ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
«Мальчик из села Поповки» Выберите время, когда дети настроены на спокойное времяпровождение, и прочитайте им стихотворение С. Я. Маршака «Мальчик из села Поповки». «Отступая из села Поповки, немцы сожгли его дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трёхлетний Петя». Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок — Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы — И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс! При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу. Дайте детям осмыслить, «пережить» услышанное и предложите им поговорить по душам. • Давайте пофантазируем, кем мог стать Петя, когда закончилась война? • Вспоминал ли он солдата, который спас его? • Что Петя и солдат могли бы сказать друг другу, если бы встретились через много лет? • Что бы каждый из вас сказал солдату, в страшные годы войны защитившему нашу Родину и таких же маленьких, как и вы, детей? Пусть дети почувствуют, как страшно жить в военные годы, как хорошо, когда рядом близкие взрослые, друзья-сверстники, а главное – пусть в пожилом человеке, который с трудом идёт по улице и которому не хочется уступать место в автобусе, потому что так здорово смотреть из окна на пролетающие пейзажи, он увидит молодого, светловолосого, голубоглазого солдата, который, не жалея своей жизни, спас маленького мальчика, а потом с боями дошёл до Берлина и избавил весь мир от фашистов. Это в его честь 9 мая устроят салют, это ему мы все должны быть благодарны. Чтобы снять напряжение и вернуть детям спокойное состояние духа, предложите им нарисовать салют, светлый майский день, цветы, радость победы и мирной жизни… «Близко к сердцу» Почувствуйте, когда детям захочется поговорить о том, что скоро их ожидает новая жизнь: школа, уроки, дисциплина, домашние задания… Прочитайте им отрывок из книги Е. Воробьёва «Москва. Близко к сердцу». «Хочу рассказать о маленьком солдате, который начал военную жизнь, прожив только одиннадцать мирных лет. В разгар уличных боёв в Наро-Фоминске он прибился к нам, мы занимали в те дни Дом офицера в военном городке. Мой наблюдательный пункт был на крыше, а в подвале медсестра Елена Ковальчук устроила перевязочный пункт для раненых. Мальчика звали Витя Кусакин. Война осиротила его, лишила дома, родителей, школы, товарищей, игр и пустила, голодного, по миру. Смотрел он хмуро, озабоченно – будто уже был когда-то взрослым и вдруг стал опять маленьким. Витя рассказал, по каким улицам пробрался к Дому офицера, где у немцев позиции и где их солдат больше всего. Шесть беспризорных мальчиков ютились в подвале дома, рядом с перевязочным пунктом. В этой группе отличались смелостью двенадцатилетний Гавруша и Серёжа Соловьёв. За ребятами по-матерински ухаживала медсестра Елена Ковальчук. А мальчики поили, кормили тяжелораненых перед ночной эвакуацией их в тыл. Уже на второй день Витя Кусакин вызвался пойти на разведку – уточнить, где у немцев батарея, а где за домами прячутся танки. Находчивый и бесстрашный, он много раз ходил в город, в окрестные деревни, добывал ценные сведения о противнике. Однажды мы одели Витю в отрепья, привязали к поясу грязный котелок – «оформили» под беспризорника. Вечером провели малолетнего «бродягу» через линию фронта. Виктор вызвался собрать сведения о противнике в ближайших деревнях и через три дня вернуться… Бродяжничество мальчика вызвало у немцев подозрение, Витю схватили. Он притворялся убедительно, его прогулки приняли за мальчишеское озорство. Однако, не отпустили, оставили под надзором на кухне. Витя решил бежать. С вёдрами, будто идёт за водой, спустился к реке Наре. Его поймали, учинили допрос: кто он, откуда, кто послал, с какой целью? Витя отмалчивался, и тогда его варварски наказали… Витю бросили в холодный сарай и заперли. Ночью он вылез сквозь прореху в соломенной крыше и пробрался через линию фронта. Пришёл в полк измученным. Его отправили в Москву, в госпиталь, но зимой он снова оказался в полку. Ночами ходил на передовую, приносил с ничейной земли, где остались лежать убитые немцы, их автоматы, пистолеты, ранцы с патронами, бинтами, сигареты и другие трофеи. Ранним утром 1 декабря мой наблюдательный пункт оказался в окружении, огонь немцев вывел из строя проволочную связь. Радиостанции соседних батальонов на вызовы не отвечали. Посыльные, связные обратно не возвратились. Между тем фашисты приблизились к дому. Из окон первого этажа отстреливались телефонисты, сапёры, кладовщики, ездовые, санитары, легкораненые. Немцы зашли в тыл полка, где стояли наши полевые кухни. Нужно всё сделать, чтобы солдатский обед не достался проголодавшимся фашистам! Как передать приказание поварам – опрокинуть котлы, вылить сваренные супы и каши в грязный снег? В эти минуты Витя вызвался предать мой приказ. Ловко петляя от одного укрытия к другому, от окопа к воронке, он добрался до поваров, передал приказ и благополучно вернулся. Наступил критический момент в обороне Дома офицера. Гарнизон отстреливался из окон первого этажа, на углу, метрах в двадцати, фашисты установили пулемёт. Он держал под прицелом парадный подъезд и другие выходы из дома. Пулемёт удалось заглушить, он замолк. Гавруша подтащил этот пулемёт к подъезду и открыл огонь. Рядом, за щитом пулемёта, лежал Витя Кусакин. Мальчики сводили свои счёты с фашистами… Когда полк в декабре 1941 года перешёл в наступление, мы получили приказ – направить мальчиков в тыл. Сохранить им жизнь… Спустя год, Витя исхитрился и нашёл наш полк, когда мы воевали под Ржевом. С ним строго поговорили и отослали в Москву. Но вскоре Витя опять оказался на фронте, на этот раз в танковой бригаде. Тринадцатилетнего героя наградили орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу», присвоили звание ефрейтора. Отважный боец Виктор Яковлевич Кусакин погиб в 1943 году в боях за Белоруссию». Задайте детям такие вопросы: • Как вы думаете, было ли страшно Вите ходить на разведку в город и окрестные деревни, занятые фашистами? • Что помогало мальчику преодолевать страх и воевать наравне со взрослыми? О чём он мечтал в редкие минуты отдыха? • Кем бы он мог стать, если бы не погиб? • Что вы сказали бы отважному бойцу Вите Кусакину, если бы встретились с ним? Мне кажется, главное, к чему желательно подвести детей: они должны почувствовать, понять, что счастье – это мир, когда можно играть, шалить, смотреть мультики, ходить в детский сад, а потом в школу – учиться, подчиняться дисциплине, выполнять домашние задания, мечтать о будущем, готовиться к взрослой жизни… Пусть пофантазируют: кто кем станет, когда вырастет? О чём будут рассказывать своим детям в светлый день 9 мая, когда вместе с ними придут поклониться могиле неизвестного солдата… Использованная литература 1. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Стихотворение «Мальчик из села Поповки». Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 307. 2. Воробьев Евгений Захарович. Москва. Близко к сердцу. Страницы героической защиты города, 1941-1942 / - М.: Политиздат, 1986. - 479,[1] с., [12] л. ил.: ил.; 17 см. - (Города-герои).; ISBN (В пер.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.