Программа факультативных занятий по русскому языку
для обучающихся 10 классов
«Вопросы лингвистики»
Пояснительная записка
Данный интегрированный лингвистический спецкурс предлагается для учащихся 10-х классов, предполагающих впоследствии стать студентами филологических, исторических, юридических, философских (теологических) факультетов университетов, тем самым он реализует образовательные потребности обучающихся на старшей ступени обучения в ОУ Содержание спецкурса выходит за рамки Федерального компонента государственного стандарта по русскому языку как для базового, так и для профильного уровней.
Цель изучения курса связана с необходимостью профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, интеграцией сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира.
Из этой цели вытекают задачи:
· научиться извлекать специальную (лингвистическую, лингво- и социокультурную) информацию из различных источников и систематизировать ее;
· совершенствовать навыки аспектного и многоаспектного анализа разных текстов, в том числе и специальных; осваивать разные способы сбора и обобщения лингвокультурной информации;
· оказывать содействие в сборе профессионально значимого лингвистического материала, определять возможности и пути использования полученных учащимися новых знаний и приобретенных умений в образовательном и воспитательном процессе.
Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях", с постижением русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом. Обучающиеся при этом совершенствуют умения по анализу текстов разной стилистической принадлежности, по работе со справочной литературой, по собиранию и систематизации языкового материала для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. им выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы.
Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, умение производить "самодиалог" с текстом (по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану), организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы, сбор лингвистических, лингво-и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.
Курс рассчитан на 24 занятия (48 часов).
Содержание курса
Тема 1. Язык и наука о нем.
Что такое язык? Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.
Тема 2. Язык общенародный и язык литературный.
Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии". Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.
Тема 3. Место среди других языков и современный статус русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского языка, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.
Тема 4. Язык и народ: соотношение и взаимосвязь понятий.
Язык и народ: "Язык есть исповедь народа..."(П.Я.Вяземский). Родной язык и национальное самосознание. Понятие о менталитете (ментальное™). Отражение ментальности на уровне лексики, на уровне грамматики. "Народ - зодчий речи. Речь - зодчий народа" (А.Вознесенский). "Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ" (К.Д.Ушинский). Известные лингвисты, философы, писатели (В.Гумбольт, А.А.Потебня , Н.В. Гоголь, К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев и др.) о проявлении в языке народного характера и народного духа.
Тема 5. Языковая картина мира.
Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа. В.Гумбольт и А.А.Потебня о национальной специфике языка. Заимствования, "следы смешений и скрещений" в русском лексиконе. Возникновение в XX веке на стыке лингвистики, истории, философии, этнографии, культурологии новых наук - этнолингвистики и лингвокультурологии.
Тема 6. Язык и культура.
Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка: что отражается в "зеркале"? Понятие о лингвокультурологии как перспективном направлении лингвистики. Литература, язык и искусство как составные части культуры, как "самосознание культуры": "Законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого" (Ю.М.Лотман). Культура как текст.
Тема 7. Отражение действительности в пословицах и поговорках, в русской фразеологии
Пословицы, поговорки, фразеологизмы - истоки представлений о действительности, образ русской национальной культуры. Связь пословиц, поговорок, фразеологизмов с национальными обычаями, поверьями, историей, бытом и фольклором. "Пословицы и поговорки русского народа" В.И.Даля.
Тема 8. Исторические и культурные реалии в именах собственных.
Топонимика и ономастика в составе русской лексики. Границы между именами собственными и нарицательными. Переход имен собственных в нарицательные. Виды ономастической лексики. Функционирование имен собственных в художественном тексте. Использование имен собственных в качестве средства речевой характеристики.
Тема 9. Концептуальный подход к изучению языка. Русская концептосфера. Что такое концепт и концептосфера? Определение - понятие - "универсалия" - концепт. Слова - концепты, слова - образы, слова - "тексты": Бог, Правда (Истина), Небо и Земля, Утро и Вечер и др. Концептосфера русского языка. Фоновые знания, составляющие культурный контекст эпохи и находящие отражение в значении слова-концепта. Слова национально- и регионально значимой тематической труппы.
