ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ФОРМА ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН» - ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
Е.Н.Добрышкина
Образовательная автономная некоммерческая организация «Гимназия имени Петра Первого»
Аннотация. Представлен выполненный учащимися 3 класса проект, целью которого является формирование у гимназистов патриотических ценностей через изучение военной реформы, а конкретно, введения нового обмундирования, так как история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе нашей истории.
Ключевые слова: Пётр I, военная реформа, обмундирование Петровской эпохи, проект.
«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о российском императоре академик Е. Тарле.
Это, неоспоримо. За годы своего правления Петр Первый полностью реформировал Российское государство, провел административную, политическую, судебную, образовательную реформу, а также военную, создав новую армию и флот.
Гимназия, где я работаю, носит имя Петра I, и гимназисты подробно изучают жизнь и политическую деятельность Петра, а я, как учитель, как человек, увлекающийся петровской эпохой, решила с детьми более подробно изучить именно военную реформу, а конкретно, введение нового обмундирования. Таким образом возникла тема проекта «Военная форма петровских времён». Проект, считаю, актуален, потому что история мундира — это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной эпохе нашей истории.
Начав работу над проектом, ребята выдвинули гипотезу: если Россия и её армия совершенствовались и развивались, то, очевидно, со временем русским солдатам требовалась новая военная форма.
Цель, которую я ставила перед собой, - формирование у гимназистов патриотических ценностей, интереса к российской истории. Перед гимназистами же стояла цель – выяснить, какая форма была у солдат и офицеров в армии Петра Первого, чтобы создать костюмы для сценки - военную форму эпохи - своими руками. Проектным продуктом стала – сценка «Сказка о Петре Первом «Чья одежда лучше?». Эту сценку ребята не сочиняли сами, а, воспользовавшись интернет-ресурсами, нашли и немного отредактировали, и она отлично вписалась в контекст нашего проекта, так как гимназистам необходимо было креативно представить свою работу.
Этот продукт помог достичь цели проекта, так как ребята самостоятельно частично изготовили форму солдат, офицеров и слуг петровских времён, а фабричную военную форму доработали, узнав, как она выглядела и почему была именно такая.
Вся работа была разбита на несколько этапов:
• поисковый этап: организовали беседу, в ходе которой сформулировали тему проекта, определили и проанализировали проблему, сформулировали цель проекта.
• информационно - аналитический этап: знакомились с фильмами о Петре и его армии, истории создания военного костюма, находили в интернете, рассматривали и изучали детали военной формы петровских времён, редактировали сценарий сценки о Петре Первом
• практический этап: в форме творческой мастерской записывали видеоролики – интервью о работе над проектом, изготавливали костюмы для инсценировки сказки о Петре Первом, собрали макет БОТА, организовывали консультации по изготовлению костюмов военной формы, организовали поход в костюмерную для подбора деталей костюмов военной формы, съездили в Музей военной формы, организовывали репетиции спектакля.
· презентационный этап: показ сценки о Петре Первом.
Сценарий сказки о Петре Первом «Чья одежда лучше?»
(3вучит Преображенский марш)
Гонец 1:
Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.
Был характером крутой,
До работы заводной.
Гонец 2:
Сам дрова колол, рубил,
И лентяев не любил.
Был в любом деле примером.
Овладел кузнечным делом.
В дальних странах видел флот,
Сам построил первый БОТ.
Гонец 1:
Для солдат и генералов
Был строжайшим государем!
Гонец 2:
Догадались, господа? - Это Пётр Первый!
Гонец 1:
Да! (Выходит Петр I) Посмотрите сказку о Петре «Чья одежда лучше?»
Генерал:
И не спорь, моя одежда лучше?
Адмирал:
Как бы не так, а я говорю-моя!
Генерал:
Моя шуба мороза не боится, буря ей нипочём, пуля её не пробивает!
Адмирал:
А моя шуба такая, что в жару в ней холодно, а в мороз—тепло! Под дождём она не мокнет, а в бою пушечные ядра от неё отскакивают, как орехи!
Пётр I:
Размахались языками, как саблями, аж искры летят! Давайте лучше у солдата спросим: чья одежда лучше — генеральская или адмиральская? Как он скажет — так тому и быть!
(Адмирал да генерал ему поклонились — дескать, мы согласны.)
Пётр I:
Солдат, ко мне!
(Солдат ружьё на плечо и — чётким шагом к царю.)
Пётр I:
У кого, скажи, одежда лучше— у генерала или адмирала? Отвечай, не лукавь!
Солдат:
По моему разумению, ваше императорское величество, лучше всех мой солдатский кафтан! Он ни жары, ни мороза не боится, а ветра и подавно!
(Пётр рассмеялся, а генерал с адмиралом от злости надулись.)
