Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Познакомить детей с формой рондо. Ход занятия: П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано. Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал). Название «Турецкий марш» появилось из-за того, что эта музыка очень ритмичная и напоминает марш, хотя в ней чувствуется и танцевальность. Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и скажите, какая это музыка по характеру. («Турецкое рондо» исполняется на фортепиано или звучит в записи.) Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда громкая, торжественная. П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая, полетная, но в рондо есть эпизод другого характера - торжественный, ликующий. (Исполняется повторно.)
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,  ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с формой  рондо. Ход занятия: П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас услышите,  любима многими людьми. Она очень известна и популярна  во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея  Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом,  блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил  удары большого турецкого барабана, неизвестного в те  времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca»)часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано  оно было как третья часть сонаты для фортепиано. Рондо ­ это произведение, состоящее из нескольких частей,  одна из которых, главная, повторяется, несколько раз.  Рондо в переводе с французского языка означает  «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия,  повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В  промежутках между повторениями основной темы звучит  другая по характеру музыка ­ эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними  хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот  же припев, а солисты исполняли разные эпизоды.  «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким  маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал).Название  «Турецкий марш» появилось из­за того, что эта музыкаочень ритмичная и напоминает марш, хотя в ней  чувствуется и танцевальность. Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и скажите, какая  это музыка по характеру. («Турецкое рондо» исполняется  на фортепиано или звучит в записи.) Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда  громкая, торжественная. П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая,  полетная, но в рондо есть эпизод другого характера ­  торжественный, ликующий. (Исполняется повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать  трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать  музыкальные инструменты, соответствующие по тембру  характеру музыки (оркестровка).Ход занятия: П е д а г о г. На прошлом занятии вы познакомились с  «Турецким рондо» В. А. Моцарта. Как меняется характер  музыки? (Звучит рондо.) Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом  торжественная, громкая. П е д а г о г. Основная тема (она называется  рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с эпизодом  другого характера. В этом рондо и основная тема, и эпизод  состоят из трех частей. Основная тема нежная, воздушная,  изящная (исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка, которая звучит ярче, звонче, увереннее (исполняет  фрагмент, 9­16­й такты). На каком инструменте можно  сыграть начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый,  радостный характер музыки?Д е т и. На металлофонах, колокольчиках. П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит ярче,  звонче? Д е т и. На треугольнике. П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую, основную  тему ­ рефрен. (Дети оркеструют рефрен.) В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей. Он  начинается и заканчивается яркой, решительной,  призывной, торжественной, праздничной мелодией,  сопровождающейся аккомпанементом, который похож на  удары турецкого барабана ­ четкие и  энергичные. (Исполняет фрагмент, 25­32­й такты.) А середина эпизода, какого характера? (Исполняет  фрагмент, 33­56­й такты.)Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая. Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых,  стремительных, летящих звуков в непрерывном движении.  Она легкая, живая, полетная, лучистая. (Исполняет  фрагмент повторно.) Но вот опять турецкий барабан  настойчиво, сильно, решительно сопровождает  торжественную мелодию. (Звучит фрагмент, 57­64­й  такты.) Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт музыке, в  начале и конце эпизода, когда звучит торжественная  мелодия? (Дети оркеструют начало эпизода.) А в середине эпизода, на каких инструментах можно  подыграть лёгкой и воздушной мелодии? Д е т и. На колокольчиках, треугольнике.П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я ­ на  фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, а в  середине – на колокольчиках и треугольнике. (Дети  оркеструют эпизод.) Потом первая тема ­ рефрен и эпизод ­ повторяются ещё  раз, но эпизод «теряет» свою серединку, лёгкую,  воздушную, ажурную, подвижную мелодию. Он звучит не  полностью, а только его начало (с сопровождением  турецкого барабана). Эта торжественная, праздничная  музыка как бы утверждается. Заключительная часть рондо,  которая называется кода, звучит радостно, решительно,  энергично. Подыграйте мне на всех инструментах сразу в  конце рондо. (Дети оркеструют коду, потом все рондо  целиком.) 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать  контрастные части рондо, оркестровать пьесу, передавать  характер музыки в движениях. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо произошло от  древних хороводных песен, в которых хор повторял  главную тему, а солисты исполняли разные куплеты.  Давайте встанем в круг, в хоровод. Под звучание первой,  главной темы ­ рефрена вы будете маршировать, легко и  изящно, как подсказывает вам музыка. В средней части  рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в ладоши ­ звонко  или легко, а солисты внутри круга будут импровизировать  свои движения, соответствующие характеру музыки. (Одни дети двигаются под музыку, другие оркеструют пьесу.)