Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.
Оценка 4.7

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
22.01.2017
Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.
В рамках школьного педсовета мне было предложено выступить. По данной теме было рассмотрено совместная работа нашего коллектива. Многие коллеги вносили предложения о необходимости сплочения коллектива. Здесь я рассмотрела все фактора совместной работы как между коллегами, так и связи семьи и школы.Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума. 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся. 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе. 5. Педагогическое просвещение родителей. 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся. 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы. ________________________________________ 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. При рассмотрении вопросов обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более широких социальных позиций. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания. Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Учитывая большую роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитательной деятельности семьи и общественности? ________________________________________ 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них. Интенсивное развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей производства повлекли за собой необходимость введения всеобщего среднего образования и повышения научного уровня образовательно-воспитательной работы. Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывать их родителей. Наконец, необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье обусловливается тем обстоятельством, что почти see родители вовлечены а общественное производство, многие из них занимаются самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности общественных и культурно-массовых организаций. Все это так или иначе сказывается на ix воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционнее контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 г. свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего общения родителей с детьми, В 1950 г. в семьях служащих Москвы родители учащихся V-VII классов уделяли проверке тетрадей и дневников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 г. - около двух часов. Тенденция эта сохраняется и поныне. Учитывая это, школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и воздействовать на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Таковы объективные предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности. ________________________________________ 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основных группы. К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием. Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процecce семейного воспитания.В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению? Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы сучащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать. следующие вопросы. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только-, на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и. эстетическом воспитании. Нс секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости, детей и не придают должного значения другим сторонам их развития. Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа. нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д. Особенно большую роль в решении этой проблемы играет влияние матерей, и их усилия в данном направлении необходимо всячески поддерживать. Английский историк-социолог XIX в. Томас Бокль писал: "Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов". Большой круг сложных вопросов охватывают проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности. Л.H. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорил писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашнего учения. Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству. Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуканием детей к тем или иным форам поведения. Главное в ней состоит в том, чтобы установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким Должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содержать свои вещи и рабочее место, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одобрения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и сызмала не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты. Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы - ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, просмотром телепередач, а также с их участием в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Действенным стимулирующим, фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С. Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за цветами, складывать в определенное место получаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей расширять сферу применения сил детей в практических делах, особенно это относится к подросткам и старшим школьникам, приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения. Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий. Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием относятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервозности и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от участия в труде, что формирует у них потребительское отношение к жизни. Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе. В отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе. Какой же должна быть помощь школы семье в решении этих проблем? Основными формами этой помощи являются: организационно-педагогическая работа с родителями, осуществление их педагогического просвещения и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания, учащихся. Рассмотрим содержание и формы этой работы. ________________________________________ 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе. Органы родительской общественности в школе. Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко па общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. Для этого полезно организовать работу семьи в этом направлении. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, создавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями. Подобные родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы, по. воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во всех школах это делается. В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов -общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы. Численный состав родительского комитета школы устанавливается решением общего собрания (конференции) родителей. Для выполнения текущей работы родительский комитет в крупных школах избирает из своего состава президиум, в который входят председатель родительского комитета, его заместитель и 3-5 членов президиума. В небольших неполно-средних школах избираются председатель, его заместитель и секретарь родительского комитета, в малокомплектных - только председатель. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей в составе председателя и 4 членов комитета. Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания. Наконец, организационно-педагогическая работа школы включает поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями содействия семье и школе. ________________________________________ 5. Педагогическое просвещение родителей. Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, "знают все", на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегать, кричать, разбрасывать домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам и берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Но известный русский поэт Жуковский уподоблял детский страх щуке, выпущенной в небольшой пруд, которая пожрет в нем всю более мелкую рыбешку. Так и страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Между тем, если бы родители были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в данном случае необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему помощь родителям в этом отношении - очень важная задача школы, учителей. В 80-е гг. сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого было проведение научно-методической работы и который охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Широкое распространение, например, получили "школы молодой матери", в которых основами педагогических знаний овладевали женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучали вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, овладевали методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д. Психолого-педагогические знания но воспитанию детей дошкольного возраста родители получали в специальных семинарах при детских садах, затем работу Б этом направлении проводила школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создавали лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читали лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводили методические конференции и семинары но обмену опытом семейного воспитания, организовывали выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов но проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложнялась по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын или дочь. ________________________________________ 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся. Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании "рабочих уголков". Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями. Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов. Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и в особенности в общественно полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их нравственности. Оказывая индивидуальную помощь родителям и воздействуя на них в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С. Макаренко. "Вы прекрасно понимаете, - писал он, - что обычно вызывают родителей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо ведет себя. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани - не бейте". - "Хорошо, до свидания". Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему"'. Антон Семенович придерживался мнения, что шкала должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: "Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью." Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, всерьез брались за развитие читательских интересов учащихся и рекомендовали им создавать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Иногда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К сожалению, положение о влиянии на воспитательную работу семьи через учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо используется в школе. ________________________________________ 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы. Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д. Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы. С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руководят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам. Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.
