Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Воспитание экологической культуры младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности
Учитель: Афандеева Резида Рафаиловна, учитель начальных классов.
г. Пыть-ях, 2020 год
«Воспитание экологической культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности».
Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок"
Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится семье, школе, общественным организациям. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли дети еѐ ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Исходя из
выше сказанного, учитывая актуальность данной проблемы, я занимаюсь воспитанием
экологической культуры младших школьников через урочную и внеурочную
деятельность, соединяю установленные наукой принципы и методы и успешно
применяю их в своей практике.
Ведущей целью моей работы является создание условий для формирования
экологической культуры личности младшего школьника.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;
- раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;
- формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;
- содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;
- прививать навыки исследовательской работы.
- использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру
- содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всѐ живое - разработать циклы бесед экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
- организовать конкурсы проектов по обсуждаемым событиям экологического характера.
- провести просмотр видеосюжетов экологической направленности и тестирование после них.
- помочь учащимся научиться радоваться
успехам друзей, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Мероприятия по реализации экологического воспитания:
Экологические
беседы на уроках гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное
чтение, изобразительное искусство) содействует художественному освоению
природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных
отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое отношение к
природе творческими средствами. На уроках математики вопросы взаимодействия
человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах. В них
раскрываются вопросы заботы и благоустройства среды обитания, рационального
природопользования, восстановления и преумножения природных задач. На уроках окружающего мира для формирования экологической
культуры часто использую стихотворения, которые способствуют видению природы,
раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое произведение воспевает
красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства
любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно
делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное
отношение к природе.
-
Познавательно-развлекательные мероприятия
Экологические беседы на занятиях кружка «Умники и умницы», «Социокультурные истоки»; турниры-викторины; конкурсы загадок о природе; проектные задачи «Берегите птиц», круглые столы; проигрывание экологических ситуаций; экологические викторины, КВНы; экологические экскурсии; экскурсии в музеи, в природу; игры-путешествия; встречи со специалистами; экологические тропы, работа над исследовательским проектами «Чипсы – вред или польза», «Газированная вода – польза или вред», практико-информационными проектами «Кошки», «Канзаши», «Кукла-оберег народов ханты» и др.
- Просветительская работа
Участие реализации экологического проекта «Рутех», в конкурсах экологической листовки, экологического рисунка и плаката; стихи и сочинения о природе; выпуск информационных листков, фотостендов - правила поведения в природе; работа детского экологического театра; конкурсы чтецов (по произведениям о природе); праздники времен года, птиц, цветов;
- Практическая работа
Изготовление кормушек, домиков для птиц; очистка парка и школьного участка от мусора; заготовка кормов для птиц; зимняя подкормка для птиц; озеленение класса, школы, улицы, двора; участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов); участие в экологических операциях, акциях, посещение школьного и городского краеведческого музея
Систематический труд формирует у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребѐнка. Сильным стимулом к труду является интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками.
Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.
Для того чтобы к ребѐнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, научить видеть прекрасное. Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дают положительный результат в воспитании детей.
Все учебные предметы начальной школы вносят свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.
При проведении занятий, связанных с трудовой деятельностью, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств. Дети создают свои поделки из того, что могло бы стать мусором и загрязнять окружающую среду - пластиковые бутылки, бумажные коробки, пластиковые детали киндер-яиц, бумажные тарелки, губки для посуды, старые пуговицы, использованные СД-диски и т.д.
Накоплен материал: это доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, консультации к ним, методические рекомендации по учебно-экологической программе. В ознакомлении детей с миром природы мне очень помогают собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр видеоматериалов.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий занимают участие в окружном марафоне «Моя Югра – моя планета», в международном экологическом фестивале «Спасти и сохранить», во всероссийском фестивале «Вместе ярче!»
Положительным моментом в организации экологических мероприятий является возможность привлечения родителей. Ведь семья оказывает огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения.
Результаты:
- улучшилось качество знаний учащихся по окружающему миру на 12%;
- увеличилось количество участников в конкурсах и олимпиадах по окружающему миру на 27%;
- увеличилось количество учеников, принимающих активное участие во внеурочных природоохранительных мероприятиях до 97%;
- проведенные мероприятия способствовали развитию у школьников правильных экологических отношений;
Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе. Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу. Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы. Материал по данной работе представлен на интернет-порталах педагогических сообществ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.