Урок "Основные виды языковых норм" относится к уроку обобщения изученного материала для обучающихся 10 класса. Основная задача данного урока - актуализация знаний по орфоэпии. Урок разработан в соответствии с ФГОС. При создании урока использовался один из популярных методов технологии критического мышления - "Кейс-метод".Материалы урока помогают актуализировать знания обучающихся о языковой норме, учат применять на практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского языка.
конспект урока Агеева.doc
Сценарий урока русского языка в 10 классе
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа № 6»
Агеевой Татьяны Александровны
Тема: Основные виды языковых норм
Тип урока: обобщение изученного материала
Ключевые понятия темы: виды языковых норм, орфоэпические нормы
Цель: актуализировать знания обучающихся об языковой норме
Задачи:
Общеучебные: закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навык
использования нормативной речи на практике.
Творческие: развивать речевые, творческие способности.
Коммуникативные:
формулировать свое мнение.
высказывать согласие или несогласие при обсуждении, оказывать помощь партнеру по группе, Личностные
умения:
проявлять
готовность и
способность к
выполнению норм
устойчивый
познавательный
интерес и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива;
Планируемый результат
Метапредметные умения
Познавательные:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; выделять главное,
свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать,
сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить
рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в
другую
Регулятивные:
Высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать
вопрос (проблему) урока и его цель, преобразовывать практическую
задачу в познавательную, искать пути решения проблемы,
осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить
цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности работы, принимать
решения в проблемной ситуации
Коммуникативные:
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра,
уметь убеждать; строить связное монологическое высказывание,
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою
точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный
контроль.
Предметные умения
применять в практике
речевого общения
основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка, учить строить свою
речь в соответствии с
языковыми,
коммуникативными и
этическими нормами;
учить анализировать свою
речь с точки зрения ее
нормативности,
уместности,
целесообразности;
формировать умение
устранять ошибки и
недочеты в своей устной
речи, соблюдать в
практике письма
орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка. Оборудование: проектор, экран
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, кейсы на каждую группу, карточки с домашним заданием
Структура урока
1 этап – мотивационный
2 этап –плановоподготовительный
3 этап – инормационноопреативный
4 этап – рефлексивнооценочный
Ход урока.
Этапы урока
1. Мотивационный.
Учитель создает
положительный
настрой, предлагает
решить задачу;
ученики обсуждают,
предлагают идеи
Деятельность учителя
Учитель предлагает вниманию детей заранее
подготовленный двумя ученицами диалог:
Займи мне 200 рублей.
Я не знаю, у кого.
Тебя прошу мне занять.
Я так и поняла, что ты меня просишь. Но
скажи, у кого?
Ученикам предлагается объяснить, почему два
человека не поняли друг друга.
Деятельность учащихся
Учащиеся включаются в деловой ритм,
обсуждают варианты ответов, высказывают
свою точку зрения.
УУД
Регулятивные УУД:
искать пути
решения проблемы.
Личностные УУД:
Умение строить
связное
монологическое
высказывание,
убеждать 2. Планово
подготовительный.
Определяется тема
и цели урока,
вырабатывается
план.
Слово учителя: Как трудно иногда
складывается у человека отношение с языком,
как трудно бывает выстроить общение с
другими людьми. Как вы думаете, какова тема
нашего урока?
Какие цели мы поставим сегодня?
Сегодня я предлагаю вам построить наш урок
в форме командной дискуссии с
использованием кейсов. Вы делитесь на группы
и распределяете роли. В каждой группе – по
три спикера. Первый спикер представляет
аргументы в защиту тезиса, второй – усиливает
аргументацию, третий представляет
заключительный ответ, опровергает
контрдоводы других команд. Один человек –
представитель жюри, оценивает выступления
спикеров. Остальные являются практиками,
работают с практической частью кейса
команды. Я буду выступать в роли таймкипера,
моя функция следить за регламентом.
3 информационно
оперативный.
Самостоятельная
работа
обучающихся в
группах, с
использованием
словарей,
справочников
Учитель следит за временем выполнения
Заданиякейсы
1 группа
1. Найдите слова, для которых характерно
вариативное ударение
а) намерение
б) исчерпать
в) мышление
г) феномен
Учащиеся предлагают свои варианты
ответов.
Отработать навыки нормативной речи
Учащиеся распределяют роли, знакомятся с
содержанием кейсов
Учащиеся, пользуясь справочной
информацией выполняют задания кейса.
Познавательные
УУД
1. осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
Коммуникативные
УУД:
1. осуществлять
контроль,
коррекцию, оценку
действий партнёра,
уметь убеждать;
Регулятивные УУД
1. Высказывать
предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать
вопрос (проблему)
урока и его цель.
3. Преобразовывать
практическую задачу в
познавательную
Личностные УУД
1. устойчивый
познавательный
интерес и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива;
2. Образуйте форму прошедшего времени
мужского, женского рода глагола:
Баловать
Гнать
Взять
Класть
3. Распределите приведенные ниже слова по
группам произношения [ЧН] или [ШН]
Булочная, горчичник, конечно, Никитична,
скучно, скворечник, порядочный
4.В каком предложении нужно употребить
слово «праздный», а в каком «праздничный»:
У всех собравшихся на пристани было
….настроение.
Она отдала бы эту ….жизнь за жизнь в
деревне.
5. Согласуйте прилагательное с
существительным:
Шампунь (французск..)
Тюль (нов..)
Мозоль (больн..)
Кофе (горяч..)
