ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ |
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» (БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств») |
«Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации»
Лекции. Наглядный материал. Презентация. Контрольно-оценочные средства.
Методические рекомендации.
Автор:
Иванова Екатерина Федоровна –
Преподаватель, преподаватель-организатор ОБЖ
предметной (цикловой)
комиссии «Общеобразовательные, общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины»
Вологда
2023
Пояснительная записка
Прохождение военной службы является конституционной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации и священным долгом мужчины перед своей Родиной и Отечеством. Получая сециальное образование призывник может рассчитывать на прохождение службы, учитывающей приобретённые им навыки и умения. Учащиеся колледжа давно и с успехом проходят срочную службу в военных оркестрах различных воинских частей Севера и Северо-Запада России. Данная разработка направлена на информирование допризывников о возможностях реализации своих профессиональных навыков во время прохождения службы.
Данная разработка представляет собой интеграционный блок в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", который включается в программу, ориентированную на учащихся Колледжа искусств. Блок содержит несколько лекций, наглядно-агитационный материал (Приложение 2), интерактивный блок - просмотр мультимедиа материала с официального сайта Вооружённых сил Российской Федерации с методическими рекомендациями к просмотру, контрольные работы в текстовом варианте и ссылки на авторские тесты на платформе https://app.onlinetestpad.com
Разработка может быть использована на занятиях по ОБЖ и БЖД в рамках программы, в качестве основы для внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности. Наглядный материал используется для оформления стендов в кабинете ОБЖ, а также как иллюстрации к лекциям.
Лекция 1. Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации (ВОС ВС России): основные понятия, история создания, предназначение и структура.
Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации (ВОС ВС России) — формирование (специальная служба) Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России), призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала ВС России, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов.
Ранее в вооружённых силах при помощи музыкальных инструментов происходило управлениеформированиями, в повседневной деятельности и в бою, отдельные элементы этого управления сохранены и сейчас.
В состав Военно-оркестровой службы Минобороны России входят:
· Орган управления Военно-оркестровой службы Минобороны России
· Военный институт (военных дирижеров) военного университета (бывший Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского)
· Московское военно-музыкальное училище
· Отдельный военный показательный оркестр Минобороны России
· Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени Н. А. Римского-Корсакова
· Военный Образцовый оркестр (Почетного караула)
· военно-оркестровая служба военных округов, флотов, отдельных армий, флотилий, военно-морских районов
· оркестры штабов округов, группы войск, флотов, отдельных армий, флотилий, военно-морских районов
· оркестры соединений, воинских частей и военно-учебных заведений.
Руководители военно-оркестровой службы:
· В Вооруженных Силах — начальник Военно-оркестровой службы Министерства обороны — главный военный дирижёр
· В военном округе, на флоте, в отдельной армии, на флотилии, в военно-морском районе — начальник военно-оркестровой службы военного округа
· В гарнизоне — военный дирижёр гарнизона
· В соединении — старший военный дирижёр соединения
· генерал-майор Семён Александрович Чернецкий (1924—1949)
· генерал-майор Иван Васильевич Петров (1950—1958)
· генерал-майор Николай Михайлович Назаров (1958—1976)
· генерал-майор Николай Михайлович Михайлов (1976—1993)
· генерал-лейтенант Виктор Васильевич Афанасьев (1993—2002)
· генерал-лейтенант Халилов Валерий Михайлович (2002 – 2016)
· генерал-майор Маякин Тимофей Константинович (с 2016 года)
Служебная деятельность военных оркестров тесно связана с задачами боевой подготовки и повседневной деятельностьювоинской части. Она заключается:
· в музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
· в концертных выступлениях и проведении культурно-просветительной работы;
· в оказании методической помощи музыкальной самодеятельности воинской части, подготовке сигналистов-барабанщиков, разучивании строевых песен в подразделениях.
Функции военных оркестров:
· ритуально-организационная;
· организационно-мобилизующая;
· парадно-демонстративная;
· образовательно-просветительская;
· концертно-театральная.
Гражданский персонал оркестров участвует в подготовке и проведении оркестром всех служебных, концертных, культурно-просветительных и других мероприятий в пределах прав и обязанностей, определенных Кодексом законов о труде Российской Федерации [2].
