Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов
Оценка 4.7

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
14.06.2018
Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов
В статье представлен анализ прикладных аспектов филологии, нацеливающих на повышение статуса региональной личности. Ставятся вопросы изучения гендерных различий женщины и мужчины. Ключевые слова: Гендер, аспект, поэзия, творчество, гендерное поведение Summary The article presents an analysis of applied aspects of philology, aimed at raising the status of a regional personality. Questions of studying gender differences between women and men are raised. Keywords: Gender, aspect, poetry, creativity, gender behavior
Sorokina_statya.doc
Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов И. Т. Сорокина (п. Майский, Майская гимназия) ira­56@yandex.ru Аннотация  В статье представлен анализ прикладных аспектов филологии,  нацеливающих на повышение статуса региональной личности. Ставятся вопросы изучения  гендерных различий женщины и мужчины. Ключевые слова:  Гендер, аспект, поэзия, творчество, гендерное поведение Summary  The article presents an analysis of applied aspects of philology, aimed at raising the status of a regional personality.   Questions of studying gender differences between women and men are raised.                      Keywords: Gender, aspect, poetry, creativity, gender behavior Художественная   литература   во   все   времена   стремилась   ответить   на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе. Гендерный   подход   в   науке   основан   на   идее   о   том,   что   важны   не биологические   различия   между   мужчинами   и   женщинами,   а   то   культурное   и социальное   значение,   которое   этим   различиям   придает   общество.   Основой гендерных   исследований   стало   выявление   разницы   в   статусах,   ролях   и   иных аспектах   жизни   мужчин   и   женщин   и,   главное,   анализ   феноменов   власти   и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [3]. Теория   гендера   позволяет   по­новому   интерпретировать   и   произведения художественной   литературы,   где   наглядно   и   глубоко   воплощаются   мужской   и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой   и   обретает   новые   перспективы   в   связи   с   успехами   гендерологии   [4]. Наиболее интересна в этом плане современная поэзия, отражающая сегодняшний гендерный   статус   женщины   и   мужчины,   особенности   гендерного   поведения, гендерные конфликты наших дней. Анализируя произведения белгородских поэтов Татьяны Огурцовой и Павла Савина, мы подчеркиваем, что разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что, несомненно, сказалось на гендерной специфике их творчества.             В своей работе мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных авторов (Берн Ш., Кон И.С), так и отечественных (Клецина И.С.).  Понятие «гендер» проникло во все гуманитарные науки ­ философию, социологию, психологию,   историю,   языкознание,   литературоведение   и   др.,   ­   оно   постоянно изменяется   и   обогащается  [4:61].  Это   объясняется,   во­первых,   тем,   что   само понятие возникло сравнительно недавно; во­вторых, его сложностью.  К концу ХХ века в психологии сформировались два взаимосвязанных, но не тождественных направления   исследований   ­   психология   половых   различий   и   гендерная психология.   Ориентируясь   на   гендерные   различия,   нужно   всегда   помнить   о биографии автора, о влиянии на его творчество других писателей и поэтов, а также о социокультурной ситуации, в которой жил поэт. Но всё же главную, ведущую линию творчества составляет творческая индивидуальность.    Трудно себе представить женскую или мужскую фонетику. Понятно, что общеупотребительные   языковые   реалии   будут   использоваться   всеми   членами социума   независимо   от   социальных,   возрастных   или   половых   различий.   Это касается и фонетических, и лексических, и морфологических средств.  Представить   себе   также   мужской   или   женский   лексикон   также   очень сложно,  поскольку   язык  ­   явление   социальное   в   первую   очередь.  Наверное,  не вызовет сомнений предположение, что наиболее частотными в лексиконе женщин буду   слова   семантического   поля:   дом,   дети,   быт,   мужчины.   В   лексиконе   же мужчин будут преобладать слова семантического поля: родина, война, женщины.  Что   касается   поэтического   творчества,   то   здесь,   в   связи   с   наибольшим уровнем абстракции, мы можем столкнуться с тем, что частота употребления слов одного поля будет примерно одинакова. Различия же гендерного свойства будут присутствовать на уровне темы и сюжета.    Светлая   грусть   поэта   Павла   Савина   заставляет   читателя   сопереживать, задумываться о прожитых годах. Перечитывая стихи поэта, можно восстановить драму,   разлучившую   его   с   любимой   так   скоро,   и   те   противоречивые   чувства, какими   Павел   Савин   не   переставал   мучить   и   её,   и   себя.  