Воплощение времени в искусстве
Оценка 4.6

Воплощение времени в искусстве

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл—11 кл
27.02.2018
Воплощение времени в искусстве
Воплощение времени в искусстве Возрастная категория: 10-11 классы. Тип урока: формирование умений. Форма урока: проблемная дискуссия. Цель: рассмотрение аспектов категории времени на примере сопоставления произведений искусства разных эпох. Задачи урока: • добиться понимания учащимися роли времени в искусстве; • формировать представление о своеобразии восприятия времени в разные эпохи; • развивать у учащихся способности к анализу произведений искусства. Эпиграф урока: “Время – это ткань, из которой соткана жизнь”. С.Ричардсон. Оборудование: презентация с видеорядом по теме урока. Ход урока Слайд 1: I. Вступительное слово. Учитель: Понятие времени играет огромную роль в жизни современного человека, в его мировосприятии, мышлении. Однако, время – очень сложное понятие. Часто оно лукавит с нами, обманывает, и мы блуждаем в лабиринтах его реальности и относительности.
Воплощение времени в искусстве.doc
Воплощение времени в искусстве Возрастная категория: 10­11 классы. Тип урока: формирование умений. Форма урока: проблемная дискуссия. Цель: рассмотрение аспектов категории времени на примере сопоставления произведений  искусства разных эпох. Задачи урока: добиться понимания учащимися роли времени в искусстве;   формировать представление о своеобразии восприятия времени в разные эпохи;  развивать у учащихся способности к анализу произведений искусства. Эпиграф урока: “Время – это ткань, из которой соткана жизнь”. С.Ричардсон. Оборудование: презентация с видеорядом по теме урока. Ход урока Слайд 1: I. Вступительное слово. Учитель: Понятие времени играет огромную роль в жизни современного человека, в его  мировосприятии, мышлении. Однако, время – очень сложное понятие. Часто оно лукавит с  нами, обманывает, и мы блуждаем в лабиринтах его реальности и относительности. Слайд 2: Тем не менее, следует помнить высказывание: “Время – это ткань, из которой соткана  жизнь”. Это высказывание является эпиграфом нашего урока. Каждая эпоха имеет своё представление о времени, о том, что это такое и какими способами можно его исчислять. Но можно ли говорить о категории времени применительно к  произведениям скульптуры, живописи? Ведь образы скульптуры и живописи не меняются и  не развиваются во времени, подобно музыкальной мелодии или ритму танца. Однако,  несмотря на то, что образы живописи неподвижны и неизменны, они способны и стремятся  воплощать представления о времени. Больше того, можно утверждать, что именно дыхание  времени, его ощущение, исходящее от картин, придаёт подлинную жизнь образам живописи,  хотя в действительности они неподвижны. Какими же средствами способна живопись, графика воплотить представление о времени?  Главным показателем времени в изобразительном искусстве является движение.  Интерпретируя какое­либо действие, событие, художник также получает возможность  воплотить свои представления о времени. Именно эту сторону вопроса мы сегодня постараемся проследить – основную линию  развития представлений о времени, о движении и действии в искусстве от Античности до  XVIII века. Для этого мы будем по возможности сопоставлять искусство и философию,  наиболее яркие их созвучия и совпадения. II. Работа по теме урока. Учитель: Начать наш разговор хочется с обращения к античному искусству, так как именно  художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Древнегреческий философ Платон в “Пермениде” называет момент чудесным существом,  которое не пребывает во времени, то есть Платон, а вслед за ним ряд других греческих  философов, сближает момент с вечностью. Именно такой момент времени представлен в  произведениях искусства греческой классики. Слайд 3: Постановка проблемы. Определите, какой момент движения воплощён в статуе Мирона “Дискобол”? Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): Юноша­атлет энергичным, мощным  движением левого плеча вперёд приготовился к метанию диска. При этом он испытывает  колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокойным и сдержанным, торс  дискометателя похож на туго закрученную пружину, чувствуется близость момента её  сильного и энергичного распрямления. Здесь фактически запечатлён промежуточный  момент между замахом и броском диска, поэтому мастерски запечатлённое мгновение  делает это произведение вечным и непревзойдённым памятником искусства. Таким  образом, для классического искусства античности характерен принцип единства действия. Учитель: Новый этап в развитии понятия времени наблюдается в средневековом  мировоззрении. Античный принцип единства действия оказывается утерянным. Ему на смену приходит новое понимание времени как эмоционального потока, в котором происходит  развитие образа, то есть фактически время понимается как жизнь души, которая  переживает одно событие за другим, устремляясь к совершенству. Поэтому в средневековом искусстве в качестве основного принципа используется принцип рассказа, то есть на одной и той же плоскости изображается не одно, а несколько событий или действий. Слайд 4: Постановка проблемы. Опишите этапы действия рельефа “Грехопадение” из цикла рельефов, украшающих  бронзовые двери Гильдесгеймского собора. Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): Рассматривая рельеф, мы чётко видим конкретные этапы действия:   яблоко висит на дереве; змей прельщает им Еву;  Ева берёт яблоко и передаёт его Адаму;  Адам протягивает одну руку за яблоком;  Адам в другой руке уже держит запретный плот. Можно сделать вывод, что средневековый мастер фактически изображает не один момент  события, а последовательность его развития во времени. Слайд 5: Учитель: В готической архитектуре господствует та же идея становления во времени,  которая устремляется ввысь. Видеоряд:  Собор Парижской Богоматери.  Собор в Реймсе. Слайд 6: Учитель: То же мы видим и в готической статуе, всё тело которой насыщено неудержимым  стремлением вверх, словно отрывающим статую от земли.  Скульптуры собора Парижской Богоматери.  Скульптуры собора в Реймсе. Учитель: А вот в искусстве Ренессанса художники в известной мере возвращаются к  античному единству действия. “Живопись, – говорил Леонардо, – должна в одном мгновении  вложить в восприятие зрителя всё своё содержание”. Чтобы иметь возможность  единовременно охватить всё поле зрения, художники Ренессанса изобрели целый ряд  приёмов, которые были не знакомы средневековому искусству. Слайд 7: Постановка проблемы. Знакомясь с видеорядом, определите, какой именно приём был введён итальянскими  художниками в живопись?  Рафаэль. “Мадонна Конестабиле”.  Ван Эйк. “Портрет четы Арнольфини”. Слайд 8:  Антонелло да Мессина. “Святой Себастьян”.  Андреа Мантенья. “Мёртвый Христос”. Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): В качестве одного из самых мощных  средств концентрации впечатления в эпоху Ренессанса художники стали использовать  прямую перспективу, а отсюда следует: 1) единство масштаба, чуждое готике; 2) созвучие пропорций; 3) завоевание глубины пространства. Принцип единства места и действия Ренессанс осваивает окончательно в эпоху Высокого  Возрождения. Это значит, что на картине воплощалось только одно событие, происходящее  в одном пространстве. Слайд 9: Постановка проблемы. Определите, почему фреску “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи можно считать  классическим образцом произведения, в котором соединяется единство места и единство  действия? Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): Леонардо да Винчи на фреске  “Тайная вечеря” сумел разрешить сложнейшую задачу: показать 12 эмоциональных откликов  на слова Иисуса: “Один из вас предаст меня”. Он суммирует отдельные изолированные  действия апостолов, их индивидуальные движения, вызванные единой причиной – словами  Христа, и как бы останавливает время. У Леонардо мимика всех апостолов концентрируется  только на словах, произнесённых Христом. Таким образом, можно сделать вывод, что для художников Высокого Возрождения  движение есть не что иное, как смена неподвижных положений. На их картинах изображены не столько сами движения, сколько выхваченные из потока времени остановки, перерывы  между движениями. Учитель: Во второй половине XVI века происходит новый важный перелом в представлении о  времени. В искусстве начинается формирование стиля барокко. Если представления о времени эпохи Ренессанса можно считать статическими, то аналогичные представления  стиля барокко можно назвать динамическими. Искусство барокко впервые выдвигает  проблему темпа движения, скорости времени, и это первое, что отличает его от Ренессанса.  Второе отличие – это понимание многомерности времени. Дело в том, что у времени есть не  только протяжённость, которую можно представить в виде линии, протянувшейся из  прошлого в будущее, но у времени есть и объём, потому что в один момент времени человек  способен воспринимать зрительные, слуховые, осязательные впечатления, к тому же ещё  способен думать, говорить и т.д. Слайд 10: Постановка проблемы. Определите, что отличает фреску Тинторетто “Тайная вечеря” от аналогичной фрески  Леонардо да Винчи? Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): Сравнение этих двух фресок говорит  о следующем: ­ вместо длинного стола, параллельного плоскости картины, как мы видим в произведении  Леонардо, в “Тайной вечере” Тинторетто стол помещён под углом и апостолы сидят кругом  стола, некоторые из них скрыты в тени, другие повернулись к зрителю спиной; ­ вместо индивидуально характеризованных образов, которые зритель должен изучать по  отдельности, здесь общий и одновременный наплыв чувств, которые зритель воспринимает  как нечто целое; ­ выразительная фигура Иуды привлекает особое внимание. Поражённый словами Христа,  полный смятения, он опрокидывает стул и, желая скрыть своё замешательство,  одновременно хватается за бутылку и бокал вина. Такой психологической запутанности,  одновременности противоположных чувств в живописи Ренессанса не было. На основе всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: если средневековый  живописец изображал на одной картине разновременные события, если живописец  Ренессанса во имя единства места и действия ограничивался одним событием, то Тинторетто  стремился зафиксировать на картине одновременность разных событий. В творчестве  Тинторетто закладывается основа для дальнейшего развития представления о времени в  европейском искусстве. Рассматривая произведения Тинторетто, можно сказать, что его картины – это некая  застывшая мимика действия, которая не имеет продолжения ни в прошлом, ни в будущем. На  этой ступени европейская живопись остаётся, в сущности, на протяжении всего XVII века. Слайд 11: Творческая самостоятельная письменная работа на закрепление: В каждом из предложенных произведений попытайтесь увидеть остановку во времени и  объяснить, как она образуется при столь разных ракурсах, действиях фигур. I вариант.  Эль Греко. “Погребение графа Оргаса”.  Веласкес. “Сдача Бреды”. Слайд 12: II вариант.  Ян Стен. “Танцующая компания”.  Рембрандт. “Возвращение блудного сына”. Учитель: На рубеже XVII­XVIII веков происходит перелом, отображения которого мы видим  как в философии, так и в изобразительном искусстве. Знаменитый философ Лейбниц,  например, пишет, что толковать время как чередование неподвижных положений, застывших состояний недостаточно, потому что ощущение времени человеком зависит от содержания  события. Что­то человек может переживать как бесконечно долго длящееся, что­то  протекает так быстро, что он и не замечает, то есть ощущение длительности времени  зависит от его содержания. Такого рода размышления приводят к открытию очень важных  признаков времени, которых не было в философии XVII века: 1) время непрерывно, то есть невозможно, как это было в эпоху Ренессанса, выхватить  событие из потока времени; 2) длительность времени, то есть прошлое продолжается в настоящем и будущем. Эти два признака времени: его непрерывность и возможность продолжить прошлое в  настоящее и будущее – великолепно воплотила живопись Ватто, который сумел в своих  произведениях достичь впечатления текучего движения, воспринимающегося как  музыкальный ритм, что было недоступно европейской живописи до него. Слайд 13: Постановка проблемы. Рассмотрите внимательно, как изображены три пары на картине Ватто “Паломничество на  остров Киферу”, помня о том, что в живописи воплощены два признака времени, открытых  философией XVIII века. Учитель (после коллективного обсуждения проблемы): Картина изображает пары  влюблённых. Окружённые летающими амурами, они спускаются с холмов и направляются к  лодкам. Композиция развёртывается с двух сторон, но главное движение начинается справа. Это движение трёх парочек воплощает постепенное нарастание одного и того же  эмоционального мотива. Мы переживаем начало, развитие и завершение единой эмоции, но,  что самое удивительное, в итоге остаёмся в одиночестве. Впервые в истории живописи  Ватто удалось воплотить образ уходящего, исчезающего в прошлое времени. III. Рефлексия. Учитель: Подводя итоги урока, мы можем сказать, что главным показателем времени в  изобразительном искусстве является движение. Действие всегда происходит в  определённое время, в определённом месте. Поэтому категория времени используется для  определения места действий в бесконечной последовательности смены состояний, событий.  Интерпретируя какое­либо действие, событие, художник также получает возможность  воплотить свои представления о времени. Живопись имеет много общего с временными видами искусства, но связь эта символическая,  так как лишь через образный строй и воображение можно “услышать” звучание живописи и  “увидеть” действие на плоскости картины. Человек, воспринимая произведения искусства и  погружаясь в мир образов, восстанавливает в своём воображении различные образы, а  значит, имеет дело с временным и пространственным “переносом”.�/p> Мало найдётся других показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали  бы её сущность, как понимание времени. В нём воплощается, с ним связано мироощущение  эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам.  Именно время определяет, что было раньше, что – позже. Новый перелом в понимании  времени совершается в начале XIX века, но это тема следующего урока. Пока же можно  сказать, что проблема времени очень стара, и каждая эпоха предлагает свои пути её  решения. Слайд 14: IV. Домашнее задание:  Описать картину Веласкеса “Пряхи” с учётом знаний и умений, полученных на уроке.

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве

Воплощение времени в искусстве
Скачать файл