Оркестр выступает с концертами в воинских частях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил, а также в домах культуры, городских парках и на других концертных площадках; по радио и телевидению. Основу репертуара оркестра составляют произведения на героическую и военно-патриотическую тему, лучшие сочинения отечественных и зарубежных авторов.
При оркестре также могут содержаться воспитанники 14-17 лет, численностью до 15 человек.
История военно-оркестровой службы
19 февраля (по ст. стилю) 1711 г. Петром I был подписан Указ № 2319, объявлявший о введении на постоянной основе военных хоров в части регулярной армии и были определены «штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием оных по губерниям» Оркестры, или военные хоры, состояли из одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Кавалерийские полки имели одного гобоиста-иностранца и десять гобоистов-русских. Для осуществления сигнальной службы, штатом предусматривалось наличие 16 барабанщиков, двух трубачей, полковой литаврист, а также 20 барабанщиков, не входивших в состав оркестра. Спустя год - 8 февраля 1712 г. были установлены штаты оркестров для артиллерийских полков: два гобоиста-иностранца, восемь гобоистов-русских. Сигнальную службу в этих полках осуществляли одиннадцать барабанщиков и полковой литаврист. Оркестры имели смешанный состав: пять гобоистов, два трубача и два валторниста. Гвардейские полки имели сверхштатные составы оркестров, практически во все годы существования Русской Императорской Армии. Например, в 1716 г. Семёновский полк имел 30 музыкантов, а Преображенский – 40, но, естественно, без учёта музыкантов сигнальной службы, к которым, примыкали и хоры солдатских песенников. В первой половине 18 века каждый полк стал иметь капельмейстера, а в полках лейб-гвардии учреждаются школы для подготовки музыкантов из числа солдатских детей. В 1730-1732 гг. штаты гвардейских полков состояли уже из 18 музыкантов: 10 гобоистов и по четыре трубачей и валторнистов. Во времена царствования Екатерины II произошёл несанкционированный законодательными актами рост численности оркестров: некоторые полки имели до 100 музыкантов, да ещё и по несколько оркестров: роговой, янычарский, а некоторые и смычковый оркестр. Изменился и качественный состав оркестров, пополнившийся новыми инструментами: поперечными флейтами, кларнетами, большими барабанами, тарелками, треугольниками, маленькими свирелями и бунчуками. Использование инструментов из оркестра «янычарской музыки» повлияло на развитие военно-музыкальной культуры, так как более широкий тембровый диапазон расширял возможности для композитора и оркестра по созданию качественно новых музыкальных произведений. В эпоху царствования Павла I штат оркестров определялся «Положением о музыке в полках пехотных, драгунских, гарнизонных и в артиллерии» согласно которому в пехоте и драгунских полках хоры были сокращены до пяти человек (две валторны, два кларнета и фагот), в артиллерии- до восьми музыкантов, «а в гарнизонных полках не иметь никакой музыки…». В 1802 г. штаты военных оркестров для Преображенского полка были увеличены до 22 музыкантов (по четыре валторны, трубы, кларнета, флейты, фагота и ударные - два исполнителя) и по одиннадцати для Семёновского и Измайловского полков. Гвардейские кавалерийские и армейские конные полки оркестров в то время не имели, за исключением трубачей и литавристов сигнальной службы. Армейские пехотные полки (гренадерские и мушкетёрские) имели в своем составе девять музыкантов (по две валторны, фагота, кларнета, флейт и один барабан), а в артиллерийских частях – оркестры составляли 10 человек.
