ШУБНИКОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА
Воспитатель высшей квалификационной категории
ЕВАЧЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Воспитатель перовой квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №90»
Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ярославская, д.13
valyamore2015@yandex.ru
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания дошкольников, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, которое направлено на формирование и развитие личности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, представление детей о патриотизме, организация патриотического воспитания.
В последние годы в образовании происходят различные изменения, реформирования. Эти изменения выявили существенные проблемы в сфере патриотического воспитания детей. Они показали, что формирование у ребенка нравственно-патриотических качеств это одно из приоритетных направлений воспитательного процесса. Доступны ли воспитанникам дошкольных образовательных учреждений чувства гражданственности и патриотизма? Исходя из собственного педагогического опыта работы в этом направлении, можно утверждать: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, природе, к Родине. Все это и является началом патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Процесс воспитания любви к Родине необходимо начать с любви к самым близким людям. Ребенок дошкольного возраста связывает понятие Родины с домом, природой, детским садом. Постоянно это чувство расширяется до любви к своему государству, к его истории и культуре.
Формирование чувства патриотизма у детей в нашем ДОУ начинается со знакомства с народной культурой, фольклором. Ребенок растет от колыбельных песен до преданий и былин. Именно поэтому в ходе образовательного процесса мы знакомим их с потешками, сказками, легендами и мифами Мордовии. Детям прививается мир народной культуры, который открывает им нравственные ценности Мордовии – трудолюбие, милосердие, любовь к природе и родному краю.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Одна из форм работ по патриотическому воспитанию это знакомство с национальными праздниками Мордовии. Организуем различные досуги и праздники с детьми, где рассказываем о традициях и обычаях, приуроченных к этим праздникам. Во время этих развлечений ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности. Дети учатся исполнять народные песни, частушки. Знакомятся с народными музыкальными инструментами. Как к подготовке, так и в проведении мероприятий, привлекаются родители. Они разучивают совместные хороводы, готовят реквизита, элементы костюмов.
Особое место в патриотическом воспитании занимает ознакомление детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.
Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются и в свободное от занятий время обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении.
Использование национального костюма - ещё один важный элемент патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Знакомство с национальной одеждой важная тема для формирования чувства принадлежности к своей культуре и народу. На занятиях мы знакомим детей с изделиями ручной работы. Даем представление о названии предметов национального костюма, цветовой гамме, о значениях отдельных элементов вышивки, о традиционном повседневном и о праздничном костюме. Используем различные презентации о мордовских национальных костюмах. Проводим беседы на тему просмотренного материала. Проводим детьми игру, связанную с костюмом – найти отличия между костюмами (можно выбрать мордовские костюмы различных районов, добавить в материалы о мордовских костюмах костюмы других народов). На занятиях по рисованию и аппликации мы учим применять элементы мордовского узора для украшения фартука, рушника, рукавички и т.д.
Еще один не менее важный элемент, который мы используем это Мордовские народные игры, которые способствуют формированию патриотических чувств у детей, а помогают сделать занятия более увлекательными и интересными. В процессе игры дети знакомятся с мордовскими народными играми («Раю-раю», «В ключи», «В платки» и другие). Подвижные игры очень важны для детей дошкольного возраста, так как они передают опыт народа и его культуру, способствуя гармоничному развитию и имеют огромное значение для гармоничного и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Значительным моментом в воспитании гражданственности у дошкольников является знакомство с символикой Мордовии. Главная цель этих занятий - понимание детьми, что Мордовия – часть России, но является самостоятельной республикой с собственной символикой. Проводим с детьми различные беседы, показываем детям герб Мордовии и просим их описать, что изображено на гербе, а также рассказываем об истории создания герба. Принимали участие в Республиканском фестивале «Что дети знают о гербе».
Важным моментом в воспитании любви к родному краю является знакомство с достопримечательностями родного города Саранска. В процессе обучения, знакомим детей с историей достопримечательностями своего города и республики. Совместно с семьями воспитанников мы организовали «Экскурсию выходного дня». Во время которых, посетили краеведческий музей, Кафедральный собор Ушакова, «Эко - парк», Мемориальный музей военного и трудового подвига» и др.
Таким образом, в результате работы у детей расширились представления о достопримечательностях родного города, истории республики. Дети умеют в продуктивной творческой деятельности отражать свои знания и впечатления о родном крае. Итогом нашей работы явилось то, что у детей возник интерес к истории и традициям родного края. Расширились знаний о мордовской народной культуре. Активизировалась позиция родителей как участников педагогического процесса.
Литература
1. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — Москва : Сфера, 2007. — 207 с.
2. Матова, В.Н.. Краеведение в детском саду/В. Н. Матова. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. — 168 с.
3. Михайлова, М.А. Народные праздники, игры и развлечения / М,А. Михайлова //Ярославль: Академия развития, 2005. — 222 с.
4. Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду. /М.Ю. Новицкая//- Москва: Линка - Пресс, 2003. — 195 с.
5.Трифонова В. В.Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.–/ В.В. Трифонова // Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2017. — 168 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.