Волшебные предметы в русских народных сказках.
Оценка 4.7

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.04.2018
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Долгие века русские народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. Волшебная сказка - самая традиционная и самая популярная разновидность русской народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Неудивительно, что говоря "сказка", мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с читателем на протяжении многих лет. Все мы отлично представляем себе, что такое волшебная сказка. И всё-таки стоит присмотреться к ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования. На основании анализа актуальности, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в применении знаний о волшебных предметах русских народных сказок, как средства развития интереса к чтению у младших школьников.
Волшебные предметы в русских сказках.doc
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Белоярского района  «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»               Волшебные предметы в русских народных сказках   Автор проекта:   Калибаба Александра Алексеевна Класс  4  Руководитель проекта: Трапезникова Галина Николаевна    МАУДО ДДЮТ     Педагог дополнительного образования 2015 Содержание Введение………………………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Разновидности русской народной волшебной сказки……………………………... 5 Глава 2. Волшебные предметы………………………………………………………………... Заключение …………………………………………………………………………………….. 10 13 Литература ……………………………………………………………………………………... 14 2 Введение     Актуальность   темы и проблемы исследования   обусловлена       противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, это отношение критическое. "Пора сбросить сказку с пьедестала" — под таким лозунгом состоялись два международных симпозиума в  западной Европе,    где   говорилось,   что   сказочная   "действительность"   ни   в   коей   мере   не   отражает экономических   взаимоотношений   эпохи,   в   то   время   как   дети   должны   быть   в   курсе современных   событий,  новейшего  состояния   науки  и  техники,   особенностей  человеческих отношений.  С другой стороны, наблюдается небывалый  рост сказочной продукции  в виде книг,   пластинок,   фильмов,     а   также   активизация   исследовательской   деятельности   по изучению сказок. Подобное противоречие   исследователи сказок отмечают во всех странах. Мы живем в России,  и  будем говорить о русских народных сказках.   Долгие века  русские  народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники   информации.   Сказки   ­   это   настоящая   бытовая   энциклопедия   прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. Волшебная  сказка  ­ самая традиционная и самая популярная разновидность русской народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Неудивительно,  что говоря "сказка",  мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с читателем на протяжении многих лет.   Все  мы     отлично   представляем  себе,   что  такое  волшебная   сказка.  И  всё­таки  стоит присмотреться к ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования.      На основании анализа актуальности, была сформулирована проблема исследования, которая  заключается  в      применении   знаний  о  волшебных предметах русских народных сказок, как средства развития интереса к чтению у   младших школьников.        Актуальность   выявленной   проблемы   и   ее   социальная   значимость   определили  тему исследования:  «Волшебные предметы в русских народных сказках».    Цель исследования: создать классификацию волшебных предметов.    Объект  исследования –  русские народные сказки.     Предмет  исследования –   волшебные предметы. 3 Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую  гипотезу:   количество   волшебных   предметов   ограничено,   они   повторяются   в разных сказках.       Предмет   исследования   и   выдвинутая   гипотеза   позволили   наметить   следующие  задачи исследования: 1. Прочитать  русские народные волшебные сказки. 2. Определить  количество  волшебных предметов в них. 3. Выявить общие признаки волшебных предметов  и разделить  их на группы. 4. Оформить   результаты   исследования   в   виде   слайд­презентации,     текста исследовательской работы. В работе 14  страниц, она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 источников.        4 Глава 1. Разновидности русской народной волшебной сказки.    Волшебные   сказки  первоначально   были   связаны   с   мифами   и   имели   магическое значение,   были   своего   рода   заклинаниями.   С   течением   времени   в   них   сохранились   лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью.   Эти   представления   воплощаются   в   образах   положительных   героев,   неизменно выходящих   победителями   в   борьбе   против   носителей   зла   и   несправедливости.   Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо­ Юдо, змей многоголовый) –  о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна­лягушка), о мачехе и   падчерице   (Мороз   Иванович,   Золотой   башмачок,   Хаврошечка),   о   добывании   чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо   отличаются   богатой   словесной одноглазое).   