Тема 10. Экология языка и культуры.
Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка:
Тема 11. Литературный язык и "языковая периферия". Литературный язык и диалект, просторечие, жаргон, сленг. Что такое диалект, "региолект", "суржик", койне? Различия между просторечием, нарушением языковых норм и ненормативным языковым материалом. Борьба со сквернословием как актуальная для нашего региона речевая проблема. Явления "языковой периферии" в художественной литературе.
Тема 12. Язык и литература.
Эстетическая функция языка. Художественный стиль и стиль художественных произведений. О статусе языка художественной литературы. Образность как ключевое понятие языка литературы: "образ в слове", "образ посредством слов", "неизбежная образность каждого слова" (А.М.Пешковский, Г.О.Винокур) Образность контекстная и внеконтекстная. Путь от слова к тексту - путь словесности. Литература - словесность - "изящная словесность "- беллетристика: сходство и различие понятий.
Тема 13 Народнопоэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи как средство речевой характеристики героев произведения.
Тема 14. "Языковая личность" и "языковой паспорт" человека/социальной группы, региона.
Учебно-тематический план работы
№ п/п
|
Темы занятий
|
Уроки теории |
Уроки практики
|
Виды деятельности |
||
1.
|
Что такое язык? Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка.
|
1 |
1
|
Составление тезисного плана лекции. Работа с источниками. |
||
2.
|
Современный русский язык как предмет изучения. Стилистическая дифференциация языка. |
2
|
2 |
Сообщения, оформление картотек. Составление опорного конспекта. |
||
3.
|
Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык |
2 |
2 |
Составление библиографии, работа с текстами русских писателей 19 века. Комплексный анализ текста. |
||
4. |
Народ и язык. Отражение ментальности на уровне лексики и грамматики.
|
1 |
1 |
«Самодиалог» с текстом. |
||
5.
|
Язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. |
2 |
2 |
Сообщения, рефераты, Интернет-экскурсия. |
||
6.
|
Слово в контексте культуры. Дополнительные смысловые приращения к слову, получаемые в тексте. |
2 |
2 |
Творческие задания, сопоставительный анализ |
||
7.
|
Связь пословиц, поговорок и фразеологизмов с национальными обычаями, историей и культурой народа. |
1 |
2 |
Анализ текстов с опорой на образец |
||
8.
|
Топонимика и ономастика в составе русской лексики. Виды ономастической лексики. |
1 |
2
|
Презентация книг, "круглый стол" |
||
9.
|
Русская концептосфера. Слова-концепты, с лова - «тексты». |
2
|
2 |
Лингвокультурологический анализ текста |
||
10 |
Речевая культура и охрана языка. Экология языка. |
1 |
2 |
Аналитико- поисковая деятельность. |
||
11
|
Литературный язык и языковая периферия. Региолект, суржик, койне, |
2
|
2
|
Анкетирование,составление тезауруса. Аспектный анализ текста |
|
|
12
|
Язык и литература. Эстетическая функция языка. Образность контекстная и внеконтекстная. |
2 |
2 |
Составление тезисов лекции |
|
|
13
|
Народнопоэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи. |
|
2 |
Собирание фактов и языкового материала |
|
|
14
|
«Языковая» личность и «языковой» паспорт |
|
2 |
Сбор фактов, анкетирование, составление «паспорта» семьи. |
|
|
15
|
Конференция "Язык - самый честный и памятливый свидетель истории и культуры народа" |
3 |
|
|
|
|
Всего часов |
20 |
28 |
|
|
||
ЛИТЕРАТУРА
1. Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989
2. Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000,
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990
5. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1981
6. Винокур Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук. М.,2000
7. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русская душа: Очерки русского мировидения. Пенза, 1996
8. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993
9. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980
11. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002
12. Жиленкова И.И. Региональная топонимика: Пособие к спецкурсу. Белгород, 2000
13. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.