КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Кружковое занятие
Тема: «Волшебные ручки».
Творческая мастерская.
КТД. Изготовление поделок из природных материалов.
Выполнила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
2022 год.
Тема: «Волшебные ручки» Творческая мастерская.
Вид занятия: Кружковая работа. КТД. Изготовление поделок из природных материалов.
Цель занятия:
Формирование культуры общения, устойчивого интереса к ручному труду. Умение передавать красоту осенней природы, формировать и развивать творческое воображение, эстетический вкус и экологическое мышление учеников.
Задачи:
Образовательные:
- научить приемам работы с разными природными материалами;
- научить техническому мастерству в изготовлении поделок;
- научить самостоятельному решению при создании композиции по замыслу.
Развивающие:
- способствовать творческому подходу к работе, развивать эстетическое восприятие;
- способствовать развитию художественного вкуса и образного мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- формировать устойчивый интерес к изучению мира вокруг и воплощению его в творчестве, развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к искусству творчества, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание, доброту и отзывчивость.
Материалы:
1. Природный материал: сухие осенние листья с разных деревьев; сухая трава; сухие цветы; колоски; подсолнечные семечки; мох; березовые пенёчки; веточки.
2. Картон; клей ПВА; кисточки; шерстяные нитки красного и коричневого цвета; цветная бумага; акварельные краски.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»
План:
I.Организационная часть - 1 - 2 мин.
II.Сообщение цели - 2 мин.
III. Вводная беседа - 10 мин.
IV.Постановка задачи - 1 - 2 мин.
V.Самостоятельная работа - 15 - 20 мин.
VI.Подведение итогов - 3 мин.
Всего (40 мин.)
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых материалов и инструментов.
II.Сообщение цели.
Формировать и развивать творческую культуру общения, устойчивый интерес к ручному труду. Уметь передавать красоту осенней природы, художественный вкус и образное мышление.
III.Вводная беседа.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»)
В настоящее время занятия творческой деятельностью становятся более образовательными, познавательными, а от этого и интересными. Сегодня мы с вами выполним поделку из природного материала, полагаясь на наличие определённого жизненного, зрительного опыта.
Послушаем стихотворение «Осень»
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник
И зарделись клёны,
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
- Золотом одета.
(Э. Федоровская)
Всего несколько строк – и создан удивительный мир осенней природы. Но каждый ли «увидит» пейзаж близким тому, каким восхищался поэт? Каждый ли представит себе краски осеннего леса, сложные оттенки осеннего дня? Далеко не каждый! Для большинства картина будет весьма туманной. Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого, нужно ещё и самому при этом понимать, любить и беречь окружающую нас природу.
Но прежде чем приступить к выполнению нашей творческой работы, проведем коррекционное упражнение на экологическое мышление.
Коррекционное упражнение:
- как называются эти деревья? Показываю наглядный материал.
Ответ: Береза, клен, ель, дуб.
- этот листочек с какого дерева? Показываю наглядный материал.
Ответ: Берёзовый листочек.
- этот листочек с какого дерева? Показываю наглядный материал.
Ответ: Кленовый листочек.
- на каком дереве растут шишки? Показываю наглядный материал.
Ответ: На ели.
- на каком дереве растут жёлуди? Показываю наглядный материал.
Ответ: На дубе.
Сейчас я предлагаю вам побыть немного волшебниками. Для начала нужно познакомиться с теми материалами, которые необходимы волшебникам, чтобы совершить чудо. Я предлагаю рассмотреть природный материал и обратить внимание на то, что дала нам матушка природа: листочки с разных деревьев, разной формы и совершенно разного цвета. (Ребята сравнивают их). Теперь давайте рассмотрим берёзовые пенёчки, веточки, мох и другие материалы. Давайте прикоснёмся к ним руками и ощутим тепло родной земли, вдохнём запахи ароматных луговых трав и свежего ветра, услышим щебетанье птиц и шелест трав. По средствам нашего воображения и образного мышления, мы побывали с вами на экскурсии у матушки природы.
IV.Постановка задачи.
- Подключите свое воображение и образное мышление, для определения композиционного решения вашей творческой работы, забавных троллей на осенней поляне.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятия.