Русские   народные   волшебные   сказки   орнаментикой,   им   свойственны   затейливые   присказки   и   концовки,   сказочные   формулы,   многочисленные повторы. Русские  народные волшебные  сказки можно разделить по тематическому принципу сказки героические, чудесные и авантюрные.   Предметом   героических   сказок   является   тема   защиты   богатырем   “своего”   мира, живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, “змеем”.   Чудесные   сказки   повествуют   о  чуде   и   связанных   с   ним  необычных   (“чудесных”) существах –   чудесных   женихах   и   женах,   обладающих   сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).   Авантюрные   сказки   лежат   на  границе   между   сказками   волшебными   и   социально­ бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни 5 о диковинках, сюжет их так же занимателен  и увлекателен, как сюжет чудесных сказок;   хотя   их   события   кажутся   невероятными,   нереальными,   они   всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально­бытовых.  Исследователи  сказок предлагают свои классификации. Сюжетную классификацию волшебных сказок, которую разрабатывают   параллельно с тематической,   предлагает   В.Я. Пропп.  Он выделил сказки шести сюжетных типов:       сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);  сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;  сказки о чудесном помощнике;  сказки о чудесном предмете;  сказки о чудесной силе или умении;  прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).  Работа в данном направлении была продолжена Т.В. Зуевой и К.Е. Кореповой, которые приведенную   выше   классификацию   дополнили   следующими   сюжетно­жанровыми разновидностями:       сказки о чудесной задаче;  сказки о чудесных женихах и невестах;  сказки о чудесных детях;  сказки о брачных испытаниях;  сказки о детях, ведьмах и людоедах;  сказки о невинно гонимых;  героические сказки.     Многие   волшебные   сказки       построены   по   единой   композиционной   схеме,   имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные   задачи   и   благополучно   возвращается   в   свой   мир.   Действие   сказки   протекает   в неопределенно­прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную 6 неопределенность (“давным­давно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия (“стали жить­поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут”). Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным   противником,   чудесное   бегство   с   превращениями   и   бросанием   магических предметов).   В сказке он может быть представлен как     герой чудесного или благородного происхождения,  необычной физической силы  или как герой ­ “дурак”. Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться. Сказки о чудесной задаче. Цикл   сказок   о   чудесной   задаче     представлен   такими   сказками,   как   “Василиса Прекрасная”, “Синяя Свита”, “Звериное молоко”, “Ведун”, “Пойди туда – не знаю куда, принеси   то –   не   знаю   что”,   “Братец   у   Бабы   Яги”,   “Летучий   корабль”,   “Сивко­бурка”, “Торбочка­самобранка” и др.  Сказки этого цикла особенно ярко выражают представления людей о загробном мире, в их основе лежит идея бессмертия живого и единства океана жизни. Поэтому для некоторых героев   данных   сказок   характерно   оборотничество,   перевоплощение.   Однако   главными   их героями являются обыкновенные люди: она – царевна, он – обычно царский или купеческий сын, но иногда и Иван­дурак или запечник Емеля. Сюжет   этих   сказок   связан   с   тем,   что   герой   отправляется   в   “тридевятое   царство, тридесятое   государство”,   где   находится   все   чудесное.   Чудесное   царство   может   быть расположено   под   водой,   под   землей,   в   далеком   лесу.   При   этом   всегда   имеется   в   виду мифическое   царство   мертвых,   проводником   в   которое   чаще   всего   бывает   Баба­Яга.   От “своего” мира “иное” царство всегда отделено какой либо границей: это может быть тяжелый камень, столб с надписью, высокая и крутая гора, река или море; чаще всего на границе двух царств стоит избушка Бабы­Яги. Центральными событиями сюжета являются чудесная задача и ее решение.   Сказки о детях, ведьмах и людоедах.  Примерами  сказок  данного  типа  могут служить   “Девочка  и медведь”,  “Ивашко  и ведьма”, “Учитель и ученик”, “Ольшанка”, “Мальчик­с­пальчик”, “Морозка” и др.  7 Герои сказок – мальчик или девочка, или мальчик и девочка, или группа мальчиков (“семь братьев”).  В сказках     рассказывается  о пребывании  детей в лесу у страшного существа, которое может их погубить, – Бабы Яги, Морозки, лешего, медведя и т.п.  Сюжет их прост и однотипен: дети попадают в лес; в лесу они проходят своеобразное испытание;   выдерживают   это   испытание;   награждаются;   возвращаются   домой.   