Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Война и мир.doc
«Война и мир»
(Материалы литературной гостиной)
Композиция романа «Война и мир».
При прочтении роман воспринимается читателем в виде ряда ярких
жизненных картин, сменяющих друг друга, как в калейдоскопе. Толстой не
хотел сводить многообразие жизни к какомуто одному итогу, а наоборот,
хотел показать жизнь во всем ее неистощимом многообразии. При всей
независимости картин жизни все они соединены в единое художественное
полотно. Причем связь эта обусловлена не общим сквозным действием.
Внимание автора сосредоточено на истинно народных ценностях, которые
близки и лучшим представителям дворянства, – на идеалах «простоты, добра
и правды». Именно в этих идеалах заключена мысль народная, столь дорогая
сердцу писателя, составляющая душу романаэпопеи и связывающая воедино
столь различные проявления человеческого бытия: проигрыш Николая
Ростова Долохову значительной части семейного состояния и пение Наташи,
состояние Пьера Безухова перед Бородинским сражением, пожар в
Смоленске и поведение купца Ферапонтова, патриотический поступок
Наташи при оставлении Москвы, сцена охоты, отражающая основную идею
романаэпопеи об объединении людей разных сословий.
Основное действие романа «Война и мир» охватывает семь с половиной
лет, соотнесены композиционно две войны (1805 и 1812 годов).
Реальные исторические лица и вымышленные персонажи Толстой
изобразил одними и теми же художественными средствами, показал в одних и
тех же исторических ситуациях, упомянул в одних и тех же рассуждениях. В
единое целое связаны не только разные темы, но и различные формы повество
вания (живые картины жизни, обзорные сообщения о событиях, философские
и публицистические рассуждения писателя).
Система персонажей в романе «Война и мир».
Для Толстого частная жизнь и исторические события едины и
равноценны. Герои романа делятся на два типа: герои пути, т.е. имеющие
развитие и интересные автору в своем духовном движении, и герои вне пути,
остановившиеся в своем внутреннем развитии. Среди героев без развития мы
находим не только Анатоля Курагина, Элен, Анну Павловну Шерер, но и
Кутузова и Платона Каратаева. В духовном развитии автору особым образом
дороги герои, идущие по пути самосовершенствования (Пьер, князь Андрей, княжна Марья, Наташа Ростова). Таким образом, система персонажей романа
«Война и мир» подчинена глубокой внутренней логике. Полюсами романа,
определяющими направление духовного тяготения остальных героев,
являются два героя «вне пути» – Кутузов и Наполеон.
Наполеон и Кутузов. В образе Кутузова отражено духовное слияние
полководца с русским народом. Это светлый полюс романа. Его духовная
задача – всегда находиться на высшей точке развития, не допустив ни одного
собственного эгоистического шага.
Образ Наполеона – противоположный полюс романа. Он воплощает в
себе холодный эгоизм, самовлюбленность, готовность ради достижения своих
целей с легкостью жертвовать чужими жизнями, даже не считая их. По
Толстому, это предел духовной деградации (деградация – постепенное
ухудшение; снижение или утрата положительных качеств; упадок,
вырождение), воплощение «наполеоновской идеи», захватившей русское
общество с 1805 года.
Духовный путь героев романа «Война и мир» может быть направлен в
сторону Кутузова, т.е. к самосовершенствованию через самоотречение, к
единению с народом, или в сторону Наполеона, т.е. к духовной деградации в
результате страха перед напряженной духовной работой. Духовный путь
любимых толстовских героев лежит через преодоление в себе
«наполеоновских» черт и идей. Именно поэтому все герои, избравшие путь
отказа от духовной работы, объединены «наполеоновскими» чертами и
составляют мир светский.
Л.Н. Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи
войны и идеи мира, отраженных в романе в этих двух образах. Герои романа
по соотнесенности с образами Наполеона или Кутузова делятся на «людей
войны» и «людей мира». «Людьми войны» становятся далекие от сражений
представители светского общества, тогда как военный человек Кутузов
воплощает, по мысли Л.Н. Толстого, идею мира. Наполеон – завоеватель.
Кутузов – защитник, ему глубоко противна сама идея захвата чужой земли.
Вот почему по воле Л.Н. Толстого русский полководец не участвует в
заграничном походе русской армии. Он выполнил свою историческую миссию
– освободил Отечество и может теперь спокойно умереть. Об этом
Л.Н.Толстой сообщает в предельно короткой фразе: «И он умер».
Наивысшим, истинно христианским критерием в определении ценности
личности персонажа может служить чистый, непредвзятый детский взгляд.
Толстой дает возможность читателю увидеть происходящее глазами ребенка и почувствовать искренность побуждений каждого персонажа. Например, во
время совета в Филях все симпатии маленькой девочки Малаши принадлежат
именно старому дедушке – Кутузову, мирно дремлющему под фальшиво
патриотический спор военачальников.
«Война и мир» (Материалы литературной гостиной)
«Война и мир» (Материалы литературной гостиной)
«Война и мир» (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.