«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»
Оценка 5

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
8 кл
12.03.2018
«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»
материал казачья одежда.docx
Одежда.  Форма – внешний вид, одежда установленная для лиц служащих в армии, в гражданских организациях, школах и т.п. В русской армии казаки служили всегда   со   своим   обмундированием,   которое   вначале   не   отличались   от национального   костюма,   принятого   в   их   частном   быту.   Но   указом   от   18 августа   1801   года   для   Донских   казаков   установлена   специальная   форма, распространенная   после   и   на   все   другие   казачье   строевые   и   не   строевые формации. Строевая одежда казаков – это одежда кавказских горцев.     Почему   казаки   носят   военную   форму?   Это   не   военная   форма,   а национальный костюм, который с древнейших времен носили наши предки и приспособили с 18 века его к нуждам армии. С этого времени он как военная униформа менялась, но основные черты национального костюма сохранены. Одной   из   черт   национального   костюма   в   казачьей   одежде   является   его многообразие.   Кроме   того,   по   мельчайшим   деталям   можно   «вычислить», откуда казак, сколько у него детей и … даже фамилию … Безусловно, в одежде много элементов «кавказского образца», но она сильно отличается от одежды горских народов. Скажем, покрой черкески восходит к свитке или русскому кафтану. Сходство только газыри и потранташи.    Форменная одежда кубанцев – единообразная, регламентированная одежда, которая   на   ряду   с   повседневной,   составляла   мужской   костюм   и   являлась одним из важнейших элементов традиционной одежды кубанских казаков. В истории   казачьей   формы   причудливо   сплетались   державные,   офицерские тенденции  со  стихийным, вырабатываемыми   особенностями  военного быта. Причем последние, особенно у линейных казаков, нередко которая на ряду с повседневной, составляла мужской костюм и являлась одним из важнейших элементов   традиционной   одежды   кубанских   казаков.   В   истории   казачьей формы   причудливо   сплетались   державные,   офицерские   тенденции   со стихийным,   вырабатываемыми   особенностями   военного   быта.   Причем последние,   особенно   у   линейных   казаков,   нередко   превелегированные   над офицерскими  предписаниями, в свою очередь, диктовали условия и задавали тон правительственным чиновникам. Развитие форменной одежды у линейцев оказывало   непосредственное   влияние   на   историю   форменной   одежды черноморского   казачеств,   более   подверженного   офицерской   опеке   в   этом отношении. Унификация форменной одежды линейцев и черноморцев Кубани в новом К.К.В. обеспечила  еще один аспект взаимопроникновения  военно­ культурных традиций обоих казаков. Шаровары – широкие казачьи штаны. Папаха   –   барашковая   шапка   с   суконным   верхом;   в   древности   славяне называли   папаху   клобуком,   а   так   же   как   турхменка   или   кабардинка;   они связаны с именами кавказских народов Папахов, Турхменов и кабардинцев. Казаки пользуются разными фасонами папах, низкими с плоским верхом или высокими с конусообразным верхов. Черкеска   –   верхняя   одежда   жителей   Черкасии.   Ее   основной   фасон обнаруживается уже в скифских казакинах. При этом во всех таких одеяниях от скифского времени правая пола обязательно запахивается поверх левой. По этому свойству и по покрою черкески схожа на вид полковой формы для Кавказских казаков. Черсел – пояс, кушак. Чирики – низкая обувь с твердой подошвой. Чувяк – мягкий шитый башмак; надевался поверх ноговиц. Башлык – кавказский и казачий покров на голову; шьется из тонкого сукна в виде   квадратного   мешка   и   с   двумя   открытыми   сторонами   и   с   длинными лампасами   в  открытом   углу;   название  тюркское,  означает  «головной», «во главе», «на голове»; первоначальны фасон башлыка без лампастей встречается на изображениях скифских ваз. Бекирка – черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и такой же меховой полоской от него до пояса. Впервые бекирки появились в сотне юнкеров   Николаевского   кавказского   училища,   а   на   Кавказ   были   завезены бывшим   юнкером   этого   училища   терским   казаком   Бекиром   Туршевым. Бекирки носили зимой. Бурка – войлочный мохнатый плащ, широко распространенный на Кавказе и у казаков.   Татарское   название   «кепенек»,   у   кабардинцев   –   «гобендж»,   у запорожцев «копенек». Епанча – плащ, бурка. Жерьолок – воротник на рубахе. Лампас – цветная полоса тонкого сукна, шириной в три пальца, нашитая на внешний   шов   синих   казачьих   штанов.   