имя Петра I, и гимназисты подробно изучают жизнь и политическую деятельность Петра, а я, как учитель, как человек, увлекающийся петровской эпохой, решила с детьми более подробно изучить именно военную реформу, а конкретно, введение нового обмундирования. Таким образом возникла тема проекта «Военная форма петровских времён». Проект, считаю, актуален, потому что история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе нашей истории.

Начав работу над проектом, ребята выдвинули гипотезу: если Россия и её армия совершенствовались и развивались, то, очевидно,  со временем русским солдатам требовалась новая военная форма.

Цель, которую я ставила перед собой,  -  формирование у гимназистов патриотических ценностей, интереса к российской истории. Перед гимназистами же стояла цель – выяснить, какая форма была у солдат и офицеров в армии Петра Первого, чтобы создать костюмы для сценки  - военную форму эпохи -  своими руками. Проектным продуктом стала – сценка «Сказка о Петре Первом «Чья одежда лучше?». Эту сценку ребята не сочиняли сами, а, воспользовавшись интернет-ресурсами,  нашли и немного отредактировали, и она отлично вписалась в контекст нашего проекта, так как гимназистам необходимо было креативно представить свою работу.

Этот продукт помог достичь цели проекта, так как ребята самостоятельно частично изготовили форму солдат, офицеров и слуг петровских времён, а фабричную военную форму доработали, узнав, как она выглядела и почему была именно такая.

Вся работа была разбита на несколько этапов:

 • поисковый этап: организовали беседу, в ходе которой сформулировали тему проекта, определили и проанализировали проблему, сформулировали цель проекта.

• информационно - аналитический этап: знакомились с фильмами о Петре и его армии, истории создания военного костюма, находили в интернете, рассматривали и изучали детали военной формы петровских времён, редактировали сценарий сценки о Петре Первом

• практический этап: в форме творческой мастерской записывали видеоролики – интервью о работе над проектом, изготавливали костюмы для инсценировки сказки о Петре Первом, собрали макет БОТА, организовывали консультации по изготовлению костюмов военной формы, организовали поход в костюмерную для подбора деталей костюмов военной формы, съездили в Музей военной формы, организовывали репетиции спектакля.

 

·         презентационный этап:  показ сценки о Петре Первом.

 

Сценарий сказки о Петре Первом «Чья одежда лучше?»

(3вучит Преображенский марш)

Гонец 1:

Жил да был на свете царь,

Земли русской государь.

Был характером крутой,

До работы заводной.

Гонец 2:

Сам дрова колол, рубил,

И лентяев не любил.

Был в любом деле примером.

Овладел кузнечным делом.

В дальних странах видел флот,

Сам построил первый БОТ.

Гонец 1:

Для солдат и генералов

Был строжайшим государем!

Гонец 2:

Догадались, господа?  - Это Пётр Первый!

Гонец 1:

Да! (Выходит Петр I) Посмотрите сказку о Петре  «Чья одежда лучше?»

Генерал: 

 И не спорь, моя одежда лучше?

Адмирал:

Как бы не так, а я говорю-моя!

Генерал:  

Моя шуба мороза не боится, буря ей нипочём, пуля её не пробивает!

Адмирал:

А моя шуба   такая, что в жару в ней холодно, а в мороз—тепло! Под дождём она не   мокнет, а в бою пушечные ядра от неё отскакивают, как орехи!

Пётр I:  

Размахались языками, как саблями, аж искры летят! Давайте лучше у солдата спросим: чья одежда лучше — генеральская или адмиральская? Как он скажет — так тому и быть!

(Адмирал да генерал ему поклонились — дескать, мы согласны.)

Пётр I

Солдат, ко мне!

(Солдат ружьё на плечо и — чётким шагом к царю.)

Пётр I

У кого, скажи, одежда лучше— у генерала или адмирала? Отвечай, не лукавь!

Солдат:

По моему разумению, ваше императорское величество, лучше всех мой солдатский кафтан! Он ни жары, ни мороза не боится, а ветра и подавно!

(Пётр   рассмеялся, а генерал с адмиралом от злости надулись.)

Пётр I:

Что ж, спор теперь меж вами троими!   Если генерал выиграет - быть ему фельдмаршалом. Если адмирал — то он    станет флотом командовать. Если солдат свою правоту докажет — генералом его сделаю, а вас в солдаты разжалую!

Генерал и адмирал:

А как спор решать будем?