1.Приготовь весь природный материал для работы.
2.Приготовь клей, кисточки, ножницы, картон, бумагу, воду, тряпочки.
3.Тряпку для рук держи рядом на парте.
- Зарядка для пальчиков нам поможет выполнить задание аккуратно и хорошо.
Внимание!
- У оленя дом большой
- Смотрит он в своё окно,
- Зайка по лесу бежит
- В дверь ему стучит,
- Тук, тук дверь открой,
- Там в лесу охотник злой,
- Зайка, зайка забегай
- Лапу мне давай.
V.Самостоятельная работа.
Для начала мы повторим ТБ при работе с ножницами.
1.Хранить ножницы нужно в футляре.
2.Не держи ножницы острыми концами вверх.
3.Не оставляйте ножницы на рабочем месте раскрытыми.
4.Передавайте их кольцами вперёд.
5.При работе берегите пальцы левой руки.
6.При резании по прямым линиям плавно перемещать ножницы вперёд. Заготовку держать на месте.
7.При резании по окружности перемещайте бумагу на ножницы.
Правила ТБ при работе с клеем.
1.Перед работай с клеем нужно застелить стол или парту клеёнкой.
2.Постарайтесь, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3.Если вдруг клей всё же попал в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза тёплой водой.
4.После работы клей плотно закройте, уберите.
5.Обязательно вымойте руки.
(Дети разделены на три группы по индивидуальным особенностям).
Каждой группе учеников даётся своё задание.
I группа.
Задание: Выполнить забавных троллей, украсить их густыми прядями волос; приклеить носик; глаза и ротик нарисовать красками.
Объяснение: 1. Для начала украсим наших троллей густыми прядями волос. Для этого намотаем шерстяные нити на плоский предмет высотой 5 см, например плотный картон, ножницами отрежем нитку и её концом снизу свяжем в крепкий узел намотанную нить.
2. Затем осторожно разрежем получившиеся наверху петли ножницами, и волосы для тролля готовы.
3. Укрепим получившийся пучок сверху на берёзовом пенёчке при помощи клея ПВА и хорошо просушим!
4. Для того чтобы получить нос, возьмём деревянный шарик, при помощи рашпиля сделаем плоской одну из его сторон и приклеим плоской стороной к полену. Глаза и ротик нарисуем красками.
II группа.
Задание: Выполнить подсолнух, вырезать из цветной бумаги лепесточки и приклеить их на картонный круг, затем приклеить подсолнечные семечки по всему кругу.
Объяснение: 1. Вырежем круг из плотного картона.
2. Вырежем из жёлтой цветной бумаги лепестки подсолнуха. Нанесём клей ПВА по краю картона и приклеим лепестки.
3. Нанесём клей ПВА на середину круга, где приклеены уже лепестки, и приклеим семена подсолнуха. Хорошо просушим!
III группа.
Задание: Выполнить основу для задуманной композиции из забавных троллей, подсолнуха, искусственных фруктов и насекомых.
Объяснение: Возьмём прямоугольный плотный картон, нанесём на него клей ПВА и приклеим сухие листочки, цветочки, колоски.
(Во время самостоятельной - практической работы учащихся, оказываю индивидуальную помощь при необходимости).
VI.Подведение итогов занятия.
Завершение КТД.
Давайте рассмотрим, у кого что получилось. Теперь соединим всё вместе в задуманную ранее композицию, немного фантазируем и посмотрим на получившийся результат коллективной работы. Творческая работа волшебников готова. Проводится краткий анализ выполненных работ и работы в целом.
Анализ проводится по следующим направлениям:
- уровень овладения приёмами технического мастерства в изготовлении поделок из природных материалов;
- аккуратность;
- умение работать коллективно.
Закрепление материала. Опрос детей.
- С каким материалом мы работали?
- Что относится к природным материалам?
- С помощью чего мы передавали настроение?
- Понравилось ли вам работать коллективно?
- Понравилось ли вам быть волшебниками в творческой мастерской.
Хвалю всех детей за хорошую, дружную, коллективную работу.
Проводим уборку рабочих мест.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.