Хоровое произведение З. Кодая
«Ел цыган сыр»
Содержание:
Введение
Основная часть
Заключение
Cписок литературы
ВВЕДЕНИЕ
Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Кодай - основатель единой системы школьного музыкального воспитания в Венгрии. Цель этого воспитания – музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина.
Хоровое творчество выдающегося венгерского композитора обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора, из них более 80- для хора без сопровождения. В своих произведениях он опирается на оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосия эпохи Возрождения. Гармония композитора построена на пентатонике и древних ладах и выходит за пределы классической мажоро-минорной системы. Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельностью отдельных партий, с полифоническим развитием.
Тонко чувствуя ритмику стиха, композитор достигает полного слияния текста и музыки. Содержание поэтического текста убедительно раскрывается и в плавных мелодических фразах, и в речитативах, и в канонических перекличках голосов. Некоторые смешанные и женские хоры Кодая представляют собой обработки народных песен. Кодай писал: «Очень часто в обработках народных песен имеется больше оригинальности и идей, чем в имитациях, считающихся собственным творением». Такова его обработка «Ел цыган сыр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вокально-хоровой анализ
Диапазоны хоровых партий и
тесситурные условия
Общий диапазон хора А– е2. В каждой из партий присутствуют трудные для
исполнения места, но большая часть произведения написана в удобных тесситурных
условиях.
В голосоведении сопрановой группы
хора сочетается скачкообразное и поступенное движение. В партии сопрано
встречаются скачки на м.3, б.3, ч.4, ч.5. У альтовых голосов встречается
длительное пребывание на одном звуке, а также встречаются скачки на интервалы:
б.3, м.3, м.6, ч.4, ч.5. При исполнении таких скачков, как ч.4, ч.5, нужно
соблюдать единую
певческую позицию и следить за работой дыхания (такты 17-18, 38, 44-45, 48-49,
52).
Помимо сложностей, связанных со скачкообразным движением, альтовые партии могут столкнуться с трудностями и другого порядка. Эти трудности будут связаны с «неразвитостью» их темы и многократным повторением одного и того же звука, так как такое пение требует обострённого слуха и владения определёнными вокально-хоровыми навыками.
Основным исполнительским штрихом в I части является legato маркатированное, во II части – legato (связно) и staccato (отрывисто). Штрих первой части связан с тем, что темп очень быстрый, а динамика p. Чтобы услышать все слова, мы должны несколько подчёркивать гласные, а согласные быстро и чётко проговаривать (но не «выталкивая», не укрупняя их), перенося окончание на следующий слог. Благодаря такому приёму звуковедения все слова будут максимально связаны, и это придаст звучанию нужный характер звука.
Основой звукообразования является дыхание, без которого не может быть правильного певческого звука. В работе над звуком в данном произведении (1 и 3 части), важно добиваться близкого произнесения текста. Данное произведение надо исполнять округлым, прикрытым звуком, артикуляция губ должна соответствовать речевым гласным, только с более активным произношением.
В партитуре встречаются разные
виды дыхания: обще-хоровое, цепное, дыхание посредством пауз. Обще-хоровое
дыхание в этом произведении используется в конце каждой фразы у голосов,
ведущих мелодическую линию в крайних частях. Это будет логично, так как есть
короткие паузы, во время которых можно и нужно взять активное (мгновенное)
дыхание, чтобы в следующей фразе вступить с новым накалом, упруго и чётко.
У аккомпанирующих партий дыхание цепное.
Ансамбль
Темпо-метроритмический
Вследствие отсутствия в произведении
сложных ритмических фигур (за исключением синкопы во 2 части) и смены метра,
достичь метроритмического ансамбля на первый взгляд достаточно просто. Однако
очень большую сложность в организации ритмического ансамбля будут представлять
акцентированные контрастные реплики на слабую и сильную долю (такты 26, 29, 32,
36-39). При исполнении синкопы важным является точный показ сильной доли
дирижёром. Для предотвращения ошибки (удлинение шестнадцатой на сильной доле) в
работе над произведением (при разучивании) поможет и внутри-долевая пульсация.
Важным моментом в хоровом исполнительстве является смена темпа. Темповый
ансамбль зависит от точности, мобильности и организованности дирижерского
жеста. Недопустимо постепенное вхождение в новый темп.