педсовет29.03.2016.docx
Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и  социума. 29.03.2016 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка  повышения его эффективности. 2. Социально­экономические факторы повышения роли школы в организации  воспитательной работы семьи и общественности. 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся. 4. Организационно­педагогическая работа школы с родителями. Органы  родительской общественности в школе. 5. Педагогическое просвещение родителей. 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся. 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной  учебно­воспитательной работы.   1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая  предпосылка повышения его эффективности.   При рассмотрении вопросов обучения и воспитания неоднократно  подчеркивалось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по  воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей  воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и  согласованности воспитательного влияния семьи и школы.   Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более  широких социальных позиций. Воспитание детей ­ конституционная обязанность  родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя,  воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к  общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их  физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и  осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.   Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей  во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи  отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем  детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи  продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не  может не учитываться в процессе школьного воспитания.   Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее  собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью,  вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше  семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.     Учитывая большую роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и  общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять.  Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитательной деятельности семьи и общественности? 2. Социально­экономические факторы повышения роли школы в организации  воспитательной работы семьи и общественности.   Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на  воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и  производственно­экономическими сдвигами, которые происходят в развитии  современного общества. Укажем на важнейшие из них.   Интенсивное развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей  производства повлекли за собой необходимость введения всеобщего среднего  образования и повышения научного уровня образовательно­воспитательной  работы. Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в  общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи.   Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно­ воспитательную работу на научно­педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и  психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно­методическую  помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.  Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывать их родителей.   Наконец, необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье  обусловливается тем обстоятельством, что почти see родители вовлечены а  общественное производство, многие из них занимаются самообразованием,  повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности  общественных и культурно­массовых организаций. Все это так или иначе  сказывается на ix воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционнее  контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований,  с 1929 г. свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но  это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего  общения родителей с детьми, В 1950 г. в семьях служащих Москвы родители  учащихся V­VII классов уделяли проверке тетрадей и дневников, совместным  прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 г. ­ около двух часов. Тенденция эта сохраняется и поныне. Учитывая это,  школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и воздействовать на активизацию воспитательной деятельности родителей,  повышать их ответственность за воспитание детей. Таковы объективные  предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве  воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности. 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию  учащихся. Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо  знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг  этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно  разделить на три основных группы.   К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и  содержанием образовательно­воспитательной работы школы и семьи.   Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в  семье к работе над своим личностным развитием и формированием.   Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся в процecce семейного воспитания.В чем  же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа  школы и семьи по их решению?   Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи  и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению  содержательности образовательно­воспитательной работы сучащимися. Семья  должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей  страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения.  Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать.  следующие вопросы.   Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки  воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только­, на учебную работу детей, но и  проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке,  физическом, нравственном и. эстетическом воспитании. Нс секрет, что некоторые  родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости,  детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.   Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и  способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то  же время школа. нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия  детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам,  техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков  и т.д.   Особенно большую роль в решении этой проблемы играет влияние матерей, и их  усилия в данном направлении необходимо всячески поддерживать. Английский  историк­социолог XIX в. Томас Бокль писал: "Поразительный факт, что у  большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо  больше приобрели от матерей, чем от отцов".   Большой круг сложных вопросов охватывают проблемы побуждения активности  учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что  наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют  поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной  активности. Л.H. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что воспитание  представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не  воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия  воспитания детей, говорил писатель, которое не включало бы воспитания себя.  Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и  работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей  жизни от детей.   Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы  нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова  и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению  школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между  родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто  приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на  восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашнего  учения.   Задача родителей ­ развивать у учащихся здоровые духовные потребности и  интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера,  которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы"  и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет  гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании  детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных  потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и  литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие  здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями,  к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.   Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа  требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Как  уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания,  требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным  понуканием детей к тем или иным форам поведения. Главное в ней состоит в том,  чтобы установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные  формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям  разъяснять, когда они должны утром вставать, каким Должен быть режим их  работы и отдыха, в каком порядке они должны содержать свои вещи и рабочее  место, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения  (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одобрения хороших  поступков и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие  привычки поведения. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и  сызмала не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится  понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и  конфликты.   Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к  детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют  их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы ­ ориентировать  родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы  и интересы, связанные с чтением книг, просмотром телепередач, а также с их участием в художественно­эстетических и спортивно­оздоровительных  мероприятиях.   Действенным стимулирующим, фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу  трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание  материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с  материальным достатком. А.С. Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более  20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в  порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за  цветами, складывать в определенное место получаемые газеты и журналы,  ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке  квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к  труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать  трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с  тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить,  а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи.  Неумение некоторых родителей расширять сферу применения сил детей в  практических делах, особенно это относится к подросткам и старшим школьникам,  приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя  иждивенческие настроения.   Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию  своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский  контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих  обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям  нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат,  где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных  заданий.   Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся в процессе совместной работы семьи и  школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием относятся к тем  изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на  поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что  подростки уже тяготятся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы  периодически сопровождаются повышением нервозности и раздражительности.  Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы  учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от участия в труде,  что формирует у них потребительское отношение к жизни.   Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных  особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к  склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных  увлечениях и участии в спортивно­массовой работе, проводимой в школе. В  отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют  их стремления к практической деятельности в сфере материального  производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает  хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье,  так и в школе. Какой же должна быть помощь школы семье в решении этих проблем?   Основными формами этой помощи являются: организационно­педагогическая  работа с родителями, осуществление их педагогического просвещения и  проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и  воспитания, учащихся. Рассмотрим содержание и формы этой работы. 4. Организационно­педагогическая работа школы с родителями. Органы  родительской общественности в школе.   Органы родительской общественности в школе. Свое влияние на воспитание  учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы  организационно­педагогической работы с родителями. Одной из таких важных  форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в  общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.   На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются  наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно­воспитательной  работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по  повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и  профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко па общешкольных  родительских собраниях ставятся научно­педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об  акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные  родительские собрания проводятся обычно два­три раза в год.   Более оперативной формой организационно­педагогической работы с семьей  являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными  руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины  учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и  поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для  установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о  том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную  воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или  налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель,  естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает  систему воспитательных мероприятий по ее решению. Для этого полезно  организовать работу семьи в этом направлении. С этой целью созывается  специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель  знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с  ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители  должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, создавать условия и  осуществлять контроль за его соблюдением. Если родители будут знать, какие  воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять  себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном  направлении с учителями. Подобные родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с  учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера,  повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение  поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы, по.  воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере  школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает  методические советы и рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во  всех школах это делается.   В системе организационно­педагогической работы школы с семьей большое  место занимает деятельность родительских комитетов ­общешкольных и  классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются  специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.   Численный состав родительского комитета школы устанавливается решением  общего собрания (конференции) родителей. Для выполнения текущей работы  родительский комитет в крупных школах избирает из своего состава президиум, в  который входят председатель родительского комитета, его заместитель и 3­5  членов президиума. В небольших неполно­средних школах избираются  председатель, его заместитель и секретарь родительского комитета, в  малокомплектных ­ только председатель. Родительский комитет класса  избирается общим собранием родителей в составе председателя и 4 членов  комитета.   Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого  круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой,  организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении  материальной базы для трудового и технического обучения, а также  профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом  семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди  родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.   