Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
10 кл
21.01.2018
Актуальность темы:
Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. В жизни человеку приходится много общаться на всех уровнях и, порой, от умения выразить свои мысли зависит и хорошая работа, и добрые отношения с людьми, да и просто осознание себя как личности.
Объект исследования: Словарный запас.
Предмет исследования: словарный запас школьника.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы низкого уровня словарного запаса учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».Актуальность темы:
Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. В жизни человеку приходится много общаться на всех уровнях и, порой, от умения выразить свои мысли зависит и хорошая работа, и добрые отношения с людьми, да и просто осознание себя как личности.
Объект исследования: Словарный запас.
Предмет исследования: словарный запас школьника.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы низкого уровня словарного запаса учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Корболихинская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край Третьяковский район
Исследовательская работа
Словарный запас современного школьника
Выполнила: Салянкина Ольга,
ученица 10 класса
Проверила: Карапетян
Людмила Анатольевна,
учитель литературы
Корболиха 2015
Содержание
I Введение
II Обзор литературы
III Основная часть
IV Выводы
V Заключение
VI Список литературы
VII Приложение I.Введение
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А Шибаев)
Язык часто и не без основания называют «языком слов». В самом деле,
слова его непосредственно называемые конкретные единицы. Их
совокупность образует словарный состав языка, то есть лексику.
Словарный состав русского языка очень богат. В нём насчитываются сотни
тысяч слов, позволяющих с предельной выразительностью передать
тончайшие оттенки мысли. Язык выражает всё из окружающей жизни, служит
самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации,
средством выражения чувств, переживаний. Для всего, что
существует в мире, в русском языке есть прекрасные точные слова.
«Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего
нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок,
и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и
детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь
утраты, и ликование победы,» писал К. Паустовский.
Сосчитать абсолютно все слова современного русского языка не может
никто: ни учёные, ни самый мощный компьютер. Языковеды пришли к выводу:
язык в количественном отношении неисчислим. Каждый человек взрослый и ребенок владеет незначительной частью
лексики своего национального языка, которая является его личным
словарным запасом. Говорят, что у Шекспира словарный запас составлял
12000слов (хотя по разным источникам цифра варьируется от 12 до 20 тысяч),
у А.С.Пушкина – 22000, но по данным «Российской газеты» современный
молодой россиянин использует…32000 слов! Больше, чем А.С.Пушкин.
Каков словарный запас учащихся нашей школы? Могут ли они дать
лексическое толкование самым распространённым словам, знакомым им по
изученным на уроках литературы художественным произведениям? На эти
вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.
Актуальность темы:
Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный
человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь
должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует
реальность. В жизни человеку приходится много общаться на всех уровнях и,
порой, от умения выразить свои мысли зависит и хорошая работа, и добрые
отношения с людьми, да и просто осознание себя как личности.
Объект исследования: Словарный запас.
Предмет исследования: словарный запас школьника.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы низкого
уровня словарного запаса учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».
Цель обусловила постановку задач:
1 дать определение термина «словарный запас» школьника, изучить
теоретический материал по теме, обобщить мысли выдающихся деятелей
XIX – XX веков по данному вопросу;
2 подобрать методики исследования и определить этапы работы;
3 выявить актуальные проблемы словарного запаса учеников нашей
школы;
4 проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
теоретический (анализ литературы); опрос; анкетирование,
интервьюирование, анализ материалов библиотечной статистики, праксиметрический (анализ результатов).
Гипотеза: Низкий уровень словарного запаса школьников.
Сроки исследования: январь – февраль 2015 г.
Место исследования: школа.
Практическая значимость: данная работа может быть полезна учителям
литературы школы, библиотекарю.
II. Обзор литературы.
аа
(лексикон) — набор слов, которыми владеет
аа
Слов рный зап с
человек.
Изучение лексикона русскоязычного ребенка началось уже в конце XIX в.
Со второй половины XX в. интерес и внимание к детской речи стали
настолько значительными, что появилось новое научное направление –
онтолингвистика, которая интенсивно развивается в XXI в. В фокусе
внимания исследователей прежде всего оказывается лексикон детей
преимущественно раннего и дошкольного возраста. Словарь ребенка в эти
периоды на каждом из этапов развития представлен в работах психологов,
педагогов, логопедов, онтолингвистов – В. Штерна, Н. А. Рыбникова,
Л.С.Выготского, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина, Т. Н. Ушаковой,
Е.Кларк, К. Нельсон, Х. Бенедикт, А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин,
Н.М.Юрьевой, М. Б. Елисеевой и других.
Изучение лексикона школьника (состава, организации, структуры,
динамических процессов в нем) началось во второй половине XX века.
