Вопросы лингвистики
Оценка 5

Вопросы лингвистики

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
22.01.2018
Вопросы лингвистики
Материалы факультативного курса выходят за рамки школьной программы по русскому языку для 10 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно, она систематически проводится в процессе работы.
вопросы лингвистики.doc

 Программа  факультативных занятий  по русскому языку

 для обучающихся 10 классов

«Вопросы лингвистики»

 

Пояснительная записка

 

Данный интегрированный лингвистический спецкурс предлагается для учащихся 10-х классов, предполагающих впоследствии стать студентами филологических, исторических, юридических, философских (теологических) факультетов университетов, тем самым он реализует образовательные потребности обучающихся на старшей ступени обучения в ОУ Содержание спецкурса выходит за рамки Федерального компонента государственного стандарта по русскому языку как для базового, так и для профильного уровней.

 

Цель изучения курса связана с необходимостью профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, интеграцией сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира.

 

Из этой цели вытекают задачи:

·        научиться извлекать специальную (лингвистическую, лингво- и социокультурную) информацию из различных источников и систематизировать ее;

·        совершенствовать навыки аспектного и многоаспектного анализа разных текстов, в том числе и специальных; осваивать разные способы сбора и обобщения лингвокультурной информации;

·        оказывать содействие в сборе профессионально значимого лингвистического материала, определять возможности и пути использования полученных учащимися новых знаний и приобретенных умений в образовательном и воспитательном процессе.

   Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях", с постижением русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом. Обучающиеся при этом совершенствуют умения по анализу текстов разной стилистической принадлежности, по работе со справочной литературой, по собиранию и систематизации языкового материала для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.

 

   Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. им выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы.

 

   Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, умение производить "самодиалог" с текстом (по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану), организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы, сбор лингвистических, лингво-и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.

 

   Курс рассчитан на 24 занятия (48 часов).

 

 

Содержание курса

 

Тема 1. Язык и наука о нем.

Что такое язык? Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.

 

Тема 2. Язык общенародный и язык литературный.

Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии". Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.

 

Тема 3. Место среди других языков и современный статус русского языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского языка, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

 

Тема 4. Язык и народ: соотношение и взаимосвязь понятий.

Язык и народ: "Язык есть исповедь народа..."(П.Я.Вяземский). Родной язык и национальное самосознание. Понятие о менталитете (ментальное™). Отражение ментальности на уровне лексики, на уровне грамматики. "Народ - зодчий речи. Речь - зодчий народа" (А.Вознесенский). "Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ" (К.Д.Ушинский). Известные лингвисты, философы, писатели (В.Гумбольт, А.А.Потебня , Н.В. Гоголь, К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев и др.) о проявлении в языке народного характера и народного духа.

 

Тема 5. Языковая картина мира.

Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа. В.Гумбольт и А.А.Потебня о национальной специфике языка. Заимствования, "следы смешений и скрещений" в русском лексиконе. Возникновение в XX веке на стыке лингвистики, истории, философии, этнографии, культурологии новых наук - этнолингвистики и лингвокультурологии.

  

         Тема 6. Язык и культура.

Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка: что отражается в "зеркале"? Понятие о лингвокультурологии как перспективном направлении лингвистики. Литература, язык и искусство как составные части культуры, как "самосознание культуры": "Законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого" (Ю.М.Лотман). Культура как текст.

 

Тема 7. Отражение действительности в пословицах и поговорках, в русской фразеологии

Пословицы, поговорки, фразеологизмы - истоки представлений о действительности, образ русской национальной культуры. Связь пословиц, поговорок, фразеологизмов с национальными обычаями, поверьями, историей, бытом и фольклором. "Пословицы и поговорки русского народа" В.И.Даля.

 

Тема 8. Исторические и культурные реалии в именах собственных.

Топонимика и ономастика в составе русской лексики. Границы между именами собственными и нарицательными. Переход имен собственных в нарицательные. Виды ономастической лексики. Функционирование имен собственных в художественном тексте. Использование имен собственных в качестве средства речевой характеристики.

 

Тема 9. Концептуальный подход к изучению языка. Русская концептосфера. Что такое концепт и концептосфера? Определение - понятие - "универсалия" - концепт. Слова - концепты, слова - образы, слова - "тексты": Бог, Правда (Истина), Небо и Земля, Утро и Вечер и др. Концептосфера русского языка. Фоновые знания, составляющие культурный контекст эпохи и находящие отражение в значении слова-концепта. Слова национально- и регионально значимой тематической труппы.