Динамический
Кроме ритмической слаженности,
трудность в этом произведении представляет контрастная смена динамики. Для того
чтобы хор быстро и одновременно смог переключиться с p на f, дирижёру
необходимо употребить внезапный ауфтакт, который при правильном выполнении даст
хороший импульс хору для перехода с тихой динамики на громкую и наоборот. Такие
нюансы представляют собой сложную форму динамического ансамбля и требуют
определённого мастерства в регулировании дыхания.
Дикционный
Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от четкости произнесения слов. При работе над произношением венгерского текста возникнет много проблем, так как он считается одним из сложных языков. Если исполнять на русском, то нужно помнить о близком произношении слов, о четких окончаниях, о твердости слов: «дуба», «леба». В моментах с разной подтекстовкой следить за точностью переходов.
Во II части произношение гласных требует протяжного, продолжительного звучания, согласные же наоборот, должны произноситься ясно и коротко. Особенно нужно обратить внимание на чёткое, почти утрированное произношение согласной «р».
Динамические и тесситурные условия особенно влияют на
дикцию. При работе следует выполнить некоторые правила.
Чёткое произношение текста, без искажений. Слова при пении должны находиться
близко, «на зубах». Точное произношение окончаний: «сыр», «мир», «цветочки»,
«веночки».
1. Редуцированное произношение гласных «Дуба-дубо», «леба-лебо».
2. Согласные, оканчивающие слог, переносятся к следующему слогу: «сыр-ел
цыган».
3. В некоторых словах одни звуки заменяются другими: «солёный– салёный», «Стал
от – стал ат», «Своему – сваему».
4. Чёткое снятие на восьмую длительность: «Дуба!», «Леба!», «Цветочки»,
«Веночки».
Особенности строя
Строй является одним из главных
элементов хоровой звучности и требует постоянного вокально-слухового контроля и
самоконтроля в пении. Также строй зависит от правильного и чистого
интонирования.
Мелодический строй
В отношении мелодического строя
опасными для чистоты интонирования являются ходы на интервалы, в состав которых
входят звуки, возникшие в результате альтерации: 18-21 т.
Также следует обратить внимание на чистоту интонирования кварт и терций в
партии сопрано (такты 26, 29, 32).
Гармонический строй
Сложностью является синтез двух тональных центров: d-moll и a moll, как уже рассматривалось выше. Во II части хора нужно прослушать все аккордовые созвучия, которых не было в I части, где необходимо, применить при работе с хором прием «зафермачивания», чтобы прослушать тот или иной аккорд. Так как в этом произведении нет постоянной тональной основы, задача каждой партии сохранять слуховой и интонационный контроль. От этого зависит чистота и точность как мелодического, так и гармонического строя произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно представить историю музыки XX века без тех страниц, которые
принадлежат Золтан Кодаю – композитору, фольклористу, педагогу и деятелю
массового музыкального воспитания. Сохраняя особенности фольклорного
первоисточника и его исполнительские черты (стиль parlando rubato), композитор
тонко обогащает народно-песенный материал современными выразительными
средствами. В то же время мелодии его оригинальных произведений подчас трудно
отличить от подлинных крестьянских напевов - так органично связан с фольклором
его музыкальный язык. Хоры Кодая отличаются ярким национальным колоритом,
красочностью. Использование голосов нередко приводит к сложным гармоническим
комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд), тональным сдвигам,
иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды,
сопоставление хоровых групп, соло и тутти. Исполнение таких хоров доступно
высококвалифицированным коллективам. Композитор – выдающийся мастер и патриот -
отдал родной Венгрии всё своё громадное творческое дарование и прославил её
культуру во всём мире.
Литература:
1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в Венгрии Л.А. // Музыкальное
воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л.А. Баренбойм. М.: Сов, композитор,
1983. - 5-40 с.
2. Богданова. Т. Основы хороведения : учебное пособие, Минск : БГПУ, 2009. –
132с.
3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987 – 95 с.
4. Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. –
М.: Композитор, 1993. – 48 с.
6. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
7. Копытман Н. Хоровое письмо, М.1974
8. Краснощёков В. Вопросы хороведения, М., Музыка, 1969 - 299с.
9.Мартынов И. З. Кодай.М.- Монография – М.: Сов. Композитор, 1983. -250 с.
10. Романовский Н. Хоровой словарь Л., 2005 – 230с.
30с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.