В 1804 г. Военные оркестры вводятся в Донском, Черноморском, Уральском и Оренбургском казачьих войсках. В 1804 г. На Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика. К 1812 г. Оркестры Черноморского флота достигают такой же численности, что и балтийские. На протяжении 1808-1809 гг. создаётся большое количество новых гвардейских частей, как пехотных, так и кавалерийских, где Указом Александра I предусматривалось наличие гвардейских военных оркестров численностью в 25 человек. В Преображенском же полку устанавливается штат в 40 человек. Инструментальные составы этих оркестров были уточнены дополнительным указом от 15 апреля 1809 г. В Преображенском полку было 40 инструментов, а в прочих полках гвардии - 25 инструментов. Таким образом, очевидно, что оркестры обогатились новыми инструментами. Преобладающей группой в этих оркестрах являлись деревянные духовые инструменты (28 в оркестре из 40 инструментов и 17 в оркестре из 25 исполнителей). Тем не менее вполне чётко обозначились три основные группы инструментов: деревянные духовые, медные духовые медные духовые (с натуральным звукорядом) и ударные инструменты. Этот тип оркестра смешанного состава располагал широким оркестровым диапазоном, разнообразием тембровых красок и с успехом мог быть применён для исполнения произведений строевого и концертногорепертуаров. Французский теоретик Ж. Кастнер писал:
«В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии, и употребляла их при исполнении блестящих маршей» [3]
Наряду с количественным увеличением состава гвардейских оркестров и обогащением их состава новыми инструментами, были предприняты серьёзные усилия по обучению будущих военных музыкантов. Так, задачей сформированного в 1808 г. Учебного гренадерского батальона, наряду с подготовкой унтер-офицеров, являлась также подготовка «музыкантов, барабанщиков и флейтщиков». Учебный батальон состоял из 4-х гренадерских и 2-х «неранжированных рот: музыканской и барабанщичьей». В роту, готовившую музыкантов для войск входили капельмейстер и 150 человек, разделявшихся по 25 музыкантов в шести оркестрах. Специально для сигнальной службы в «барабанщечьей» роте готовились барабанщики и флейтщики. Ежегодно Учебный гренадерский батальон должен был выпускать 75 музыкантов для армии. Трубачей для кавалерии готовили в Учебном кавалерийском эскадроне и других воинских частях [1].
Ежегодная концертная деятельность военных оркестров началась в ноябре 1813 г. в зале Филармонического общества Санкт-Петербурга, Затем, в апреле 1814 г. и третий концерт, принёсший доход 52 тысячи рублей. И 19 марта 1816 г. ко дню вступления русских войск в Париж в 1814 г. Так называемые«инвалидные» концерты, доходы от которых шли ветеранам войны стали проводиться ежегодно, вплоть до начала первой мировой войны. Они шли в обеих столицах и других городах, в которых принимали участие , как правило, сводные оркестры, а также солдатские хоры. В их репертуар неизменно включались произведения героико-патриотического плана: полонезы О.Козловского, хоровая пьеса К. Кавоса «Куплеты 1814 г.», а также произведения классиков – Моцарта, Глюка, Бетховена. Военные оркестры, выйдя за пределы расположения своих частей сыграли определённую положительную роль в воспитании музыкального вкуса слушателей.
В XIX веке, как и ранее, акцент делался на создание строевой музыки, предназначенной для выполнения оркестрами своей основной служебной функции, то есть маршей. Изданный музыкальным издателем Дальмасом 4-х томное собрание 208 партитур, написанных в период с 1809 по 1829 гг., явилось вехой для музыкальной культуры России в целом. В собрании представлены два типа маршей: тихие и скорые. Авторами маршей издания Г. Дальмаса являются: А. Дёрфельдт-отец (свыше сорока маршей), К. Кавос, Н. Титов О. Козловский, Антонолини, Д. Штейбельт и другие. Сто десять маршей напечатаны без указания авторов. Тихий марш л.-гв. Семёновского полка был написан его командиром генералом А. Римским-Корсаковым. Темами маршей нередко становились народные песни, так, в одном из скорых маршей А. Алябьева использована солдатская песня «Вдоль да по речке». Несколько маршей этого композитора основаны на народно-песенных интонациях. В основу бодрого и жизнерадостного «Парижского марша 1815 года» композитором положены песни украинского фольклора, где ясно прослеживаются интонационные связи с песней «Дощiк, Дощiк». Скорые марши более оживлённые по характеру и нередко включали элемент танцевальности или народной песенности. Несколько маршей этого издания сходны по своей метроритмической структуре с современными «колонными» маршами. Несколько маршей имеют своими темами оперные мелодии, например, «Марш Кавалергардского полка» композитора Ф. А. Буальдьё построен на тематическом материале, который композитор использовал в опере «Белая дама» (1825г.). В «Марше Фанагорийского полка» включён мотив из оперы А. Моцарта «Свадьба Фигаро», — «Мальчик резвый, кудрявый».
