Воспитание семейных ценностей на основе русской литературы
Все начинается с семьи. Мы, учителя, это особенно хорошо понимаем. А что же сегодня происходит с семьей? К сожалению, современная семья претерпевает значительные изменения.
- рост разводов. Если взглянуть на глобальную ситуацию с разводами во всем мире, сравнив соответствующие показатели в разных странах мира. Россия здесь по статистике разводов находится среди основных мировых лидеров. По данным 2016 года количество разводов составило 61,7% от общего количества заключенных браков. Хотя еще в 2015 году этот показатель разводов в России составлял 52,7%.
-
широкое распространение внебрачных рождений; Соответственно, взрастает
число неполных семей, а также семей с неродными родителями.
- полная занятость обоих родителей, высокая занятость женщин-матерей (работающая мать проводит с ребёнком в среднем 1 час 24 минуты в сутки);
- социальные проблемы семьи (проблемы с жильём, материальное обеспечение семьи и др.);
- возрастает количество одиноких мужчин и женщин;
- семейное двоевластие: проблемы с лидерством в семье (формальное лидерство мужа и неформальное – жены).
Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его социальной позиции, взглядах, мотивах поведения. Дети из неполных семей отношения в своих будущих семьях выстраивают по аналогии с семьёй своих родителей, поэтому очень важно показать, что безнравственные отношения – это не эталон поведения. Семья не будет полноценной без взаимного уважения, понимания, сострадания, любви. Поэтому нам очень важно на примере художественных произведений показать последствия неверно выстроенных семейных отношений, в чём преимущество полной семьи перед неполной.
Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе.
Её отголоски слышны ещё в древнерусских произведениях: о любимом муже Игоре тоскует, плача, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»), через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!
Произведения русской литературы призваны воспитывать молодое поколение образцами любви, мудрости, взаимоуважения. Приведем примеры:
1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (древнерусская литература) - Петр и Феврония канонизированы в 1552 году. Святые – пример истинно русской семьи, основанной на любви и верности. После прочтения ребята в этом убеждаются.
2.Автобиографическая повесть «Детство» Л.Н.Толстого (вторая половина 19 века) - здесь мы видим семью, где дети и взрослые любят и дорожат друг другом. Такую семью мы называем исконно русской, счастливой, основанной на духовных ценностях.
3.Автобиографическая повесть семьи Митрофана, Епископа Североморского и Умбского.
Иван и Анна Иванченко поженились в 1936 году совсем молодыми.
На другой день после свадьбы на попутной почтовой грузовой машине молодая семья уехала к месту службы и жизни…
Началась война. Практически всю Великую Отечественную Иван Михайлович Иванченко прошёл комбатом, начав с боёв на западной границе и дойдя до Берлина. Перерывы были лишь в госпитале, немало было ранений. По законам той страшной войны и обстоятельств его боевого пути этого просто не могло быть, и он должен был непременно погибнуть, как многие миллионы и миллионы таких же бойцов. Но в его сердце всегда была большая любовь. Этой любовь была единственная на всю жизнь Анны. Анна была его ангелом-хранителем. Она ждала его и молилась за
своего Ивана. Можно только мечтать, чтобы каждая семейная пара обрела и сохранила это духовное сокровище и могла с такой же любовью глядеть друг на друга, как глядели Иван и Анна Иванченко в день своей «золотой свадьбы».
Семейными ценностями во все века являлась любовь, верность, доброта, забота, уважение. Это и есть наши духовные ценности. На них и строятся хорошие семьи.
1. В круг детского чтения входит множество произведений, имеющих большой потенциал для семейного воспитания. Коснёмся лишь некоторых из них. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».
Сам писатель, создавая свои рассказы, сказки, басни для детей, следовал им неукоснительно. Так, в одной из своих басен отец призывает своих сыновей жить между собой в мире и согласии, приводя пример веник, развязанные прутья которого легко сломать. «Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит», говорит литературный герой словами автора.
2.Другой пример семейного воспитания ярко прослеживается в «Косточке» (быль). Сюжет этого художественного произведения довольно прост: мальчик взял без спроса сливу и съел её. Мать рассказала об этом отцу, но когда тот спросил о том, кто съел сливу, признания он не получил. Тогда отец сказал, что в сливах есть косточки, и кто проглотит её, через день умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Здесь Л.Н. Толстой затрагивает не только вопросы непослушания или обмана в семье, но также пример мудрого родительского воспитания.
3. К. Д. Ушинский также не раз подчёркивал важность родительского авторитета для детей. Многие его рассказы построены на диалоге отца и сына. Книги К. Д. Ушинского помогают детям ответить на вопрос – в чём радость и счастье человека. Счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек, уважающий себя и свою семью.
Очень поучителен рассказ «Дедушка». Мы все понимаем, что старшее поколение надо уважать, но нередко в жизни встречается и другое. Так получилось и в этом рассказе: дедушка сильно постарел, он плохо видел и слышал, руки и ноги у него дрожали. Когда он ел, расплёскивал суп. Это не нравилось сыну и невестке, и они решили кормить его из старой деревянной миски. Но однажды мать увидела, как их сын что-то мастерит. Выяснилось, что он делает деревянную коробочку. «Когда вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из неё кормить». Стыдно стало родителям, недаром говорят, что дети – наши лучшие учителя. В конце рассказа автор приводит нравственное правило: «Уважай старика: сам будешь стар».
4.Не в пример этому произведению рассказ Л.Чарской «Гимназистки. Урок». Внучка Верочка осталась со старенькой бабушкой. И хотя ей всего 16 лет, девочка принимает на себя обязанности по содержанию и обеспечению старенькой бабушки. Произведение очень трогательное, описывает любовь и уважение младшего поколения к старшему. «…До свидания, бабушка! Господь с Вами! – До свидания, пчелка-хлопотушка моя! Бабушка крестит Верочку, Верочка – бабушку. Это уж у них так заведено с тех пор, как осиротели они со смерти дедушки, обе – девочка и старушка. Раньше дедушка крестил бабушку. Теперь дедушки нет……, и его трогательную обязанность Верочка взяла на себя….»
5.Семейное воспитание относится к числу тех вопросов, которые никогда не потеряют свою актуальность. Не только писатели XIX века, но также и наши современники говорят об этом. Прежде всего, это А. А. Лиханов. Он говорит: "Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком". Эти слова могут послужить эпиграфом к его творчеству.
Глубокие чувства вызывает прочтение романа «Слётки» об удивительных взаимоотношениях двух братьев Бориса и Глеба. Они росли без отца, но старший стал для младшего всем. Жестокая проза жизни принесла им много разочарований и обид, но главная мысль произведения отчётливо прослеживается в призыве к людям хранить детей, уберечь, ведь они же беззащитны перед суровой действительностью. «Они сами поднимутся на крыло, надо только подождать немного, набраться терпения».
6. Современные сказки Инны Гамазковой не только интересны, но и поучительны. Их обязательно нужно читать всем вместе, так как они учат и взрослых и детей. Вот сказка «Волшебная семья». Ребенок в семье один и отказывается слушаться маму. С помощью сказки автор показывает, что все в семье взаимосвязаны. Один не слушается другого, этот не слушается третьего, и т.д. Что же из этого может получиться?! Без нотаций ребенок понимает, послушание в семье это не обязанность, это – любовь и уважение друг к другу.
В заключение в разговоре о счастье семьи уместно вспомнить слова Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное». Помните: радость жизни, счастье семьи в ваших руках!
Художественная литература имеет для семьи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей.
Мир ребёнка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
И закончить своё выступление хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
«Сегодня предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций, и уже на этой основе строить свое будущее...»
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.