Лампас   введен   в   казачью   форму   во время  императрицы   Екатерины II  для  Донцов  и  Сибирцев   красного  цвета, Уральцев   –   малинового,   для   Оренбургцев   –   темно­голубого,   Астраханцев, Семириков, Забайкальцев, Амурцев, Уссурийцев – желтого; Терцы и Кубанцы вместо лампаса нашивали серебряный галун. О   происхождении   лампаса   на   Дону   в   шутку   рассказывали,   что   царица прислала казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного хватило только на лампасы. Но в основе лампаса   лежит   обычай   первобытных   степных   кочевников   покрывать несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной   каким­либо   затейливым   узором.   Красный   лампас   вместе   с казачьим   плащом,   в   качестве   особой   награды,   введен   в   форму Нижегородского драгунского полка русской регулярной кавалерии. У казаков же   лампас   стал   народной   отличительной   эмблемой,   они   охотно   носили шаровары с лампасами в домашнем быту. Одежда   черноморских   казаков,   один   из   вариантов   восточнославянской народной одежды. Основной верхней наплечной одежды черноморца являлась свита. Она имелась практически у каждого казака и шилась из сукна разных цветов,   иногда   из   грубого   холста   или   парусины.   Повседневную   одежду большинства   казаков   составляли   сермяжные   свиты,   то   есть   сшитые   из домотканого   некрашеного   грубого   сукна,   преимущественно   серого   или черного   цвета,   изредка   белого.   Часть   рядовых   казаков   имела   свиты   из голубого,   зеленого,   темно­зеленого,   вишневого,   желтого   сукна.   Но   среди «цветных»   свит   преобладали   синие.   Зажиточные   казаки   и   старшина предпочитали дорогие импортные материалы («алицкая систа», «браславское сукно»), такие, как: «свита тонкой синей систы, обложена вокруг золотых позументом, полы и рукава подбиты красною тафтою», «свита синей скети, обложена серебряным позументом», «свита моревого сукна с искрою, подбита на полах тафтою, обложена золотым шнурком», «свита вишневого сукна, полы подбиты   обером,   обложена   золотым   узеньким   бузументом».   О   некоторых конструктивных деталях казачьих свит конца XVIII – начала XIX века можно судить   из   распоряжения   войсковых   канцелярий   1837.   Готовясь   к   встрече императора,   куренные   атаманы   и   казаки   должны   были   нашить   свиты «прежнего старинного казачьего покрою, темно­синего сукна с отворотами воротников до пояса, длиною до колен». В комплект одежды входил кафтан голубой   китайки   со   стоячим   воротником   и   шаровары   синего   сукна «обыкновенного казачьего покроя». В конце XVIII – начале XIX века казаки носили и татарскую одежду, называя ее   «свиты   ногайские»,   «свиты   татарские»,   но   чаще   для   обозначения использовалось слово «чекмень». Чекменем в этот период называли и одежду адыгов, однако больше были распространены выражения «черкеска» и «свиты черкесские». Черкески у казаков встречались довольно редко. Например, из ста казаков, участников Персидского похода, их имели всего два человека. Заметное   распространение   черкесок  наблюдается   во   второй   половине  20­х годов XIX веков (прежде всего среди казачьих офицеров). В 1831 году атаман Заводский издает  приказ: «Строго запрещается ввиду начальства или при отправлении службы носить черкесские свиты и тому подобное не приличное одеяние, которое, равно   как   и   шапки,   могут   только   кому   угодно   носить   в   частной   жизни   и хуторам или на кордонах, залогах и т.п. службах». По   словам   И.Д.  Попко,   относящимся   к   середине   XIX   века,   вне   строя, «в походном и домашнем быту казаки носят черкесскую одежду…». Наблюдение И.Д.   Попко   отражает,   вероятно,   общую   картину,   ибо   Ф.А.   Щербина, вспоминая   свои   детские   годы   (конец   50­х   г.г.   XIX   века,   отмечал,   что   в станице Новодеревянковской «черкески еще не были в быту». По документам и изобразительным источникам свиты прослеживаются в одежде черноморцев всю первую половину XIX века, а в одежде иногородних и дальше. В конце XVIII – первой четверти XIX века, черноморские казаки носили и юбки – короткие мужские куртки. Но особого распространения в Черномории они не получили.   Вот   несколько   характеристик:   «юпка   сукна   тонкого   красного турецка», «юпка китайчата зеленая» (кожушок – короткая кожаная куртка из овчины), «юпка черного сукна». В отношении штанов черноморских казаков можно выделить по документам три показателя: материал, цвет, тип. По материалу: «китаевые, парусовые, бумажные,   плисовые,   суконные,   хрящевые»;   по   цвету   преобладали   серые, синие,   голубые;   по   типу   –   штаны­шаровары   и   штаны   портные.   Основной материал   –   холст   и   сукно.   Широкое   распространение   имели   «хрящевые штаны»,   т.е.   пошитые   из   грубого   дешевого   холста.   У   богатых   казаков   на суконных шароварах встречается подкладка «тонкого ивановского холста». Изредка отмечена обшивка штанов кожей. Очевидно, уже в первой четверти XIX   века,   в   связи   с   распространением   узких   шаровар   «немецкого»   типа, выходят из употребления широкие шаровары на манер восточных «шельвар». В   документах   начала   20­х   годов   XIX   века   встречаются   лишь   единичные упоминания о шароварах, сшитых на «прежний манер».    