Волонтерское объединение – одна из форм воспитания подрастающего поколения
З.А. Выголова,
Директор МАОУ «Гимназия №8»
Г. Пермь В гимназии выстраивается воспитательная система через освоение технологий и практик деятельности РДШ - Российского движения школьников. Для гимназии это возможность расширения воспитательного пространства и мощное средство формирования гражданской российской идентичности, что является стратегической задачей в воспитании подрастающего поколения.
Для организации занятий в гимназии созданы хорошие условия: есть малый и большой спортивные залы, тренажерный зал, большой актовый зал с современной звуковой аппаратурой, музей, музыкальные кабинеты, стадион, спортивная площадка, костюмерные. Гимназия полностью укомплектована спортивным инвентарем. Имеется собственная лыжная база.
Четыре направления деятельности РДШ: «Гражданская активность», «Личностное развитие», «Военно-патриотическое», «Информационно - медийное». Работа гимназии по направлению «Гражданская активность» выстраивается как социально-преобразующая на основе социального партнерства и нацелена на формирование патриотизма и гражданкой активности обучающихся через добровольчество.
Формирование гражданско-патриотических качеств у молодежи – насущное требование времени и основная задача воспитания. Современное общество озабочено падением нравственного сознания у подрастающего поколения, и перед институтами гражданского общества стоят конкретные задачи, направленные на формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, правового самосознания и патриотизма, способности к успешной адаптации и социализации.
Развитие добровольческого движения в гимназии, вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности, различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека. В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, обучающихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. Волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны. Необходимо в условиях многообразия жизни научить молодое поколение жизненной активности, самостоятельному выбору, самореализации, развивать социальную инициативу молодых, способствовать их социализации.
Гражданско-патриотическое направление воспитания реализуется как в учебной, так и во внеурочной деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, досуговоразвлекательной, художественно-творческой, трудовой, спортивно - оздоровительной. Дополнительное образование обеспечивает интеграцию обучающихся в общество, развитие их самодеятельности и самоорганизации, непосредственное участие в решении собственных проблем, содействует развитию, самореализации и социализации, включению в социально-экономическую жизнь общества и представляет собой полигон для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов.
Наиболее полно и эффективно это происходит через организацию социально- значимой, преобразующей добровольческой деятельности, через участие в детских и взрослых организациях и объединениях.
С 2007 года в гимназии активно действует отряд волонтеров «Дорога Добра».
Каждое лето в гимназии в содружестве работают отряды: «Юный Кировец», «ЭКОград».
В год 70-летия Победы в гимназии создан отряд «Патриот».
Идеи добровольческой (волонтерской) деятельности воплощаются в жизнь через технологии социально-значимых акций, проектов, коллективно-творческих делах: - проекты: «Солдаты с улицы Рыбалко», «Дорогие мои старики…», «Собака бывает кусачей», «Весенний скворечник», «Афганский излом», «Экологический марафон», «Память навсегда», «Звезда Героя», «Пермский благотворительный сезон»;
- акции: «Четыре лапы», «Новый год - волшебный праздник», «Чистый берег», «ЗимаШарфики», «Благотворительная банка» и другие.
Одним из средств повышения эффективности социально-значимой деятельности и формирования базовых национальных ценностей является социальное партнёрство. Организация системы воспитания учащихся гимназии на основе социального партнерства предполагает тесное сотрудничество с семьей и социумом.
Многие наши начинания преследуют цель воспитать будущих лидеров, дать возможность наиболее талантливым попробовать себя в общественно значимой работе на благо гимназии, своей малой родины, на благо России. Сказать, что делать добро стало модно, - это только пиар-ход. Добро изначально заложено в человеке, его надо только подогревать, стимулировать, развивать и обязательно поощрять.
С целью популяризации волонтерского движения на территории Пермского края, поощрения самых активных волонтеров в 2009 году была создана Трудовая Книжка добровольца Пермского края, которая является основным документом, фиксирующим добровольческую деятельность гражданина. 15 учащихся гимназии имеют такие Книжки за систематическую волонтёрскую деятельность.
В гимназии применяются различные методы и средства мотивации участия в социально-преобразующей деятельности:
- линейки по итогам участия в добровольческой деятельности;
- информация в школьной газете «Большая перемена», в СМИ района и города;
- приз «Доброе сердце» ученику, классу, педагогу и родителю;
- символика и униформа отряда волонтеров;
- благодарности и поощрения от социальных партнеров;
- участие в районных, городских, всероссийских, международных конкурсах, слетах, форумах добровольцев.
Деятельность добровольца не предполагает материального вознаграждения, она дает моральное, нравственное удовлетворение, новые знания и опыт. В отдельных случаях присутствует и более прагматичные вещи – приобретение авторитета, общественный статус, признание, репутация для дальнейшего карьерного роста. Но это здоровый прагматизм, поскольку молодой человек понимает, что если ему в карьере повезло, то ее он начал с добрых дел, т.е. с добровольчества.
Каждый волонтерский проект, акция, мероприятие – это результат сотворчества, сотрудничества, сопереживания всех его участников.
В течение учебного года каждый волонтер имеет возможность приобрести необходимый организаторский, управленческий и лидерский опыт, а также практику исполнительской дисциплины. Школьник становится не просто добрым человеком, а ответственным добровольцем. В целом, волонтерское объединение – одна из форм самоуправления в ОУ.
Ежегодно деятельность волонтерского отряда гимназии проходит под разными девизами: «Школа – место добрых дел!», «Все зависит от нас самих», «Добро без границ», «Копилка добрых дел».
Все достижения – это результат активной совместной деятельности дружной команды детей, педагогов, родителей, друзей и партнеров гимназии.
Быть волонтёром сегодня — значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.