Некоторые сказки состоят из двух повторяющихся  сюжетных ходов;  отличие их в том, что в одном рассказывается   о   герое,   который   удачно   проходит   испытание   и   возвращается   домой   с подарками,   а   второй   ход –   это   неудачное   подражание   первому:   герой   не   выдерживает испытания и погибает. Сопоставление правильного и неправильного поведения придает сказке нравоучительный характер.  Сказки о невинно гонимых. Сказками   данного   типа   являются   “Золотое   веретено”,   “Крошечка   Хаврошечка”, “Замарашка”, “Падчерица”, “Конская голова”, “Косоручка” и др.  Героями сказок о невинно гонимых чаще всего бывают младший брат, или младшая сестра, или падчерица. Образы главных героев, как правило, идеализируются и противопоставляются соответственно образам старших братьев, сестер, родной дочери. В результате центральным оказывается   мотив   соперничества   между   братьями   (сестрами),   в   котором   побеждают младшие, обездоленные, гонимые. Наиболее популярной и любимой героиней в русских народных сказках этого типа оказалась падчерица. Она страдает от жестокости и жадности мачехи, которая заставляет ее работать   с   утра   до   вечера,   а   своих   родных   дочерей   жалеет   и   лелеет.   Обычно  падчерице помогает  тотемное животное, покойная мать или “куколка”, оставленная матерью. Сказки о чудесных героях. К сказкам о чудесных героях относятся “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Снегурочка”,   “Иван–Медвежье   Ушко”,   “Царевна   Лягушка”,   “Чудо   Морское –   Зверь Лесной”, “Кривая уточка” и др.  Сказки   этого   цикла   связаны   с   древними   тотемистическими   верованиями;   они рассказывают о чудесной жене, чудесном муже или чудесном ребенке. Чудесным супругом в сказке может быть как жена (жена­лягушка, девушка­птица, жена­змея), так и муж (муж­уж, муж­рак, муж­чудище; Ворон, Орел, Сокол из сказки “Чудесные зятья”). Чудесные дети в сказке – это чаще всего дети, рожденные от брачной связи с тотемным животным; такой ребенок был необыкновенным, наследовал чудесные возможности своего родителя, а иногда и внешние черты (как Иван – Медвежье Ушко). 8 Звериный   облик   одного   из   супругов   или   ребенка   в   сказке  объясняется   временным превращением   человека   в   зверя,   оборачиванием,   заклятием,   порчей,   насылаемой   злыми духами.   Герой   животного   облика   воспринимался   как   обиженный   судьбой,   требующий сострадания, и сказка вставала на его защиту. Это   самые   поэтические   сказки   в   русском   фольклоре.   В   них   воспевается   любовь, преобразующая возлюбленного, женское  терпение и  преданность, способность сознательно пойти на трудности, износить “три пары железных башмаков”, чтобы найти и вернуть домой любимого.  Героические сказки. Данный   тип   представлен   в   русском   фольклоре   такими   текстами,   как   “Бой   на Калиновом мосту”, “Иван – Медвежье Ушко”, “Анастасия Прекрасная и Иван – русский богатырь”,   “Подземные   царства”,   “Сказка   о   молодильных   яблочках   и   живой   воде”, “Никита Кожемяка”, “Звериное молоко”, “Иван­царевич и Марья Краса Черная Коса” и др. В основе этих сказок лежат древние мифы, в которых человек вступал в борьбу с могучими силами природы. Обычно сказки этого типа изображают не одно событие из жизни героя, а всю его биографию от рождения до женитьбы. Героя сказки отличает от других персонажей   чаще   всего   огромная   физическая   сила   и   чудесное   рождение:   он   может   быть наполовину звериной породы, как Иван – Медвежье Ушко (“Иван – Медвежье Ушко”), или зачат от съеденной рыбы, как братья Иваны, рожденные царицей, кухаркой и коровой (“Бой на Калиновом мосту”), или происходить от домашних животных (Кобылий сын, Быкович, Коровий сын и т.п.). Противники героя – Змей, Кощей Бессмертный, Морской царь, Чудо– Юдо, Вихрь – враждебные силы, связанные с огнем, молнией, громом, водой, горами т. д. Сказки о чудесных помощниках и волшебных предметах.   В данном разделе мы объединили две сюжетные группы сказок – сказки о чудесных помощниках и сказки о волшебных предметах, полагая, что между ними много общего. К названному циклу мы отнесли сказки   “Волшебное кольцо”, “Иван­царевич, серый волк и Елена   Прекрасная”,   “Иван­царевич   и   богатырка   Синеглазка”,   “Иван­царевич   и   девица­ царица”, “Жар­птица”, “Молодильные яблоки”, “Семь Симеонов”, “Двенадцать молодцов из табакерки”, “Конь, сумка и дубиночка”, “Петух и жерновцы” и др. Суть сказок этого цикла составляют события, связанные с чудесным помощником или волшебным   предметом.   Их  героем,   как   правило,   является   Иван­царевич   или   Иванушка­ дурачок. Чаще всего это Иванушка­дурачок – герой внешне непривлекательный, обиженный, 9 презираемый   братьями,   но   имеющий   большие   нравственные   достоинства,   смекалистый, хитрый, лукавый, бесстрашный, ласковый и добрый.  В   роли  чудесных   помощников  могут   выступать   животные –   конь,   волк,   ворон, богатыри­великаны – Дубыня, Горыня, Усыня, повстречавшиеся герою чудесные искусники – Объедало, Опивало, стихии – Вихрь, Ветер, Мороз­трескун. Сходные функции выполняют в сказке   и  волшебные   предметы  и   растения.   