Пётр I

Вот так, сперва попросим братца мороза, чтоб он покруче завернул, а потом его сиятельство солнце — чтоб пожарче грело. Кто стужу да пекло выдержит —тот и спор выиграет! Завтра же поутру и начнём!

Генерал (слуге):   

Вот кошель с золотом, скачи к морозу, поклонись низёхонько его светлости и проси, чтоб завтра меня сильно не морозил. Адмирала же с солдатом пусть в сосульки обратит! Раз они оба замёрзнут, то на этом спор и закончится.

Адмирал (слуге):  

Скачи к его сиятельству солнцу, передай ему вот этот ларец с камнями самоцветными. Попроси, чтоб оно завтра меня не жарило, а генерала с солдатом в головешки превратило!

Гонец 1:  

Его светлость за кошель благодарит и обещал просьбу вашего превосходительства исполнить в точности!

Гонец 2:  

Его сиятельство вам шлют поклон и вашу просьбу обещали выполнить!

Пётр I:  

С чего начнём?   Со стужи или же с жары?

Адмирал: 

С жары, с жары!

Генерал:

Со стужи, со стужи!

Солдат: 

А мне всё одно! Любой приказ исполню!

Пётр I

Ладно, пусть будет стужа! Братец мороз, начинай!

(3вучит фонограмма ветра, пока Петр не скажет: хватит.)

(Солдат начал ружейные приёмы выполнять.)

Солдат:

Коли! Бей! Коли! Бей!

Пётр I:  

Ну, хватит!    Спасибо тебе, братец мороз! Посмотрим, кто там жив остался!

Генерал (солдату):

Что ж ты, прохвост эдакий, когда ружейные приёмы делал, то две ошибки допустил - приклад высоко держал и колол неглубоко.

Пётр:

А почему адмирал из своей шубы не вылезает?

Генерал:  

Не иначе, он там замёрз до смерти, царь-батюшка.

Пётр:  

Плоха же оказалась его одежда!    Но спор ваш не закончен. Теперь посмотрим, как вы жару выдержите!

Генерал:  

За что меня обижаете, царь-батюшка? Ведь я с адмиралом спорил, а не с солдатом.  Свой спор я выиграл, а с солдатом мне невозможно на равной ноге быть! Я же генерал!

Пётр I:  

Если ты настоящий генерал — то чего же тебе бояться? А если солдат у тебя спор выиграет— то какой же ты после этого будешь генерал? Солнце, ваше сиятельство, начинай!

(Фонограмма «жары»)

Солдат:  

Эх, солнце, ты же русских солдат в боях и сраженьях видело! Там уж такое пекло бывало, не чета нынешнему! И ничего — живы остались! Чего же ты зря стараешься? Смотри, само не сгори!

(Генерал упал)

Пётр I:

Значит, и генеральская одежда никуда не годится!   Всех победил солдатский кафтан! Быть, тебе, солдат, отныне генералом!

Солдат:

А может генерал ходить в солдатском кафтане?

Пётр:

Нет, это непорядок!

Солдат:

Но ежели генеральский мундир хуже солдатского кафтана, так зачем же мне добро на худо менять? Нет, уж лучше я так солдатом и останусь. А можете вы одну просьбу мою исполнить, ваше императорское величество?

Пётр I:

Если смогу — исполню. Говори.

Солдат:

Просьба такая: чтоб я, до конца дней моих, никому, кроме вас, царь-государь, чести не    отдавал — ни генералам, ни адмиралам, ни фельдмаршалам!

Пётр I

Хоть это и не положено, но ладно, пусть будет по-твоему! Можешь генералам и адмиралам чести не отдавать — ты их в честном споре победил. А вот фельдмаршалов изволь приветствовать, как  то воинский устав предписывает! Но если будет случай, и ты, солдат, у фельдмаршала какой-нибудь спор выиграешь — тогда другое дело!

Работа над проектом показала, как важно быть одной командой, нести ответственность за общее дело, стремиться к достигнутой цели. А главное, как важно знать историю своего государства!

 

Литература

                1.      Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М:  Издательство АСТ, 2015

                2.       Русские сказки. Ларец сказок

[Электронный ресурс]

URL: https://russkie-skazki.larec-skazok.ru/nahodchivyj-soldat-chya-odezhda-luchshe (дата обращения: 17.01.2022)

                 3.    Татарников К.В. Русская полевая армия. 1700-1730. Обмундирование снаряжение. Под  редакцией В.И.Егорова  

[Электронный ресурс]

URL:        http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Tatarnikov.pdf (дата обращения: 18-19.01.2022)