Выдающиеся капельмейстеры, композиторы и музыканты, повлиявшие на развитие военно-оркестровой службы ВС России
· А. Дерфельд-отец · Д.С. Бортнянский · О.А. Козловский · Д. Штейбельт · Гаазе · Н. Титов · А.А. Алябьев · Антонолини · Н.А. Римский-Корсаков · В. Главач · Ф. Шоллар |
· Ф. Шоллар · И.А. Шатров · В.И. Агапкин · Н.П. Иванов-Радкевич · С.А. Чернецкий · М. Кюсс · Ф. Николаевский · Я. Богорад · И. Армсгеймер · В. Брандт · К. Кинд |
После революции в годы создания Красной Армии было создано Бюро военных оркестров. Именно в этот период была создана "кремлевская музыкальная команда", которая со временем превратилась в Президентский оркестр России. В 30-е годы был создан военный факультет Московской государственной консерватории. К моменту начала Великой Отечественной войны в Красной Армии было около 1,5 тыс. военных оркестров, из которых около 600 находились на западе страны. В первые месяцы войны 75% личного состава оркестров погибло, большие потери были и в 1942 году. Музыканты военных оркестров выступали с концертами по радио и на передовой, а также в госпиталях в тылу. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой оставались марши [5].
На сегодняшний день в составе Военно-оркестровой службы Вооруженных сил России свыше 220 оркестров, начиная от самых малых штатной численностью 21 человек, и заканчивая большими - 63 музыканта. В штат Центрального военного оркестра Минобороны России входят 228 музыкантов двух оркестров — духового и симфонического.
Высокое призвание военного оркестра |
Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда» [7]. |
Согласитесь, что какими
бы ни были технологические достижения в сфере интеграции компьютерных
технологий и музыки, они никогда не смогут заменить личного мастерства и
индивидуального творчества. Именно поэтому живая музыка всегда будет на пике
популярности для абсолютного большинства слушателей. Ведь только она способна вызывать
искренний отклик души и дарить настоящий праздник. Особой способностью
привлекать внимание и создавать праздничную атмосферу отличается военный
духовой оркестр. Специалисты по организации праздников, парадов и воинских
церемониалов давно знают, что военный оркестр - это гарантия отличного
проведения торжеств любого масштаба.
Поэтому сегодняшний наш рассказ о музыкальной составляющей армии и
флота - военно-оркестровой службе Вооруженных Сил РФ. Как военные музыканты
ощущают себя в нынешний перид больших перемен, как работают и служат?
«Что собой представляет современная военно-оркестровая служба Вооруженных Сил РФ?»
В Вооруженных Силах насчитывается порядка 250 оркестров. Самые маленькие коллективы - в звене полков и соединений. Следующие категории - оркестры военно-учебных заведений, количественный состав которых чуть больше. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов, и на вершине своеобразного военно-музыкального олимпа находятся образцовые оркестры. Это в первую очередь Центральный военный оркестр Министерства обороны, концертный Образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова и Образцовый оркестр почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.
«Как формируется сводный военный оркестр?»
Сводный оркестр, задействованный, например, на параде, посвященном Дню Великой Победы, состоит из оркестров войсковых частей и учебных заведений Московского гарнизона и Московского военного округа. В связи с тем, что сводный оркестр по количественному составу достаточно большой - около 1.000 человек, укомплектовать его только военными музыкантами Московского гарнизона невозможно. Приходится приглашать музыкантов и из оркестров близлежащих гарнизонов.
«Каков постоянный профессиональный состав военных духовых оркестров? Что ждет военных музыкантов при формировании нового облика Вооруженных Сил России?»
Традиция
комплектования военных духовых оркестров военнослужащими сохранилась. То есть
военный дирижер - это офицер с высшим специальным музыкальным образованием.
Музыкант, как правило, также имеет образование не ниже среднего специального
музыкального. Хотя в Центральном военном оркестре Министерства обороны около 80
процентов состава - с высшим музыкальным образованием.
Военный оркестр комплектуется военнослужащими по
следующим категориям: это, во-первых, военнослужащие, проходящие службу по
призыву; во-вторых, военнослужащие, проходящие службу по контракту (те, кто уже
заключил контракт по окончании срочной службы); и, в-третьих, артисты оркестра,
то есть те, кто посвятил жизнь военной музыке, но находится на гражданской
должности. Артист оркестра имеет одну из трех категорий - высшую, первую и
вторую, в зависимости от стажа работы и статуса, наличия специального
музыкального образования.
Есть также институт воспитанников. При каждом
военном оркестре полка, соединения и военно-учебного заведения можно содержать
до десяти воспитанников. Разрешается набирать мальчиков с «гражданки» в
возрасте от 14 лет, имеющих навыки игры на каком-нибудь музыкальном инструменте
или просто обладающих способностью стать музыкантами при хорошем здоровье.
