Автор: Пожидаева Е.Г.
(учитель начальных классов-1 квалификационная категория).
Название направления секции: «Дружинная и отрядная работа: как рождается творчество?»
Воспитание у детей интереса к истории Родины и чувства патриотизма в детском оздоровительном лагере в рамках программы «Звёздное наследие».
Аннотация
Обозначена важность воспитания у детей интереса к истории Родины и чувства патриотизма в детском оздоровительном лагере в рамках программы «Звёздное наследие». Подчеркивается что программа, учитывает различную возрастную аудиторию. Основное внимание статьи сконцентрировано на возможностях патриотического воспитания в детском оздоровительном лагере. В статье представлен опыт программы основанной на игровом сюжете настольной игры «Звёздное наследие».
Загородный лагерь – это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализация и профориентация.
Изменение социокультурной ситуации в России способствует тому, что в отечественной педагогике воспитание вновь провозглашено важнейшей составляющей общественного развития современной России. В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Одной из важнейших задач воспитания является формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Исследование феномена ценностных ориентаций приобретает сегодня стратегический характер, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух народа» в ближайшие десятилетия, зависит самосохранение россиян как полиэтнической общности и в физическом, и в духовно-культурном плане. Значимость проблемы обусловлена тем, что именно им, современным подросткам, в ближайшем будущем предстоит быть творцами новой ценностной иерархии.[1]
Дополнительная развивающая программа летней кампании детского оздоровительного лагеря «Звёздный Бриз» «Звёздное наследие» в период летних каникул 2022 г базировалась на личностном подходе к формированию нравственной основы личности обучающегося, создании условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду.
Данный подход к реализации педагогической программы использовался с целью совершенствования качества классического образовательно-воспитательного процесса, который был направлен на развитие единого образовательного пространства, целью которого заключалось в преобразовании летнего оздоровительного лагеря в социальный институт, важнейшей функцией которого являлось гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Для достижения результативности программы использовалась система методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр, характеризующихся учебно–познавательной, воспитательной и развивающей направленностью.
Главным элементом программы, погружающим в игровой сюжет была - настольная игра «Звёздное наследие» (приложение 1), которую ребята получали на игре погружения. Каждая команда получала мини-копию большой игры, в которой отмечали свои открытия, делились своими эмоциями и следили за этапами игры.
В полученный комплект - игры входило:
· игровое поле;
· приветственное письмо + правила игры;
· альбом «Звездный путь»;
· карточки с дополнительными заданиями «Командная работа»;
· копилка.
Игровое поле было разделено на несколько тематических уровней (каждый уровень 2-4 дня). Задачей команд, участвуя в мероприятиях каждого уровня, зарабатывать, как можно больше звезд для того, чтобы перейти на следующий уровень. Команда, заработавшая набольшее количество звезд, получает фрагемнт скрижаля и переходила на следующий уровень.
Целью игры являлось: добраться до центрального поля с наибольшим количеством звезд и, объединив усилия, собрать скрижаль.
Каждый отряд боролся за тайну скрижаля, побеждал тот отряд, который доходил до центрального уровня с наибольшим количеством звезд (балов). Смысловая, интеллектуальная, физическая нагрузка программных мероприятий была разработана и выстроена с учетом возрастных психологических характеристик детей.
В конце смены на финальном мероприятии ребятам было необходимо объединить все полученные знания. Каждая команда рассказывала о том, какие фрагменты они собрали в течение смены и объединяли их в общий документ (скрижаль). Собрав скрижаль, ребята смогли прочесть главное послание.
На каждой смене в рамках реализации программы ребята знакомились с нематериальным культурным наследием нашей страны, а именно научными достижениями, географическими деятелями, кинематографом и литературой. В конце каждой смены проводилась диагностика полученных знаний (приложение 2).
Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В заключении хочется добавить, что мы уверенны, что все выше перечисленное вместе с грамотно прописанными и проведенными мероприятиями программы «Звёздное наследие» дает возможность для благоприятного развития воспитания у детей интереса к истории Родины и чувства патриотизма у детей и подростков.
Список литературы:
1. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив //Новосибирск: Изд. НГПУ. -2016. –С. 86–91.
2. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитывающая среда образовательной организации: сущностные характеристики, компоненты, ресурсы //Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики. –М.: МПГУ, 2018. -С. 104–112.
3. «Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева» [Электронный ресурс] URL https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnykh-orientatsii-podrostkov-na-osnove-pedagogicheskikh-idei-ds-likhache
Приложение №1
Настольная игра «Звёздное наследие»
Скачано с www.znanio.ru
[1] «Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева» [Электронный ресурс] URL https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnykh-orientatsii-podrostkov-na-osnove-pedagogicheskikh-idei-ds-likhache
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.