К крупным исследованиям лексикона на отдельных временных этапах
развития школьника относятся работы Т. Г. Дьяконовой (лексикон младшего
школьного возраста) и Я. И. Вильтовской (лексикон младших подростков).
Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования,
социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека.
Различают активный словарный запас (слова, свободно употребляющиеся в
живом повседневном общении во всех сферах жизни) и пассивный (слова
понятные, но мало употребляемые в живом повседневном общении).
В количественном подсчете словарного запаса человека существует масса
проблем. Различные результаты таких подсчетов могут объясняться неадекватностью единицы подсчета у разных авторов. Различны и задачи
подсчета:
минимальный словарный запас, необходимый для ограниченной
коммуникации в иноязычной среде;
активный словарный запас личностей с разным уровнем владения родным
языком;
соотношение между активным и пассивным словарным запасом личности;
словарный запас мастеров слова – писателей;
словарный состав языка отдельных первобытных племен и развитых
литературных (национальных) языков;
словарный запас школьника на определенном этапе его обучения.
Словарный запас человека, прежде всего, зависит от его возраста.
Приведем данные количественного запаса слов детей в возрасте от 1 до 6 лет
по таблицам В. Штерна:
возраст 1,6 года – 100 слов; 2 года – 300–400 слов; 3 года – 1000–1100
слов; 4 года – 1600 слов; 5 лет – 2200 слов; 6 лет – 2500–3000 слов.
Интересны данные распределения слов детского словаря по частям речи и
тематическим группам. По таблицам Е. А. Аркина (1948 г.), это 50,2 %
существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий;
преобладают в словаре детей конкретные существительные, обозначающие
предметы окружающей среды.
В школьные годы словарь продолжает увеличиваться, однако, по данным Л.
и К. Анфруа, у детей с 7 лет до 14 он возрастает от 19000 до 19800 слов.
А. В. Чемберлен приводит как распространенное мнение: «дитя употребляет
меньше 1000 слов, обыкновенный человек от 3000 до 4000, образованный
писатель – 10000»
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала
внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX веке.
Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в
дитяти врожденный дар слова". И.И. Срезневский (1860) советовал
преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого
годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и
непонятных их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями,
обращать разумное внимание на значение слов и выражений. Выдающийся
русский педагог К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в
область духовной жизни народа". По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса
средней школы составляет 2000 слов. Я.И. Вильтовская выделила реальный
словарь подростка объемом в 5185 знаменательных слов и смоделировала
гипотетический словарь подростка в 30 тысяч слов. В составе последнего
были выделены «строевые» единицы лексикона, корневые, ядерные слова и
202 тематические группы.
Человек с высшим образованием знает порядка 10 тыс. слов, эрудиты — до 50
тыс. слов. Интересно, что «словарь языка Ленина» — более 37 тыс. слов.
Основная часть III
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ШКОЛЬНИКА – тот объем слов, которым учащийся
владеет на определенной ступени обучения.
Учёные считают, что происходит снижение лексического запаса
школьника. Данная проблема является актуальной для нашей школы.
Существуют различные методики для определения словарного запаса. В
ходе своего исследования я воспользовалась одной из них. В ней приняли
участие 96 ребят 511 классов (всего 96человек). Каждый из них должен был
дать лексическое толкование нескольким словам. В задании были
использованы только те слова, со значением которых учащиеся обязательно
встречались на уроках литературы при изучении художественных
произведений русской классики либо на уроках русского языка.
( Приложение 1)
Результаты показали, что многие респонденты не смогли дать хотя бы
неточное приблизительное толкование слова. Почти никто из опрошенных не
смог объяснить значение слов картуз, слобода, кисет, нарекать, циновка.
Незначительное количество опрошенных знают, что обозначают слова:
Горнить – 9,1% лиловый – 5,9%
Завалинка 9,1% кадка – 11%
Пионер – 11,8 баржа 11,8%.
Чуть выше были результаты в определении значений слов:
Бурлаки22% ниц 18,2%
Зарево – 27,3% доколе – 27,3%
Вереница 27% недуг23,1%
Самые высокие результаты дали слова:
Сноровисто 41,5% промокашка – 40%
Наперекор – 44% дрезина 42% Проталина 50,1% невзгоды 63%
Лишить – 92% сундук – 94,4%.