Наконец, организационно­педагогическая работа школы включает поддержание  контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, промышленными и  сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в  них комиссиями содействия семье и школе. 5. Педагогическое просвещение родителей.   Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является  организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, хотя, как  говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, "знают все", на  поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и  обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегать, кричать,  разбрасывать домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он  успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность,  удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик  и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к  угрозам и берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Но известный  русский поэт Жуковский уподоблял детский страх щуке, выпущенной в небольшой  пруд, которая пожрет в нем всю более мелкую рыбешку. Так и страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Между  тем, если бы родители были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в данном  случае необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид  деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается  педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему помощь  родителям в этом отношении ­ очень важная задача школы, учителей.   В 80­е гг. сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью  которого было проведение научно­методической работы и который охватывал  разнообразные формы популяризации психолого­педагогических знаний среди  родителей. Широкое распространение, например, получили "школы молодой  матери", в которых основами педагогических знаний овладевали женщины,  готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучали вопросы  физического развития и санитарно­гигиенического ухода за детьми, овладевали  методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.   Психолого­педагогические знания но воспитанию детей дошкольного возраста  родители получали в специальных семинарах при детских садах, затем работу Б  этом направлении проводила школа. Для педагогического просвещения родителей  в школах создавали лектории по семейному воспитанию, народные университеты  педагогических знаний. В них читали лекции и доклады на психолого­ педагогические темы, проводили методические конференции и семинары но  обмену опытом семейного воспитания, организовывали выставки литературы по  педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов но проблемам  воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложнялась по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитание  детей того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын или дочь. 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.   Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является  индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны  учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию  трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.   В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание  необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности  школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и  соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам  должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и  нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об  организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В  частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют  интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени  проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания  относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического  творчества, не помогают им в создании "рабочих уголков". Некоторые родители  стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью  переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует  соответствующей индивидуальной работы с родителями.   Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так,  отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют  упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и  нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.   Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые  проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или  особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких  учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих  задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и в особенности в общественно  полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их  нравственности.   Оказывая индивидуальную помощь родителям и воздействуя на них в целях  улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый  педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы  учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы,  как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С. Макаренко. "Вы прекрасно понимаете, ­  писал он, ­ что обычно вызывают родителей и говорят: "Ваш мальчик не учится и  плохо ведет себя. Примите какие­нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани ­ не  бейте". ­ "Хорошо, до свидания".   Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо  берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по­прежнему"'.   Антон Семенович придерживался мнения, что шкала должна воздействовать на  улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: "Что же касается  школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если  дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей  заставлю вносить положительное влияние в семью.   Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы  научите детей чувствовать ответственность за семью."   Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает  серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично  убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, всерьез брались за  развитие читательских интересов учащихся и рекомендовали им создавать  домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те  включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности  учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Иногда эти задачи мы ставили  перед учащимися и проводили с ними соответствующую работу, это оказывало  положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К  сожалению, положение о влиянии на воспитательную работу семьи через  учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо  используется в школе. 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении  внеклассной учебно­воспитательной работы.   Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в  проведении внеклассной учебно­воспитательной работы с учащимися. Среди  родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники  искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно­ воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее  содержательность.   Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего  в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются  вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с  производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя  вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности  выдающихся людей и т.д.   Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы  является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в  научные учреждения, а также организация краеведческой работы.   С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы  ученических кружков, а также факультативных занятий.   Родители нередко руководят кружками "Умелые руки", авиамоделирования,  технического творчества. Специалисты­инженеры и научные работники проводят  факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.   Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит  профориентационную работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с  особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с  производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов  труда.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.

Воспитание авторитетом. Совместная деятельность пед. Коллектива, семьи и социума.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017