Институт воспитанников - главный резерв военно-оркестровой службы.
«А каковы истоки института воспитанников оркестров?»
После Великой Отечественной войны было создано семнадцать школ музыкальных воспитанников. Сейчас осталось лишь одно подобное учебное заведение - Суворовское военно-музыкальное училище. Однако можно было бы и в регионах открывать военно-музыкальные кадетские корпуса, а может, даже и военно-музыкальные училища. Потому что по другим военным специальностям таких учебных заведений уже немало, а вот военно-музыкальных - только одно. Потребность же в таких кадрах есть.
«Достаточно ли финансовых средств ныне выделяется на военно-оркестровую службу Вооруженных Сил?»
Последние годы начали выделять средств столько, что их уже достаточно для того, чтобы военные оркестры обеспечивали те же военные парады в самых крупных гарнизонах. Военные оркестры не только ремонтируют, но и приобретают различные музыкальные инструменты, антураж, бунчуки, лиры и тамбур-мажоры. Например, сейчас закупили сузафоны - очень дорогостоящие инструменты басового регистра с раструбами, направленными вперед, которые придают определенный тембр звучанию.
«Для военных музыкантов реформа уже закончилась?»
Она для нас постоянна в том плане, что совершенствуется репертуарная политика. Ведь надо питать военные оркестры произведениями определенной сложности, отвечающими духу времени. Просто так идти, плыть по течению, довольствуясь тем, что было ранее, не совсем правильно.
«Например, у кого-то сын - первокурсник училища, тубист. Отсрочки от военной службы в учебном заведении нет. Попадет ли при призыве в Вооруженные Силы он именно в военный оркестр? И насколько востребована эта специальность?»
Специальность очень востребована. Вообще специальность музыканта-духовика дефицитная. К сожалению, когда-то духовые инструменты начали вытесняться электромузыкальными. Ведь с духовым инструментом немало сложностей. Во-первых, он дорог. Во-вторых, музыканту надо постоянно, как спортсмену, поддерживать себя в физической форме. Потому что все исполнительское искусство музыканта-духовика построено на мышцах губного аппарата. Если ты день не позанимался, то через два дня уже придется наверстывать упущенное.
Физически это тяжело. Кроме того, дышать надо правильно: образно говоря, дышать диафрагмой, а не плечами. Не все это умеют. И потом надо просто обладать определенными музыкальными данными, быть преданным этому делу.
«Если уже есть готовый духовик, его точно направят служить в военный оркестр?»
Военкомат обязан учитывать эту специальность. В каждом округе, на флоте есть военно-оркестровая служба, которой руководит начальник. Он всех музыкантов-духовиков обязан брать на учет и в процессе призыва распределять по военным оркестрам округа или флота. Все они должны быть на учете. И такого не бывает, что, мол, нет мест. Если в этом оркестре нет, в другом найдется обязательно.
«А может быть такое, что работник военкомата оказался не в курсе профессиональной специализации призывника-музыканта?»
Не может работник военкомата не знать, что в армии есть военный оркестр. И если парень приходит в военный комиссариат, а ему говорят, что он будет не тубистом, а мотострелком, он вправе отправиться в штаб округа и спросить, где находится кабинет начальника военно-оркестровой службы. С ним непременно побеседуют. Кроме того, в военкомате он может подстраховаться, заявив на призывной комиссии, что хотел бы служить именно в оркестре.
«Что делать в армии музыкантам недуховых профессий?»
Если призывник по профессии вокалист, танцор или струнник, то может попасть служить в ансамбль песни и пляски. Этим занимается Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил. И в таком случае надо обращаться в те же военкоматы и к тому же начальнику военно-оркестровой службы округа или флота, если эта специальность сопряжена с игрой на инструменте, например, на баяне, балалайке и так далее. Кстати, в военных оркестрах есть военнослужащие, которые до призыва владели какими-то другими инструментами, но переквалифицировались, допустим, на ударные. Например, был случай с пианистом, который имел высшее музыкальное образование. Так вот, он овладел тубой в течение трех месяцев, потому что ему оставалось только подготовить мышцы, а все остальное у него было: абсолютный слух и потрясающие руки. И уже через три месяца он играл не хуже бывалых профессионалов. Вот что значит иметь музыкальные задатки, талант.