Однако не было ни одного слова, значение которого могли бы объяснить
100% респондентов, а ученик 6 класса не дал ни одного ответа. Общие
результаты по классам представлены на схемах (Приложение 2). Каждому
ученическому коллективу были даны разные слова в зависимости от
прохождения школьной программы по литературе. Некоторые из толкований
были смешны и нелепы, например:
Горнить 1)кричать; 2) ругать; 3) грубить
Завалинка – 1)ямка; 2) старый заваленный дом ;3) скамейка
4) поленница
Зарево – 1) до слёз
Вереница – 1) прялка; 2) охапка дров; 3) ткань, из которой чтолибо
прядут
Слобода – 1) майонез
Бурлаки – 1) те, которые ворчат
Пионер 1) человек, который служит пионером; 2)девочка или
мальчик; 3) это человек со стажем
Баржа – 1)чистая вода, минералка; 2)фотолаборатория
Кисет 1)корзина; 2) погребок; 3)специальный карман ; 4)палочка
с привязанным на ней мешочком
Ниц – 1) коммуна из Германии; 2) карамель
Недуг 1) тот, кого не считаем другом; 2) непонимание 3) враг.
Латаные порты – 1) обувь
Бурный рост со второй половины XX века компьютерных
технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980х годов
в обиход обычного человека персональных компьютеров и
компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество
специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.
Компьютер стал не только главным увлечением современных
подростков, но и источником пополнения их лексикона. Я решила
проверить, как обстоят дела с такой терминологией в нашей школе. Тем
же 90 респондентам было предложено дать толкование некоторым
неологизмам. Слова дисплей, сервер, картридж, сайт остались без
ответов. Малая часть ребят определила значение слов: роуминг18,2%,
трафик 13,5%, айфон18%, файл 23,6%.Зато значения других слов
было известно большей части опрошенных:
Браузер 36% аккаут38,5%
Постер54,% геймер 63,7% Флешмоб – 66,8% чат 91%
Селфи 100%
Что же делают ученики, встречаясь с незнакомыми словами?
Обработав данные анкет, (Приложение 3) на этот вопрос я получила
следующие ответы:
Обращаюсь за помощью к
Среднее звено
Старшее звено
А) толковому словарю
Б) интернет
В) друзьям
21,6%
30,2%
15,7%
70,3%
30,1%
Г) ничего не делаю
13,6%
14,0%
У 75% учащихся средних классов есть дома интернет и только у 43%
толковые словари. 65% старшеклассников имеют толковые словари,
интернет есть у всех. Значит, можно сделать вывод, что у ребят просто
отсутствует интерес к слову, потребность пользоваться словарём для
обогащения своего словарного запаса. Нет стремления пополнить его
посредством чтения художественной литературы. Из года в год
снижается численность учеников, посещающих школьную или сельскую
библиотеку.
Посещение
школьной
библиотеки
Среднее звено
Старшее звено
А)35 раз в месяц
45,1%
Б) 12 раза в месяц
30,9%
В) 12 раза в год
15,%
Г) не посещаю
8,3%
9,8%
49,3%
49,9%
В беседе с школьным библиотекарем Макаровой Г.А. выяснилось,
что к ней чаще всего приходят за книгами ученики начальных классов,
ребята средних классов берут книги только по школьной программе, а
вот старшеклассники не частые гости в библиотеке. На вопрос
«Пользуются ли учащиеся толковыми словарями?» она ответила, что
это бывает крайне редко: раза 34 за год. Хотя в библиотеке имеется
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, но они почти не
востребованы. Причину низкой читательской активности Галина
Алексеевна видит в том, что дети предпочитают иметь дело с
электронными, а не бумажными книгами. Озабоченность библиотекаря
понятна: современные школьники не любят и не хотят читать.
На вопрос «Считаешь ли ты, что обладаешь достаточным словарным
запасом?» ребята отвечали поразному, в зависимости от класса:
«Да» — от 15% до 40%; «Нет» от 10% до 30%.
Зная, что обладают недостаточным словарным запасом, ребята хотели
бы пополнить его. Знают ли они способы пополнения?
«Да» ответили 79% опрошенных; «Нет» 21%.
Хочу предложить несколько таких способов.
Читайте как можно больше. Чтение – это один из основных источников
поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом
старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня – не
важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе
или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они
используют разнообразную лексику, а главное – употребляют слова
корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные
способы их употребления.
Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне
неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и
употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или
иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше
спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не
думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы
просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос
никогда не покажется ему смешным.
Пользуйтесь словарём. Полезно иметь дома набор академических словарей и
энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости.
Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими
тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием
интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти
словари и энциклопедии практически по любой тематике.
Потребность в расширении словарного запаса определяется разными
причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов,
слушание радио и телепередач обогащают знания ребят, вместе с которыми
зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом
предполагает запоминание новых слов. Бедность же словаря тормозит
усвоение орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский
педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и
употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит
между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности".