Зачем   же   мы   свои мосты// Сжигали на пути? //Остались юные мечты, //Как весны, ­ позади.// И вьюги белые свои//Уже который год //На косы черные твои//Акация метет… В    стихах   Татьяны  Огурцовой  звучит  и боль  от  её заброшенности, и  ревнивое томление   по   возлюбленному:  Я   любила   тебя,   потому   что   ты   был   лучше всех.   //Это   было   давно,   это   было   в   далеком   начале…   Лирическая   героиня стихов Т. Огурцовой   любила своего избранника, а он? Занятый собою, своими успехами,   он   свысока   утверждал   своё   мужское   превосходство,   следуя   Ницше, сказавшему: "Мужчина ­ воин, а женщина для отдохновения воина"…  У Татьяны Огурцовой всегда на первом месте некий бытийный, вещный план: И мокр асфальт, и черен, и блестит,//И неприметно оседает снег.//И о тебе я думаю:   забыт!//И   улыбаюсь   я   себе   в   окне.    Создаётся   впечатление,   что стремление   к   точности,  ясности   обращает   внимание   автора   только   на   внешние предметы. И только через них она пытается передать переживания, внутренние состояния.   Но   всё   же   эти   состояния   очень   холодные,   отстранённые,   будто замершие.   Не   таков   Павел   Савин.   В   его   стихах   лирический   герой   страстный, темпераментный,   очень   чуткий   и   впечатлительный:  И   горек   памяти   усталой //Давно не пробованный мед…   И это противоречие у обоих авторов вызывает мысли о том, что их стиль поведения в жизни был маской. Неким образом, которые они сами часто создавали и которому следовали в условиях социума, а истинную свою суть доверяли только стихам.  Наиболее яркие различия, связанные с переживание своего пола, правильнее всего искать в функциях, которые возлагаются на представителя того или иного пола. Если гендерный стереотип предписывает мужчине быть воином, охотником и любовником, то реализацию этого взгляда находим у П. Савина. Например, многие его   стихотворения   целиком   посвящены   теме   воинства   и   первооткрывательства. Таковы функции мужчины в стихотворении "Наказание": Я ни в Бога, ни в черта не   верил,//Думал,   жизнь,   как   копейка,   проста.//Я   ломился   в   открытые двери //И шатался по злачным местам.     Здесь,   пожалуй,   отличия   будут   самыми   яркими,   но   трудно   судить,   что является   в   этой   теме   главным:   половые   или   индивидуальные   установки.   О мужской доле, о пути воина, Савин говорит с воодушевлением, страстью. Совсем другое дело ­ семейная и любовная тема. Неизменно приходится сталкиваться с противоречивыми   строками.   То   поэт   зовёт   любимую,   наделяет   её   царскими эпитетами,   то   вдруг   он   видит   её   гиеной,   зверем,   и   испытывает   чувства первобытного страха.  Иное,   казалось   бы,   нужно   искать   в   стихах   Т.   Огурцовой.   Гендерный стереотип предписывает ей быть мягкой, уступчивой, терпеливой. И часто так оно и происходит, но весьма неоднозначно. Лирическая героиня может быть неистовой и непримиримой   в своих поэтических обличеньях:  Ты думал – я погашенная свечка?// Ты думал – я допитое вино?//Ты думал – я храню твое колечко?//Ты думал – я боюсь смотреть в окно?  Но тема эротики у Огурцовой присутствует в таком же виде, как и другие темы ­ очень   завуалировано.   По   крайней   мере,   можно   говорить   об   очень   сдержанной сексуальности   (что   впрочем,   и   предписывает   гендерный   стереотип).   И   хотя Татьяна Огурцова более откровенно говорит об изменах, и переживаниях своей героини по этому поводу, но все же это не носит характер личностной открытости: Сидел на этом диване.//Это вино пригублял.//Музеем воспоминаний//Мой дом для меня стал.   В стихах П. Савина тоже прослеживается  сложный комплекс чувств,   которые  поэт   адресует   героине   своих   лирических   произведений,  и  уже здесь прочитывается эротическая символика:  Во все века лицо меняла,//Во все года меня влекла.//И мной жила и изменяла,//И недотрогою была.                    Как   видим,  гендер отражает   сложный   социокультурный процесс формирования   обществом   мужских   и  женских   ролей,  подчеркивает   различия   в поведении,   ментальных   и   эмоциональных   характеристиках   человека   того   или иного   пола  [3:42].  Важны   не   биологические   различия   между   мужчинами   и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация. Литература Берн Ш. Гендерная психология / Ш.Берн // СПб.: Еврознак, 2002.­ 320с. Кон И.С. Введение в сексологию/. И.С. Кон // М.: 2005.­ С. 43­63. Кон И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии, 2007, 1. 2. 3. 4. №2. ­ С. 37­47. Клецина И.С. От психологии пола ­ к гендерным исследованиям в психологии / И.С Клецина // Вопросы психологии, 2003, №1.­ С. 61­78. 5. 6. 7. Огурцова Т. Лирика. /   Т. Огурцова // Белгород:  Крестьянское дело, 1998.  Савин П. Предзимье. / П. Савин // Белгород: Издательство Шаповалова, 1996. Теория и методология гендерных исследований. / /  М.: МЦГИ, 2001, ­ 416с.

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов

Вопросы гендера в произведениях белгородских поэтов
Скачать файл