Пётр I:
Что ж, спор теперь меж вами троими! Если генерал выиграет - быть ему фельдмаршалом. Если адмирал — то он станет флотом командовать. Если солдат свою правоту докажет — генералом его сделаю, а вас в солдаты разжалую!
Генерал и адмирал:
А как спор решать будем?
Пётр I:
Вот так, сперва попросим братца мороза, чтоб он покруче завернул, а потом его сиятельство солнце — чтоб пожарче грело. Кто стужу да пекло выдержит —тот и спор выиграет! Завтра же поутру и начнём!
Генерал (слуге):
Вот кошель с золотом, скачи к морозу, поклонись низёхонько его светлости и проси, чтоб завтра меня сильно не морозил. Адмирала же с солдатом пусть в сосульки обратит! Раз они оба замёрзнут, то на этом спор и закончится.
Адмирал (слуге):
Скачи к его сиятельству солнцу, передай ему вот этот ларец с камнями самоцветными. Попроси, чтоб оно завтра меня не жарило, а генерала с солдатом в головешки превратило!
Гонец 1:
Его светлость за кошель благодарит и обещал просьбу вашего превосходительства исполнить в точности!
Гонец 2:
Его сиятельство вам шлют поклон и вашу просьбу обещали выполнить!
Пётр I:
С чего начнём? Со стужи или же с жары?
Адмирал:
С жары, с жары!
Генерал:
Со стужи, со стужи!
Солдат:
А мне всё одно! Любой приказ исполню!
Пётр I:
Ладно, пусть будет стужа! Братец мороз, начинай!
(3вучит фонограмма ветра, пока Петр не скажет: хватит.)
(Солдат начал ружейные приёмы выполнять.)
Солдат:
Коли! Бей! Коли! Бей!
Пётр I:
Ну, хватит! Спасибо тебе, братец мороз! Посмотрим, кто там жив остался!
Генерал (солдату):
Что ж ты, прохвост эдакий, когда ружейные приёмы делал, то две ошибки допустил - приклад высоко держал и колол неглубоко.
Пётр:
А почему адмирал из своей шубы не вылезает?
Генерал:
Не иначе, он там замёрз до смерти, царь-батюшка.
Пётр:
Плоха же оказалась его одежда! Но спор ваш не закончен. Теперь посмотрим, как вы жару выдержите!
Генерал:
За что меня обижаете, царь-батюшка? Ведь я с адмиралом спорил, а не с солдатом. Свой спор я выиграл, а с солдатом мне невозможно на равной ноге быть! Я же генерал!
Пётр I:
Если ты настоящий генерал — то чего же тебе бояться? А если солдат у тебя спор выиграет— то какой же ты после этого будешь генерал? Солнце, ваше сиятельство, начинай!
(Фонограмма «жары»)
Солдат:
Эх, солнце, ты же русских солдат в боях и сраженьях видело! Там уж такое пекло бывало, не чета нынешнему! И ничего — живы остались! Чего же ты зря стараешься? Смотри, само не сгори!
(Генерал упал)
Пётр I:
Значит, и генеральская одежда никуда не годится! Всех победил солдатский кафтан! Быть, тебе, солдат, отныне генералом!
Солдат:
А может генерал ходить в солдатском кафтане?
Пётр:
Нет, это непорядок!
Солдат:
Но ежели генеральский мундир хуже солдатского кафтана, так зачем же мне добро на худо менять? Нет, уж лучше я так солдатом и останусь. А можете вы одну просьбу мою исполнить, ваше императорское величество?
Пётр I:
Если смогу — исполню. Говори.
Солдат:
Просьба такая: чтоб я, до конца дней моих, никому, кроме вас, царь-государь, чести не отдавал — ни генералам, ни адмиралам, ни фельдмаршалам!
Пётр I:
Хоть это и не положено, но ладно, пусть будет по-твоему! Можешь генералам и адмиралам чести не отдавать — ты их в честном споре победил. А вот фельдмаршалов изволь приветствовать, как то воинский устав предписывает! Но если будет случай, и ты, солдат, у фельдмаршала какой-нибудь спор выиграешь — тогда другое дело!
Работа над проектом показала, как важно быть одной командой, нести ответственность за общее дело, стремиться к достигнутой цели. А главное, как важно знать историю своего государства!
Литература
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М: Издательство АСТ, 2015
2. Русские сказки. Ларец сказок
[Электронный ресурс]
URL: https://russkie-skazki.larec-skazok.ru/nahodchivyj-soldat-chya-odezhda-luchshe (дата обращения: 17.01.2022)
3. Татарников К.В. Русская полевая армия. 1700-1730. Обмундирование снаряжение. Под редакцией В.И.Егорова
[Электронный ресурс]
URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Tatarnikov.pdf (дата обращения: 18-19.01.2022)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.