Владение большим запасом слов обеспечивает лучшее понимание читаемого,
свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.
IV Выводы
Исследования показали, что, действительно, в нашей школе
у ребят отсутствует интерес к слову;
речи учащихся свойственна словарная бедность;
ребята не владеют многими словами, служащими как для названия предметов, явлений деятельности, так и для выражения отношения
к высказываемой мысли
у ребят отсутствует потребность пользоваться словарем для обогащения
своего словарного запаса
увлечение планшетами и смартфонами привело к необратимым
последствиям: современные дети страдают бедностью языка.
V Заключение
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна;
каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая
речь» гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное и
увиденное и чтобы быть понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и
выразительной, надо знать много слов и выражений.
Как это интересно – проникать в удивительный и многоцветный мир слова,
разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и
аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск.
Слово не только называет какойлибо предмет, признак, действие, явление.
Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками.
Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной
библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.
Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом
могущественном памятнике истории.
VI Список литературы
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех
томах. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2007. 2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений / Российская АН.; 4е изд.,
стереотипное — М.: Азбуковник, 1999.
VII Приложение
Приложение I
Слово
Источник
..она, присев на завалинку и высыпав себе на колени
пакетики и узелочки с цветочными семенами, Завалинка
Латаные порты
Дрезина
Праведница
Промокашка
Зарево
Вереница
Доколе
Бурлаки
разложила их по сортам.
Е.И.Носов «Живое пламя»
Перед судебным следователем стоит маленький,
чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе
и латаных портах.
А.П.Чехов «Злоумышленник»
Дрезина проходила один пустынный участок за
другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все
трое не оборачивались и смотрели только вперед.
Рэй Бредбери «Последние каникулы»
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она
тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
У него была такая дурацкая привычка — держать руки
на промокашке, от чего я его никак не мог отучить.
Ф.Искандер «13 подвиг Геракла»
Зарево белое, желтое, красное,
Крики и звон вдалеке,
Ты не обманешь, тревога напрасная,
Вижу огни на реке.
А.Блок «Зарево белое, желтое, красное»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
А.А.Фет «Это утро, радость эта…»
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Г.Р.Державин «Властителям и судиям»
Иногда он соскакивал с постели и, размахивая руками,
показывал мне, как ходят бурлаки в лямках, как
откачивают воду.
М.Горький. «Детство»
Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вёз, а я в Баржа
молодости сам, своей силой супротив Волги баржи
тянул.
Кисет
Слобода
Ниц
Лиловый
Сундук
Кадка
М.Горький Детство»
Далеко ль?
На фронт обратно. Руку вылечил.
Понятно. Не герой?
Покамест нет.
Доставай тогда кисет.
А.Т.Твардовский. Василий Тёркин»
Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища
Пугачёвского.
А.С.Пушкин. Капитанская дочка»
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Вся поверхность земли представлялась зелёно
золотым океаном, по которому брызнули миллионы
разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы
сквозили голубые, синие и лиловые волошки…
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
В сундуках, которыми бала наполнена её комната,
было решительно всё.
Л.Н.Толстой «Детство»
При корове двум детям не было такой уж нужды,
чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но
добрые люди просят, кому шайку на умывальник, кому
нужен под капели бочонок, кому кадушечка солить
огурцы или грибы.
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
Результаты анкетирования учеников 5 класса
Приложение II Результаты анкетирования учеников 6 класса Результаты анкетирования учеников 7 класса
Результаты анкетирования учеников 8 Результаты анкетирования учеников 9 класса
Результаты анкетирования учеников 10 класса
Результаты анкетирования учеников 11 класса Общие результаты анкетирования по классам
Приложение III Анкета
Если тебе встретилось незнакомое слово, лексическое значение которого ты
не знаешь, то ты:
А) обращаешься к словарю
Б) ищешь значение слова в интернете
В) обращаешься к друзьям
Г) ничего не делаешь
2 Есть ли у тебя интернет?
А) да Б) нет
3 Есть ли у тебя дома толковые словари?
А) да Б) нет
4 Как часто ты посещаешь школьную библиотеку?
А) 35 раз в месяц
Б) 12 раза в месяц
В) 12 раза в год
Г) совсем не посещаю
5 Пользуешься ли ты толковыми словарями школьной
библиотеки?
А) да Б) нет
6 Считаешь ли ты, что обладаешь достаточным объёмом
словарного запаса?
А) да Б) нет В) не совсем
7 Хотел(а) бы ты пополнить свой словарный запас?
А) да Б) нет
8 Знаешь ли ты способы пополнения словарного запаса?
А) да Б) нет
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Исследовательская работа Словарный запас современного школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.