Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
Составитель: Шмакова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29
«Рябинушка»
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.
Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель.
Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Расширять свои теоретические знания;
Приобретать новые профессиональные навыки.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• Консультация для воспитателей.
• Отчет.
• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
•Участие детей на занятии.
Перспективное планирование.
Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме.
Чтение сказки «Колобок».
Октябрь
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию.
Привлечение родителей к пополнению уголка книг русскими народными сказками «Как подружить ребёнка с книгой».
Ноябрь
Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.
Консультация для родителей на тему «Учите детей любить сказки».
Декабрь
«В гостях у сказки».
Консультация для родителей на тему «Какие сказки читать детям?»
Январь
Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
Слушание сказок в аудиозаписи.
Февраль
Чтение сказок, пересказ и проигрывание вместе с детьми.
Март
Мини-викторина «1,2,3,4,5! Будем сказки называть».
Апрель
Открытое занятие: «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).
Май
Разучивание песен к сказкам.
Доклад воспитателя по теме.
Список использованной литературы
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г.
3. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.
4. Маланева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Творческий центр, 2004. – 98 с.
5. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 132 с.
6. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.
7. Хомякова Е.Е. Комплекснае развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).
Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);
Образовательные задачи:
1. Развивать у детей умения узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам.
2. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.
3. Закреплять знания детей о животных.
4. Формировать элементы театрализованной деятельности.
5. Развивать речевую активность детей, умение рассказывать сказку по картинкам, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству, организованность, умение взаимодействовать в коллективе.
Развивающие задачи: Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт детей путем определения формы предметов, их цвета, величины;
Основная образовательная область: речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Методы: игровые, практические.
Приёмы: постановка цели, использование мнемотехники, практическая помощь, поощрение.
Предварительная работа
1. Изготовление панно по сказке «Колобок»
2. Чтение русских народных сказок
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»
5. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра
6. Разгадывание загадок
7. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»
Дидактический материал:
демонстрационный: волшебный клубочек, мольберт, панно по сказке «Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок»;
раздаточный: маски – шапочки для детей
Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал
Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали,
И они нам рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Что сегодня в гости к нам,
Спешит сама бабушка, бабушка - Сказушка.
Входит Бабушка – Сказушка:
Слышу, слышу, про меня разговор ведёте.
Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Как давно мы не видались
Осень кончилась, зима
И теперь я собралась
В гости к вам прийти сама.
Игра «Давайте познакомимся»
Бабушка – Сказушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.
(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Сказушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Сказушке.)
Бабушка – Сказушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)
Бабушка – Сказушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.
Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.
Отгадывание сказок разными способами
1. Узнай сказку по загадке
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
Бабушка – Сказушка: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?
(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и выкладывают на фланелеограф героев сказки)
2. Узнай сказку по иллюстрации
Бабушка – Сказушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)
3. Узнай сказку по отрывку
Бабушка – Сказушка: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Бабушка – Сказушка читает отрывок по сказке «Гуси-лебеди». Дети отгадывают.)
Пальчиковая игра «Гусь»
- Где ладошки? Тут?
Спрятать руки за спину.
- Тут!
- На ладошках пруд?
- Пруд!
Протянуть руки вперёд ладонями вверх
- Палец большой – это молодой гусь
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил.
Поочерёдно
загибать пальцы обеих рук.
Полетел гусь в рот,
Разжать кулаки,
Поднять руки вверх
А оттуда – в живот!
Встряхнуть кистями
Вот!
Хлопнуть в ладоши.
Бабушка – Сказушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь?
Драматизация сказки «Репка»
(Дети одевают маски – шапочки)
Вы ребята, просто чудо
Никогда вас не забудем.
Отличились вы на славу
А за это вам награда. (Книга сказок)
Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.