ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все люди способны видеть эту красоту. Природа постоянно воздействует на ребенка. Но дети многое не замечают, их восприятие очень поверхностно. И все же здесь, в царстве природы, они получают свой первый чувственный опыт, накапливают ощущения, идущие от самой жизни. Осмысленное восприятие предметов и явлений зарождается рано. Однако недостаточные знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. В познании мира природы - каждый ребенок первооткрыватель и исследователь. Здесь велика роль родителей, они сами должны видеть и понимать красоту окружающего мира и научить этому своего ребенка. Воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка имеет огромное значение, т.к. восприимчивость к прекрасному не только обогащают жизнь человека, но и организуют и направляют его поведение и поступки. Поэтому родители могут помочь развить у ребенка эстетическую восприимчивость ко всему окружающему. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства: он тянется к нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку, восторженно восклицает, видя красивый цветок или яркую бабочку. Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться бабочкой или цветком, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не навредить им, не сломать. Эстетические чувства и отношения являются предпосылкой формирования активного гуманистического отношения окружающему. Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Необходимо систематически поощрять ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими. Любая экскурсия на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка. Надо обращать внимание на особенности и красоту окружающих в парке деревьев, величие и четкость линий городских зданий, красочность праздничного оформления города. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят загадки, стихи и рассказы о природе. - Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (Ответ: Осень) - Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто… (Ответ: Листопад) - Стало ночью холодать, Стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Ответ: Иней) - Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (Ответ: Лужи) - Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … (Ответ: Осень) Короткие стихи, которые могут сопровождать наблюдения с ребенком во время прогулки: Озорники Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь – Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья, – Дождь из листиков и я. (Л. Разводова) Осень, осень Осень, осень. В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь: С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным журавлем. И. Суриков Какими же приемами могут пользоваться родители, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе? - постоянно предоставлять ребенку возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, форму, запах, красоту; - вызывать добрые чувства к рассматриваемому природному объекту; - разговаривать с объектом живой природы (с елочкой, цветочком), наделяя его человеческими качествами; - вводить в детские наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой; - вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла); - в присутствии ребенка не допускать недостойного поведения по отношении к природе со стороны других людей, осуждать их действия. При умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше просто не замечал. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Необходимо, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, и родители должны использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание малыша на природное явление, побудить задуматься над ним. Восприятие всего этого ребенком имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране. Большие возможности для развития художественно- эстетической восприимчивости дает изобразительная деятельность. Рисуя, ребенок не просто изображает те или иные предметы или явления, он выражает свое отношение к изображаемому. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. И здесь необходимо вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Необходимая помощь в изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка. Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Важно научить ребенка смотреть на природу не только глазами, но и сердцем, испытывать восхищение, необходимое, как пища для души, а порой, и как лекарство. Стремясь воспитывать детей, как хранителей природы мы должны еще в раннем детстве научить их испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.