Сочи (красив..) МГУ (известн..)
6. Практическая работа
Представьте себе, что вас пригласили в
поработать на телевидении. Вам предстоит
прямой эфир, вы должны будете прочитать
текст, содержащий очень важную информацию.
Попробуйте сделать это ( особенно обратите
внимание на соблюдение орфоэпических норм при произнесении выделенных слов).
В государственной Думе ведутся дебаты
о путях выполнения поручений президента.
Намерение углубить социальные реформы,
начатые несколько лет назад, конечно
оцениваются в обществе позитивно.
Приведенные данные о процентах роста
благосостояния граждан России вызвали ряд
сомнений и претензий . Однако общая
тенденция, прослеживающаяся в реформах ,
должна облегчить обсуждение спорных
вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том,
чтобы средства, положенные регионам в
рамках реформы социальной сферы,
оправлялись на места по упрощённому и
облегченному варианту. За грамотное их
использование руководителей регионов
предполагалось премировать.
Для мониторинга и контроля должна быть
создана группа надзора. Предполагается, что
она будет сформирована в период с третьей
декады текущего месяца до конца квартала.
Дебаты прошли без инцидентов.
2 группа
1. Найдите существительные, в которых
ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге
а) столяр б) торт
в) очередь
г) квартал
2. Распределите приведённые слова по
группам в зависимости от произношения
согласного звука перед Е ( мягкое или
твердое произношение):
атеист, адекватный, бутерброд, гипотеза,
тенденция
4. Составьте и запишите предложения со
следующими словами:
Обидный обидчивый
Эффектный эффективный
5. Образуйте родительный падеж
множественного числа.
Абрикосы
Гектары
Грузины
Килограммы
Носки
Туфли
6. Практическое задание
Представьте, что вы работаете
корректором в газете. Вам принесли статьи
для публикации.
Скажите, какие ошибки допущены в
данных предложениях? сделайте анализ
ошибок, объясните всему классу причины
ошибок. 1. Станция может с большим эффектом
снабжать энергией завод.
2. Можно начинать собрание: форум уже есть.
3.Зал аплодировал и сканировал : «Браво!»
4. Лекция для бездетных родителей
переносится на четверг.
5.Выпас собак запрещается.
6. Он установил столько рекордов , что их
помнят только отъявленные любители
спортивной статистики.
Сделайте вывод, для чего нужно знать
лексические нормы?
7. Практическое задание.
Определите значение слов, составьте с ними
рассказ.
акция, акционерное общество, риелтор, брокер,
тендер, ипотека, лизинг, бренд, пиар.
3 группа. 1. Найдите существительные, в которых
ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге
а) договор
б) земля
в) шарф
г) голубь
2.Определите значение следующих пар слов.
Составьте с ними словосочетания или
предложения.
Кругом кругом
Атласатлас
Видениевидение
Сделайте вывод, зависит ли место ударения
от значения слова?
3. Объясните значение фразеологических
оборотов и крылатых слов, составьте
предложения.
Ахиллесова пята
Крокодиловы слёзы
Дамоклов меч
4. Исправьте предложения
1.Играя в шахматы, развиваются мыслительные
способности.
2.Создавая экологический прогноз, требуются
специальные знания 3.Опровергая общее утверждение, у нас
завязался спор
4.Изучая историю, это помогает лучше понять
настоящее
6.Практическое задание.
Вы учитель. Исправьте ошибки в
сочинениях 6классников, сделайте анализ
ошибок, объясните всему классу причины
ошибок.
1.Мне не хватило время, чтобы сочинить более
интереснее.
2.Они постоянно ездиют возле ихнего дома.
3.На празднике все были счастливы и весёлые.
4. Я хотел сказать о значении чтения и почему
я его люблю.
5.Дорожка покрыта проваливающимся снегом
под ногами.
6. Книга научила меня уважать друзей,
которую я прочитал в детстве.
Учитель предлагает спикерам слово для
защиты.
Возникающие в процессе вопросы
обсуждаются.
Учащиеся выступают.
Ведется дискуссия
4. Рефлексивно
оценочный.
Представление
полученных
результатов, обмен
мнениями,
презентация
Регулятивные УУД
1. Искать пути
решения проблемы.
2. Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию. практических
заданий. Оценивание
ответов
обучающихся.
В заключении жюри оглашает результаты
работы команд. Выставляются оценки.
5. Домашнее задание Учитель предлагает учащимся карточки с
домашним заданием:
Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно
чтото искал. Потом он достал папку с
надписью "ДОГОВОРЫ", чтото прочитал и
вынул телефон. Все думали, что он сейчас
комуто ПОЗВОНИТ. А он сделал жест
ПЕТЛЮ рукой, захлопнул папку, сел и
задумался.
Познавательные
УУД
1. Выделять главное,
свёртывать
информацию до
ключевых слов.
2. Анализировать,
сравнивать, делать
выводы,
устанавливать
закономерности,
строить
рассуждения.
3. Преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую (модель в
текст, ключевые
слова, текст в
рифмовку, схему). О чем он думал, будущий ученый? О русском
АЛФАВИТЕ? Об АНАПЕСТЕ и
АМФИБРАХИИ? Об ИЗОБРЕТЕНИЯХ и
открытиях? Об ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки
книгами?
Задание расставить ударение в выделенных
словах, подготовить чтение отрывка.
На самом деле он думал о том, как понесет
ХОДАТАЙСТВО через два КВАРТАЛА, что,
возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это
УСУГУБИТ материальное положение его
семьи:
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Сценарий урока "Основные виды языковых норм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.