«Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
Оценка 4.8

«Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
05.03.2024
«Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Нравсвенное воспитаение 21.docx

 

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

 

 

 

 

Составитель: Шмакова Наталья Валерьевна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29

«Рябинушка»

 

 

 Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.

Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель.

 Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Расширять свои теоретические знания;

Приобретать новые профессиональные навыки.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• Консультация для воспитателей.

• Отчет.

• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

•Участие детей на занятии.

Перспективное планирование.

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме.

Чтение сказки «Колобок».

Октябрь

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Привлечение родителей к пополнению уголка книг русскими народными сказками «Как подружить ребёнка с книгой».

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

Консультация для родителей на тему «Учите детей любить сказки».

Декабрь

«В гостях у сказки».

Консультация для родителей на тему «Какие сказки читать детям?»

Январь

Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.

Слушание сказок в аудиозаписи.

Февраль

Чтение сказок, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

Март

Мини-викторина «1,2,3,4,5! Будем сказки называть».

Апрель

Открытое занятие: «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).

Май

Разучивание песен к сказкам.

Доклад воспитателя по теме.

 

Список использованной литературы

1.      Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.

2.      Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г.

3.      Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.

4.      Маланева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: Творческий центр, 2004. – 98 с.

5.      Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 132 с.

6.      Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.

7.      Хомякова Е.Е. Комплекснае развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).

Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);

Образовательные задачи:

1.      Развивать у детей умения узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам.

2.      Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3.      Закреплять знания детей о животных.

4.      Формировать элементы театрализованной деятельности.

5.      Развивать речевую активность детей, умение рассказывать сказку по картинкам, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству, организованность, умение взаимодействовать в коллективе.

Развивающие задачи: Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт детей путем определения формы предметов, их цвета, величины;

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, практические.

Приёмы: постановка цели, использование мнемотехники, практическая помощь, поощрение.

Предварительная работа

1.      Изготовление панно по сказке «Колобок»

2.      Чтение русских народных сказок

3.      Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

4.      Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»

5.      Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра

6.      Разгадывание загадок

7.      Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»

Дидактический материал:

демонстрационный: волшебный клубочек, мольберт, панно по сказке «Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок»;

 раздаточный: маски – шапочки для детей

Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал

Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Рано – рано поутру,

Когда все крепко спали

Прямо под моим окном

Две синички щебетали,

И они нам рассказали,

Чтобы все ребята знали,

Что сегодня в гости к нам,

Спешит сама бабушка, бабушка - Сказушка.

Входит Бабушка – Сказушка:

Слышу, слышу, про меня разговор ведёте.

Здравствуйте, детишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Как давно мы не видались

Осень кончилась, зима

И теперь я собралась

В гости к вам прийти сама.

Игра «Давайте познакомимся»

Бабушка – Сказушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.

(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Сказушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Сказушке.)

Бабушка – Сказушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)

Бабушка – Сказушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.

Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.

Отгадывание сказок разными способами

1.      Узнай сказку по загадке

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

Бабушка – Сказушка: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?

(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и выкладывают на фланелеограф героев сказки)

2.      Узнай сказку по иллюстрации

Бабушка – Сказушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)

3.      Узнай сказку по отрывку

Бабушка – Сказушка: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Бабушка – Сказушка читает отрывок по сказке «Гуси-лебеди». Дети отгадывают.)

Пальчиковая игра «Гусь»

 

- Где ладошки? Тут?       

Спрятать руки за спину.

- Тут!                                    

- На ладошках пруд?

- Пруд!

Протянуть руки вперёд ладонями вверх

- Палец большой – это молодой гусь

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил,

Этот палец суп варил.

Поочерёдно

загибать пальцы обеих рук.

Полетел гусь в рот,                              

 Разжать кулаки,

Поднять руки вверх

А оттуда – в живот!                           

Встряхнуть кистями

Вот!     

Хлопнуть в ладоши.

Бабушка – Сказушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь?

Драматизация сказки «Репка»

(Дети одевают маски – шапочки)

Вы ребята, просто чудо

Никогда вас не забудем.

Отличились вы на славу

А за это вам награда.    (Книга сказок)

Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.

 


 

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками

Участие детей на занятии. Перспективное планирование

Участие детей на занятии. Перспективное планирование

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду

Закреплять знания детей о животных

Закреплять знания детей о животных

Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок»; раздаточный: маски – шапочки для детей

Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок»; раздаточный: маски – шапочки для детей

Бабушка – Сказушка: Вот мы с вами и познакомились

Бабушка – Сказушка: Вот мы с вами и познакомились

Тут! -

Тут! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024