В   связи   с   тем,   что   в   сказочном   тексте переосмыслены   предметы,   встречающиеся   в   реальной   жизни,   необходимо   специально остановиться на их символическом значении и роли в волшебной сказке.    Эти сказки  можно  разделить на  две группы сказок – сказки о добывании волшебного предмета (напр., “Жар­птица”, “Молодильные яблоки”) и сказки о получении волшебного предмета и его использовании (напр., “Двое из сумы”, “Волшебное кольцо”). Сказки первой группы   напоминают   мифы   о   культурном   герое:   герой   отправляется   из   дому   на   поиски диковинок, проходит разнообразные испытания, добывает или похищает волшебный предмет и возвращается в “свой” мир. Во второй группе  в начале сказки герой получает волшебный предмет в награду от благодарного животного,  хозяина стихии, однако противник похищает у него диковинку, и герой должен разными способами вернуть себе утраченное диво. Глава 2.  Волшебные предметы. Волшебная сказка ­ это торжество вымысла, она соткана из чудес.                                                                                                                                                                    Говорящая щука                                                      Ведра, которые ходят сами 10 Гусли­самогуды                                                                                                                                                                 Ковер­самолет                                                                Волшебный  клубочек                                                                                               Печь                                                         Избушка на курьих ножках 11 Скатерть ­ самобранка           Меч­кладенец                                           Летучий  корабль                                                               Сани    Число волшебных предметов в сказке так велико,   что кажется  нет такого предмета, который не мог бы фигурировать как предмет волшебный.  Составим классификацию по группам предметов:        предметы одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс)  украшения (кольцо, шпильки) орудия и оружие (меч, дубина, клюка, лук, ружье, кнут, палка, тросточка) всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды (бочки) части тела животных (волосы, перья, зубы, голова, сердце, яйца)  музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли, скрипка) 12    различные   предметы   обихода   (огниво, кремень, полотенца, щетки, ковры, клубочки, зеркала, книги, карты) напитки (вода, зелье)  плоды и ягоды  Таким образом,  волшебные предметы мы смогли классифицировать по группам предметов, прочитав 27 сказок и проанализировав     информацию исследователей сказок. Выводы:  Количество   волшебных   предметов     счету   не   поддается.   Это   связано   с   огромным количеством русских народных  волшебных  сказок.  Волшебные предметы «переходят» из сказки в сказку.  Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или  иным чудесным противником,  чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов.    Классификацию   волшебных   предметов   нельзя   считать   решенной.   Причина   этого заключается,   прежде   всего,   в   богатстве   и   разнообразии   материала,   который необходимо систематизировать.   Заключение В ходе выполнения исследования мы   выполнили задачи:  прочитали   27   русских народных волшебных сказок, описали    волшебные предметы,  выявили  общие признаки    и разделили   их на группы.  Результаты исследования оформили в виде слайд­презентации и текста исследовательской работы. 13 Целью нашего  исследования было создание классификации волшебных предметов. Мы создали   классификацию, однако,   из­за разнообразия сказок и большого их количества классификацию можно дополнить.  Гипотеза не подтвердилась.  Количество волшебных предметов   не поддается счету из­за     богатства и разнообразия  русских народных волшебных сказок. Следующим этапом исследования     будет     знакомство   одноклассников   с   результатами   работы.   Составляется анкета. Мы планируем заинтересовать ребят проведенным исследованием и привлечь  к новой работе по описанию и  систематизации героев русской народной волшебной сказки.           1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // НШ. 1988. № 4. Литература 14 2. Зуева   Т.В.   Чудесный   мир   сказки   и   историческая   действительность   // Восточнославянские волшебные сказки. М., 1992. С. 3­28. 3. Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. 4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Вып. 4. С. 115 5. Пропп В.Я. Указатель сюжетов // Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1957.    6.   Стрельцова  Л.Е.,  Тамарченко  Н.Д.  Глаголъ   и  добро:  Волшебные  и  бытовые  сказки. Тверь, 1994 http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/wc­05.htm               15

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.

Волшебные предметы в русских народных сказках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018