Военная форма Петровских времён
Оценка 4.7

Военная форма Петровских времён

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
3 кл—11 кл +1
11.02.2023
Военная форма Петровских времён
Творческий проект "Форма Петровских времён"
Военная форма Петровских времён.docx

ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ФОРМА ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН» - ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Е.Н.Добрышкина

Образовательная автономная некоммерческая организация «Гимназия имени Петра Первого»

 

Аннотация. Представлен выполненный учащимися 3 класса проект,  целью которого является формирование у гимназистов патриотических ценностей  через изучение военной реформы, а конкретно,  введения нового обмундирования, так как история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе  нашей истории.

Ключевые слова: Пётр I, военная реформа, обмундирование Петровской эпохи, проект.

«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего  как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о российском императоре академик Е. Тарле.

Это, неоспоримо. За годы своего правления Петр Первый полностью реформировал Российское государство, провел административную, политическую, судебную, образовательную реформу, а также военную, создав новую армию и флот.

Гимназия, где я работаю, носит имя Петра I, и гимназисты подробно изучают жизнь и политическую деятельность Петра, а я, как учитель, как человек, увлекающийся петровской эпохой, решила с детьми более подробно изучить именно военную реформу, а конкретно, введение нового обмундирования. Таким образом возникла тема проекта «Военная форма петровских времён». Проект, считаю, актуален, потому что история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе нашей истории.

Начав работу над проектом, ребята выдвинули гипотезу: если Россия и её армия совершенствовались и развивались, то, очевидно,  со временем русским солдатам требовалась новая военная форма.

Цель, которую я ставила перед собой,  -  формирование у гимназистов патриотических ценностей, интереса к российской истории. Перед гимназистами же стояла цель – выяснить, какая форма была у солдат и офицеров в армии Петра Первого, чтобы создать костюмы для сценки  - военную форму эпохи -  своими руками. Проектным продуктом стала – сценка «Сказка о Петре Первом «Чья одежда лучше?». Эту сценку ребята не сочиняли сами, а, воспользовавшись интернет-ресурсами,  нашли и немного отредактировали, и она отлично вписалась в контекст нашего проекта, так как гимназистам необходимо было креативно представить свою работу.

Этот продукт помог достичь цели проекта, так как ребята самостоятельно частично изготовили форму солдат, офицеров и слуг петровских времён, а фабричную военную форму доработали, узнав, как она выглядела и почему была именно такая.

Вся работа была разбита на несколько этапов:

 • поисковый этап: организовали беседу, в ходе которой сформулировали тему проекта, определили и проанализировали проблему, сформулировали цель проекта.

• информационно - аналитический этап: знакомились с фильмами о Петре и его армии, истории создания военного костюма, находили в интернете, рассматривали и изучали детали военной формы петровских времён, редактировали сценарий сценки о Петре Первом

• практический этап: в форме творческой мастерской записывали видеоролики – интервью о работе над проектом, изготавливали костюмы для инсценировки сказки о Петре Первом, собрали макет БОТА, организовывали консультации по изготовлению костюмов военной формы, организовали поход в костюмерную для подбора деталей костюмов военной формы, съездили в Музей военной формы, организовывали репетиции спектакля.

 

·         презентационный этап:  показ сценки о Петре Первом.

 

Сценарий сказки о Петре Первом «Чья одежда лучше?»

(3вучит Преображенский марш)

Гонец 1:

Жил да был на свете царь,

Земли русской государь.

Был характером крутой,

До работы заводной.

Гонец 2:

Сам дрова колол, рубил,

И лентяев не любил.

Был в любом деле примером.

Овладел кузнечным делом.

В дальних странах видел флот,

Сам построил первый БОТ.

Гонец 1:

Для солдат и генералов

Был строжайшим государем!

Гонец 2:

Догадались, господа?  - Это Пётр Первый!

Гонец 1:

Да! (Выходит Петр I) Посмотрите сказку о Петре  «Чья одежда лучше?»

Генерал: 

 И не спорь, моя одежда лучше?

Адмирал:

Как бы не так, а я говорю-моя!

Генерал:  

Моя шуба мороза не боится, буря ей нипочём, пуля её не пробивает!

Адмирал:

А моя шуба   такая, что в жару в ней холодно, а в мороз—тепло! Под дождём она не   мокнет, а в бою пушечные ядра от неё отскакивают, как орехи!

Пётр I:  

Размахались языками, как саблями, аж искры летят! Давайте лучше у солдата спросим: чья одежда лучше — генеральская или адмиральская? Как он скажет — так тому и быть!

(Адмирал да генерал ему поклонились — дескать, мы согласны.)

Пётр I

Солдат, ко мне!

(Солдат ружьё на плечо и — чётким шагом к царю.)

Пётр I

У кого, скажи, одежда лучше— у генерала или адмирала? Отвечай, не лукавь!

Солдат:

По моему разумению, ваше императорское величество, лучше всех мой солдатский кафтан! Он ни жары, ни мороза не боится, а ветра и подавно!

(Пётр   рассмеялся, а генерал с адмиралом от злости надулись.)

Пётр I:

Что ж, спор теперь меж вами троими!   Если генерал выиграет - быть ему фельдмаршалом. Если адмирал — то он    станет флотом командовать. Если солдат свою правоту докажет — генералом его сделаю, а вас в солдаты разжалую!