«Почему на парадах используют шаг, который, по мнению некоторых специалистов, вреден для коленных суставов?»
Если человек не подготовлен, не занимается бегом, быстрой ходьбой да и просто физически слабый, то, конечно, участие в параде нанесет ущерб его здоровью. А человек, физически подготовленный, даже не спортсмен, но просто способный переносить нагрузки, испытание парадом выдержит. Ходить быстро так же тяжело, как и «печатать» строевой шаг. А темп парадного шага, 120 шагов в минуту, не изменился. Но есть темп шага значительно меньший, при каком-то специальном действии: например, на предстоящем параде 9 Мая предусмотрен вынос Государственного флага России и Знамени Победы. В этом случае темп встречного марша будет соответствовать тому, что предписано уставом, в котором указан разброс от 110 до 120 шагов в минуту. Поэтому темп при выносе знамени и флага будет примерно 116—118 шагов в минуту. Это более торжественно, более степенно. То есть темп как бы привязан к тому действу, которое в этот момент происходит.
Военные музыканты отличаются и тем, что они, когда идут, еще и играют. Это действительно серьезная физическая нагрузка. Ведь на военных музыкантов ложится особая миссия при проведении не только военного парада, но и вообще воинских ритуалов, их сопровождение. Потом военные оркестры нужно не только слышать, но и видеть. А это уже определенная эстетика, когда смотришь на оркестр в форме, украшенный аксельбантами или оркестровым антуражем. Это создает определенные настроение, тонус и парадность.
А что касается физической нагрузки, то оркестрам к ней не привыкать. Скажем, подготовка к параду 9 Мая требует большого напряжения. Но еще ранее, в ноябре, проходит сбор военных дирижеров, на котором определяется репертуарная составляющая парада. Кроме того, призывают сейчас всего на один год. А в динамике военного парада звучит где-то порядка 30 произведений, которые надо выучить наизусть. Так что служба в оркестре - дело непростое и нелегкое.
«Существует ли для военных музыкантов проблема так называемых профессиональных заболеваний?»
У музыкантов основная нагрузка ложится на губы. И профессиональные заболевания как раз касаются губного аппарата. Можно, как выражаются, переиграть губы. Что значит переиграть? Это когда человек на трубе занимается больше, чем нужно. Каждый музыкант сам должен интуитивно чувствовать, что он начинает переигрывать, то есть намечается срыв. И дирижер всегда пойдет ему навстречу. Состояние музыканта, кстати, определяется по звуку инструмента. Правильная постановка способствует правильному звукоизвлечению. А правильное звукоизвлечение влечет за собой все остальное: красоту звука и прочее. При неправильной же постановке все это ухудшается.
И если военный дирижер видит, что звук у музыканта становится хуже, то обязательно говорит: «Остановись, не переигрывай, отдохни».
«Какое денежное довольствие у военных музыкантов?»
Заключив контракт, военнослужащий военного оркестра получает где-то от 13 тысяч рублей. Кстати, некоторые специалисты считают, что труд духовика-музыканта приравнивается по затрате калорий к труду шахтера. Музыкант - особая профессия. Благодаря какому-то покровительству, знакомству освоить музыкальный инструмент невозможно. И ни за какие коврижки музыкальный слух не приобретешь. Это дается природой.
«А разрешается ли военным музыкантам подрабатывать?»
Это не запрещено. Более того: разрешено приказом министра обороны. Ведь это творческая профессия, поэтому можно заниматься преподавательской и творческой деятельностью.
К сожалению, иногда слышишь: «Вы теперь не в формате». Бывали времена, когда от армии в обществе вообще отвернулись. Тогда тема военной музыки пошла на убыль. Однако военная музыка - это отдельная и великая страница отечественной истории. Давайте не будем забывать об этом.
По материалам выступления начальника военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главного военного дирижера генерал-майора Валерия ХАЛИЛОВА в программе «Военный совет» - совместного проекта телеканала «Звезда» и радиостанции «Эхо Москвы».
Военный оркестр — специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, то есть музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности.
Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов. Руководство военным оркестром осуществляет военный дирижёр. Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены».
Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.
Центральный оркестр
Чешской армии
В XIV в. уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма.
На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII в. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе:
1. дудки и барабаны,
2. трубы и литавры,
3. гобои и фаготы.
Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX века военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны итурецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть ещё об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.
На переднем плане виден оркестрЧехословацкого корпуса, 1918 год(г.).