 

        Тема 10. Экология языка и культуры.

Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка:

 

Тема 11. Литературный язык и "языковая периферия". Литературный язык и диалект, просторечие, жаргон, сленг. Что такое диалект, "региолект", "суржик", койне? Различия между просторечием, нарушением языковых норм и ненормативным языковым материалом. Борьба со сквернословием как актуальная для нашего региона речевая проблема. Явления "языковой периферии" в художественной литературе.

 

Тема 12. Язык и литература.

Эстетическая функция языка. Художественный стиль и стиль художественных произведений. О статусе языка художественной литературы. Образность как ключевое понятие языка литературы: "образ в слове", "образ посредством слов", "неизбежная образность каждого слова" (А.М.Пешковский, Г.О.Винокур) Образность контекстная и внеконтекстная. Путь от слова к тексту - путь словесности. Литература - словесность - "изящная словесность "- беллетристика: сходство и различие понятий.

 

Тема 13 Народнопоэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи как средство речевой характеристики героев произведения.

 

Тема 14. "Языковая личность" и "языковой паспорт" человека/социальной группы, региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план работы

 

п/п

 

Темы занятий

 

Уроки

теории

Уроки

практики

 

Виды деятельности

1.

 

Что такое язык? Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка.

 

1

1

 

 Составление тезисного плана лекции. Работа с источниками.

2.

 

Современный русский язык как предмет изучения. Стилистическая дифференциация языка.

2

 

2

Сообщения, оформление картотек. Составление опорного конспекта.

3.

 

Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Родной  язык  и   национальное

самосознание. Менталитет народа и язык

2

2

Составление библиографии, работа с текстами русских писателей 19 века. Комплексный анализ текста.

4.

Народ и язык. Отражение ментальности на уровне лексики и грамматики.

 

1

1

«Самодиалог» с текстом.

5.

 

Язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации.

2

2

Сообщения, рефераты,

Интернет-экскурсия.

6.

 

Слово в контексте культуры. Дополнительные смысловые приращения к слову, получаемые в тексте.

2

2

Творческие задания, сопоставительный анализ

7.

 

Связь пословиц, поговорок и фразеологизмов с национальными обычаями, историей и культурой народа.

1

2

Анализ текстов с опорой на образец

8.

 

Топонимика и ономастика в составе русской лексики. Виды ономастической лексики.

1

2

 

Презентация книг, "круглый стол"

9.

 

Русская концептосфера. Слова-концепты, с лова - «тексты».

2

 

2

Лингвокультурологический анализ текста

10

Речевая культура и охрана языка. Экология языка.

1

2

Аналитико- поисковая деятельность.


11

 

Литературный язык и языковая периферия. Региолект, суржик, койне,

2

 

2

 

Анкетирование,составление тезауруса. Аспектный анализ текста

 

12

 

Язык и литература. Эстетическая функция языка. Образность контекстная и внеконтекстная.

2

2

Составление тезисов лекции

 

13

 

Народнопоэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи.

 

2

Собирание фактов и языкового материала

 

14

 

«Языковая» личность и «языковой»  паспорт

 

2

Сбор фактов, анкетирование, составление «паспорта» семьи.

 

15

 

 

Конференция  "Язык -  самый честный и памятливый свидетель  истории и культуры народа"

3

 

 

 

Всего часов

20

28

 

 

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989

2.   Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000,

3.   Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997

4.   Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990

5.   Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1981

6. Винокур Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук. М.,2000

7. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русская душа: Очерки русского мировидения. Пенза, 1996

8. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993

9. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995

10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980

11. Доманский В.А. Литература и культура:  Культуроведческий подход к изучению словесности: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002

12. Жиленкова И.И. Региональная топонимика: Пособие к спецкурсу. Белгород, 2000

13. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978


Программа факультативных занятий по русскому языку для обучающихся 10 классов «Вопросы лингвистики»

Программа факультативных занятий по русскому языку для обучающихся 10 классов «Вопросы лингвистики»

Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа

Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа

Тема 7. Отражение действительности в пословицах и поговорках, в русской фразеологии

Тема 7. Отражение действительности в пословицах и поговорках, в русской фразеологии

Учебно-тематический план работы № п/п

Учебно-тематический план работы № п/п

Литературный язык и языковая периферия

Литературный язык и языковая периферия

ЛИТЕРАТУРА 1. Будагов А

ЛИТЕРАТУРА 1. Будагов А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018