Генерал и адмирал:

А как спор решать будем?

Пётр I

Вот так, сперва попросим братца мороза, чтоб он покруче завернул, а потом его сиятельство солнце — чтоб пожарче грело. Кто стужу да пекло выдержит —тот и спор выиграет! Завтра же поутру и начнём!

Генерал (слуге):   

Вот кошель с золотом, скачи к морозу, поклонись низёхонько его светлости и проси, чтоб завтра меня сильно не морозил. Адмирала же с солдатом пусть в сосульки обратит! Раз они оба замёрзнут, то на этом спор и закончится.

Адмирал (слуге):  

Скачи к его сиятельству солнцу, передай ему вот этот ларец с камнями самоцветными. Попроси, чтоб оно завтра меня не жарило, а генерала с солдатом в головешки превратило!

Гонец 1:  

Его светлость за кошель благодарит и обещал просьбу вашего превосходительства исполнить в точности!

Гонец 2:  

Его сиятельство вам шлют поклон и вашу просьбу обещали выполнить!

Пётр I:  

С чего начнём?   Со стужи или же с жары?

Адмирал: 

С жары, с жары!

Генерал:

Со стужи, со стужи!

Солдат: 

А мне всё одно! Любой приказ исполню!

Пётр I

Ладно, пусть будет стужа! Братец мороз, начинай!

(3вучит фонограмма ветра, пока Петр не скажет: хватит.)

(Солдат начал ружейные приёмы выполнять.)

Солдат:

Коли! Бей! Коли! Бей!

Пётр I:  

Ну, хватит!    Спасибо тебе, братец мороз! Посмотрим, кто там жив остался!

Генерал (солдату):

Что ж ты, прохвост эдакий, когда ружейные приёмы делал, то две ошибки допустил - приклад высоко держал и колол неглубоко.

Пётр:

А почему адмирал из своей шубы не вылезает?

Генерал:  

Не иначе, он там замёрз до смерти, царь-батюшка.

Пётр:  

Плоха же оказалась его одежда!    Но спор ваш не закончен. Теперь посмотрим, как вы жару выдержите!

Генерал:  

За что меня обижаете, царь-батюшка? Ведь я с адмиралом спорил, а не с солдатом.  Свой спор я выиграл, а с солдатом мне невозможно на равной ноге быть! Я же генерал!

Пётр I:  

Если ты настоящий генерал — то чего же тебе бояться? А если солдат у тебя спор выиграет— то какой же ты после этого будешь генерал? Солнце, ваше сиятельство, начинай!

(Фонограмма «жары»)

Солдат:  

Эх, солнце, ты же русских солдат в боях и сраженьях видело! Там уж такое пекло бывало, не чета нынешнему! И ничего — живы остались! Чего же ты зря стараешься? Смотри, само не сгори!

(Генерал упал)

Пётр I:

Значит, и генеральская одежда никуда не годится!   Всех победил солдатский кафтан! Быть, тебе, солдат, отныне генералом!

Солдат:

А может генерал ходить в солдатском кафтане?

Пётр:

Нет, это непорядок!

Солдат:

Но ежели генеральский мундир хуже солдатского кафтана, так зачем же мне добро на худо менять? Нет, уж лучше я так солдатом и останусь. А можете вы одну просьбу мою исполнить, ваше императорское величество?

Пётр I:

Если смогу — исполню. Говори.

Солдат:

Просьба такая: чтоб я, до конца дней моих, никому, кроме вас, царь-государь, чести не    отдавал — ни генералам, ни адмиралам, ни фельдмаршалам!

Пётр I

Хоть это и не положено, но ладно, пусть будет по-твоему! Можешь генералам и адмиралам чести не отдавать — ты их в честном споре победил. А вот фельдмаршалов изволь приветствовать, как  то воинский устав предписывает! Но если будет случай, и ты, солдат, у фельдмаршала какой-нибудь спор выиграешь — тогда другое дело!

Работа над проектом показала, как важно быть одной командой, нести ответственность за общее дело, стремиться к достигнутой цели. А главное, как важно знать историю своего государства!

 

Литература

                1.      Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М:  Издательство АСТ, 2015

                2.       Русские сказки. Ларец сказок

[Электронный ресурс]

URL: https://russkie-skazki.larec-skazok.ru/nahodchivyj-soldat-chya-odezhda-luchshe (дата обращения: 17.01.2022)

                 3.    Татарников К.В. Русская полевая армия. 1700-1730. Обмундирование снаряжение. Под  редакцией В.И.Егорова  

[Электронный ресурс]

URL:        http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Tatarnikov.pdf (дата обращения: 18-19.01.2022)


 

ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ФОРМА ПЕТРОВСКИХ

ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ФОРМА ПЕТРОВСКИХ

Петре и его армии, истории создания военного костюма, находили в интернете, рассматривали и изучали детали военной формы петровских времён, редактировали сценарий сценки о

Петре и его армии, истории создания военного костюма, находили в интернете, рассматривали и изучали детали военной формы петровских времён, редактировали сценарий сценки о

Был характером крутой, До работы заводной

Был характером крутой, До работы заводной

Генерал и адмирал: А как спор решать будем?

Генерал и адмирал: А как спор решать будем?

Плоха же оказалась его одежда!

Плоха же оказалась его одежда!

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2023