Военный оркестр на параде в Переславле-Залесском
Центральный
военный оркестр
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации – один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Оркестр создан в 1927 году. Первым художественным руководителем оркестра стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор С. Чернецкий.
Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
Выступать с таким коллективом считали за честь выдающиеся музыканты: А. Хачатурян, И. Козловский, И. Архипова, Е.Образцова, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Т. Докшицер, В. Пикайзен, И. Кобзон, Х. Каррерас, М. Гулегина.
С интересными, яркими концертными программами с оркестром в разные годы выступали замечательные дирижеры К.Иванов, Н. Рахлин, Е. Светланов.
Без участия Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ не проходит ни одно значительное общественно- политическое и культурное событие в нашей стране, среди которых – инаугурация Президента Российской Федерации, ежегодные парады войск на Красной площади, выступления на Соборной площади Московского Кремля и др. Концерты оркестра на самых престижных сценах столицы, в других регионах страны проходят с аншлагами и свидетельствуют о популярности и высокой востребованности коллектива.
Ныне звучащая эталонная запись Государственного гимна Российской Федерации (как и ранее Государственного гимна СССР) осуществлена Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ. Оркестром создана золотая антология русской военной музыки. Это более шестисот музыкальных записей, которые хранятся в Российском государственном архиве фонодокументов. Только за последние годы оркестром записано более десяти компакт- дисков. В 2010–2012 гг. оркестром было дано несколько концертов в фонд реставрации Большого зала Московской консерватории.
Оркестр достойно представляет отечественную военно- музыкальную культуру на международных военно-музыкальных фестивалях, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом. Высокую оценку получили выступления оркестра на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», который ежегодно проводится на Красной площади.
Ярким событием культурной жизни стали гастрольные поездки оркестра в Австралию, Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Германию, Данию, Израиль, Италию, Китай, КНДР, Мальту, Монголию, Нидерланды, Норвегию, Польшу, США, Францию, Швейцарию, Швецию.
Многогранная деятельность коллектива, способность очаровать публику обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном военном оркестре мира. В составе Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ два самостоятельных коллектива – духовой и симфонический оркестры. На их основе созданы: эстрадно-симфонический оркестр, струнный квартет, биг-бэнд, джаз-ансамбль, брасс-квинтет. Штат оркестра включает в себя также и солистов-вокалистов [4].
Методические
рекомендации к просмотру информационного видеоролика о военно-оркестровой
службе ВС РФ
Ссылка на он-лайн просмотр
https://tvzvezda.ru/schedule/programs/201509291745-hcmw.htm/202112251057-e5qP2.html [6]
1. Просмотр видеоролика на занятии
Задачи: визуально определить положительный образ военнослужащего, дать возможность увидеть реальные факты, услышать мнение военнослужащих, представить структуру военно-оркестровой службы.
Просмотр может быть предложен в начале занятия.
Целеполагание перед просмотром:
- Вы увидите видеоролик о военно-оркестровой службе
- Постарайтесь запомнить, какие сипециальности востребованы в этом роду ВС
- Подумайте, есть ли у вас качества, позволяющие служить в этом роду ВС
2. Просмотр ролика самостоятельно
Задачи: те же, что и при просмотре на занятии.
Вопросы для обсуждения ролика на уроке:
- Какова структура военно-оркестровой службы?
- Какие инструменты традиционны для военных оркестров?
- Кем вы можете служить в военном оркестре?
3. Сочинение на тему: Служба в военном оркестре - моя судьба.
Студенты, интересующиеся военной службой и желающие
служить в ВС РФ, могут написать сочинение по материалам ролика. Им предлагается
прмерный план сочинения: а) значение военно-оркестровой службы для ВС, б)
история и структрура ВОС, в) где бы я хотел служить, г) моя роль в ВС РФ.
Приложение 1 Оформление
стенда
(прилагается отдельно)
Приложение 2
В. Халилов на дирижерском мостике.
Барабанщик гренадерской роты пехотного полка, 1756-1762. Трубач
кирасирского
полка (1756-1761)
Бомбардирский барабанщик, в 1757 и 1758 годах. Музыкант Семеновского и
ренедерский барабанщик
Измайловского полков, 1742-1762.
Гобоист, барабанщик и флейтист мушкетерского
Цеге-Фон-Мантейфеля полка, 1756-1760 г.
Источники, используемые в пособии:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.