по Кафтаны   не   получили   широкого   распространения   (очевидно, экономическим обстоятельствам). Предположительно они имелись у каждого пятого   казака.   Характеристики   их   весьма   лаконичны:   красного   сукна, ситцевый,   нанковый,   бумажный,   «затрепезный»,   фабричный;   по   цвету преобладали   синие,   голубые,   зеленые.   В   гардеробе   войскового   судьи   А. Головатого   было   три   кафтана:   кофейного   цвета,   зеленой   материи, «называемой   есомашнею»,   кафтан   зеленого   сукна   систевого.   Три характеристики кафтанов разных лет: 1795 год – «кафтан шелковый белый с малыми   желтыми   круглыми   квятками,   подбитый   набойкой»;   1801   год   – «кафтан   атласный   голубой,   подбитый   полуситцем»;   1822   год   –   «кафтан гладкого   штофу,   алого   цвета   с   желтой   ситцевой   подкладкой,   сшитый   на донской манер, длиною до колен»; «такой же кафтан штофной с розовыми и желтыми квятками, длиною пониже колен, с ситцевой темной подкладкой. Можно предположить, что большинство черноморцев надевали свиты прямо на рубашки. Первоначально казаки носили традиционные украинские рубахи – «голошейки» с разными типа горловинами. Однако в начале 1799 года атаман Т.   Котляревский   констатировал,   что   «многие   атаманы   и   казаки   вопреки древнему обряду обвязывают шею галстуками, носят рубашки с длинными воротниками   и   манжетами…».   Несмотря   на   распространение   бешметов, употребление   вместе   с  черкесками   рубашек   с  отложными   остроугольными воротниками встречалось еще в середине XIX века.  Черноморцы   в   конце   XVIII   –   начале   XIX   века   носили   следующие   пояса: холщовые,   шерстяные,   плетенные,   зеленые   полушалевые,   камлотовые бумажные, каламайковые; изредка – «серебряные литые турецкие работы». У  А.   Головатого   было   5   поясов:   3   персидских,   «не   разрезанных   золотом», «сутозолотый с золотыми кистями» и «серебряный вытчастой без кистей». В этот период еще встречаются чересы. Начиная с 20­х годов XIX века, широко распространяются «кушаки ременные» с металлическим прибором. Обувь   –   сапоги,   постолы,   черевики,   чоботы.   Не   вполне   ясно   значение последнего слова в казачьей лексике конца XVIII века. В ряде случаев их называют сапоги, в других – обувь иного типа, возможно башмаки. Может быть, это сапоги без «халяв». Сапоги были двух типов: цветные мягкие из сафьяна   и грубые юфтовые. Очень много «сапог солдатских», встречаются «на   немецкий   манер»,   но   цветные   сапоги   были   большой   редкостью.   Ряд казаков   носили   русские   коты.   В   20­е   годы   XIX   века,   наряду   с   сапогами, появляются башмаки и «щыблеты». Все шире входят в обиход чувяки (в конце XVIII   века   черкесскую   обувь   называли   «черевики»).   Некоторые   из   них изготовлялись из кожи диких кабанов щетиной наружу. Часть казаков носили онучи (длиной 1,5 аршина) и чулки. Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы серых и   черных   слушков,   низкие   крутые   шапки   с   узким   (10­12   см)   меховым вертикальным околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса. Вероятно часть зажиточных казаков носили в качестве народного   убора   шапки   типа   мегерок   (изображение   мегерок   есть   на войсковым   и   куренных   печатях;   возможно   выражение   «шапка   казацка» обозначало этот головной убор). На печатях имеется изображение головного убора   с   узким   околышем   и   высокой   грушевидной   тульей,   состоящей   из нескольких долек. По форме он подобен митре. Шапки такого рода бывали у крымских татар, ногайцев, а также адыгов и ряда других народов Кавказа. По словам   И.Д.   Попко,   казаки   называли   такие   шапки   «крымскими».  Сложная технология   и   дорогие   материалы,   используемые   при   их   изготовлении, определенные   неудобства   повседневной   носки   заставляют   усомниться   в широком   распространении   таких   шапок   у   казаков.   Часть   старшин употребляла полусферические (точнее сфероконические) шапки из дорогих материй,   обложенные   вокруг   и   накрест   позументами.   Очень   часто   в письменных источниках встречаются «шапка казацка чабапка». Поскольку ни разу   не   указан   матерчатый   вершок,   можно   полагать,   что   чабапка изготавливалась целиком из слушков. Вершки шапок, как правило, суконные, иногда   плисовые.   Преобладающий   цвет   –   синий,   голубой,   реже   зеленый. Красный   верх   шапок,   вопреки   дореволюционных   историков,   употреблялся крайне   редко.   Шлык   –   верх   шапки,   свисающий   в   виде   лопасти,   ­   по документам не прослеживается, правда и описания очень лаконичны. Лишь в воспоминаниях И.М. Сбитнева (20­е годы XIX века) говорится о шапках с длинными хвостами.

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»

«Воинская культура казачества как «православного рыцарства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018